История команды Brabham: «Действительно крошечная команда»
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Разбитое зеркало (ч.2)

Разбитое зеркало (ч.2)

Разбитое зеркало (ч.1)
«Действительно крошечная команда»
На редкость практичные инженеры, никогда не позволявшие себе витать в облаках технических изысков, Джек и Рон были уверены, что автомобили Гран При могут быть столь же просты и непритязательны в обслуживании, как машины младших "формул", рассчитанные в основном на любителей и полупрофессионалов. "Оба они превосходно знали цену любой детали, любого агрегата, - вспоминал ставший позже пилотом команды Денни Хьюм. - И если бы ступицы от Ford Zodiak подходили к машине Ф-1, Рон и Джек обязательно бы их использовали..."
Но даже при таком подходе ожидать появления новой машины раньше лета 1962 года было бы нереально. Рассчитывать на доброту Куперов, сами понимаете, - глупо. Поэтому Брэбэм заказал Lotus 24 у Колина Чэпмена. Но и тут случилась закавыка - машина задерживалась. Вот почему дебютировать в Формуле-1 14 апреля 1962 года BRO (вся "конюшня" состояла тогда из самого Джека, его жены Бетти и двух механиков, Тима Уолла и Роя Биллингтона) должна была, имея на вооружении устаревший Lotus 21. Который... загорелся в мастерской во время последней проверки и на старт так и не вышел.
Восстановить машину удалось только к гонке во французском По. Но до финиша, как и в английском Эйнтри неделей позже, Брэмэн так и не добрался. Относительно успешно закончить состязания (уже на Lotus 24) ему впервые удалось лишь в Сильверстоуне 12 мая - на 6-м месте, отстав от победителя на крут.






И только в августе на Нюрбургринге - пять этапов чемпионата мира уже остались позади - стартовал Brabham ВТЗ. По сравнению с революционным Lotus 25, появившимся на 3 месяца раньше, окрашенный в замечательный оттенок бирюзового цвета, ВТЗ казался маленьким симпатичным неандертальцем. Ведь роль силовой конструкции у него исполняла трубчатая ферма, а не новомодный монокок.
Результат оказался соответствующим - 1,5 мин (!) проигрыша в квалификации, 24-е место на старте и порвавшийся на 9-м круге гонки тросик "газа". До конца сезона, правда, Брэбэму удалось заработать очки в США и ЮАР. А зимой Черный Джек, употребив немалое свое обаяние и, разумеется, авторитет двукратного чемпиона, очаровал руководство Еsso. Нефтяная компания оплатила львиную долю бюджета команды на сезон-63 - 10 тысяч фунтов стерлингов - и у Брэбэма появилась возможность нанять бронзового призера чемпионата-61 американца Дэна Герни. Ведь в 37 лет сам Джек подумывал уже о заслуженном отдыхе.
Летом Торанак несколько модифицировал машину, оснастив ее боковыми бензобаками и усовершенствованной подвеской. Автомобиль назвали ВТ7 и красили теперь в зеленое с золотом. Весь сезон Джек и Дэн бились с бесконечными поломками моторов: из Монако Брэбэму пришлось даже отправить двигатель в Англию на своем самолете. Но вот что интересно - в Италии Герни на устаревшем, казалось бы, ВТ7 (он ведь так и не получил монокока) на равных сражался с непревзойденным, как тогда считалось, Lotus 25 самого Джима Кларка. И уступил только из-за проблемы с подачей бензина.
Больше того, Черный Джек за рулем ВТ3 выиграл незачетные гонки Ф-1 в Германии и Австрии. А осенью неожиданно выяснилось, что Brabham занял 3-е место в Кубке конструкторов, опередив Ferrari и Cooper.
В следующем сезоне произошло и вовсе невероятное - ВТ7 стал опережать чемпионские Lotus! В Монако Герни лидировал - подвела коробка передач. В Голландии впервые стартовал с поул-позишн - сломался руль. В Италии боролся за победу с Ferrari Джонни Сертиза - не выдержал мотор. В Бельгии выиграл в квалификации у BRM Грэма Хилла 1,6 с - за два круга до финиша кончился бензин. Но во Франции в кабине Brabham установили регулятор расхода горючей смеси, и Герни принес команде Черного Джека первую победу на этапах чемпионата мира, повторив потом это достижение в Мексике.
Оказалось, детище Рона и Джека, хоть и не блещет техническими новинками, зато необыкновенно послушно и легко в управлении. Что сразу же оцепили хозяева и пилоты частных "конюшен", раньше покупавшие продукцию Cooper и Lotus. Куперам доверять перестали, Чэпмен, как оказалось, "на продажу" готовил машины заведомо слабейшие. А Черный Джек - наоборот! Сам он сел за руль обновленного Brabham ВТ11 лишь в конце августа, Герни и вовсе весь сезон отъездил на ВТ7. Клиенты же фирмы - Йозеф Зифферт, Йоаким Боннье и другие - получили новейшую модель уже в мае!
"Эх, славные были денечки! Я чувствовал себя в команде как дома"
Увы, в следующем сезоне победную традицию продолжить не удалось. Слишком ненадежным оказался 32-клапанный мотор Coventry Climax, слишком мало опыта было у американских шинников. Компания Goodyear внесла в бюджет Brabham еще 10 тысяч фунтов (на эти деньги тогда можно было купить два Rolls-Royce), но изготовить гоночную резину мирового класса пока не могла. Два вторых, три третьих места - вот и все, чего удалось достичь Герни. А Джек откровенно засобирался на покой, готовя себе замену в лице Хьюма, - во Франции, Голландии, Италии новозеландец замещал шефа. И справился с задачей достойно, принеся команде пять очков, благодаря которым Brabham вновь удалось опередить и Ferrari, и Cooper.
"Эх, славные были денечки! - говорил о том времени Герни. - Я чувствовал себя в команде как дома, а Джек все больше доверял мне. Я всегда им восхищался и с удовольствием работал уже с Уоллом и Биллингтоном. Мы были действительно крошечной командой. Но всегда смело сражались с лидерами".
Беда пришла, откуда не ждали. Да не одна, а целых три. Сначала CSI решила увеличить рабочий объем двигателей Ф-1 вдвое, и Brabham лишился мотора. Потом вдруг Герни вознамерился по примеру шефа организовать собственную "конюшню". И напоследок взбунтовался Торанак.

Разбитое зеркало (ч.3)
Разбитое зеркало (окончание)

Александр Мельник

Журнал "Формула" 4/2000



Знаете ли Вы что...