Хуан-Пабло Монтоя: Колумбийский ураган
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Монтоя: Колумбийский ураган

Монтоя:  Колумбийский ураган

Тот день, 19 сентября 1975 года, Пабло Монтоя запомнил навсегда. Облачившись в перепачканный машинным маслом комбинезон, он возился с мотором карта, когда в кухню вошла жена и, силясь казаться спокойной, сказала: "Дорогой, пора!” Вскоре он уже передавал ее в руки врачей родильного отделения Государственной клиники Боготы. А в четыре утра следующего дня Пабло сообщили о рождении сына. Как назвать младенца, раздумывали недолго. Хуан-Пабло Монтоя Ролдан – достойное имя для будущего чемпиона! С самого начала отец лелеял мечту увидеть сына профессиональным автогонщиком. – Желание достаточно странное для жителя Колумбии.
Первые полосы местных газет в то время (как, впрочем, и теперь) были заняты вовсе не итогами гонок в Индианаполисе или Монако, а статьями о многолетней гражданской войне, неистребимой наркомафии, экономическом застое. У бедной страны проблем хватает и помимо развития автоспорта. Вот и Монтое-старшему пришлось сменить карьеру сорвиголовы-картингиста на хорошо оплачиваемую работу архитектора – иначе семью не прокормишь. Тем не менее шлем на гвоздь он не повесил и частенько баловался участием в любительских заездах.
Знакомство Хуана со скоростью состоялось в возрасте трех месяцев на трассе "Эль-Салитре”. Отец выиграл очередную гонку и не смог устоять перед искушением прокатить малыша на своем карте. Не мудрено, что первыми словами маленького Хуана были вовсе не привычные "папа” или "мама”, а подражание реву двигателя – "врум, врум”.
Уже в пятилетнем возрасте Хуанито участвовал в настоящих соревнованиях. Пабло Монтою и других помешанных на автоспорте родителей не смутила финансовая несостоятельность колумбийской федерации картинга, которой была не по карману организация детского чемпионата страны. На собственные деньги они создали гоночную серию, которая проводилась на трассе "Кайиха”. Хуанито на тех состязаниях выглядел презабавнейше: из-за небольшого роста он едва был виден в карте, шлем был ему велик, а обзор трассы ограничивал обод рулевого колеса. Впрочем, щуплое телосложение стало, пожалуй, единственным недостатком Монтои. Ибо начиная с 1982 года редкий картинговый чемпионат – поначалу любительская "родительская” серия, а затем вполне солидные первенства Боготы и Колумбии, – в которых участвовал Хуан, выигрывал другой гонщик.





