Пресс-конференция президента FIA Макса Мосли. 10 июля 1999 года.
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Скверный анекдот, или старые песни о главном

Скверный анекдот, или старые песни о главном

Макс Мосли, пожалуй, самая одиозная, после Экклстоуна, личность в Формуле-1. Накануне Г ран При Великобритании президент FIA собрал пресс-конференцию, где высказал свою личную точку зрения по нескольким вопросам, имеющим для Ф-1 жизненно важное значение.

Доброе утро, дамы и господа! Перед тем, как вы начнете задавать мне вопросы, я хотел бы коротко остановиться на 4-х темах.

Еврокомиссия: скверный анекдот
Хорошо известно, что у нас есть некоторые проблемы во взаимоотношениях с этой организацией. Позвольте мне сразу оговориться, что все, о чем я собираюсь сказать, относится к старому правлению, а не к новому руководству, которое скоро приступит к выполнению своих обязанностей. Я надеюсь, что с новым правлением мы сможем вести разумную дискуссию, а не продолжать конфронтацию, которая длится последние два года из пяти лет работы Комиссии. Первые три года этим людям вообще не было никакого дела до Формулы-1.
В прошлом месяце The Financial Times опубликовала информацию, касающуюся конфиденциального «Заявления о претензиях», адресованного FIA. Информация появилась до того, как FIA ознакомилась с этим документом. По этому вопросу мы, разумеется, будем обращаться в судебные органы. Затем эти люди провели пресс-конференцию, и мне хотелось бы предложить вашему вниманию иллюстрацию методов, которыми уходящее руководство и сотрудники Комиссии по свободе предпринимательства пользовались в своей работе. Среди многих не отличающихся точностью высказываний, произнесенных там, был и ответ на вопрос о судебном процессе, который мы возбудили против Комиссии в Европейском суде в Люксембурге. Официальный представитель Комиссии охарактеризовал этот процесс как преследование за клевету. До сих пор мы не высказывались публично об этом процессе, но любой человек, знакомый с европейским законодательством, подтвердит, что комиссию нельзя преследовать за клевету. Истинное положение вещей заключается в следующем.
В декабре 1997 года Комиссия направила нам письмо. Это был конфиденциальный документ: показывать его кому-либо противозаконно. Тем не менее, помощник одного из официальных лиц комиссии пригласил четырех журналистов из The Financial Times, The Times, The Wall Street Journal и, кажется, The Guardian. Он по одному вызывал их в кабинет и каждому вручал копию письма. Поскольку это явилось вопиющим нарушением европейского законодательства, мы написали в Комиссию, что, по нашему мнению, подобное поведение недопустимо. Тогда Комиссия в письменном виде отрицала, что утечка имела место. И в течение трех месяцев они продолжали в письменном виде отрицать, что незаконно передали конфиденциальную информацию прессе.
Наконец, после того, как мы назвали Комиссии фамилии журналистов и официального представителя, передавшего информацию, а также указали место и время передачи, они были вынуждены признаться в противоправном деянии. Затем мы предложили им предпринять различные шаги, чтобы уладить это дело, но после того как они отказались идти нам на встречу, мы вынуждены были обратиться в Европейский суд. Процесс находится на начальном этапе, и представителей Комиссии все еще ждут в зале судебных заседаний.
Анекдот, который я только что вам рассказал, дает достаточно ясное представление о тех трудностях, с которыми нам пришлось до сих пор сталкиваться. Теперь, в ожидании полного пересмотра состава Комиссии с приходом ее нового президента, мы надеемся увидеть в будущем совершенно иной подход. Мы уверены, что так и будет.

Табачная реклама: а ВОЗ и ныне там...

