Хайнц-Харальд Френтцен 1999год: Ха! Ха?..
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Ха! Ха?..

Ха! Ха?..

Как и ожидалось, чемпионат 1999 года получился на редкость ярким и интересным, а главное - насыщенным огромным количеством неожиданностей. Такого потока приятных и не приятных открытий, каким изобиловал "юбилейный", хватило бы, пожалуй, на добрый десяток сезонов. Крушение Williams и Benetton и взлет Stewart, "сухой" актив много обещавшей BAR и "подмоченная" репутация заокеанской звезды Занарди, непростительная беспечность лагеря Рона Дениса и саботажеподобная халатность в стане Жана Тодта... Но одним из самых удивительных открытий 50-го чемпионата стал Хайнц-Харальд Френтцен. Тот самый "Ха-Ха", гоночные достоинства которого долгое время были в тени его мужских достоинств, "поруганных" в борьбе за сердце фрейлин Коринны неотразимым Михаэлем Шумахером. Совершенно неожиданно вырвавшись из плотных рядов статистов и примкнув к числу соискателей на звание Чемпиона ’99, Хайнц-Харальд заставил "формульную" общественность говорить о себе, как о "феномене Френтцена"...
Многолетняя история королевских автогонок на вопрос об условиях, необходимых для покорения автоспортивных вершин, выработала значительное количество вариантов ответа. При этом в каждом из ответов речь идет о таких составляющих успеха, как таланте и мастерстве гонщика, техническом совершенстве шасси и двигателя, уровне подготовки обслуживающего персонала команды и, наконец, удаче. Различия заключают лишь в распределении процентных соотношений их значимости. Так какого же из этих победоносных звеньев не хватало Френтцену, чтобы блеснуть раньше?
В эпоху его гоночной юности, которая совпала с аналогичным периодом карьеры ныне двукратного Чемпиона мира Михаэля Шумахера, Френтцен по праву считался самым одаренным и самым перспективным представителем германской гоночной школы (достойным потомком Рудольфа Караччиолы и Вольфгана фон Трипса). За руль картинга он сел достаточно поздно, так как папа - Харальд Френтцен - не имел собственного картодрома, зато имел цель сделать из Хайнца продолжателя семейного бизнеса (по окончании начальной школы Хайнц несколько лет проработал с отцом, приобретая специализацию коммерческого служащего), но уже в 13 лет стал чемпионом Германии (для сравнения: Шумахер - в 18-ть), за шесть сезонов завоевав более двух сотен всевозможных кубков и призов.

