Как-то раз...

Пилот Формулы-1. Человек, окруженный ореолом славы, причисленный к миру избранных. Сколько же их? Хотя бы раз на старт этапа ЧМ выходили более 700 гонщиков. Но для каждого четвертого из них этот «хотя бы раз» оказался первой и последней гонкой!
Лесли Джонсон
(Гран При Великобритании 1950 года)
В гонке на «Сильверстоуне» Лесли проехал всего-то неполных три круга - лишь немногим более десяти километров. Банальный отказ компрессора на его ERA, тем не менее, вошел в историю потому что привел к первому сходу в истории чемпионатов мира. Британец вышел на старт Гран При лишь однажды - во время самой первой гонки ЧМ, которая состоялась 13 мая 1950 года...
![]() |
Нелло Пагани
(Гран При Швейцарии 1950 года)
Чемпион мира по мотогонкам и руководитель непобедимой в 60-70-е годы команды MV Augusta также попробовал свои силы за рулем автомобиля Формулы-1. Проехал итальянец неплохо, хотя до очковой зоны на скоростной трассе «Бремгартен» все же не дотянул - Пагани на Maserati закончил гонку седьмым, уступив неудержимой Alfa Romeo победившего Джузеппе Фарины три круга.
Клементе Биондетти
(Гран При Италии 1950 года)
Итальянец родился в позапрошлом веке (!) - в 1898 году - и в списке «партиархов» значится третьим: лишь два пилота Формулы-1 появились на свет еще раньше. Наибольших успехов Биондетти добился в гонках спортивных машин, четырежды выиграв «Милле Милью» и дважды - «Тарга-Флорио», а свою единственную гонку ЧМ Клементе провел в Монце, выступая на Ferrari... с двигателем Jaguar. Комбинация оказалась малоэффективной - в квалификации итальянец проиграл поулу Фанхио более полуминуты, а в гонке мотор отказал.
![]() |
Дорино Серафини
(Гран При Италии 1950 года)
Редкий случай, когда гонщику в своем единственном Гран При удалось поучаствовать в борьбе за места на пьедестале почета. Правда, весьма своеобразным образом. Когда сошедшему из-за поломки двигателя лидеру Ferrari Альберто Аскари срочно понадобился автомобиль, чтобы добраться до финиша и набрать очки, именно Серафини оказался лучшим из пилотов «Скудерии» на трассе. Сменив его за рулем, Аскари пересек финишную черту вторым.
![]() |
Оскар Гальвес
(Гран При Аргентины 1953 года)
Южноамериканец лишь раз засветился на этапе ЧМ. В молодости он, несмотря на гоночный талант, постоянно пребывал в тени Хуана Мануэля Фанхио и лишь после отъезда того в Европу стал выигрывать у себя на родине гонку за гонкой в самых разных дисциплинах, став воистину народным героем. Неудивительно, что автодром в Буэнос-Айресе, не раз принимавший гонки Ф-1, назван именно в его честь.
Джимми Стюарт
(Гран При Великобритании 1953 года)
Британец провел всего одну и, по правде говоря, ничем не примечательную гонку в Ф-1. Стартовав 15-м, он пробился было на шестое место, но ошибся и вылетел с трассы. Быть может, этого пилота и не стоило упоминать, есчи бы не его младший брат Джеки, который смог добиться в автогонках чуть большего.
Эрвин Бауэр
(Гран При Германии 1953 года)
Единственная гонка немецкого спортсмена на автомобиле, название которого больше известно по марке швейных машин - Veritas, - не принесла ему лавров. А пять лет спустя Бауэр погиб самым нелепым образом - не заметил финишный флаг во время гонки «1000 км Нюрбургринга» и вылетел с трассы на следующем круге, полагая, что соревнование все еще продолжается и надо по-прежнему атаковать в полную силу.
Джордж Амик
(Indy 500 1958 года)
Американец до сих пор остается обладателем весьма любопытного статистического достижения. Во время своей единственной гонки в рамках чемпионата Ф-1 (в те годы легендарная «пятисотка» в Индианаполисе формально входила в его зачет) он, стартовав 25-м, пересек финишную черту вторым, отыграв таким образом по ходу дистанции 23 позиции! Однако порой в Индианаполисе происходили и более невероятные вещи, а вот добиться результативности в шесть очков в среднем за гонку в Ф-1 не удалось никому, кроме Джорджа (следом за ним идет X. М. Фанхио, у которого этот показатель составляет 5,44, чуть уступает аргентинцу М. Шумахер - 5,38).
Франсуа Пикар
(Гран При Марокко 1958 года)
Лишь раз диковинный Гран При Марокко включили в календарь чемпионата, и в памяти Пикара эта гонка, должно быть, осталась надолго. Когда Ferrari Оливье Жендебьена завертело на трассе перед его Cooper, француз и представить не мог, что полностью восстановить здоровье после произошедшего пару секунд спустя столкновения ему удастся лишь через полгода.
