Сходство параллельных прямых
Гонки по-итальянски
Прежде чем переходить непосредственно к разговору о двух итальянских пилотах Ф-1, нужно сказать пару слов о том, что же это вообще такое — гонки по-итальянски. Автоспорт в этой стране — почти религия. И участники множества кольцевых соревнований на Апеннинах — это не просто десятки хозяев команд, сотни гонщиков и тысячи механиков. Это своеобразное братство, где все друг с другом знакомы и живут общими интересами. Во внутренних чемпионатах борьба невероятно остра. Но стоит кому-то пробиться на международный уровень, как он получает поистине общенациональную поддержку. Сколь яростно сражаются итальянцы между собой, столь же сплоченными они становятся перед лицом «внешнего врага». Наглядной иллюстрацией такого положения дел служит хотя бы тот факт, что оба итальянца в международной Ф-3000 — Джорджо Пантано и Энрико Токкачело — выступают за команду своего соотечественника Паоло Колони.
Безусловно, такой автоспортивный «национализм» помогает молодым итальянцам в начале карьеры. Но он же в последние годы частенько становился и помехой на пути к главной для любого автогонщика цели — Ф-1. Ведь единственной командой с Апеннин в чемпионате мира вот уже девять лет остается Minardi (Ferrari не в счет — она давно уже стала «транснациональной компанией», и итальянский пилот в «Скудерии» — скорее, исключение, нежели правило. После Николы Ларини в 1994 году на старт Гран При за рулем красных машин выходили исключительно иностранцы). Но как показывает опыт, дебютировать в составе «конюшни» из Фаэнцы — вне зависимости от национальности — значит поставить крест на своей будущей карьере. Очень трудно показать свой талант, регулярно отставая от победителя на несколько кругов. За последние годы лишь двоим пилотам удалось, начав карьеру в Minardi, закрепиться в Ф-1. Первого звали Джанкарло Физикелла, второго — Ярно Трулли. Уже одно это характеризует их как совершенно незаурядных гонщиков.
Два итальянца
Обоим гонщикам дал путевку в высший автоспортивный свет Джанкарло Минарди, и именно он, наверное, имеет право сравнивать двух своих соотечественников. «Я, признаться, не думаю, что один из них быстрее другого, — размышляет Минарди. — Оба замечательно работают в команде, очень профессионально подходят к делу и показывают замечательные результаты даже в трудных условиях. Но все же Физикелла, пожалуй, чуть более талантлив. Трулли же берет свое очень серьезным подходом к физической подготовке и невероятной дотошностью в работе с автомобилем».
Джанкарло Физикелла действительно талантлив. Итальянца всегда выручал природный дар. Джанкарло порой мог позволить себе чуть-чуть недоработать на тестах, но потом все равно добиться результата «на классе». В Формуле-1 найдется совсем немного пилотов, регулярно опережающих напарников по команде в квалификациях. Физикелла оставил позади, среди прочих, Ральфа Шумахера, Алекса Вурца и Дженсона Баттона.
«Бесспорно, в том сезоне борьба внутри команды была невероятно упорной, — вспоминает Шумахер-младший о соперничестве с Физикеллой в Jordan в 1997 году. — Джанкарло чрезвычайно быстр, и чтобы обогнать его, мне приходилось выкладываться полностью. Но даже это не всегда помогало». И если немецкий гонщик все же оказался быстрее в семи из 17 квалификаций, то Алекс Вурц за три сезона в Benetton сумел опередить Физикеллу лишь 13 раз. Австрийского гонщика называли будущим чемпионом, но очень скоро рядом с Джанкарло звезда Вурца начала тускнеть.
Трулли же действительно «повернут» на физподготовке. Два-три часа в день провести в тренажерном зале — это норма для Ярно. Стремление испытать свою физическую форму привело пилота Ф-1 даже в число участников нью-йоркского марафона. «Сначала все складывалось неплохо, — рассказывает гонщик. — Но километров за семь до финиша силы стали покидать меня. Ужасно, просто невероятно хотелось есть. К счастью, у кого-то из зрителей оказался шоколадный батончик. Если бы не он, до финиша я бы не добрался».
