Фабрика скорости
Первое, что поражает поклонника Формулы-1, въезжающего в Уокинг, - небольшой городок близ Лондона - это полное отсутствие указателей. Нет, стрелки с названиями местных улиц, городов и весей, конечно, присутствуют в изобилии. Но самого главного, на взгляд любого болельщика, «указателя с надписью McLaren нет и в помине. А ведь именно благодаря команде Ф-1, штаб-квартира которой располагается в Уокинге, этот город, казалось, и снискал себе поистине мировую славу.
Страницы истории
Разумеется, известность Уокинга зиждется не только на гоночной славе McLaren. Если как следует покопаться в истории этого довольно скромного, с населением около 100 тыс., города, можно обнаружить множество интересных и любопытных фактов, благодаря которым Старый Уокинг снискал себе мировую известность задолго до появления здесь завода McLaren. Первое достойное внимания упоминание об этом поселении, основанном в смутные времена нормандского завоевания, относится к XV-XVI векам, когда на протяжении 150 лет здесь располагалась одна из загородных королевских резиденций. К востоку от старого города на реке Вей до сих пор сохранились поросшие мхом развалины дворца эпохи Тюдоров. Во времена Генри VIII и королевы Елизаветы I, тративших огромные суммы на содержание Уокинга, этот дворец был одной из загородных резиденций королевской семьи. Однако затем поместье было подарено Джеймдом I одному из придворных и постепенно пришло в упадок. А Уокинг превратился в заурядный торговый город.
Возрождение города началось лишь через два столетия, в начале XIX века, со строительством железной дороги между Лондоном и Саутгемптоном: Уокинг обзавелся собранной железнодорожной станцией. Своеобразную известность городу принесло открытие в 1854 году… знаменитого Бруквудского кладбища, где в 1885 году была проведена первая в современной истории Британии кремация. В период между двух мировых войн здесь нашли свое последнее пристанище около четверти миллиона человек. Здесь же, кстати, в 1997 году был захоронен и погибший в автокатастрофе возлюбленный британской принцессы Дианы Доди Аль Файед (позже, правда, прах Доди был перевезен на виллу Файедов в графстве Суррей).
Поистине же мировую известность Уокингу принес Герберт Уэллс, в 1897 году написавший здесь свою знаменитую «Войну миров». Именно благодаря британскому фантасту, посадившему свой марсианский корабль на окраине Уокинга и устроившему здесь первое сражение с пришельцами, широкая общественность за пределами Великобритании впервые узнала о существовании этого города. Потом здесь происходила еще масса любопытных событий: в частности, несколько лет в Уокинге жил и творил великий Бернард Шоу, в соседней деревушке Рипли, что всего в нескольких милях от старого города, родился Эрик Клэптон, а в Кнэпхилле, на западной окраине Уокинга, располагается студия, в которой в июне 1994 года записали свою первую песню Spice Girls. Гоночная же история Уокинга берет свое начало с 1907 года, когда в нескольких милях к северу от города, в Байфлите, был построен легендарный трек «Бруклендс» - первый в Европе стационарный автодром. Ко Второй мировой войне трасса пришла в полное запустение, и новый гоночный бум в Уокинге начался лишь в 1981 году, когда выкупивший у Тедди Майера команду McLaren Рон Деннис разместил здесь новую базу легендарной «конюшни».
Кузница серебряных стрел
Завод McLaren сегодня - самое большое предприятие города. Но найти его оказалось не так уж легко. Пришлось изрядно поплутать, прежде чем перед нами возникло двухэтажное стеклянное здание со скромным красным логотипом McLaren в правом верхнем углу. «Указатели?! - посмеивается пожилой привратник, открывая шлагбаум на въезде. - А зачем они нам? Все, кто тут работает, и так отлично знают дорогу, а гостей у нас бывает немного. Ведь это секретное предприятие, прямо как у вас в России».
Площадь парковки у главного здания плотно заставлена машинами. Похоже, на заводе Денниса работает все население городка. Собственно, так оно и есть. В Уокинге, наверное, нет семьи, хотя бы один представитель которой, его знакомый или знакомый его знакомого раньше или сейчас не работал бы в McLaren. «Большая часть персонала фабрики - люди, которые живут в радиусе 15 миль от нашей штаб-квартиры», - признается Рон Деннис, который после каждой победы в чемпионате мира почитает своим долгом провести по улицам города небольшой парад победы гоночных автомобилей, которые вот уже два с лишним десятилетия сходят со «стапелей» завода на Альберт-драйв.
