Короткое счастье Аллана Мак-Ниша
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Короткое счастье Аллана Мак-Ниша

Короткое счастье Аллана Мак-Ниша

Когда Аллан вошел в зал, праздник был уже в полном разгаре, и мало кто из гостей обратил внимание на невысокого парня с по-детски наивным лицом. Все взгляды были обращены на Сенну и Бергера. Аллан уже хотел было тихонько ретироваться, когда раздался звучный голос Рона Денниса: «Дамы и господа, позвольте представить вам еще одного человека, внесшего значительный вклад в нашу победу в чемпионате, - тест-пилота McLaren Аллана Мак-Ниша! Во многом благодаря его трудолюбию мы смогли победить Williams и завоевать этот титул». Аллан смущенно улыбнулся и шагнул в яркий луч света, шагнул, как тогда казалось, на порог Формулы-1. Кто мог знать, что переступить через этот порог Мак-Нишу удастся лишь через десять лет...

Ровно через десять лет после того памятного декабрьского вечера 1991 года, когда шеф McLaren поблагодарил его за свою победу в чемпионате мира, на другом празднике из уст руководителя другой команды (по иронии судьбы также окрашенной в бело-красные цвета) наконец услышал то, что надеялся услышать еще десять лет назад. 17 декабря 2001 года на презентации нового автомобиля Toyota в Кельне под аплодисменты нескольких сотен журналистов и почетных гостей во главе с Берни Экклстоуном Уве Андерссон представил Аллана Мак-Ниша в качестве гонщика Формулы-1. Смущенно улыбаясь, Мак-Ниш шагнул под луч прожектора. Конечно, шотландец изменился за минувшие дееяй лет, но ни годы, ни опыт, иногда весьма горький, так и не смогла стереть с его лица по-детски наивного выражения.
Прошел еще год, полный событий, полный надежд и разочарований. И в конце сезона-2002 передо мной предстал все тот же гонщик с лицом мальчишки. Разве что во взгляде появилась какая-то скрытая грусть.

Аллан, ты любишь вспоминать о своих юношеских успехах?
В общем, да, ведь в большинстве своем это достаточно приятные для меня воспоминания. Признаюсь, я даже собрал небольшую коллекцию вещей напоминающих мне о различных этапах моей карьеры. У меня, например, до сих пор хранится комбинезон, в котором я в 11 лет вышел на старт своей первой картинговой гонки. Я понимаю, что сейчас эти потрепанные нейлоновые штаны выглядят нелепо, но для меня они все равно остаются самыми лучшими, ведь в них я выиграл когда-то Шотландский и Британский чемпионаты по картингу.

Судя по старым фотографиям, ты даже на фоне сверстников выделялся довольно субтильной комплекцией.
Да... (Смеется!) У меня, к примеру, есть фотография с моей первой гонки в Камбрии. Гоночный шлем на ней кажется просто гигантским, и такое впечатление, что он не надет на голову, а просто лежит у меня на плечах.




Но это не мешало тебе выигрывать в середине 80-х один чемпионат за другим.
Возможно, даже помогало! Я был жилистым пацаном и много тренировался, а природная худоба давала мне некоторый весовой гандикап перед соперниками. Начало моей карьеры вообще получилось просто фантастическим. Буквально через год после того, как я пересел с карта за руль гоночного автомобиля, меня вместе с Микой Хаккиненом взяла под свою опеку всемогущая компания Marlboro и все, что мне оставалось делать в дальнейшем, это просто пилотировать машину и выигрывать гонки. Оказавшись просто-таки в тепличной атмосфере, я в отличие от большинства своих сверстников был избавлен от сомнительного удовольствия постоянно рыскать в поисках спонсорских денег. Но я прекрасно понимал, что вечно так продолжаться не будет, и старался выжать максимум из открывшихся передо мной возможностей и тех денег, которые вкладывал в меня Philip Morris.