Лично я считаю, что рано или поздно Формуле-1 придется отказаться от табачных спонсоров. Я считаю, что до тех пор, пока табачная реклама не будет прекращена, наш спорт рискует оказаться в стороне от главного, предполагающего нетабачное спонсорство пути развития мирового спорта. Я подчеркиваю, однако, что это моя личная точка зрения. Она не обязательно должна совпадать с мнением FIA и, естественно, команд.
Вместе с тем, если будет доказано, что молодежь и те люди, которые прежде не курили, начали курить под воздействием табачной рекламы в Формуле-1, я уверен, что команды предпочтут сами избавиться от табачных спонсоров.
Соответственно, 15 декабря мы направили запросы в министерства здравоохранения всех стран, где проводятся Гран При, с просьбой привести доказательства вышеизложенного опасения. Мы также написали председателю Европейской комиссии здравоохранения господину Флину и в ВОЗ (Всемирную организацию здравоохранения), с просьбой предоставить аналогичную информацию. Для получения ответов мы отвели 6 месяцев, до 30 июня, после чего планировалось рассмотреть эту проблему в независимой судебной инстанции.
Результаты весьма показательны. Из всех министерств до ответа нам снизошли только два - Германии и Великобритании. Несмотря на обещание, данное по телефону, Всемирная организация здравоохранения не стала утруждать себя перепиской. Я написал всем им еще раз. Но если эти организации не удосужились ответить даже на такой простой вопрос, это говорит о том, что интерес их к этой проблеме не слишком велик.

Допинг: «королева» вне подозрений
Как вам известно, в Маньи-Кур мы проводили тесты на допинг. В Сильверстоуне эта процедура также должна была проводиться, но при этом возникло недоразумение между двумя службами FIA. Одна из них полагала, что пробы будут брать сегодня, в субботу, а другая - вчера. Приняв во внимание обеспокоенность команд, судьи прервали процедуру. Обычно мы проводим два-три теста в год, и, несомненно, процедура будет проведена позже в этом сезоне.
Я не хочу, чтобы у кого-либо сложилось впечатление, что мы пребываем в благодушном настроении, однако по свидетельству лучших медицинских экспертов в настоящее время не существует наркотика, который позволяет гонщику вести машину быстрее, чем он делает это в нормальном состоянии. Если такое вещество появится, то, я думаю, мы можем столкнуться с большой проблемой. Пока же мы внимательно следим за развитием ситуации и продолжаем проводить тесты на тот случай, если вдруг обнаружится некое волшебное вещество, неизвестное даже Международному олимпийскому комитету.

Шины с канавками: старые песни о главном
В последнее время развернулась дискуссия о шинах с канавками и о влиянии, которое они вместе с аэродинамикой оказывают на проблему обгонов. Гонка в Маньи-Кур с ее 68 обгонами в значительной степени сняла остроту вопроса. Но на одном моменте стоит остановиться особо: нам постоянно твердят, что гонки станут интереснее, если уменьшить аэродинамическую прижимную силу и увеличить механическое сцепление колес с трассой.
Я считаю, что шины с канавками необходимо оставить, потому что они являются наиболее эффективным средством сдерживания роста скорости прохождения поворотов. Когда мы вводили канавки, некоторые утверждали, что они должны увеличить время прохождения круга секунд на 10 и тем самым убить Формулу-1.
Сверх этого сами конструкторы большинством голосов - 5:1 - приняли идею сужения автомобилей на 10 процентов. Это, как утверждали, должно было увеличить время прохождения круга на 1,5 секунды. Мы не слишком поверили всему этому, поскольку много раз слышали подобное прежде. Поэтому мы и ввели канавки, и сузили автомобили. Несмотря на все это автомобили 1998 года иногда оказывались быстрее машин годичной давности на сликах.
По-настоящему наша цель о снижении скорости до уровня 1996 года так и не была достигнута. В этом году положение несколько облегчилось отсутствием войны шин. Если хотите знать, четвертая канавка никогда не мыслилась как средство снижения скорости автомобиля, а вводилась исключительно для восстановления баланса.
Что касается будущего, то (снова подчеркну, что это мое личное мнение), я думаю, есть смысл в предположении, что автомобили стали слишком аэродинамически эффективны. Нетрудно понять, почему. Пять лет назад даже ведущие команды проводили в аэродинамической трубе, может быть, неделю за три месяца. Теперь собственные трубы с бегущей дорожкой для продувки моделей, уменьшенных на 50%, есть у всех ведущих команд, и они работают с ними 6 дней в неделю по 18 часов. Цеха для изготовления моделей сегодня больше средней фабрики Ф-1 пятнадцатилетней давности.
Стоит ли удивляться, что нынешние автомобили Ф-1 столь аэродинамически изощренны. Стоит ли удивляться, что езда в спокойном воздухе, для которой они проектируются, и гонка в возмущенном потоке, в который машины неизбежно попадают, если пилот желает совершить обгон, - разные вещи. И разница эта все увеличивается. Мы просили инженеров разобраться в этой дилемме. Все, что Федерация и руководители команд могут сделать в настоящее время, - это определить, в каком направлении должен изменяться технический регламент. И если будет решено уменьшить степень аэродинамической загруженности, средства достижения этой цепи должны определить сами конструкторы.
Мы получаем множество писем с предложениями утрясти тот или иной вопрос, касающийся Ф-1. Все это наглядно демонстрирует успех Формулы, успех, который мы не намерены приписывать целиком себе, так как есть еще такие люди, как Берни Экклстоун, внесшие огромный вклад в коммерческую сторону дела. Однако мы никогда не получали писем с предложениями улучшить чемпионат мира по ралли, или чемпионат «Гранд Туризмо», или гонки спортивных автомобилей. Нет, все хотят иметь отношение к Формуле-1, к чемпионату, который и без того функционирует успешно. Это несколько раздражает. Хотя в Ф-1 и существуют некоторые проблемы, они не того плана, чтобы мы нуждались в сторонних советчиках.

