О том, как Йоса уволил Том и что из этого вышло потом
О том, как Йоса уволил Том и что из этого вышло потом
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

О том, как Йоса уволил Том

О том, как Йоса уволил Том

Что-то неладное творится в Arrows (просим помнить, что статья написана в начале 2002 года). С тех пор как во главе борющейся за существование команды встал Том Уокиншоу, пополнение бюджета происходит самыми радиальными способами. Третий раз за последние четыре года "конюшня" разрывает контракт с одним из своих гонщиков за несколько недель до старта чемпионата, дабы освободить место пилоту, который принесет с собой спонсорские миллионы.
В 1999 году жертвой такой политики стал Мика Сало, которого заменили на Тору Такаги. Год назад принудительной "рокировке" подвергся Педро да ла Роза, которому предпочли Энрике Бернольди. И вот совсем недавно Уокиншоу уволил Йоса Ферстаппена. Впрочем, это решение Тома весьма примечательно как своей непохожестью на прошлые расставания с гонщиками, так и тем, что грозит "оранжевым" весьма серьезными последствиями.

Энрике Бернольди провел в Arrows 2 года

Когда в прошлом сезоне команда, располагавшая мощной поддержкой группы TWR, набрала всего одно очко, стала очевидной необходимость срочных перемен. Наиболее заметной инновацией оказалось приглашение Хайнца-Харальда Френтцена на место бесцеремонно изгнанного Ферстаппена. Любопытно, что опытный и способный пилот, заменен не на бесталанного рента-драйвера, как это практиковалось в Arrows, а на не менее замечательного гонщика с опытом побед и работы в топ-командах.
В день, когда стало известно о крахе Prost Grand Prix, Уокиншоу начал активные переговоры с немцем, который защищал цвета "синих" в последней четверти прошлого сезона и намеревался выступать за них в нынешнем году. Первые контакты с Хайнцем-Харальдом были установлены еще в декабре (гонщик даже побывал на базе команды в Лифилде), а в первые дни нового года он дал принципиальное согласие перейти в Arrows, если Алан Прост не сможет удержать свой коллектив на плаву.
Тем временем Ферстаппен и его менеджер Хуб Ротенгаттер, экс-пилот Ф1, переквалифицировавшийся в бизнесмены, отрицали слухи о размолвке с Уокиншоу. "Мы еще в июне подписали договор на 2002 год. Йос будет выступать в Arrows" - заявлял Ротенгаттер.
Однако утром 7 февраля официальный веб-сайт команды сообщил, что партнером Энрике Бернольди в сезоне-2002 станет Френтцен, с которым заключен годичный контракт. Также говорилось, что Ферстаппен "освобождается от своих контрактных обязательств". Ротенгаттер был ошеломлен тем, что впервые узнал о решении Уокиншоу не из первых уст, а лишь благодаря Интернету. "Безобразие, - хмурился Хуб. - За те два десятка лет, в которые я был связан с Формулой-1, со мной не происходило ничего подобного".


