Райкконен: «Я быстр, как и Михаэль»
«Иной и на втором месте блестит, и его блеск отражается на том, кто занимает первое место», - гласит древняя истина, и она как нельзя более подходит для характеристики Кими Райкконена образца 2003 года. Причем в отличие от тех огненных бликов, которые в ходе борьбы за чемпионский титул отбрасывал на главного соперника горячий Хуан-Пабло Монтоя, молодой пилот West McLaren Mercedes излучает блеск холодный, стальной или, что вернее, ледяной - как и подобает истинному финну с написанным на шлеме прозвищем Iceman - Человек-лед.
Лед тронулся!
Финский же журналист Хейкки Кюльтя, следящий за Кими на протяжении всей его карьеры, отмечает: «Он все еще стесняется на публике, но уже значительно меньше, чем в свой дебютный сезон в Sauber, когда он вдруг оказался в центре внимания, а все вокруг для него были просто чужаками».
Да, многие коллеги-журналисты соглашаются, что Райкконен стал коммуникабельнее, расслабленнее, он уже не такой «бука», каким был, когда только пришел в Формулу-1. В немалой степени этому, надо полагать, способствовала атмосфера большой команды, за которую он теперь выступает, многоопытные менеджеры West McLaren Mercedes, понемногу «размораживающие» замороженного финна в коммуникационном плане. Мало того, что Кими, проявляя в ответ максимальную лояльность к своим работодателям и спонсорам, неизменно имеет «товарный вид» - его комбинезон, к примеру, всегда тщательно застегнут, чтобы были видны все имеющиеся на нем логотипы. Но он стал значительно приветливее, и благодаря упорным занятиям несравненно лучше теперь владеет английским (по мнению его девушки, он старается так потому, что относится к изучению языка как к работе, а в работе он старателен чрезвычайно).
Кстати, нынешняя девушка Райкконена, Дженни Далман, о которой говорят даже как о его невесте, - «Мисс Скандинавия-2001» (прежняя подруга Кими, Ханна, была обыкновенной студенткой). Существенно выросло и благосостояние молодого финна - его зарплата в West McLaren Mercedes составила 2,5 млн фунтов. Но надо отдать этому тихому парню должное: памятуя, как приходилось вкалывать его родителям, чтобы, еле сводя концы с концами, оплатить его занятия картингом и затем автогонками, дать ему достойную путевку в жизнь, он теперь сам занимается благотворительностью, помогая подросткам стать людьми.
Однако, по большому счету, в общении он все же остался, что бы там ни говорили, прежним, и его удручающе односложные ответы (из-за чего приходится задавать одни и те же вопросы по нескольку раз в различных формулировках), его столь же монотонная, как и раньше, часто невнятная речь, озвученная невыразительным и почти детским голосом, вынуждает журналистов писать портреты героев в общении с лихими парнями и «говорунами» вроде Алонсо, Уэббера или Баттона.
Но говоруны говорунами, какими бы быстрыми они тоже ни были, а чемпионом этого года, причем самым молодым чемпионом в истории Формулы-1, имел шансы стать именно Кими.
Если в прошлом году он закончил сезон с отставанием от Култхарда на 17 очков, то в этом, наоборот, обогнал его на 40 очков. И это при том, что машина в распоряжении Кими была хоть и максимально модернизированная, но все же прошлогодняя, отнюдь не ровня Ferrari и Williams в последнем воплощении, и тот же многоопытный боец Култхард смог из нее выжать лишь седьмое место в личном зачете и всего три призовых места против десяти и вице-чемпионского звания «салаги» Райкконена. И окончательный расклад очков в личном зачете убеждает: если бы не досадный взрыв мотора на «Нюрбургринге», когда Кими шел на верную победу, то даже с учетом его собственных ошибок именно он, а не Михаэль Шумахер и не Монтоя был бы чемпионом 2003 года, пусть и с меньшим числом побед. «Капля долбит камень не силою, а часто падая», - утверждает еще одна истина. Но в том-то и дело, что и с силой у молодого финна, кажется, тоже все в порядке. Однако история, в том числе и история автоспорта, история чемпионата, не знает сослагательного наклонения. Чемпионом в очередной, уже шестой раз и четвертый раз подряд стал Михаэль Шумахер, а нижеследующее интервью Кими Райкконена - это интервью вице-чемпиона, а этот титул, что ни говори, тоже дорогого стоит.