Боб Дрейк
(Гран При США 1960 года)
Американский ресторатор стал пилотом Ф-1 лишь потому, что первый в истории Гран При США состоялся в местечке Риверсайд неподалеку от его родного Лос-Анджелеса. Боб благополучно добрался до финиша, хоть и отстал на семь кругов. Именно ему выпала честь стать последним пилотом, выступавшим в Формуле-1 на легендарной переднемоторной Maserati 250F, которая к тому времени хоть и безнадежно устарела, но не лишилась своего шарма и изящества.
Брайан Харт
(Гран При Германии 1967 года)
Известный конструктор в 1967 году принял участие в немецком Гран При на машине Формулы-2. В своем классе он закончил гонку четвертым, но самое удивительное не в этом. Protos, за рулем которого выступал Харт, стал первым (и без сомнений, единственным) в истории гонок Формулы-1 автомобилем с деревянным (!) кузовом.
Жо Шлессер
(Гран При Франции 1968 года)
Карьера Жо Шлессера, дяди знаменитого Жана-Луи Шлессера, героя ралли Париж-Дакар, оказалась, увы, недолгой и трагичной. Honda RA302 с магниевым кузовом и двигателем воздушного охлаждения не удержалась на асфальте залитого дождем кольца в Руане и, вылетев на обочину, перевернулась и вспыхнула. Для 41-летнего француза эта гонка оказалась последней в самом трагическом смысле слова.
![]() |
Роджер Уильямсон
(Гран При Голландии 1973 года)
Этот парень, по воспоминаниям современников, был необыкновенно талантлив. Но его звезда так и не успела блеснуть на формульном небосклоне. В Сильверстоуне он из-за повреждения автомобиля не смог выйти на повторный старт гонки после массовой аварии, а на Гран При Голландии March 25-летнего гонщика из-за прокола покрышки врезался в барьер, огравдающий трассу, опрокинулся и загорелся. Роджер погиб.
Жерар Ляррусс
(Гран При Бельгии 1974 года)
Гоночная биография француза крайне богата на события - успешная карьера в соревнованиях спортпрототипов, две победы в Ле-Мане, руководство заводской командой Renault, а затем и собственным гоночным коллективом в Ф-1. Однако пилотская карьера самого Жерара в Больших Призах оказалась на удивление маловыразительной. Частный Brabham команды Scuderia Finotto в единственной попытке так и не добрался до финиша.
![]() |
Лео Киннунен
(Гран При Швеции 1974 года)
В Формуле-1 выступало всего семь пилотов из Финляндии. Но выступали невероятно продуктивно - на всех им удалось выиграть 26 гонок и 3 чемпионских титула. Однако в середине 70-х финские пилоты еще казались пришельцами из экзотической страны. Усугубило такой взгляд и то обстоятельство, что Киннунен стал не только первым финном в Ф-1, но и последним гонщиком, вышедшим на старт этапа ЧМ в открытом шлеме.
Ханс Хейер
(Гран При Германии 1974 года)
Уроженец Менхенгладбаха, визитной карточкой которого стала тирольская шляпа, принял участие лишь в одном Гран При и благополучно не прошел квалификацию. Но его карьера в Ф-1 продолжалась не два дня, а все три. До сих пор неизвестно, каким образом Penske немца оказалась на трассе - скорее всего, Хейер начал гонку с пит-лейн, пристроившись в хвост пелотону. Так или иначе, но вскоре Ханс выбыл из борьбы и был постфактум дисквалифицирован, предоставив статистикам право спорить о том, считать ли этот эпизод участием в гонке.
Масахиро Хасеми
(Гран При Японии 1976 года)
Выиграть свою единственную гонку в Ф-1 пока не удалось никому, а вот установить лучший круг - да. Японский гонщик на Kojima, обутой в специальные покрышки Dunlop, оказался быстрее всех на залитой дождем трассе «Фуджи». Но шины же и подвели японца, быстро износившись и отбросив Хасеми за пределы первой десятки.
![]() |
Мигель Анхель Гуэрра
(Гран При Сан-Марино 1981 года)
Трижды подряд в сезоне-81 аргентинцу не удавалось пройти квалификационный отбор, и лишь в Имоле он пробился на стартовое поле. Гонка стартовала по сырой трассе, и на торможении перед Tosa Osella Гуэрры закрутилась. На нее наскочил March Элисео Салазара, после чего неуправляемая машина ударилась о бетонный отбойник. Для пилота, сломавшего лодыжку и запястье, формульная карьера на этом оказалась завершена.
