Нараин Картикеян: Самый быстрый индус в мире
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Самый быстрый индус в мире

Самый быстрый индус в мире

Нараин Картикеян родился 14-го января 1977-го года в Мадрасе. В наших краях это время года ассоциируется с лютыми крещенскими морозами, однако в Индии их просто-напросто не бывает, конечно же. Зато его отец, известный в Индии раллист и семикратный победитель Ралли «Южная Индия», уже знал, кем будет Нараин — конечно же, гонщиком! Тем более, что в родстве с Картикеянами состоял и С. Каривардхан — самый известный индийский гонщик вплоть до времён Нараина! Так что амбиции и цели Картикеяна-младшего были определены ещё в младенчестве — отец задумал вырастить из него первого индуса-пилота Ф-1.























И в первой же своей серьёзной гонке, после картинга, Нараин финишировал на подиуме — это произошло на автодроме Сриперумпудур в рамках Formula Maruti в самом начале 90-х. В 1992-м ему удалось попасть в гоночную школу Elf во Франции, и он сумел показать себя, пробившись в полуфинал турнира, который проводила французская компания на машинах класса Formula Renault. Впрочем, в 1993-м ему пришлось вернуться в Индию, в Formula Maruti, хотя параллельно он летал в Великобританию на гонки Formula Vauxhall Junior championship — так он копил ценный европейский опыт. В 1994-м состоялось возвращение в Великобританию, в Formula Ford Zetec Series, где он занял место второго пилота в Foundation Racing Team. Гонки этой серии, что важно, сопровождали в качестве гонок поддержки Ф-1 на европейских этапах. В сентябре, в Эшториле, Картикеян сумел подняться на подиум, а зимой выиграл зимнюю серию Formula Ford, став, соответственно, первым индусом, выигравшим какой-нибудь европейский чемпионат.

Но следующие два года он вновь провёл вне Европы — сперва была не очень удачная попытка выступить в Formula Asia Championship, которая заключалась в четырёх гонках. В одной из них, в Шах-Аламе (Малайзия), Картикеян, правда, финишировал вторым. Зато в 1996-м он остался в серии на весь год — и выиграл её!
Так что в Азии теперь точно делать было нечего, и Картикеян вновь отправился на «старый континент», в Европу, точнее, в островную Великобританию, «Мекку всего автоспорта». Там Нараин нашёл себе место в британской Formula-Opel, и закончил год шестым, стартовав один раз с поула, в Донингтоне. Наконец-то, в 1998-м, пришло время для другого важного шага — дебюта в британской «трешке», причём не «где-нибудь», а в команде Тревора Карлина. В следующие три года он, хоть и не дотягивался до борьбы за титул, регулярно претендовал на подиумы в гонках, время от времени стартовал с поула, а иногда даже выигрывал, и в 2000-м году закончил чемпионат четвёртым.

