Команда Jordan
"Мы просто обязаны отблагодарить людей за ту поддержку, которую они нам оказывают. За исключением Ferrari, Jordan – единственная народная команда в Ф-1, – говорит Эдди Джордан. – У нашей команды большое сердце и твердый характер. Сейчас много рассуждают о больших деньгах и больших компаниях, но именно энтузиасты вроде Фрэнка Уильямса, Рона Денниса, даже Берни Экклстоуна в период, когда он возглавлял Brabham, создали то, что мы сегодня называем Ф-1. Именно великие личности, а не собрание безликих корпораций, многие годы эффективно продвигали этот спорт. Личности, у которых автогонки в крови”.
К кругу избранных, определивших облик современной Формулы-1, без сомнения, принадлежит и Эдди Джордан – человек, занимающий совершенно особое место в паддоке "большого цирка”. Можно как угодно относиться к образу, который создал вокруг своей команды ирландец, но прежде чем потешаться над его выходками, вспомните, что и в его жилах течет кровь гонщика.
Вершиной карьеры Эдди, кроме звания чемпиона Ирландии по картингу 1973 года, так и остался 1978 год, когда 30-летний гонщик одержал победу за явным преимуществом в ирландской серии с громким названием Формула-Atlantic. А за три года до этого казалось, что Эдди должен навсегда расстаться с автоспортом. В июле 1975 года в одной из гонок Формулы-Ford на его автомобиле отказали тормоза. Результатом аварии стал перелом обеих ног. Но Эдди вернулся. И в 1979 году уже стартовал в британской Ф-3. А в 1980 году сел в этой серии за руль автомобиля "конюшни” с пышным названием "Ирландская команда Marlboro”. Поддержку столь внушительного спонсора Джордан обеспечил, выгодно пристроив деньги местного отделения компании Philip Morris в Банк Ирландии. Скромное вознаграждение за эту операцию стало началом большого пути.
В Ф-3 Эдди время от времени занимал места на пьедестале, но не более того. Джереми Шоу, британский гонщик и журналист, вспоминает, что однажды он делил с Джорданом автомобиль в кузовном чемпионате: "Эдди был приглашен в команду как гонщик-ас Ф-3. Однажды он сообщил по радио, что оторвалось заднее колесо. Когда автомобиль заехал в боксы, мы бросились осматривать задние колеса – но там все было в порядке. И вдруг судья показал нам на левое переднее. Оно висело "на соплях”. Неплохо для аса Формулы-3?”
Джордан быстро понял, что как гонщик исчерпал себя. И в 1981 году явился в роли владельца команды Eddie Jordan Racing. 10 лет ушло на то, чтобы пробиться в Ф-1. 10 лет жизни. Можно только догадываться, сколько трудностей, сколько радостей и разочарований встретилось ему на этом пути. Глядя на сегодняшнего Эдди, можно предполагать, почему из стольких амбициозных, а подчас и гораздо более состоятельных людей, варившихся в британском автоспорте, наверх пробился именно он. И не просто пробился, но и закрепился в Ф-1.
"Люди, которые ничего не понимают в автоспорте, восклицают: "Эдди Джордан? Да это же тот самый ирландский придурок, который всегда приземляется на ноги”. И знаете что? Они правы! Я невероятно везучий человек. Я покупаю акции – и они начинают расти. Пять или шесть лет я вместе с командой просто боролся за выживание. И вдруг все пошло как надо”, – произносит Джордан, наблюдая, как Френтцен за рулем автомобиля 2000 года бьет рекорд Донингтон-парка сразу почти на 3,5 с (54,89 вместо прежних 58,27). Следом на Jordan-Ford 191, первом автомобиле Ф-1 Эдди Джордана, появляется Андреа де Чезарис, выступавший за команду в дебютном сезоне.
"Это было нелегко, – делится де Чезарис впечатлениями о "встрече с молодостью”. – Казалось, что я никогда раньше не водил автомобиль Ф-1. Нужен по крайней мере день, чтобы приноровиться. Чуть перешел предел – и уже в заносе. А в "формуле-1” ты всегда на пределе… Когда я принял предложение Jordan в 1991 году, я понимал, что прихожу в маленькую команду. И мне было важно знать, что автомобиль достаточно быстр. Машина мне понравилась при первом же знакомстве”.
Дебютный сезон в Ф-1 для Jordan сложился вполне удачно. Но сколько трудностей пришлось преодолеть!
"Я не хочу сказать, что мы десять лет назад жили в каменном веке, но теперь многие просто не понимают, с какого рода проблемами мы сталкивались. В 1991 году наша команда не входила в основную обойму. В семь утра в пятницу мы еще стояли на траве, вне боксов, и если к восьми мы не проходили предквалификацию, то не получали билет на уик-энд. Представьте себе, что где-нибудь в Канаде или Мексике вы должны сказать спонсорам, которых пригласили на Гран При: подождите, пока не решится, пройдем мы предквалификацию или нет, – Джордан делает страшные глаза. – Никому не пожелаю испытать подобное напряжение. В результате я заработал геморрой. Я был на грани нервного срыва. Но и в Канаде, и в Мексике мы набирали очки”.
Прошло 10 лет, и Эдди Джордан снова стоит на перепутье. Заручившись поддержкой Honda, он должен ответить на вопрос: сумеет ли его команда бросить вызов лидерам гонок Гран При, сумеет ли подняться на новый качественный уровень? Какие же задачи ставит перед собой Эдди на ближайшие 10 лет?
"Конечно, победа в чемпионате мира. Но еще меня преследует видение: я должен – должен! – переплыть Атлантику. Возможно, сначала вместе с парой приятелей, но в конце концов – в одиночку. Я влюблен в море!” Похоже, Эдди Джордану предстоит большое плавание.
Леонид Ситник
Журнал "Формула-1" январь, 2001