Команда Jordan: Я в море хочу уплыть
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Команда Jordan

Команда Jordan

Мечта Эдди Джордана сбылась. Автодром превратился в желтое море. Ни одной красной кепки! Ни единого финского флага! Хотя на первый взгляд происходящее в Донингтон-парке напоминало ярмарку. Толчея народа. На прилавках – подержанные рули, маслорадиаторы, выхлопные трубы, рычаги подвески, шестерни, болты, гайки. Самую большую толпу "покупателей” собрал углепластиковый монокок. "Купцы”, представители команды, важно нахваливают свой товар, объясняя назначение той или иной детали. Гости довольны – редко представляется случай увидеть все эти железяки в такой близи. Бесконечные очереди тянутся к столам, за которыми не покладая рук раздают автографы Френтцен и Трулли. Гонщики и рады стараться. Ведь росчерк, который дается им так дешево, ценится их поклонниками очень дорого. Дети и взрослые резвятся в тренажерах гоночных автомобилей. Не обошлось, разумеется, и без балагана. Хотя на поверку так называемая "Ирландская деревня” оказалась самой натуральной пивной. Эдди Джордан всегда не прочь хорошенько повеселиться и повеселить других, а уж из празднования 10-летнего юбилея выступлений своей команды в Ф-1 он устроил настоящее шоу.
"Мы просто обязаны отблагодарить людей за ту поддержку, которую они нам оказывают. За исключением Ferrari, Jordan – единственная народная команда в Ф-1, – говорит Эдди Джордан. – У нашей команды большое сердце и твердый характер. Сейчас много рассуждают о больших деньгах и больших компаниях, но именно энтузиасты вроде Фрэнка Уильямса, Рона Денниса, даже Берни Экклстоуна в период, когда он возглавлял Brabham, создали то, что мы сегодня называем Ф-1. Именно великие личности, а не собрание безликих корпораций, многие годы эффективно продвигали этот спорт. Личности, у которых автогонки в крови”.




К кругу избранных, определивших облик современной Формулы-1, без сомнения, принадлежит и Эдди Джордан – человек, занимающий совершенно особое место в паддоке "большого цирка”. Можно как угодно относиться к образу, который создал вокруг своей команды ирландец, но прежде чем потешаться над его выходками, вспомните, что и в его жилах течет кровь гонщика.
Вершиной карьеры Эдди, кроме звания чемпиона Ирландии по картингу 1973 года, так и остался 1978 год, когда 30-летний гонщик одержал победу за явным преимуществом в ирландской серии с громким названием Формула-Atlantic. А за три года до этого казалось, что Эдди должен навсегда расстаться с автоспортом. В июле 1975 года в одной из гонок Формулы-Ford на его автомобиле отказали тормоза. Результатом аварии стал перелом обеих ног. Но Эдди вернулся. И в 1979 году уже стартовал в британской Ф-3. А в 1980 году сел в этой серии за руль автомобиля "конюшни” с пышным названием "Ирландская команда Marlboro”. Поддержку столь внушительного спонсора Джордан обеспечил, выгодно пристроив деньги местного отделения компании Philip Morris в Банк Ирландии. Скромное вознаграждение за эту операцию стало началом большого пути.
В Ф-3 Эдди время от времени занимал места на пьедестале, но не более того. Джереми Шоу, британский гонщик и журналист, вспоминает, что однажды он делил с Джорданом автомобиль в кузовном чемпионате: "Эдди был приглашен в команду как гонщик-ас Ф-3. Однажды он сообщил по радио, что оторвалось заднее колесо. Когда автомобиль заехал в боксы, мы бросились осматривать задние колеса – но там все было в порядке. И вдруг судья показал нам на левое переднее. Оно висело "на соплях”. Неплохо для аса Формулы-3?”
Джордан быстро понял, что как гонщик исчерпал себя. И в 1981 году явился в роли владельца команды Eddie Jordan Racing. 10 лет ушло на то, чтобы пробиться в Ф-1. 10 лет жизни. Можно только догадываться, сколько трудностей, сколько радостей и разочарований встретилось ему на этом пути. Глядя на сегодняшнего Эдди, можно предполагать, почему из стольких амбициозных, а подчас и гораздо более состоятельных людей, варившихся в британском автоспорте, наверх пробился именно он. И не просто пробился, но и закрепился в Ф-1.
"Люди, которые ничего не понимают в автоспорте, восклицают: "Эдди Джордан? Да это же тот самый ирландский придурок, который всегда приземляется на ноги”. И знаете что? Они правы! Я невероятно везучий человек. Я покупаю акции – и они начинают расти. Пять или шесть лет я вместе с командой просто боролся за выживание. И вдруг все пошло как надо”, – произносит Джордан, наблюдая, как Френтцен за рулем автомобиля 2000 года бьет рекорд Донингтон-парка сразу почти на 3,5 с (54,89 вместо прежних 58,27). Следом на Jordan-Ford 191, первом автомобиле Ф-1 Эдди Джордана, появляется Андреа де Чезарис, выступавший за команду в дебютном сезоне.
"Это было нелегко, – делится де Чезарис впечатлениями о "встрече с молодостью”. – Казалось, что я никогда раньше не водил автомобиль Ф-1. Нужен по крайней мере день, чтобы приноровиться. Чуть перешел предел – и уже в заносе. А в "формуле-1” ты всегда на пределе… Когда я принял предложение Jordan в 1991 году, я понимал, что прихожу в маленькую команду. И мне было важно знать, что автомобиль достаточно быстр. Машина мне понравилась при первом же знакомстве”.
Дебютный сезон в Ф-1 для Jordan сложился вполне удачно. Но сколько трудностей пришлось преодолеть!
"Я не хочу сказать, что мы десять лет назад жили в каменном веке, но теперь многие просто не понимают, с какого рода проблемами мы сталкивались. В 1991 году наша команда не входила в основную обойму. В семь утра в пятницу мы еще стояли на траве, вне боксов, и если к восьми мы не проходили предквалификацию, то не получали билет на уик-энд. Представьте себе, что где-нибудь в Канаде или Мексике вы должны сказать спонсорам, которых пригласили на Гран При: подождите, пока не решится, пройдем мы предквалификацию или нет, – Джордан делает страшные глаза. – Никому не пожелаю испытать подобное напряжение. В результате я заработал геморрой. Я был на грани нервного срыва. Но и в Канаде, и в Мексике мы набирали очки”.
Прошло 10 лет, и Эдди Джордан снова стоит на перепутье. Заручившись поддержкой Honda, он должен ответить на вопрос: сумеет ли его команда бросить вызов лидерам гонок Гран При, сумеет ли подняться на новый качественный уровень? Какие же задачи ставит перед собой Эдди на ближайшие 10 лет?
"Конечно, победа в чемпионате мира. Но еще меня преследует видение: я должен – должен! – переплыть Атлантику. Возможно, сначала вместе с парой приятелей, но в конце концов – в одиночку. Я влюблен в море!” Похоже, Эдди Джордану предстоит большое плавание.

Леонид Ситник

Журнал "Формула-1" январь, 2001



Знаете ли Вы что...