Райкконен в России
Кими Райкконен на старте Гран При России? Это не мечты это часть истории отечественного автоспорта
Как загораются звезды? Скажем, Кими Райкконен. Каким образом молчаливый финский подросток за пару лет добился мировой славы? Особого секрета тут нет. Прежде всего необходимы талант и характер. Причем интересно, что характер Ледяного Кими закалялся в том числе и в России, куда будущий пилот Ф-1 и такие известные гонщики, как Майкл Андретти, приезжали неоднократно. И были биты.
Гран При АЭС
Русский картинг. Для многих иностранцев это понятие имеет вполне конкретное значение. Это картинг на снегу. Попробовать свои силы в этом экзотическом «виде спорта» в Россию специально приезжали спортсмены из США, Канады, Финляндии, Швеции, Дании, Белоруссии и Эстонии. A FIA придала этим гонкам официальный международный статус. Эти соревнования стали называть картинговыми Гран При. Проходили они с начала 90-х по 1999 год в городе Сосновый Бор Ленинградской области.
Основой для организации столь серьезных соревнований послужил тот факт, что Ленинградская АЭС, градообразующее предприятие Соснового Бора, имела очень сильный спортивнотехнический клуб. Спортсмены СТК ЛАЭС были главными фаворитами чемпионатов СССР, а впоследствии России, по картингу, мотокроссу и велоспорту. Клубу принадлежал простенький картодром, который, тем не менее, получил лицензию картингового комитета FIA, дающую право на проведение международных соревнований. С российской стороны организационными вопросами занимался Николай Митрохин, который, пользуясь поддержкой ЛАЭС, установил контакты с зарубежными атомными электростанциями и их спортивными клубами. Так, партнером с финской стороны стала АЭС города Ловиса, а координатором при этом выступал Матти Нороахо - человек, который был первым тренером Кими Райкконена.
По схожей схеме были налажены отношения с американскими картингистами, которых в зимних гонках представляли такие личности, как Майкл Андретти, его двоюродный брат Джон Андретти, победитель «24 часов Дайтоны» 1996 года Джим Пейс и чемпион серии Indy Lights 1992 года Робби Бул. Надо сказать, что русский картинг вызывал наибольший ажиотаж именно у американцев, которые мало того, что привозили по две команды, так еще и устроили у себя на родине очень серьезный отборочный конкурс для желающих погоняться в России! Среди европейских знаменитостей, выступавших в Ленинградской области, отметим чемпиона Европы 1998 года по гонкам на грузовиках Людовика Фора, Пертти Курки-Суонио, соперничавшего в финских национальных сериях с Хаккиненом и Сало, и Марко Манконена, участвовавшего в Формуле-Opel-Lotus. Ударной силой российской команды были воспитанники СТК ЛАЭС - Олег Малышев, выигравший последний чемпионат СССР, и Михаил Митрохин, будущий семикратный чемпион России по картингу. Никому не известный финский паренек, Кими Райкконен, на фоне этих звезд смотрелся более чем скромно.
Снежное сафари
Для большинства иностранных делегаций поездка в Россию на гонки действительно была сродни сафари! Спортивная сторона мероприятия имела принципиапьное значение только для нашей и финской команды. Именно между этими сборными разворачивалась борьба за Гран При. Что же касается американцев, то достаточно привести пример из заездов с участием братьев Андретти, чтобы понять их приоритеты. Майкл и Джон, сын Альдо Андретти, родного брата великого Марио, все время на трассе проводили в сверхжесткой очной борьбе. Их совершенно не интересовал общий итог состязаний - главное, чтобы родственник закончил их в сугробе!
Русский картинг был хорошо организован. Над картодромом реяли флаги стран-участниц, исполнялись государственные гимны, из города ходили бесплатные автобусы и болельщиков было в достатке. В «паддоке» шел оживленный «обмен опытом». К примеру, американцы привозили фирменные шлемы Bell, в которых они гонялись на суперовалах, «привязывая» голову к кокпиту для борьбы с центробежной силой, и наши гонщики гадали, зачем нужна эта странная петля с левой стороны. Свободное время гости проводили в 30 километрах от трассы на живописном берегу лесного озера, где располагалась одна из оздоровительных баз Ленинградской АЭС. Случались, правда, и накладки, из которых организаторы, впрочем, выходили весьма достойно. К примеру, Майкл Андретти забыл фотоаппарат в одном из номеров базы отдыха и был очень зол, думая, что его просто украли. Камера была доставлена ему следующим рейсом с задержавшимся по «бумажным» делам гонщиком американской команды.
Что касается Райкконена, то он был самым обычным финским парнем и ничем не выделялся. «В то время Кими не был знаменит, и никто не обращал на него особого внимания, - рассказывает один из свидетелей исторических Гран При, Игорь Мочалов. - Единственное, что его отличало, - он был самым молодым картингистом в финской делегации. Райкконен был тихим и скромным, что, впрочем, свойственно большинству подростков во взрослой компании».
А каков был Кими на трассе? Кому, как не его основному сопернику, Михаилу Митрохину, отвечать на этот вопрос? «Действительно, вне трассы Райкконен был абсолютно флегматичен, но во время заездов он сильно преображался. Несмотря на то, что мне всякий раз удавалось обогнать его, Кими был очень быстр. Было заметно, что он отлично чувствует машину. Временами он ехал просто экстремально. Возможно, ему не хватало тренировок на ледяных трассах, но, в любом случае, уже тогда финн был очень силен в гонках!»
Что же касается самого Райкконена, то в одном из интервью он заметил, что бывал в России и «не увидел там ничего особенного». Знакомый почерк, не правда ли?
В 1999 году история международных зимних картинговых Гран При в России прервалась. В четвертый раз приехавший в Сосновый Бор Кими Райкконен вновь в отчаянной борьбе проиграл хозяину трассы Михаилу Митрохину в личном зачете. Но расстроенным он не выглядел. В команде Финляндии все уже были уверены в его большом будущем. Сразу после окончания гонки в Сосновом Бору 1999 года Кими улетел в Португалию на тесты Формулы-Renault и в том же году выиграл 4-этапный зимний чемпионат этой серии. А вскоре его имя стало известно всему миру.
Алексей Карин
Фото: Николай Митрохин, Игорь Мочалов и СТК ЛАЭС
Журнал "Формула-1", март 2004г.