Как провалить дебют в Ф1
Но даже не это угнетало Бродли больше всего, самым неприятным было то, что за тридцать лет Lola ни разу не выставила в Ф1 собственную команду. Непростительно упущение для компании, которая заявляла о себе, как о самом успешном производителем шасси для гоночных автомобилей.
Первую попытку Бродли предпринял еще в 1994 году, когда инженеры его компании разработали проект шасси, которое оказалось настолько революционным, что дальше чертежей дело не пошло. Годом спустя Аллан МакНиш, исполнявший обязанности штатного тестера компании, вывел на трассу первый прототип собственного гоночного шасси Lola. Однако в 1995 Бродли был еще не готов выставлять собственную команду – ему никак не удавалось заинтересовать спонсоров своим проектом.
Но уже в 1996 мечта, похоже, стала явью. Бродли подписал большое спонсорское соглашение с компанией MasterCard, по которому он продавал всю рекламную площадь болида за $35 млн. При этом предполагалось, что команда дебютирует в Чемпионате Мира в 1998 году. Инженеры тут же засели за свои кульманы, Бродли отправился за стол переговоров с компанией Ford на предмет покупки двигателей, попутно готовясь к разработке собственного мотора. Все шло неплохо до ноября 1996 года, когда руководство MasterCard настояло на перенесении дебюта команды с 1998 года на 1997. На тот момент до первого Гран При оставалось всего 4 месяца, а работы был еще непочатый край.
Разработку шасси, получившего индекс Т97/30, удалось закончить поистине стахановскими темпами, но на его тесты времени не оставалось, более того, несмотря на все заверения, машина даже не продувалась в аэродинамической трубе. Двигатель Ford тоже оказался не самым лучшим – Lola достался Ford ECA Zetec-R стоявший еще на Sauber в 1995 году. Вдобавок к этому Бродли принял решение использовать резину компании Bridgestone, только появившуюся в Формуле-1, не обладавшей на тот момент должным опытом. На роль пилотов быстро подписали Рикардо Россета и Винченцо Соспири, которые были напарниками по команде Super Nova в Ф3000, где и разыграли между собой титул в 1995 году.
20 февраля машина была торжественно представлена публике, после чего пилоты сделали на ней несколько кругов, которые и тестами-то назвать было нельзя, скорее так, проверка всех систем. После чего машины были благополучно отправлены в Австралию ан первый этап Чемпионата. Уж лучше бы они затонули где-то по пути – позор Бродли был бы несоизмеримо меньше. Хотя тогда он даже не представлял, что его ждет. Эрик рассчитывал на триумфальное появление , которое закончится если и не победой в первой же гонке, то любым заметным успехом. «Если нам и не удастся побить их, то мы сумеем, по крайней мере, дать им хорошего пинка. С нашим опытом и технической поддержкой – это не будет особенной проблемой». Так Эрик Бродли говорил про команду Джеки Стюарта, которая одновременно с ним дебютировала в Формуле-1.
Третьего марта команда прибыла в Мельбурн, где через несколько дней ее пилоты фактически впервые вывели Т97/30 на трассу во время тренировок Гран При Австралии. Все дни перед началом этапа механики команды работали как заведенные пытаясь довести до ума болиды, которые лишь на словах были быстрыми и надежными. И несмотря на нечеловеческие усилия уже в пятницу всем стало понятно, что дебют легким не будет – у Россета и Соспири возникли проблемы с балансом машины, к тому же им катастрофически не хватало сцепления с асфальтом. Россет смог проехать свой лучший круг за 1:41.166, а Соспири – аж 1:42.590. Это был не просто провал, а ужасный провал – лучшему времени дня Россет проиграл около 10 секунд!
В преддверии квалификации команде нужно было срочно любым образом решать возникшие проблемы, что с учетом цейтнота (на все, про все у механиков оставалась всего ночь) и объемов работы, было практически нереальным. В субботу утром все стало только хуже – Россет проиграл своему пятничному времени 0,3 секунды, а Соспири – и вовсе проехал круг лишь за 1:44.286. И это при том, что Вильнев (пусть даже не пике карьеры, с лучшей машиной Чемпионата) проехал свой быстрейший круг за 1:28.594. Ни о каких попаданиях в 107% и речи быть не могло, и по большому счету в квалификации Lola мола не участвовать.
Квалификацию выиграл все тот же Вильнев (1:29.369), а Россет и Соспири по прежнему едва плелись по трассе. Справедливости ради, нужно заметить, что Винченцо сумел выжать из машины невозможное, проехав круг за 1:40.972. Это время так и осталось лучшим временем за всю историю команды. Россет, в свою очередь, на квалификации время лучше, чем 1:42.086 показать так и не смог.
Разочарования пилотов не было предела. «Это было сложнейшее задание. Мы все пытались сделать свою работу как можно лучше, но нам катастрофически не хватало тестовых километров, чтобы найти правильный баланс машины, и сцепление с асфальтом», - жаловался поел квалификации Соспири. Россет, в свою очередь, с подачи Эрика Бродли, пытался смотерть в будущее с оптимизмом: «Я знаю, что на следующей гонке мы должны выступить лучше, и я постараюсь показать всем болельщикам у себя дома, что мы прогрессируем».
Однако, выступить перед своими соотечественниками у Рикардо Россета так и не получилось – прилетев в Бразилию, где должен был состояться второй этап Чемпионата, он с удивлением узнал, что команды-то больше нет. Причем, что интересно, узнал он это из газет… Провал в Австралии привел Lola к потере спонсорской поддержки со стороны MasterCard, и как следствие – банкротству компании. И лишь вмешательство Мартина Биррана, выкупившего ее у Эрика Броли, спасло Lola от полного исчезновения.
Е. Канаш
Журнал ProFormula