Как и большинство отцов юных спортсменов, Пабло выполнял роль менеджера, механика и гоночного инженера Хуана. Получалось настолько здорово, что он вел сына вплоть до Формулы-3000. Монтоя-старший фактически стал архитектором плана покорения автогоночных вершин. По его совету Хуан сосредоточился исключительно на картинге, не распыляя свои силы на другие дисциплины. A в 1990 году отец раскошелился на поездку своего чада на Кубок мира среди юниоров в итальянском Лонато. Хотя ничего путного у Хуана там не вышло, вояж научил его двум важным вещам, каких в колумбийских гонках днем с огнем не сыщешь. Во-первых, профессиональному подходу к делу, умению вникать в мельчайшие детали соревнований. Во-вторых, участники юниорского чемпионата заразили его неукротимым стремлением побеждать, стремлением, которому была подчинена каждая секунда их жизни. Отныне Монтоя молниеносно адаптировался к любым условиям и достигал успеха практически с ходу.
Однако это самое рвение едва не сослужило Хуану недобрую службу. В 1992 году отец попытался пристроить его в колумбийскую серию Формулы-Renault. Но менеджеры местных "конюшен”, прослышав о сверхагрессивной езде колумбийца, наотрез отказывались иметь с ним дело. Дебюта диковатого Монтои ждали с опаской даже после того, как он получил диплом в американской гоночной школе Скипа Барбера. Впрочем, предвзятое мнение бытовало лишь до первого старта Хуана, где он записал на свой счет поул-позишн и быстрейший круг в гонке. Голоса критиков окончательно смолкли, когда по итогам сезона Монтоя стал вице-чемпионом, выиграв четыре из восьми этапов серии.
Увы, успех в родных стенах ничего не говорил менеджерам международных первенств. Поэтому так радовался Пабло в 94-м, когда ему удалось пристроить сына в, казалось, не слишком престижную американскую серию Barber SAAB Pro. С двумя победами Монтоя занял третье место в общем зачете, однако Штаты покинул с тяжелым сердцем. Номинально все участники обеспечивались одинаковой техникой, для пущей неприкосновенности моторы "формул” опечатывались. Но от механиков Хуан узнал, что после его триумфа на самой престижной гонке по улицам Майами организаторы серии, желавшие "притормозить” выскочку-колумбийца, регулярно прикладывали руку к его машине.
С предвзятым к себе отношением колумбийцу приходилось сталкиваться не единожды. В 95-м Хуан, выступавший за Paul Stewart Racing, провел отличный сезон в британском первенстве Vauxhall Lotus, и вопрос о его переходе в Формулу-3 был практически решен. Но в последний момент Пол Стюарт предпочел малоизвестному на Альбионе южноамериканцу местного любимца Джонни Кейна. Выручили старые знакомые из команды Fortec да колумбийский спонсор Clausen. Сезон для желтой Dallara-Mitsubishi Монтои начался победами в трех гонках. Но вскоре боссы спортивного отделения "Трех бриллиантов” бросили все силы на чемпионат мира по ралли, где к первой своей короне рвался Томми Мякинен. А в Формуле-3 пилоты, использовавшие моторы Mugen-Honda и Renault, быстренько оттеснили Хуана на пятое место.
Но потерянным этот сезон назвать нельзя. Именно тогда за колумбийцем закрепилась репутация спортсмена, способного сражаться за победу и не на самом хорошем автомобиле, а авторитетный журнал Autosport назвал его лучшим гонщиком чемпионата. 21-летним талантом заинтересовались в Формуле-3000. На испытаниях, устроенных "конюшней” Auto Sport Racing, Монтоя без труда объехал ее основного пилота Тома Кристенсена. Окрыленный популярностью сына, Пабло решил, что тому незачем второй год кряду протирать штаны в Формуле-3, и очертя голову бросился на штурм Формулы-3000. Пыл латиноамериканца быстро охладила непомерная дороговизна международного чемпионата – только тесты стоили здесь 25 тысяч долларов.
Монтоя-старший уже готовился заключить договор с безнадежным аутсайдером Alpha Plus (на большее не хватало денег), когда ему позвонил некий господин, говоривший с ужасным австрийским акцентом. Пабло никак не мог понять, чего тот хочет, и попросил изложить свое дело посредством факса. Оказалось, что объясниться с колумбийцем пытался Хельмут Марко, бывший пилот Формулы-1, в то время хозяин одной из лучших команд Ф-3000.
Будь в сезоне-97 Монтоя хоть чуточку стабильней, он победил бы всех своих соперников, не исключая и Рикардо Зонту, защищавшего цвета несомненного фаворита первенства Super Nova. Участникам гонки в Хельсинки, к примеру, понадобилось минут десять, чтобы втянуться в темп, заданный пилотом RSM Marko на самых первых кругах. Искрометная езда, однако, закончилась "поцелуем” с отбойником. В итоге Хуан-Пабло проиграл Рикардо жалких 2,5 очка.
Отчаянный колумбиец, естественно, приобретал все большую популярность. При этом он не был словоохотливым весельчаком и балагуром. В ответ на все расспросы журналистов немногословный Монтоя обычно лишь пожимал плечами: "Я просто прикладываю максимум усилий. Вот и все”. "Только не подумайте, что Хуан рисуется, – оправдывался его отец. – Он и с домашними изъясняется так же кратко. К сожалению, его уверенность в себе зачастую воспринимается как высокомерие, а молчаливость почитают за отрешенность”.
Но на трассе Монтоя преображался, и специалисты оценили способности гонщика. Дэвид Сирc, хозяин Super Nova, подписал с колумбийцем контракт на 1998 год. И не ошибся. Одержав четыре победы, Хуан-Пабло принес команде лавровый венок чемпиона Ф-3000, попутно опровергнув догму о невозможности обгонов на городских трассах. В Монако ему пришлось стартовать из четвертого ряда стартового поля. Несмотря на штраф за срезанную в пылу борьбы "эску” и разбитое переднее антикрыло, Монтоя смог финишировать "в очках”. "Он, как кажется, умеет обгонять в абсолютно невыгодных ситуациях. Едет ли его машина по траве или скользит в поворотах – Хуан все равно обставляет соперника”, – восхищался Сирc, сменивший Монтою-старшего на посту менеджера Хуана.
В том сезоне этапы первенства Ф-3000 проходили в качестве гонок поддержки чемпионата мира Ф-1. Так что подвиги молодого колумбийца не остались без внимания менеджеров "большого цирка”. А вскоре Хуана пригласил "на собеседование” сам Железный Фрэнк. "Приятный тип”, – по обыкновению лаконично отозвался об Уильямсе Монтоя, прикупивший ради такого случая новый костюм. Надо полагать, и на хозяина "конюшни” гонщик произвел благоприятное впечатление. Доказательством служит контракт тест-пилота Williams. Впрочем, испытателем в полном смысле этого слова Хуан-Пабло в этой команде не был, проводя большую часть времени за изучением данных телеметрии Жака Вильнева и Хайнца-Харальда Френтцена. "Думаю, Фрэнк больше всего хотел, чтобы он набирался опыта и формировался как гонщик”, – считает Вильнев.
Действительно, уговорив Чипа Ганасси, хозяина команды CART, отдать ему двукратного чемпиона этой серии Алекса Занарди, Уильямс предложил американцу замену в лице своего тест-пилота. При этом Фрэнк уверял коллегу, что замена равноценная. Удивленный настойчивостью Фрэнка, американец согласился приехать в Барселону, прихватив ведущего инженера Chip Ganassi Racing Мориса Нанна. "Я был поражен феноменальным талантом Монтои, – вспоминает Нанн. – Парень на шаг предугадывал поведение машины!” И в октябре 98-го Хуан-Пабло уже мчался по полотну трека в Хоумстеде. "Reynard-Ноnda похож на хороший автомобиль Формулы-3000 и подходит моему стилю вождения. А вот профилированные виражи оказались не таким уж простыми”, – улыбался колумбиец.
Больших надежд на Монтою в дебютный сезон никто не возлагал. Ожидалось, что в лучшем случае он выиграет одну-две гонки, окажет посильную помощь своему коллеге Джимми Вассеру да приноровится к овалам. Однако во время первых же тестов на треке колумбиец почувствовал себя словно рыба в воде. "В Сент-Луисе его несколько раз срывало с траектории и швыряло на внешнюю бетонную стенку, но всякий раз Монтое удавалось справиться с болидом, – рассказывает Мо Нанн. – Тогда я радировал ему: "Помедленней, не заставляй меня нервничать”. А он ответил, что, мол, не особо и напрягается. Чтобы вынудить Хуана сбросить скорость, пришлось залить его бак под завязку”.