Представители Marlboro обратили внимание на шотландца, когда в 1987 году он занял второе место в британском чемпионате Формулы-Ford 1600. И уже в октябре на трассе в, Донингтон-парке компания Philip Morris представила Мак-Ниша в числе шестерых гонщиков, вошедших в программу поддержки молодых пилотов Marlboro. Жан Алези, Фолькер, Вайдлер, Юрки Ярвилехто, Эдди Ирвайн и Мика Хаккинен - все они, за исключением, пожалуй, лишь Мики, были намного старше и опытнее Аллана. Однако уже через год он доказал, что Marlboro не ошиблась в выборе. Команда, за которую Мак-Ниш выступал вместе с Хаккиненом, громила всех. Мика победил в европейском чемпионате Ф-Opel Lotus, а Аллан - в аналогичном британском первенстве Формулы-Vauxhall Lotus, и в придачу к своей победе получил целых четыре премии как лучший молодой гонщик. А годом позже, после завоевания вице-чемпионского титула в британской Ф-3, Аллану вручили и самую вожделенную для любого юного гонщика награду - приз журнала Autosport, дававший право на бесплатные тесты в McLaren. Поскольку Аллан к тому же имел тесные связи с Philip Morris и неплохо зарекомендовал себя во время первых же испытаний, зимой 1990 года вместе с оплаченным Marlboro контрактом с DAMS в Ф-3000 он получил еще и контракт тест-пилота McLaren Ф-1.
Увы, столь резкий взлет карьеры Аллана завершился трагедией. На первом же круге стартового этапа чемпионата Формулы-3000 в Донингтоне бело-красная Lola Мак-Ниша на огромной скорости вылетела с трассы, разваливаясь на части, перелетела через отбойник и рухнула в толпу зрителей, похоронив под своими обломками одного из болельщиков. Сам Аллан отделался лишь небольшим сотрясением мозга. Однако психологическая травма оказалась достаточно сильной, и чтобы оправиться от нее, Мак-Нишу потребовался не один месяц. Во многом именно из-за этого, даже одержав блестящие победы в двух других домашних гонках Ф-3000 в Сильверстоуне и Брэндс- Хэтче, шотландец так и не сумел в итоге подняться в чемпионате выше четвертого места. Но это был еще успех по сравнению с итогами двух следующих чемпионатов Ф-3000, когда Аллан за два года смог наскрести всего десять очков. Но тому были свои причины.
К лету 1991 года бессменный лидер Ф-1 нескольких предыдущих лет, McLaren неожиданно стал серьезно отставать от Williams, чьи машины были оснащены активной подвеской и полуавтоматической коробкой передач. Чтобы ликвидировать это отставание, McLaren начал беспрецедентную по размаху программу испытаний, и большая часть нагрузки легла как раз на плечи Аллана.

Тесты в McLaren серьезно отвлекали тебя от гонок?
Параллельно с работой тест-пилота я гонялся в Формуле-3000 и сейчас, много лет спустя, думаю, это было ошибкой. Чем больше я увязал в делах McLaren и вкалывал на тестах, тем меньше времени у меня оставалось на Ф-3000 и тем хуже становились мои результаты. Мне кажется, то, что я разрывался между ролью гонщика Ф-3000 и тест-пилота Ф-1, и притормозило мою карьеру.

Ты надеялся со временем занять место Бергера или Сенны?
И да, и нет. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, но несмотря на все мои усилия и покровительство Philip Morris, я прекрасно понимал, что вытеснить из McLaren Сенну и Бергера мне не под силу, сколь бы здорово я ни выглядел на тестах. Однако тогда, в конце 80-х - начале 90-х годов ситуация в Ф-1 была немного отлична от того, что происходит сейчас. Тогда в «большом цирке» выступало не 10-11, а почти два десятка команд, и я надеялся, что мой вклад в победы McLaren поможет мне получить место призового пилота в одной из «конюшен» рангом ниже.




Работа тест-пилота в McLaren, а позднее и в Benetton много дала тебе как гонщику?
Очень! Это был бесценный опыт. В McLaren с Сенной и Бергером я научился работать с командой: обращать внимание на мельчайшие детали, точно идентифицировать проблему и емко, но в то же время просто описывать ее инженерам. В Benetton, общаясь с Шумахером, я, как мне кажется, понял, в чем секрет его успехов: просто Михаэль всегда столь точно входит в поворот и столь четко ощущает предел сцепления машины с трассой, что может ускоряться уже в середине виража.

В Benetton Мак-Ниш оказался в начале 1993 года, после того как погнавшийся за двумя зайцами - Андретти и Хаккиненом - Рон Деннис, не задумываясь, принес Аллана в жертву. Мак-Ниша пригласил к себе Флавио Бриаторе, однако, проработав в Benetton один сезон, измотанный давно осточертевшей ему ролью тест-пилота, Аллан допустил, быть может, самую большую ошибку в своей жизни. В начале 1994 года в слепом стремлении любой ценой оказаться в Ф-1 он ударился в авантюру. Эрик Бродли, стремившийся тогда вывести Lola в Формулу-1, предложил Мак-Нишу место испытателя с условием, что в 1995 году, когда Lola должна была выйти на арену «большого цирка», он заявит Аллана на гонки. Увы, из-за нехватки средств прорыв Бродли в Ф-1 не удался, и шотландец потратил впустую еще полтора года своей жизни. А ведь задержись он в Benetton хотя бы на пару месяцев, и, скорее всего, весной 1994 года именно он, а не Йос Ферстаппен вывел бы на старт Гран При Бразилии автомобиль попавшего в тяжелую аварию Ярвилехто.
Проведя еще один безликий сезон в Ф-3000, в 1996 году Мак-Ниш все же вернулся к прежней роли тест-пилота Benetton, но уже в конце года, окончательно отчаявшись пробиться в основной состав, решил порвать с Формулой-1. За те пять лет, что он проработал испытателем бок о бок с Сенной и Шумахером, Аллан снискал себе репутацию одного из лучших тест-пилотов Формулы-1, и в этой роли его рада была принять любая «конюшня». Но этого Аллану было мало. Споткнувшись на пороге «большого цирка», шотландец растратил лучшие годы в бесплодном ожидании своего шанса, пожертвовав для этого карьерой в других сериях. Зимой 1996 года Аллан решился круто изменить свою жизнь и ушел в гонки спортпрототипов. «Мой первый старт в Ле-Мане в 1997 году был в какой-то степени авантюрой, - вспоминает об этом нелегком времени Мак-Ниш. - Машина была не самая лучшая, а опыт подобных гонок у меня отсутствовал абсолютно, как результат - вылет в отбойник уже на восьмом круге».
Однако за годы «простоя» Аллан не утратил своего природного таланта, которым в молодости так восхищал всю Шотландию. Ему потребовалось лишь несколько месяцев, чтобы освоиться за рулем спортивной машины, и ровно через год Мак-Ниш уже стоял на верхней ступени пьедестала «24 часов Ле-Мана». Годом позже уже за рулем Toyota Аллан побил рекорд трассы в Сартэ, а еще через пару месяцев готовившаяся к дебюту в «большом цирке» японская компания предложила ему вернуться к знакомой роли испытателя автомобиля Формулы-1.