По единодушному мнению специалистов в вопросе физической подготовки составить конкуренцию итальянцу может лишь Михаэль Шумахер. Что касается гоночных качеств, то достижения Ярно действительно выглядят более скромно: на счету Физикеллы — 77 очков, 9 пьедесталов почета, одна поул-позиция и один быстрейший круг в гонке, а у Трулли всего 29 очков и один пьедестал. Однако начинал Трулли едва ли не более ярко, чем его соотечественник. Ярно покинул Minardi уже после семи гонок (Физикелла провел за команду из Фаэнцы восемь), и в Маньи-Куре, впервые сев вместо сломавшего ноги Оливье Паниса за руль Prost, он закончил квалификацию с 6-м результатом, а месяц спустя, в Хоккенхайме, финишировал четвертым. Но наиболее памятной гонкой сезона ’97 для итальянца стал Гран При Австрии. Стартовав на «А1-Ринге» с третьего места, Трулли 37 кругов лидировал, но взрыв мотора перечеркнул все усилия молодого пилота.
Есть подобная «памятная» гонка и в карьере Физикеллы. Джанкарло не любит о ней говорить. Всякий раз, когда речь заходит о Нюрбургринге ’99, он отвечает односложно, что-нибудь вроде «Дерьмо!», и меняет тему… Проливной дождь тогда сменялся ярким солнцем, и в столь сложных условиях лидеры один за другим допускали ошибки и выбывали из гонки. На 45-м круге стартовавший с 6-го места Физикелла пробился на первую позицию. Но пролидировав лишь четыре круга, ошибся и вылетел с трассы в «эске» Veedol. А вот Трулли в начале той гонки не блистал. Стартовал 10-м — на большее его Prost оказался не способен — а на середине дистанции находился в конце очковой зоны, но в дальнейшем безошибочная езда и удачно выбранный момент для пит-стопа позволили ему за 15 кругов до финиша выйти на второе место. И как ни пытался Рубенс Баррикелло отнять у Ярно эту позицию, все атаки бразильца ни к чему не привели. Увы, но тот кубок за второе место до сих пор остается единственным в коллекции Трулли. Впрочем, прочерк в графе «победы в гонках» стоит у обоих итальянцев.
Параллельные линии пересекаются
Удивительно, но до Формулы-1 пути двух итальянцев ни разу не пересекались, несмотря на то что они земляки — между Римом, где родился Джанкарло, и Пескарой, родиной Ярно, всего-то 200 километров, — и к тому же практически ровесники — Физикелла старше лишь на полтора года. Дело в том, что Трулли после достаточно долгого и очень успешного выступления в картинговых соревнованиях продолжил гоночную карьеру не в итальянской, а в немецкой Формуле-3, откуда и перешел в Ф-1.
Таким образом два лучших итальянских гонщика одного поколения впервые стартовали вместе лишь на Гран При Австралии ’97. Но еще более удивительно другое — их судьбы и после этого проходили как будто в параллельных мирах. Итальянцы участвовали в одних и тех же гонках, решали примерно одинаковые задачи и боролись со схожими, по сути, проблемами. И по мере того, как их команды скатывались все дальше и дальше вниз в турнирной таблице, Ярно и Джанкарло все реже давали повод говорить о себе.
После сезона в Minardi Физикеллу пригласил Эдди Джордан, команда которого в тот момент явно набирала обороты. Ирландец всегда отличался «нюхом» на таланты, и именно за рулем желтого Jordan Физикелла впервые установил лучший круг в гонке и финишировал в призовой тройке.
Трулли после Minardi оказался в Prost, где также начал весьма резво. Увы, команда Алена Проста медленно, но верно сдавала позиции. И кроме первых успехов, о двух годах в Prost гонщику теперь напоминает лишь знание французского языка, которым Ярно в совершенстве овладел за первые полгода в команде. В 2000 году Трулли принял предложение Эдди Джордана. Увы, снова не вовремя. Желтые автомобили были быстры, но катастрофически ненадежны и вновь не позволили Трулли проявить себя.