О горечи поражения
Когда я тебя интервьюировал в позапрошлом году, ты выступал еще за Sauber вместе с Ником Хайдфельдом. Теперь ты уже с начала сезона вступил в борьбу за чемпионский титул, долго был лидером сезона, в то время как Ник заработал за весь год лишь шесть очков и имеет шанс вообще лишиться места в Формуле-1, хотя ему и прочили блестящее будущее, причем как раз в команде McLaren. Что играет тебе на руку - судьба или особый талант?
Без таланта в Формуле-1 вообще нечего делать, и я думаю, что каждый из нас делает лучшее, на что он способен, без оглядки на других гонщиков. Наверное, и элемент удачи важен в каждом деле, но все же только от тебя самого зависит, как сложится твоя профессиональная карьера. Так что я иду своим путем, очень доволен своим нынешним положением и не склонен думать о том, как обстоят дела у других гонщиков.
Что стало главным фактором твоего успеха в сезоне 2003 года по сравнению с прошлым?
Главным образом, машина. Она стала значительно лучше. В прошлом сезоне было слишком много технических проблем, неполадок, отказов. А модификация этого года и по своим характеристикам, и в плане надежности значительно лучше, что и позволило мне в этом году результативно выступать и даже бороться за чемпионский титул.
И все же как раз технические проблемы наряду с авариями стали причиной утраты тобой лидерства в середине чемпионата. Разве не досадно?
Что ж, таковы автогонки. Вчера ты был на вершине, сегодня тебя с нее вытеснил другой, а завтра, быть может, ты окажешься на ней снова. Главное - оставаться где-то рядом, удерживаясь на том уровне, на котором идет борьба за титул. Конечно, всегда немного досадно терять преимущество, но это нормальный процесс, и я не особо зацикливаюсь на таких вещах. С другой стороны, очевиден вывод как много всего нужно для успеха, какого напряжения требует удержание лидерства и как легко его упустить, если хоть что-то не в порядке. И тогда надо побыстрее понять, что именно не так, постараться скорее это исправить и продолжить борьбу за утраченную позицию. Расслабляться здесь и уповать на то, что достигнутое тобой когда-то преимущество незыблемо, ни в коем случае нельзя, даже если ты - пилот топ-команды.
Что же надо было исправить, чтобы победить соперников, вернуть себе лидерство? Чего все-таки не хватило?
Лишь одного - скорости, на которую способна машина.
А как насчет тебя самого?
В плане мотивации и упорства мне ничего в себе менять не потребовалось: я всегда максимально сконцентрирован, всегда нацелен на успех, на победу и всегда выкладываюсь на все сто. Конечно, как и любой гонщик, я продолжаю набираться опыта и совершенствоваться, оттачивать свой пилотаж, чему, опять же, немало способствует и более удачная машина, и работа уже второй год в большой и сильной команде, но принципиально менять в себе что-то никакой необходимости у меня нет.
Но во многом результат тебе подпортили и твои собственные, порой весьма грубые ошибки, например, в квалификации перед Гран При Австралии, Гран При Испании и Гран При Канады, разве не так?
Действительно, наряду с очень хорошими выступлениями в - этом сезоне я допускал досадные ошибки, и не только в названных квалификационных заездах, но и в самих Гран При Испании и Гран При Канады. И эти ошибки дали людям повод говорить, что я все еще не обладаю достаточными данными, чтобы стать чемпионом мира. Но ошибки делаем мы все, мы все еще только приспосабливаемся к новой системе, и я, быть может, иной раз слишком усердствую, слишком спешу. Быть может, лучше ехать чуть спокойнее, как, к примеру, на «Нюрбургринге», где у меня бып поул: я не показал лучшего времени ни в одном из секторов, но общий результат стал лучшим.
