Берни Экклстоун – экс-пилот Ф1
Правда, карьера Берни в качестве гонщика началась с мотогонок. Бросив школу в шестнадцать лет, и работая на местной СТО, молодой Экклстоун чинил мотоциклы, и время от времени принимал участие в местных гонках. Выступал он не без успеха, но каких-то серьезных достижений так и не добился – свои мотоциклы он собирал сам из запчастей, да и гением мотоспорта, чего уж там скрывать, он тоже не был. Зато, Берни обзавелся массой полезных связей, которые помогли ему стать совладельцем компании, в которой работал – Compton & Ecclestone – и научиться ездить на грани своих возможностей.
Берни за рулем своего первого Cooper |
Спустя пару лет Экклстоун благополучно оставил мотоспорт – в основном по соображениям безопасности, которая в те годы была, мягко говоря, никакой – и купил маленький Cooper Mk V. Эта машинка с полулитровым мотором была аналогом современной Формулы-3, и позволяла выступать в многочисленных местных гонках, с их демократичной атмосферой и достаточно приличными, по меркам пятидесятых годов, призовыми фондами.
Дебют на четырех колесах оказался очень успешным! Опыт, приобретенный в мотогонках, чувство равновесия и баланса машины, помогали ему опережать более талантливых гонщиков. В апреле 1951 Берни сходу финишировал четвертым в гонке на Брэндс-Хэтче, выиграв молодежный зачет. Затем последовали две победы и одно второе место в Гудвуде, еще одно второе место на Брэндс-Хэтче, и два подиума в Боурхеме.
Одна из первых гонок Экклстоуна Экклстоун лидирует в гонке в Брэндс-Хэтч |
До конца своего дебютного сезона Экклстоун выиграл еще три гонки на Брэндс-Хэтче, и выиграл еще два вторых места, которых хватило ему, чтобы стать Чемпионом Брэндс-Хэтча Формулы-Юниор (так называлась в те годы Формула-3).
Следующий сезон прошел с таким же успехом, и Берни начал всерьез задумываться о более серьезных достижениях – уровня двух-трех автодромов ему стало мало, и он попытался замахнуться на британское первенство Формулы-Юниор. Для этого в начале 1953 года, вместо Cooper Mk V, который к тому моменту морально устарел, Берни купил шасси Kieft CK 51. На этой машине он выиграл свою же первую гонку, но зрелищная авария на все том же Брэндс-Хэтче, где Экклстоун столкнулся со своим другом Биллом Уайтхаузом и улетел на парковку, расположенную за пределами трассы, пошатнула уверенность будущего босса Ф1 в продолжении карьеры пилота. К тому же, стремительно разраставшийся бизнес требовал все больше и больше времени, и на несколько лет Берни почти забыл об автоспорте, лишь изредка выходя на старт все тех же полулюбительских гонок.
Но в 1957 большой спорт сам нашел Экклстоуна. К тому времени он был менеджером талантливейшего британского гонщика Стюарта Льюис-Эванса, который выступал за команду Connaught. Это была небольшая группа энтузиастов во главе с Родни Кларком, которая строила собственные шасси для «формул» и кузовных гонок, но добившаяся довольно скромных успехов на мировой арене. В 1957 году команда переживала глубочайший финансовый кризис, и была на грани банкротства. Это позволило Берни купить два шасси, с индексами В3 и В7, и организовать какое-то подобие собственной команды.
История этой первой собственной команды Экклстоуна требует отдельного объемного рассказа. Но необходимо отметить, что ни о каких спортивных достижениях речь не шла – шасси было морально устаревшим, а полуторалитровые двигатели Alta никогда не были достаточно быстрыми, ни просто мощными – тогда для Берни это была просто возможность заработать на перепродаже машин.
Именно с этой целью в январе 1958 Стюарт Льюис-Эванс и Рой Сальвадори были отправлены в Новую Зеландию, для участия в ГП Новой Зеландии, не имевшем никакого отношения к Чемпионату Мира. Предполагалось, что оба пилота смогут там достойно выступить, продемонстрировав местным гоночным энтузиастам «отличные» европейские машины, и найдут покупателей для шасси. Роль продавца была возложена на Льюиса-Эванса, который все свободное время вынужден был проводить в обществе местных гонщиков, нахваливая Connaught. Но, номер не прошел. В гонке Льюис-Эванс сошел из-за отказа маслопровода – поговаривают, виной всему была экономия Экклстоуна, который отправил в Новую Зеландию всего одного (!) механика – а Сальвадори финишировал лишь пятым. Продать машины так и не удалось, и оба болида вернулись в Европу.
Считается, что именно с рекламными целями Экклстоун заявлял свою команду на ГП Монако и Великобритании в 1958 году. Также как и в Новой Зеландии, потенциальные покупатели должны были увидеть машины на ходу, и купить их у Берни.
В Монако за рулем антиквариата должны были стартовать малоизвестные Пол Эмери и Брюс Кесслер, но шансов пройти квалификацию у них не было просто по определению. На старт гонки по соображениям безопасности допускались лишь 16 машин, но на гонку в 1958 заявилось аж 30 пилотов, 14 из которых представляли сильные «заводские» команды Vanwall, BRM, Cooper, Ferrari, Lotus и Maserati. То есть фактически 17 пилотов-частников должны были бороться за 2 стартовых места. Стоит ли удивляться, что ни Эмери, ни Кесслер даже приблизиться не смогли к времени, позволявшему пройти квалификационное сито. Разрывы между пилотами в те годы были куда больше, чем сейчас, когда счет идет на десятые и сотые доли секунды, но даже по тем меркам пять секунд проигранные обоими гонщиками команды Экклстоуна выглядят «неподъемными».
В отчаянной попытке хоть как-то спасти ситуацию Берни решился на отчаянный шаг и попытался сам пройти квалификацию ГП Монако за рулем одного из своих болидов – правила тех лет позволяли заявлять почти неограниченное количество пилотов от одной команды – но тоже потерпел поражение, проиграв «проходному» времени больше шести секунд.
Connaught Экклстоуна во время квалификации ГП Монако |
Следующую попытку команда Экклстоуна предприняла на Сильверстоуне во время ГП Великбритании. Там за руль болидов сели более известные Айвор Бьюб и Джек Фэирмен, но в списке заявленных пилотов было и имя Берни Экклстоуна. Дело в том, что Фэирмен мог отказаться от выступления в гонке, и Берни рассчитывал подстраховать своего пилота при необходимости. Он даже прокатился в квалификации, чтобы показать хоть какое-то время и иметь право стартовать воскресной гонке – именно прокатился, проиграв времени поула минуту – но в итоге Фэирмен все же вышел на старт.
Айвор Бьюб на ГП Великбритании |
К сожалению, в гонке обе машины сошли из-за проблем с техникой, Фэирмена подвело зажигание, а Бьюба – коробка передач. Ну а против имени Экклстоуна значилась пометка «не стартовал».
На этом карьера гонщика Берни Экклстоуна закончилась окончательно, и началась карьера успешнейшего менеджера, руководителя команды, миллиардера, босса FOM и главного выдумщика Формулы 1 последних трех десятилетий, где Берни добился куда больших успехов.
Журнал ProFormula