Немногим лучше складывались дела и у Физикеллы. В отличие от своего соотечественника, который пришел в Jordan слишком поздно, Джанкарло покинул британскую команду слишком рано. Флавио Бриаторе предложил молодому пилоту контракт на солидную сумму, и хотя Эдди Джордан всячески пытался удержать итальянца и даже затеял судебную тяжбу, чемпионат ’98 Физикелла начал в Benetton. В англо-итальянской «конюшне» Джанкарло провел четыре года, и, по иронии судьбы, четырежды Jordan оказывался выше Benetton в итоговых протоколах. Словом, оба итальянца к середине 2001 года оказались в схожей ситуации. И тот, и другой уже не считались молодыми. Перед обоими вполне реально вырисовывался безрадостный рубеж — сто проведенных гонок без единой победы. Но самое главное, оба пилота утратили чувство перспективы в своих командах.
В 2001 году оказалось, что при всем таланте Физикелла ничего не в силах поделать с новым Benetton. «Я впервые опробовал машину в середине января, — вспоминает гонщик. — Проехал пару кругов по трассе и решил, что с ней что-то не в порядке, столь медленна она была. Наверное, что-то сломалось или работало неправильно. Но вернувшись в боксы и взглянув на механиков, я постепенно осознал страшную истину — с машиной все было нормально, она просто проигрывала прошлогодней модели шесть секунд на круге. Шесть!»
Именно в этот момент Джанкарло и предстояло решать свою дальнейшую судьбу. В середине сезона Флавио Бриаторе предложил соотечественнику лишь годичный контракт. Это походило на оскорбление. Итальянец отъездил в команде четыре трудных сезона и наверняка рассчитывал на несколько иное к себе отношение. Тут же подвернулся неплохой вариант — Жан Алези завершил карьеру и освободилось место в Jordan. «Эдди предложил мне хорошие деньги и трехгодичный контракт. Не мне говорить, как он прижимист, поэтому я понял, что меня действительно хотят видеть в Jordan. Я знаю, как непросто Эдди дается подписание чека на большую сумму». Кстати, часть этой суммы Джанкарло уже потратил — после шести сезонов в Ф-1 он все же решил обстоятельно выучить английский и записался на специальные курсы.
Трулли же отправился в обратном направлении. В отличие от Джанкарло, Ярно не мог не видеть, что дела в Jordan складываются не лучшим образом — работа над новой машиной продвигалась слишком медленно, да и с финансами у «конюшни» Эдди Джордана не все было в порядке. Поэтому, дабы не повторять прошлых ошибок, итальянец поспешил уйти вовремя. На предложение Бриаторе перейти в Renault Ярно отреагировал мгновенно. «Флавио мой менеджер уже больше пяти лет, еще начиная с Формулы-3, где я выступал за юниорскую команду Benetton, — поясняет гонщик. — Я благодарен ему за все, что он для меня сделал и всегда хотел в один прекрасный день в свою очередь отблагодарить его, выведя Benetton на трассу». Впрочем, Ярно тут же добавляет: «Не надо думать, что Бриаторе давил на меня. Я сам принимаю решение, за какую команду буду выступать». Остается лишь добавить, что Трулли получил по контракту с Benetton сумму, существенно меньшую той, от которой отказался Физикелла. Ну а самому Флавио, как менеджеру, досталось 22%.
Вне зависимости от причин, «итальянская рокировка» вызвала в Формуле-1 множество пересудов. Наконец-то! Параллельные прямые пересеклись! В паддоке заговорили о появлении новой интриги: итальянского противостояния. Кто из гонщиков больше выгадал от «обмена»? Увы, параллели в карьерах двух итальянцев после произошедшего пересечения начали потихоньку расходиться. Теперь уже явно видно, что гонщики оказались в командах разного калибра. Renault Трулли рвется в лидеры и ставит задачу через несколько лет предоставить своим гонщикам автомобиль, на котором они способны будут побороться за чемпионское звание. А Jordan Физикеллы все явственнее откатывается на позиции частника-середняка, чья единственная задача — борьба за выживание. С другой стороны, талантливый Физико — бесспорный лидер в своей команде. А трудяга и «полиглот» Трулли пока выглядит бледновато рядом с молодым Баттоном.
Как известно из курса математики средней школы, параллельные прямые пересекаются в бесконечности. Так и судьбы всех гонщиков в их мыслях сходятся в одной точке. Все они мечтают о чемпионстве. Наверняка думают об этом и Физикелла с Трулли. Главное, чтобы эта «точка пересечения» в их параллельных мечтах не отдалилась в бесконечность.
Александр Кабановский
Журнал "Формула-1" июнь, 2002