Молодые пилоты Mercedes Шумахер,
Вендлингера и Френтцен

А после двух лет, проведенных в национальной серии Formula Ford 2000 в команде Eifelland Racing, и вице-чемпионского титула 1987 года - четыре поула, две победы, по два вторых и третьих, одному пятому и шестому месту - Френтцен снискал в автогонках славу "Немца №1". В знак признания достижений Хайнца-Харальда компания Ford презентовала ему супер-автомобиль Ford Escort "F1 Edition". Всего, кстати, таких автомобилей было изготовлено 500 штук, и Френтцену достался экземпляр под №1. А знакомство с Хайнцем во время гонки чемпионата Европы Формулы Ford (он тогда финишировал третьим), совпавшей с этапом Формулы-1 Гран При Германии ’87, привело в восторг самого Айртона Сенну - шлем, подаренный "Великим волшебником", Френтцен и по сей день считает своим самым Большим Призом...
Одним словом, с талантом гонщика у Хайнца-Харальда все в порядке - это факт очевидный и признанный. Абсолютно не понятно другое. Почему в 1990 году на трассах Формулы-1 появился не Френтцен, а Шумахер, который в 89-м стал лишь бронзовым призером национального чемпионата Формулы-3, и которому годом раньше Йохан Масс, мотивируя отсутствием у Михаэля достаточной быстроты, вообще отказал в месте в своей команде германской Формулы Opel. И почему признанный талант Френтцен - вице-чемпион Германии ’89 в классе машин Формула-3, Чемпион серии Formula Opel сезона ’88 (кстати, выступал Хайнц за команду Jochen Mass Junior Team) - еще четыре долгих года блуждал на трассах Европы и Японии в "трехтысячных" чемпионатах и гонках спортпрототипов. Ответ на эти "почему" достаточно прост - у Хайнца-Харальда Френтцена не было Вилли Вебера (или, если хотите, Крейга Поллака, или Кеке Росберга). В своем продвижении по автоспортивной лестнице Френтцену приходилось в основном рассчитывать только на свои собственные силы.
Единственной "звездой надежды", способной ускорить появление Френтцена в "высшем дивизионе", был Mercedes. В 1990 году Хайнц, выступая в мировом первенстве спортпрототипов за команду Sauber Mercedes Junior Team, очень и очень неплохо (опять не понятно, где были глаза формульных тим-боссов) смотрелся на фоне своих партнеров - Йохана Масса, Карла Вендлингера, Михаэля Шумахера - и назывался претендентом №1 на место пилота Mercedes в Формуле-1. Вот только "Мерс" осторожничал и выходить на большую арену не торопился. Лишь в 1993 году в Формуле-1 появилась команда Питера Заубера с "замаскированной" под Ilmor трехлучевой звездой под обшивкой болида и "замаскированным" Френтценом - Карлом Вендлингером - за рулем.
А "настоящий" Френтцен продолжал натирать мозоли в стране Восходящего Солнца, выступая все хуже и хуже. Если в 1992 году в серии Формулы-3000 (команда Kawai Steel Team Nova) за три гонки он завоевал 5 очков, то за 10 гонок следующего сезона - всего 7. В чемпионате спортпрототипов дела обстояли еще хуже. Окончательно не разбазарить свой талант немцу помогли его исключительные трудолюбие и настойчивость, на которые обратили внимание представители Bridgestone и Mugen Honda. В 1993 году Френтцен был делегирован в Формулу-1 в команду Tyrrell в качестве тест-пилота японских шинников и мотористов.