У тебя не было сомнений, когда ты соглашался стать тест-пилотом Toyota?
Десять лет назад я уже был буквально на пороге Формулы-1, но так и не смог переступить его. Эти годы были кошмаром, но, мне кажется, мои успехи в гонках спортпрототипов в следующие четыре года вновь несколько подняли мои акции, люди вспомнили обо мне. Но когда в 1999 году Toyota предложила мне стать ее испытателем, я подумал: «Черт, все повторяется сначала». И если бы мне было все еще 20 лет, я, может быть, и отказался, но в тридцать гонщик уже не может пренебрегать шансом попасть в Формулу-1, сколь бы призрачным он ни казался. Я слишком долго стремился сюда, чтобы не воспользоваться своей, может быть, уже последней возможностью выйти на старт Гран При. Формула-1 - это вершина автоспорта, поэтому каждый гонщик так жаждет получить место в «большом цирке»,

Тебе с самого начала дали какие-нибудь гарантии твоего участия в чемпионате мира?
Нет, никаких гарантий у меня не было, они были только у Мики. И когда летом прошлого года Френтцен разругался с Джорданом и по паддоку поползли слухи о его переходе в Toyota, я, признаюсь, немного заволновался и подошел с этим вопросом к Уве Андерссону. Но он велел мне забыть обо всем и просто делать свою работу, пообещав, что все будет отлично. Зная Уве как прямого и честного человека, я успокоился.

Что ты чувствовал, стоя на старте своего первого Гран При, к которому ты шел столько лет?
Перед гонкой я волновался, как первоклассник, но когда вышел на старт, волнение сразу как рукой сняло.

Твой партнер по Toyota как-то признался, что он любит поспать перед стартом. Ты тоже так готовишься к гонкам?
Нет, это индивидуально для каждого пилота. Утром в день гонки я всегда стараюсь расслабиться, но в отличие от Мики я не могу и не хочу спать перед стартом. Я вообще жаворонок по натуре. Помню, когда в юности я впервые остановился на ночь в отеле и, проснувшись, спустился к завтраку, оказалось, что продукты еще только выгружают из машины на гостиничной кухне.

У тебя есть девиз в гонках?
Девиз? Нет, но каждый раз, покидая трассу, я должен иметь право сказать, что я отдал себя борьбе минимум на 100%.

Ты счастливый человек?
Наверное, да.

А в чем же секрет счастья по Аллану Мак-Нишу?
Чтобы чувствовать себя счастливым, мне хватает сознания того, что я являюсь пилотом Формулы-1.

Увы, гоночное счастье Аллана оказалось недолгим. Всего 16 гонок - и ни одного зачетного очка в «большом цирке», на пороге которого некогда самый талантливый пилот Шотландии простоял целое десятилетие. Причем его карьера закончилась почти так же, как и началась, - ужасной аварией. Во время квалификации в Японии его Toyota на скорости около 300 км/ч вылетела с трассы и на 175 км/ч пробила насквозь отбойник. Аллан подвергся воздействию гигантской ударной нагрузки, и после воскресной разминки на старт своего 17-го и последнего в карьере Гран При Ф-1 Мак-Ниш так и не вышел. Сид Уоткинс не рекомендовал шотландцу участвовать в гонке, да он уже и сам, похоже, не слишком рвался в бой. Не потому ли, что в субботу, лежа на траве в скоростном повороте 130R, он вспомнил аварию 12-летней давности, когда его бело-красный автомобиль ударился об отбойник в британском Донингтоне. На этот раз обошлось без жертв, но искушать судьбу еще один раз Аллан уже не стал. Тем более что его короткое счастье пилота Формулы-1 и так подходило к концу.

Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1", Декабрь 2002г.



Знаете ли Вы что...