Достаточно переступить порог этой стеклянной кузницы серебряных стрел, чтобы понять, почему Рон слывет в паддоке человеком, помешанным на роскоши и чистоте. Мраморные полы сверкают, словно лакированные обтекатели новеньких автомобилей. А ведь здание завода было построено более 20 лет назад, когда Рон Деннис перевез McLaren в Уокинг с ее прежней базы в Колнбруке, где вся команда размещалась в одном большом ангаре. Интересно, что обосновался Рон всего в нескольких сотнях ярдов от легендарной Хорселлской пустоши, куда в позапрошлом веке «приземлялись» марсиане Герберта Уэллса.
Вообще же за исключением этого необычного соседства да дворцовой роскоши приемных «палат», база в Уокинге мало чем отличается от заводов других лидеров Ф-1: Williams, Toyota, Ferrari. Более того, размеры предприятия достаточно скромны по современным меркам. McLaren давно уже стало тесно в этом двухэтажном строении, и Деннису приходится арендовать все новые и новые здания поблизости. А цех композиционных материалов даже пришлось разместить в нескольких десятках миль от основной базы, на самом юге Англии. Именно из-за дефицита площадей несколько лет назад Рон затеял грандиозное строительство на окраине Уокинга.
Огромный ультрасовременный комплекс Paragon - «Образец» - будет готов принять команду уже зимой. Но поскольку, как говорят в народе, три переезда равны одному пожару, скорее всего, это историческое событие произойдет в конце марта, когда гоночная команда со всем своим скарбом отправится в заморское турне. Три первых трансконтинентальных Гран При McLaren проведет на промежуточной версии прошлогоднего шасси МР4-17, и за неделю до Большого Приза Сан-Марино на Paragon пройдет совместная презентация нового завода и нового автомобиля образца 2003 года.
Золотой фонд Железного Рона
Впрочем, пока на старом заводе незаметно почти никаких признаков скорого переезда. «Фабрика скорости» функционирует в своем обычном режиме. Мы уже не раз рассказывали вам о структуре завода команды Ф-1, в том числе и на примере McLaren, поэтому на этот раз хочется остановиться лишь на одном, но совершенно уникальном «цехе». Речь о знаменитой «Комнате трофеев» Рона Денниса - автоспортивном святилище, располагающемся на первом этаже слева от главного входа, где собраны практически все призы McLaren.
Дело в том, что Рон Деннис, ко всему прочему, еще и заядлый коллекционер. Правда, собирает он не марки и не масштабные модели автомобилей (хотя в последнем Рон тоже себе не отказывает). Деннис коллекционирует победы в Гран При, а в качестве их материального воплощения - сами Большие Призы. После каждого триумфа музей завода пополняется двумя кубками: за командную и личную победу. После церемонии награждения Рон навсегда забирает у своих пилотов их трофеи и помещает в свою сокровищницу, которая уже давно больше напоминает копи царя Соломона или музей Оружейной палаты. В контракте всех гонщиков McLaren неизменно присутствует пункт о том, что все их призы заведомо принадлежат команде. Пилотам же достаются лишь точные копии трофеев, которые Рон заказывает у лучших мастеров.
Лишь в исключительных случаях Деннису приходится изготовлять копии для себя. Так произошло, например, с кубком за победу в Монце в 1989 году. Обиженный на команду из-за привилегий Сенны Ален Прост (к слову, уже договорившийся о переходе в Ferrari) швырнул свой серебряный трофей в толпу тифози. Утонув в «красном море», Большой Приз был мгновенно разобран «на запчасти». Но это лишь редкое исключение из правила, благодаря которому сейчас в запасниках Денниса хранится уже несколько сотен различных кубков. Всем им в скромной «Комнате трофеев» уже просто не хватает места. Поэтому хранилище командных драгоценностей в Paragon, куда будет перевезена и коллекция гоночных McLaren Рона Денниса, сделано куда более вместительным. В том числе и в расчете на будущие победы команды.
Железный Рон не скрывает, что за счет значительного технического и интеллектуального обновления McLaren в ближайшие после переезда годы он надеется существенно приумножить свой «золотой запас». Так что Ferrari стоит всерьез задуматься над тем, как защититься от стремительных «серебряных стрел» из Уокинга, с которыми Деннис в 2004 году готовится вновь пойти на приступ вершин Ф-1.
Владимир Маккавеев
Вадим Устинов
Журнал "Формула-1", февраль 2003г.