В 1994-м Хайнц-Харальд предпочел
остаться в Sauber

В 97-м он оказался в Williams, но
команда работала на Вильнева

Переломным в судьбе Хайнца-Харальда Френтцена мог стать год 1994. Разгоревшийся после неплохого выступления в сезоне ’93мнда  аппетит заставил штаб Mercedes вспомнить о своем незаслуженно забытом "претенденте №1". Более того, после трагических событий Гран При Сан Марино на Френтцена "положил глаз" Фрэнк Уильямс. (У-ух! Это был бы даже не переход из Jordan в Benetton. Это было на много круче!) Но Хайнцу не хватило ынемного жесткости и немного эгоизма. И он отказался...
"Предложение от Фрэнка Уильямса поступило в крайне тяжелое для Питера Заубера и его команды время. После тяжелейшей аварии в Монако из боевого состава команды выбыл Карл Вендлингер, и мой уход в Williams фактически означал бы полное обескровливание Sauber. Я остался с Питером, так как не мог поступить иначе... Я благодарен мистеру Уильямсу за то, что он правильно оценил мой отказ и смог за столько лет не забыть обо мне!" - говорил накануне сезона 1997 года сияющий от счастья Хайнц-Харальд Френтцен. И смело добавлял: "Фрэнк взял меня в команду, так как он хочет, чтобы я победил Шумахера..."
Скорее всего, "побить" Шумахера Френтцену хотелось ничуть не меньше, чем Уильямсу. И, казалось, для этой цели у него было все необходимое - мастерство, первоклассная машина, первоклассная команда... Но, увы... Френтцен за сезон завоевал очков вдвое меньше, чем его партнер Жак Вильнев. И не Френтцен, а Жак Вильнев одолел Шумахера в борьбе за чемпионский титул. Звание вице-чемпиона, доставшееся Хайнцу после дисквалификации Михаэля, было слабым утешением. Разочарование Френтцена было столь велико, что после нескольких встреч с Бобби Рэйхолом и посещения фабрики команды Team Rahal он едва не "сбежал" в CART.
В чем же причина такого провала? Во-первых, практически вся команда, включая самого Уильямса, работала на Вильнева, в которого были вложены огромные деньги, и который должен был их отработать. Во-вторых, Williams - это команда с крайне жестким подходом к работе, команда, в которой человеческий фактор стоит далеко не во главе угла. Для эффективной работы в такой команде мало быть талантливым пилотом - необходимо быть еще и "железным" пилотом, чтобы подчинить своей воле всех, от механиков до боссов. Однако, в отличие от того же Шумахера, буквально поставившего на колени Ferrari, у Френтцена "железных" качеств не оказалось. И в своей попытке сразиться с "красным бароном" он, не в обиду болельщикам будет сказано, смахивал на красну девицу. Что, кстати, вполне можно объяснить. Ведь в его жилах преобладает далеко не арийская, а теплая испанская кровь матери. Да и в семье Френтценов всегда изобиловало тепло и нежность, излучаемые не только матерью, но и четырьмя дочерьми, две из которых младше Хайнца и две старше.
"В Williams Grand Prix Engineering для Френтцена, который слишком чувствителен к атмосфере в команде, условия были крайне тяжелыми... - вступался за своего ученика Йохан Масс. - Хайнц всегда был и остается одним из самых талантливых гонщиков современности. И все, что нужно было сделать Уильямсу и его людям, это не давить двадцатилетним авторитетом победителя, а немного помочь.."
Помощь нагрянула совершенно неожиданно в лице Эдди Джордана. Признанный открыватель молодых талантов еще в 1990 году опробовал Френтцена в своей команде Формулы-3000. Результат был мало впечатляющим - всего 3 очка и 16-е место по итогам сезона. И вот, девять лет спустя, Джордан решился на "повторное открытие" стремительно затухающей после двух провальных сезонов в Williams "звезды" Френтцена. И, ко всеобщему удивлению, ему удалось это сделать. Теплая, дружеская - почти домашняя - атмосфера, в которую Хайнц-Харальд попал после холодных боксов Williams, отогрели его талант и мастерство. В его распоряжении оказались одно из лучших шасси чемпионата, мощный и надежный двигатель, грамотный и слаженный персонал (со многими из них, в том числе с Энди Стивенсоном, Филом Хоуэллом, Ником Барроусом, Дэйвом Перроттом, Френтцен знаком еще по выступлениям за команду Джордана в Формуле-3000). Кроме того, по мнению специалистов, в возрождении Френтцена существенную роль сыграл... новый технический регламент.


В 99-м за рулем скромного Jordan Ха-Ха
смог принять участие в борьбе за титул

Анализируя взлет Френтцена в сезоне’99 технический директор Jordan Майк Гаскойн подметил: "Нынешние болиды, вследствие технических нововведений, имеют малое сцепление с гоночным полотном. В таких условиях тяжело приходится тем пилотам, которые привыкли опираться на уверенное и предсказуемое поведение машины. А вот пилоты с утонченным, деликатным, плавным стилем вождения, опирающиеся на острое чутье болида, к которым относиться и Френтцен, получили определенные преимущества." Мысль Гаскойна хорошо дополняется словами партнера Френтцена по японским чемпионатам спортпрототипов и Формулы-3000 Мауро Мартини: "В любых трудных ситуациях, будь то дождь, проблемы с покрышками, неудовлетворительное качество трассы, когда иным пилотам вообще с трудом удавалось оставаться в гонке, Харальд выглядел великолепно... Я уверен, "грув" является одним из составляющих нынешних его успехов."
Итак. В ближайшее время крутой менеджер Френтцену не нужен - он выступает за топ-команду, которая входит в обновленную "Большую четверку" и в которой его по-семейному любят и уважают. Его талант подкреплен совершенными шасси и двигателем и высокопрофессиональным обслуживающим персоналом. В условиях нынешнего технического регламента он чувствует себя, как рыба в воде, или даже лучше... Вот только значит ли это, что в следующем году (имелся в виду год 2000-й) Хайнц-Харальд Френтцен имеет серьезный шанс стать Чемпионом, или ему вновь не хватит чего-либо?

Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...