История команды Brabham: Рон проявляет характер
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Разбитое зеркало (ч.3)

Разбитое зеркало (ч.3)

Разбитое зеркало (ч.1)
Разбитое зеркало (ч.2)
Рон проявляет характер
Тут самое время рассказать о хитрой структуре гоночного бизнеса Черного Джека. Расположенная в местечке Нью-Хо близ Байфлита в графстве Суррей MRD (в 1963-1965 годах она называлась Brabham Racing Developments) под руководством Торанака выпускала гоночные автомобили разных формул. Руководимая же Брэбэмом BRO, для которой нашли базу в Вудбридж Мидоуз, неподалеку от Гилфорда в том же южноанглийском Cypреe, покупала у Рона машины Ф-1 по 3000 фунтов за штуку. Причем усовершенствования, что постоянно вносил в конструкцию Торанак. оплачивались исключительно "натурой", - пользуясь обширными связями, Брэбэм приводил Рону новых клиентов.
Осенью 65-го конструктору это надоело: "Я сказал Джеку, что больше не буду строить автомобили Ф-1. Это отнимало много времени и сил, а что взамен? Я даже на гонках бывал крайне редко. Вот и решил, что сосредоточусь на выпуске "серийных" машин".
Неожиданный демарш ближайшего сподвижника заставил Брэбэма призадуматься. Одно время он даже решил купить у Чэпмена его Lotus. Но в конце концов вернулся к Торанаку, пообещав ему непосредственное руководство командой Ф-1.







Все утряслось только в апреле 1966-го, когда до старта сезона оставался месяц. Поэтому ни о каких титулах не мечтали - не до жиру, быть бы живу. "Вопрос был только в том, чтобы остаться на плаву, - вспоминал Торанак. - Необходимо было сохранить место в Ф-1, потому что вновь входить туда через год было бы намного труднее. Как только ваш бензиновый или шинный спонсор уходит к кому-то другому, вернуть его обратно становится почти непосильной задачей".
Чтобы спасти положение, Рон н Джек выбрали 8-цилиндроиый V-образный мотор австралийской фирмы Rеpco, сотрудничать с которой Брэбэм начал еще в 1959 году Изготовленный на базе серийного блока Oldsmobile F85, оснащенный двумя клапанами на цилиндр и одним распределительным валом в каждой головке, двигатель этот отнюдь не претендовал на ведущие роли в новой Формуле-1. Считалось, что Ferrari, Honda, BRM гораздо современнее и мощнее. Над шасси тоже долго не раздумывали, приспособив под австралийскую "восьмерку" прототип ВТ19, изготовленный годом раньше для экспериментального 16-цилиидрового Coventry Climax.
Результат оказался феноменальным. Одержав за пять летних недель четыре победы, Джек в третий раз стал чемпионом мира - досрочно, за месяц до финиша первенства! А Хьюм, только в июле пересевший с ВТ11 на слегка измененный ВТ19 (эта модель получила обозначение ВТ20), помог боссу выиграть Кубок конструкторов. Простота и надежность принесли результат.
Но если эти достижения еще можно объяснить слабостью соперников, так и не сумевших подготовиться к изменениям тех требований, то что сказать о результатах сезона-67, в котором Хьюм и Брэбэм заняли 1-е и 2-е места? Ведь побили они не кого-нибудь, а экс-чемпионов мира Кларка и Хилла, стартовавших из гораздо более мощных и быстрых Lotus 49. Так, в квалификации Гран При Германии Дэнни уступил Кларку 9.4 с - и все-таки выиграл гонку! По сравнению с 330-сильным Repco моторы соперником – Ferrari, Maserati, BRM, Cosworth, Honda, - развивали от 380 до 420 л.с. Однако ВТ20 и ВТ24 блистали "фамильными чертами" - легкостью в управлении, надежностью. "Этой машиной так легко управлять, - восторгался Хьюм после перкой в жизни победы в Гран При, на узких улочках Монте-Карло. - Просто невероятно!"
Кстати, многие тогда восхищались джентльменским поведением Брэбэма - хозяин "конюшни" не погнался за 4-м титулом, дав своему гонщику зеленую улицу. А дело-то было и том, что Черный Джек поплатился за приверженность к новым, неопробованным решениям. Как вспоминал Хьюм, он часто сохранял за собой право на самые последние технические новинки. К несчастью, в 67-м большинство из них себя не оправдали. "Если у меня появлялась новая идея. - говорил Торанак, - Джек не оставлял меня до тех пор, пока мы не применяли ее на деле. Но очень часто оказывалось, что решение еще сыровато. В конце концов я просто перестал рассказывать ему что бы то ни было до тех пор, пока не проверю свою мысль на практике".