Я извиняюсь за то, что занял у вас столько времени. Есть у вас какие-нибудь вопросы?

Что содержалось в ответах британского и германского министерств здравоохранения?
ММ:
Британское министерство выслало несколько свидетельств, показывающих, что молодые люди узнают больше о табачных марках в результате рекламы. Немцы выслали материалы, которые скорее выражают мнение, чем содержат доказательства.

Почему не состоялось заседание с участием руководителей команд и Федерации, посвященное проблемам обгона?
ММ:
Мы полагаем, что для всех было важно присутствовать на этой встрече. Причина, по которой она не состоялась в июне, как планировалось, состоит в том, что две команды не имели возможности прислать своих представителей. Причем одна из них заявила об этом в последнюю минуту, что и послужило причиной задержки.

Не кажется ли Вам, что гонку в Маньи-Кур вряд ли можно назвать типичной, чтобы говорить об обгонах на ее примере?
ММ:
Забудем на минуту Маньи-Кур. Были весьма впечатляющие обгоны и в Канаде, и в Австралии, где Ральф Шумахер и Френтцен дважды менялись местами только на первом круге. Брать в качестве примера Барселону несправедливо. Да, нам не повезло в Барселоне, где мы стали свидетелями скучной гонки после захватывающего футбольного матча между «Баварией» и «Манчестер Юнайтед». Однако неделю спустя состоялся скучнейший футбол между Англией и Швецией и замечательная гонка в Канаде. О футболе никто не вспомнил.

Важно то, что гонщики могут обгонять, если хотят этого. Но положение в современной Формуле-1 таково, что находясь на одном из первых 6 мест в гонке, пилоты очень неохотно идут на риск потерять очки. Однако стоит гонщику из лидирующей команды оказаться в конце, как мы становимся свидетелями множества обгонов.

Не покажется ли Вам невежливым, если я напомню, что недавно господин Экклстоун высказался в пользу возвращения к сликам?
ММ:
Берни делает множество правильных вещей, но даже он не может быть прав во всем и всегда.

Многие из нас видели новый журнал для деловых людей, на обложке которого был помещен портрет председателя Комиссии по свободе предпринимательства господина ван Миерта с надписью «самый могущественный человек в Европе». Это издание усиленно распространялось во время Гран При, между тем Вы отзываетесь об этой личности, как об уходящей силе...
ММ:
Журнал, о котором вы говорите, кажется, каким-то образом связан с Экклстоуном. Зная Берни, я полагаю, что все это утонченная шутка. После этого я могу представить, почему так много нераспроданных экземпляров журнала появилось в Сильверстоуне. Похоже, покупатели, видя портрет ван Миерта с подобной надписью, полагали, что это чушь, и отказывались покупать журнал. Так шутка может обернуться потерями.

Журнал "Формула-1", август 1999г.



Знаете ли Вы что...