![]() |
Риккардо Палетти
(Гран При Сан-Марино 1982 года)
Судьба словно пыталась остановить молодого итальянца. Палетти едва ли не на каждом Гран При оказывался быстрейшим среди всех пилотов, не прошедших квалификацию. Наконец в Имоле, где из-за войны федераций собралось лишь 14 машин, Osella Риккардо оказалась на стартовом поле, но сломалась, едва тронувшись с места. Второй раз стартовать в Гран При итальянцу было не суждено. Он прошел квалификацию в Детройте, но разбил автомобиль на разминке. В Монреале упорный пилот пробился-таки на стартовое поле, но лишь для того, чтобы налететь сзади на заглохшую в первых рядах Ferrari Дидье Пирони. Столкновение и последовавший за ним пожар оказались для Палетти роковыми. Гонку начали заново, из-за чего имя погибшего итальянца оказалось вычеркнутым из списка вышедших на старт.
Майк Такуэлл
(Гран При Канады 1984 года)
Новозеландец стал в Ф-1 своего рода вундеркиндом наоборот. Майк дебютировал в Ф-1, едва ему исполнилось 19. И хотя формально в сезоне-80 он ни разу не стартовал в гонке, именно Такуэллу сегодня принадлежит звание «самого молодого пилота, пробившегося на старт Гран При». Дело в том, что в Монреале Tyrrell молодого гонщика стал одним из участников стартового завала, а на повторный старт не вышел. Но случай этот оказался настолько уникальным, что статистике пришлось отметить этот факт. Правда, с той оговоркой, что Майк не стартовал в Гран При, а лишь пробился на старт. Такуэлл вернулся в Ф-1 в 1984 году, но столь же безуспешно. В гонках Ф-2 и Ф-3000 он добился много большего, но все же так и остался в истории не более чем занятным курьезом.
Жан-Луи Шлессер
(Гран При Италии 1988 года)
Лис Пустыни, как сейчас зовут неоднократного победителя ралли Париж-Дакар, на заре своей спортивной карьеры стартовал и в Формуле-1. В 1983 году он не прошел квалификацию на RAM, а пять лет спустя на одну гонку заменил в Williams приболевшего Найджела Мэнселла. За день до своего сорокалетия француз и умудрился попасть в историю - занимая за пару кругов до финиша скромное 11-е место, Шлессер зацепил перед «эской» Rettifilo McLaren обгонявшего его на круг Айртона Сенны. Бразилец в результате выбыл из борьбы, что не позволило команде Рона Денниса выиграть все 16 гонок сезона-88.
![]() |
Пьер-Анри Рафанель
(Гран При Монако 1989 года)
В отличие от большинства других пилотов, упомянутых здесь, француз провел в Ф-1 два сезона и успел сесть за руль машин трех команд. Вот только их уровень оказался таков, что гонщику никак не удавалось пробиться на стартовое поле. И лишь раз удача улыбнулась Рафанелю - в Монако ’89 он не просто прошел квалификацию, но и смог опередить трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике, а также Эдди Чивера, Рене Арну, Ивана Капелли и Джонни Херберта. В гонке же Coloni Пьера-Анри не добралась и до 20-го круга.
Марко Апичелла
(Гран При Италии 1993 года)
Из всех пилотов, которые смогли пробиться на старт Гран При, именно итальянцу выпала самая недолгая «карьера» - его единственная гонка продолжалась лишь до первого поворота. Ошибка Юрки Ярвилехто - и Jordan Апичеллы замирает с поврежденной подвеской. Эдди Джордан предложил Марко провести за его команду и следующую гонку, но итальянец был связан контрактом с одной из команд японской Ф-Nippon. А потом на горизонте ирландца появился Эдди Ирвайн.
![]() |
Роланд Ратценбергер
(Гран При Пасифик 1994 года)
Уже немолодой и не блиставший до этого австриец вряд ли смог бы оставить заметный след в Формуле-1. Но случилось так, что его фамилия запомнилась надолго, - она неизменно связана с «черным уик-эндом» и вместе с именем великого Айртона Сенны оказалась навсегда вписана в историю Больших Призов черным цветом. После гонки в Танаке, где Роланд стартовал и финишировал последним, следовала Имола, где австриец разбился насмерть во время субботней тренировки. А на следующий день в гонке погиб Сенна.
Стефан Сарразен
(Гран При Бразилии 1999 года)
На настоящий момент француз является последним из пилотов, проведшим ровно одну гонку в Ф-1. Minardi пришлось искать замену травмированному Луке Бадоеру на Гран При Бразилии ’99, и молодой тест-пилот Prost оказался как раз кстати. На незнакомой трассе за рулем незнакомой машины Стефан ехал здорово, но не добрался до финиша из-за разрушения элементов подвески на скоростной прямой.
Александр Кабановский
Журнал "Формула-1", март 2004г.