Наградой ему стало не только место в японском Formula Nippon F3000 Championship, но и первые в жизни тесты за рулем болида Ф-1 — причём за рулём сразу двух разных машин, сперва тесты в июле организовала Jaguar, а затем Нараина, уже в сентябре, пригласила Jordan, и он уступил в Муджелло лишь полсекунды Жану Алези. Тем не менее, приглашений в основу ожидать вряд ли стоило, и следующий год Картикеян провёл в Telefonica World Series, где выступал в составе национальной команды Tata RC Motorsport, причём в Интерлагосе ему удалось стартовать с поула и поставить рекорд круга на этой трассе для всех машин, за исключением монстров Ф-1. В 2003-м серия обрела другого спонсора, компанию Superfund, но гонки остались теми же, и в чемпионате Картикеян занял четвёртое место — в актив он мог записать себе три места на подиуме.
Последовала ещё одна попытка тестов с командой Ф-1, на сей раз Minardi, предложение «руки и сердца» от Пола Стоддарта, но в обмен на «кошелёк» — а денег на тот момент как раз-таки у Нараина не нашлось, поэтому ему пришлось отложить планы ещё на сезон. Зато в том году Нараин — женился — его избранницей стала Паварна. На скорости Картикеяна, впрочем, свадьба никак не сказалась — в 2004-м он начал побеждать в гонках, выиграв этапы в Валенсии и Маньи-Кур. Правда, в зачёте чемпионата он опустился на две строчки, так как выступал куда как менее стабильно, нежели в 2003-м, недобрав 21 очко. Но это было уже не столь важно, ибо Картикеян умудрился найти спонсора, и, самое главное, команду из Ф-1, готовую рассмотреть его кандидатуру в качестве пилота. 1-го февраля Нараин объявил о предварительной договоренности с Jordan, а 14-го числа сон стал явью — в этот день был подписан официальный контракт. Сезон стартовал спустя чуть менее чем три недели, и поначалу Картикеян на фоне Тьяго Монтейро смотрелся вполне неплохо — в первых гонках индус уверенно переигрывал своего напарника. Но постепенно, примерно к трети сезона, особенно к очень неудачным для Нараина гонкам в Монако и Канаде, его ритм сбился. На улочках княжества он вообще смотрелся не в своей тарелке, разбил машину в четверг, и повторил это в гонке. То же самое случилось и в Канаде, где он стал первой жертвой опасно близко расположенных ограждений — индус мог утешаться лишь тем, что чуть позже его «подвиг» повторили и Фернандо Алонсо с Дженсоном Баттоном.
А затем была та самая знаменитая, скандально знаменитая, гонка в США, на старт которой вышли лишь шесть машин. Нараин и тут уступил по всем статьям Монтейро, но к своей чести, хотя бы одолел гонщиков Minardi, и набрал пять очков за четвёртое место — честь покрасоваться на подиуме выпала португальцу. До конца сезона индус более ничем особым не запомнился, в отличие от Монтейро, который ухитрился набрать ещё одно очко в Спа, а завершил сезон Нараин эффектной аварией в Китае. Места на 2006-й он не получил, так как команда потребовала от него на следующий сезон сумму в 12 миллионов долларов, а таким бюджетом Картикеян не располагал даже со всей помощью от индийского автоконцерна Tata. Ему пришлось искать альтернативу, и она появилась в виде места запасного пилота. В декабре 2005-го Нараин проехался за рулём Williams FW27 в Испании, показал неплохой пятый результат, впереди принятого в основу Нико Росберга. Спустя полтора месяца команда пригласила его в качестве четвёртого пилота, помогать штатному тестеру Александру Вурцу. В этом качестве Картикеян проработал два сезона, но шансов на место в основе от этого у него не прибавилось, и параллельно он выступал в чемпионате А1GP, где его дела шли куда лучше.
В 2007-м Нараин потерял поддержку Tata и не смог побороться в середине сезона за место в Spyker — оно досталось более удачливому Сакону Ямамото, да и в Williams в том году он числился лишь формально, так как к тестам команда его практически не подпускала по той же причине, отсутствие денег от Tata. Карьера в Ф-1 подкатилась к концу, и спасти её не мог и патриотический жест Виджея Мальи, пришедшего в Ф-1 с проектом Force India. Амбициозного индийского миллиардера Картикеян совершенно не заинтересовал, и Малья даже не удосужился пригласить его хотя бы на тесты разок-другой. На несколько лет пути Нараина и Ф-1 разошлись, индус выступил в Ле-Мане, погонялся в Superleague и NASCAR.
В начале 2011-го неожиданно вновь вернулся в Ф-1, 6-го января объявив о подписании контракта с командой HRT, вернув себе поддержку Tata. К сожалению, ему не удалось провести полный сезон, своё место он потерял после первых восьми гонок, хотя в октябре провёл ещё одну, в Индии. Он успел записать в 2011-м на свой счёт пару рекордов, разумеется, негативных. Так, в Китае, где сошла лишь одна машина, он был классифицирован на 23-м месте, это самая низкая классификация за всю историю Ф-1. В Валенсии сходов не было вообще, и Нараин закончил гонку последним, 24-м, побив свой же антирекорд. Индус продолжает свои выступления в HRT и в этом году, но с примерно теми же успехами, неизменно проигрывая в квалификациях не хватающему звёзд с неба де ла Росе, далеко не всегда хотя бы финиширует в гонках, и всё же право называться самым быстрым индусом в мире заслужил, ведь, как-никак, Картикеян вплотную приблизился к отметке «50 гран-при в Ф-1» — а это всё же показатель в мире Ф-1. Где теперь Тьяго Монтейро, так положительно смотревшийся на фоне Нараина в 2005-м? Забыт, а Нараин со скрипом, но выступает, и уже дважды выступил в домашней гонке — разве это не толика необходимого ему счастья?

Журнал "F1Life" №17 2012



Знаете ли Вы что...