Убедиться в сверхъестественной реакции Монтои мог каждый, кто во время телетрансляций серии ChampCar видел план из его машины. Отличительная особенность манеры пилотирования Хуана – множество едва уловимых корректирующих движений рулем. Машину колумбиец ведет уверенно, изящно, артистично. А еще Хуан-Пабло умеет на лету схватывать новую для себя информацию об автомобилях, трассах, соперниках. "Поначалу я пытался давать Монтое советы, – говорит Джимми Вассер, – но после того, как он выиграл третий подряд этап, засомневался, нуждался ли он вообще в моих наставлениях”.
Невероятно, но на сложнейшей городской трассе в Лонг-Бич, третьей своей гонке, герой нашего рассказа приехал первым. За этим последовали еще две победы в Назарете и Рио-де-Жанейро, одержанные, заметьте, на треках. "Колумбийский ураган!” – восторгались болельщики Монтои, полку которых прибывало с каждым этапом серии. "Хуан, два, три” – воспевали превращение зеленого дебютанта в фаворита CART газетные заголовки. Почетное звание "Новичок года” казалось чем-то само собой разумеющимся. Ведь на горизонте забрезжила перспектива вообще выиграть дебютный чемпионат. Однако ближе к финишу первенства недостаток опыта все же напомнил о себе: инициативу перехватил Дарио Франкитти. "Соперничество с таким классным гонщиком помогает мне стать быстрее и умнее”, – холодно-профессионально комментировал колумбиец череду неудач. Но 24-летний Хуан испил все же победного шампанского, став самым молодым в истории CART чемпионом.
А полгода спустя колумбийцу выпал шанс стать первым после Грэма Хилла новичком, выигравшим "500 миль Индианаполиса”. Ганасси, мечтавший прибавить к четырем титулам в гонках "чампкаров” легендарный Кубок "Борг-Уорнер”, приобрел для этой цели две G-Force/Oldsmobile (с 1996 года Indy 500 входит в альтернативную CART серию Indy Racing League). "Буду несказанно рад победить этих богатеньких парней”, – кивал чемпион Лиги Грэг Рэй на командные фургоны Ganassi Racing, выделявшиеся на общем фоне огромным количеством рекламных наклеек. Однако для Монтои прессинга вроде как не существовало. Журналисты так и не дождались от Хуана дифирамбов гордости американскому автоспорту – "Старой кирпичнице”.