На продажу
Чем выше был взлет, тем больнее оказалось падение. Новый двигатель, подготовленный специалистами Rерсо совместно с перешедшим из Coventry Climax Джоном Джаддом, вышел на редкость неудачным. 18 раз в 14 гонках сезона моторы выходили из строя. ВТ26 с усиленной алюминиевыми косынками трубчатой рамой (Торанак с патологическим упрямством отказывался от монокока) был быстрым, что доказывали поул-позишн во Франции и Канаде, но до финиша добрался лишь в Германии и Мексике.
Однако паники в команде не было. Пришедший из Cooper Йохен Риндт всецело доверял Джеку, механик Рон Деннис, которого австриец привел с собой, работал не покладая рук. Ни склок, ни взаимных обвинений - есть проблема, ее необходимо решить. "Чтобы вы представили себе атмосферу в Brabham в том сезоне, - писал 15 лет спустя Джадд, - расскажу вам о случае в Зандвоорте. Проблемы с мотором совершенно измотали нас во время тонировок. И чтобы снять напряжение, Джек, Йохен, Рон и я пошли в городской парк и полчаса самозабвенно катались на электрических автомобильчиках. Вот смеху-то было! Можете себе представить нынешних Экклстоуна Уильямса, Денниса, развлекающимися подобным образом? Вот и я не могу..."

"Очарование ушло, осталась только каждодневная напряженная работа"


Ушедшего в Lotus Риндта заменил Жаки Икс, от ненадежного Repco отказались в пользу проверенного Cosworth DFV, и удача вновь стала улыбаться команде. 24-летиий бельгиец, который принес с собой два бесплатных мотора и поддержку нефтяной компании Gulf, выиграл в Германии и Канаде и довольно неожиданно стал вице-чемпионом мира. Джек взял незачетный "Международный трофей" в Сильверстоуне, но сломал лодыжку на испытаниях новых шин и три этапа чемпионата пропустил. Тем не менее в Кубке конструкторов команда заняла второе место.
Но сам Джек уже решил - с него хватит. Осенью Брэбэм продал свои 60% акций Торанаку (Рон еще два года не мог расплатиться с партнером) и остался в собственной команде всего лишь служащим. За рулем его должен был заменить Риндт, открыто проявлявший недовольство порядками, царившими в Lotus, и тосковавший по домашнему уюту "конюшни Черного Джека". Однако Чэпмен предложил австрийцу огромные деньги и программу гонок Формулы-2 в придачу - Йохен (его менеджер Берни Экклстоун сыграл в этом, думается, не последнюю роль) устоять не смог. А предложение, от которого не смог отказаться Икс, сделал сам Энцо Феррари. Так 44-летиему Брэбэму вновь пришлось садиться за руль.
Первый же Гран При сезона Джек... выиграл! Сегодня ту победу вспоминают не иначе как некий курьез, "последний поклон великою мастера". И мало кто помнит, что если бы не исключительное невезение и пара собственных, столь не характерных для него ошибок, быть бы Черному Джеку вновь чемпионом.
В Испании Брэбэма подвел мотор, когда победа была практически в кармане. В Монако Джек сам свалял дурака в последнем повороте, пропустив Риндта. В Англии кончился бензин. В Италии заглох мотор. В Мехико двигатель загорелся, когда Джек шел вторым.
Ничем не смог помочь "первому номеру" (твердое разделение на 1-го и 2-го пилотов в Brabham применили впервые) Рольф Штоммелен. Немца пригласили в команду в обмен на два бесплатных Cosworth и спонсорскую поддержку журнала "Ауто Мотор унд Шпорт". Но дважды не пройдя квалификацию, новичок лишь однажды поднялся на нижнюю ступень пьедестала и трижды финишировал 5-м.
Формула-1 стремительно менялась, а Рон и Джек оставались прежними - технарями-практиками, которым интересно возиться с железками и никакого удовольствия не доставляет поиск спонсоров. "Раньше мы с Джеком допоздна оставались на трассе, - писал Рон. – Спорили, обсуждали, проверяли разные идеи. Потом отправлялись в гостиницу, если и раньше механиков, то совсем ненамного. Джек ушел, и мне уже не хотелось до ночи торчать в боксах. Но и обедать в одиночестве в 6 часов вечера было скучно. Очарование ушло, осталась только каждодневная напряженная работа. И я решил поговорить с Берни".
Переговоры начались в мае этого самого неудачного в истории команды сезона. Торанак явно не доверял новой "приме" Хиллу, предпочитая ему земляка Тима Шенкена. Но ни австралиец на проверенном ВТ33, ни англичанин на экстравагантном ВТ34, который за необычной формы радиаторы назвали "клешня омара", ничего поделать не смогли, набрав в общей сложности лишь 7 очков. И в октябре измученный Торанак от дальнейшей борьбы отказался, продав команду Экклстоуну.

Разбитое зеркало (окончание)

Александр Мельник

Журнал "Формула" 4/2000



Знаете ли Вы что...