Френтцен надолго в команде не задержлся

Что же до босса Arrows, то он традиционно пожелал Йосу "всего хорошего и успехов в будущем", а также выразил свое удовлетворение сделкой с Френтценом. "Мы очень рады видеть Хайнца-Харальда частью нашей команды, - говорит Том. - Он подтвердил свое звание топ-пилота, одержав победы в трех Гран При. Это важный момент в истории Arrows. У нас есть хорошая машины и нужен гонщик, который бы выжал из нее максимум. Френтцен идеально подходит такой роли".
В аналогичных тонах была выдержана речь самого Хайнца-Харальда, который смог опробовать новенький Arrows A23 уже в день подписания контракта. "Как здорово снова вернуться за руль после долгого перерыва! - улыбается немец. - Мне кажется, я подхожу команде, а команда подходит мне. Конечно, у нас были небольшие проблемы с болидом, но для первых заездов это нормально. Машина оказалась неплохой, с ней можно работать. Я смотрю в будущее с оптимизмом".
Ну а если вернуться с небес официальных пресс-релизов на землю реального положения вещей, то оно выглядит не столь радужно. Во-первых, дебют Arrows A23 многажды откладывался из-за несоответствия шасси новому мотору Cosworth CR3, что вряд ли могло привлечь потенциальных спонсоров. Во-вторых, презентация нового болида отложена на 28 февраля, когда до официальных тренировок Гран При Австралии останется менее суток.
Это означает лишь одно - Уокиншоу не удалось собрать достаточный бюджет на сезон-2002. В самом деле, за Cosworth последней спецификации придется выложить не много ни мало 24 миллиона "зеленых", в то время как ожидаемый бартер с Jaguar - аэродинамическая труба в обмен на движки - не удался, поскольку Ники Лауда предпочел строить свою установку.
Словом, ситуация в Arrows вполне может развиваться по невеселому сценарию, опробованному совсем недавно Простом и компанией. Потому и решил расчетливый Уокиншоу пойти на авантюрный обмен Ферстаппена на Френтцена в надежде, что слава немца принесет дополнительные спонсорские вливания. Но даже если это случится, часть из них придется потратить на судебные издержки: ни Йос, ни его менеджер мальчиками для битья быть не желают (одним из условий приглашения Френтцена, было внесение в копилку Arrows средств, которые пойдут на выплату отступных голландцу).
Роттенгаттер уже объявил о начале судебной тяжбы с "оранжевыми": "Мы не просто улыбнулись друг другу и пожали руки, а подписали официальную бумагу. Контракт был зарегистрирован спортивной комиссией ФИА в Женеве". Хуб сообщил, что договор был заключен основательно и не предусматривал возможность досрочного увольнения Йоса, а значит, руководству Arrows не отвертеться от выплаты компенсации.


Ферстаппен и Уокиншоу

По иронии, недавно Уокиншоу не смог добиться удовлетворения своего иска к своему бывшему пилоту Педро Диницу именно из-за недостаточно детальной формулировки договора. Напомним, что по мнению Тома в конце 1998 года бразилец досрочно покинул Arrows. Британец потребовал компенсации в размере $700 000, но проиграл тяжбу в феврале 2001 года. Последней надеждой оставался лондонский Апелляционный суд, но последний лишь подтвердил решение предыдущей инстанции - Диниц ничего не должен своей бывшей "конюшне", поскольку сроки истечения контракта не были оговорены.
Пока Ротенгаттер и Ферстаппен умалчивают о размерах иска к Arrows. В интервью голландской газете De Limburger, издаваемой в родной провинции Йоса, он сказал, что сумма исчисляется в "миллионах" (по слухам - 1,2-1,5 миллиона долларов). "В июне команда продлила мой контракт и я, естественно, не вел переговоры ни с кем другим, - говорит Ферстаппен. - Трудно даже представить, что подобное могло случиться, после того, как я вместе с моей женой Софи отдыхал у Тома в январе. Мы даже вместе охотились, беседовали, как старые друзья. И после этого получить такой удар... Ладно они хоть бы выставили меня за дверь пораньше, а не за какие-то недели до начала сезона. Так что, поверьте, мои финансовые претензии к Arrows очень серьезны".
И все-таки, невзирая на пессимизм своего менеджера, считающего, что в текущем сезоне Йосу ничего не светит, голландец надеется выйти на старт Гран При. Несмотря на опровержения Toyota, продолжают ходить слухи, что японцы предлагают Ферстаппену место запасного пилота.
Одновременно ведущее итальянское спортивное издание La Gazzetta dello Sport сообщило, что Йос побывал в Маранелло, где вел переговоры об аналогичной сделке с Ferrari. Говорят, что сам Михаэль Шумахер еще в прошлом году предлагал Йосу стать испытателем в чемпионской "конюшне".
"Кто не мечтает выступать за Ferrari? - подливает масла в огонь спекуляций голландец. - А ведь Шумахер мой близкий друг, мы часто отдыхаем вместе. Впрочем, я уже переговорил с руководством нескольких команд. Если произойдет что-то серьезное, я первый кандидат на вакантное место. Так что есть все основания рассчитывать на возвращение в Ф1 уже в этом сезоне. И может быть скорее, чем многие предполагают".

Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...