"По правде сказать, она меня разочаровала – уж очень бугристая трасса, – морщился колумбиец. – А я слышал, мол, местный трек гладкий что твой стол. Впрочем, мне здесь понравилось. Вчера с подружкой прошлись по Аллее победителей, прониклись атмосферой”. Колумбиец остался верен себе.
"Я приехал сюда выигрывать и не чувствую себя новичком, – резал правду-матку Хуан. – Трек довольно прост, а машины медленнее, чем в ChampCar”. Сказано – сделано. Пройдя на 27-м из 200 кругов гонки заносчивого Рэя, он первым преодолел оставшиеся 692 поворота "Старой кирпичницы”. "Все получалось так легко, что большую часть дистанции мы с Чипом обменивались шутками по радио”, – ухмылялся колумбиец.
А вот в серии СART стало не до шуток. В межсезонье Ganassi Racing полностью изменила свой облик. Вместо привычной Reynard-Honda Монтое пришлось управляться с на редкость ненадежной Lola-Toyota. Сезон проходил по формуле "стартовал с поула, лидировал, сошел незадолго до финиша”. Но и неудачи пошли на пользу Монтое, ставшему доверять тактическому расчету более, нежели педали "газа”. В Элкарт-Лейк, к примеру, догнав лидировавшего Адриана Фернандеса, Хуан предпочел обойти мексиканца за счет слаженной работы механиков в боксах. "Не думаю, что год назад он поступил бы так же”, – размышлял Билл Паппас, заменивший покинувшего команду Нанна.
Надо ли объяснять, почему Фрэнк Уильямс счел, что огранка драгоценного таланта Монтои, "одолженного” американцам лишь на время, завершена? "Мне придется многому научиться в своем дебютном сезоне, – говорит Монтоя. – Надеюсь пару раз приехать на пьедестал и достойно выглядеть рядом с Шумахером-младшим”. Впрочем, пусть показная непритязательность Монтои не вводит вас в заблуждение, ибо за безобидной маской скрывается настоящий ураган.

Игорь Постнов

Журнал "Формула-1" февраль, 2001



Знаете ли Вы что...