Вообще же ты хорош настолько, насколько хорош твой результат в последней гонке. Ошибки совершают все, в том числе и действующий чемпион, и какой-то принципиальной причины, помешавшей мне выиграть чемпионский титул в этом году, не существует.
Но, быть может, эта причина - Михаэль Шумахер?
Отнюдь. Я столь же быстр, как и Михаэль, но нет никакого сомнения в том, что у него преимущество в куда большем опыте. А это потому, что он в автоспорте значительно дольше.
Стало быть, проблема в возрасте?
Нет, все дело лишь в количестве проведенных тобой гонок - чем их больше, тем больше опыт, а чем больше опыт, тем выше шансы на успех. Возраст же сам по себе значения не имеет. Если ты можешь выигрывать гонки, то можешь и победить в чемпионате - в любом возрасте.
Ощутил ли ты, что первая победа, одержанная тобой в Формуле-1, - победа в Гран При Малайзии - разделила твою жизнь на две части: «до» и «после»?
Да, несомненно. Побеждать всегда приятно, но эта победа стала для меня особенной. Конечно, я верил, что рано или поздно одержу ее, и с тех пор, как стал пилотом West McLaren Mercedes, это был лишь вопрос времени. Но пока эта победа не состоялась, я все же беспокоился, действительно ли мне это по силам, и в этом смысле результат Гран При Малайзии стал для меня чрезвычайно важным: теперь я знаю точно, что могу побеждать и в Формуле-1, и думаю уже о том, как бы победить снова и снова.
О сладости жизни
Провокационный вопрос: одновременно с переходом из команды-середняка в топ-команду у тебя сменилась и подруга: место прежней простой студентки Ханны заняла победительница международного конкурса красоты Дженни, более соответствующая статусу девушки топ-пилота. Это закономерность или же просто случайность?
Конечно, никакой закономерности здесь нет и быть не может. Просто так получилось. Почему? А почему люди расходятся и сходятся, разводятся и потом заключают брак с другими? Миллионы людей делают это, не переходя из одной команды в другую.
А как насчет прочих атрибутов статусного роста? В Монако я общался с тобой на яхте...
Нет, я не стал покупать собственную яхту. Ту, что была в Монако, я лишь арендовал на гоночный уик-энд. И тридцати гостей, которые получили возможность наблюдать гонку прямо с ее борта, пожертвовали 2800 фунтов, все до последнего пенни направленные затем на нужды «деревни SOS» для неблагополучных и беспризорных детей в Финляндии. Может, однажды я и куплю яхту, но, право же, делать это для того, чтобы побыть на ней несколько дней в году... это баловство, если не сказать, безумие.
Почему же ты, как и большинство пилотов Формулы-1, до сих пор не перебрался на постоянное место жительства в Монако, а по-прежнему остаешься в Швейцарии, где обосновался еще со времен Sauber?
В Монако слишком тесно, все слишком близко и слишком много соседей. А я привык и предпочитаю жить в более свободном пространстве, и поближе к природе. К тому же за те деньги, в которые обходится маленькая квартирка в Монако, в Швейцарии можно купить отличный дом. А была бы такая возможность, я и вовсе хотел бы остаться дома, в Финляндии. Но это невозможно, и я просто бываю там настолько часто, насколько могу.
Тогда, наверное, кочевая жизнь пилота Формулы-1 тебе не очень по нутру?
Я люблю сами гонки, но, действительно, как и все, наверное, не в восторге от бесконечных мотаний туда-сюда, особенно когда они связаны не с самими гонками, а с какими-то иными необходимыми мероприятиями. Если бы я мог выбирать, то проводил бы все время дома с Дженни, с моими и ее друзьями. Но должен же кто-то приносить деньги в дом!
Борис Мурадов
Журнал "Формула-1", декабрь 2003г.