Музей Вольфганга фон Трипса: Старые камни
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Старые камни

Старые камни

Просто удивительно, какие совпадения порой случаются в истории. Или это неизвестный науке природный фактор действует в небольшом уголке северной Рейн-Вестфалии? Как иначе объяснить тот факт, что именно здесь, на маленьком клочке земли площадью в несколько квадратных километров, где разместились два практически слившихся воедино городка Хоррем и Керпен, родились два самых знаменитых немецких пилота Формулы-1: Михаэль Шумахер и Вольфганг фон Трипс? Имя первого сегодня гремит по всему миру, второго помнят лишь знатоки автоспортивной истории да старые, поросшие мхом камни его родового замка Хеммербах, где последний представитель древнего рода фон Трипсов прожил 29 из 33 лет своей короткой и яркой жизни.
Хеммербах был построен в конце XIV века неким Йоханом Шеффартом фон Мероде и только в середине XVIII столетия перешел во владение доблестного графа Франца фон Трипса. Однако в 1793 году замок был полностью разрушен пожаром, и на рубеже веков граф Эдуард Игнатц фон Трипс и его жена Мария-Элизабета Фрейн фон Леммен начали отстраивать его заново по проекту архитектора Йохана Антона Валлее. К тому времени Хеммербах уже практически утратил какое-либо военное значение, тем не менее новое родовое гнездо все же окружили нарочито толстыми стенами и декоративным рвом. Окончательно строительство завершилось лишь в начале прошлого века уже при деде Вольфганга - рейхсграфе Клементе Максимилиане. В этом поместье и поселились в 1932 году граф Эдуард и графиня Тесса со своим сыном.



Вольфганг был единственным, безмерно обожаемым ребенком в семье фон Трипсов. Здесь он провел счастливые годы детства. Вся его жизнь была связана с Хеммербахом. После трагической смерти Вольфганга в 1961 году на протяжении еще десяти лет родители гонщика продолжали жить в замке. Но, овдовев в 1971 году, графиня фон Трипс не смогла больше выносить пребывания в этих стенах и распорядилась построить в парке за рвом небольшую виллу, где прожила в затворничестве последние семь лет своей жизни, мечтая превратить Хеммербах в музей своего сына. Формально она даже основала этот музей в 1973 году, но реально он был открыт лишь 27 лет спустя.
После смерти графини в 1978 году в отсутствие наследников замок пришел в полное запустение и быстро обветшал. Лишь в 1984 году родовое гнездо Трипсов было продано с аукциона, и через четыре года после реставрации замок приобрел прежний вид, в котором и был перепродан в 1999 году доктору Каю Краузе, превратившему его в штаб-квартиру своей компьютерной фирмы. А годом позже усилиями группы энтузиастов во главе с биографом Вольфганга Рейнольдом Луисом на «Вилле Трипсов» - том самом бунгало, построенном в 1971 году для Тессы фон Трипс, - наконец открылся музей.
Разумеется, это далеко не самый большой автогоночный музей в мире: скромные размеры двухэтажной виллы позволяют выставлять лишь малую часть собранной в хранилищах экспозиции. Но подбор экспонатов порой просто впечатляет. Достаточно сказать, что усилиями Рейнольда Луиса в стенах музея собрана одна из самых полных библиотек автоспортивной литературы в мире, насчитывающая около 8000 томов. Причем книги эти не просто пылятся на полках. Каждый пришедший сюда может выбрать себе фолиант по душе и, расположившись в удобном кресле, углубиться в чтение.
Но основная часть коллекции, безусловно, посвящена Вольфгангу и истории фон Трипсов. Тут можно увидеть салон графини Тессы, комнату ее мужа, графа Эдуарда и, конечно же, перенесенный сюда из замка кабинет самого Вольфганга: его любимый кинопроектор, многочисленные призы за победы в гонках, письменный стол и необычный стул, сделанный из привезенного из Аргентины седла. Не менее содержательна и расположенная на первом этаже гоночная экспозиция.


В небольшой комнате, имитирующей ремонтный бокс гоночной «конюшни», на стене которой находится портрет Вольфганга в окружении товарищей по команде Porsche, уместились всего три машины: крошечный карт фон Трипса, а также две «формулы»-Junior (De Tomaso и ТСА). Причем шасси ТСА с заводским номером 0002, спроектированное когда-то самим Трипсом и воплощенное в металле механиками Ferrari, - вообще единственный в мире автомобиль этой марки, выставленный в музее.
Всего для команды Colotti было построено семь таких машин, но большинство из них после смерти Трипса либо затерялось, либо разошлось по частным коллекциям. Пожалуй, единственным серьезным минусом гоночной экспозиции является отсутствие в ней автомобилей Формулы-1. Нет здесь, разумеется, и той Ferrari 156, на которой Вольфганг угодил в свою последнюю аварию в Монце-61. По словам смотрителя музея Кристофа Луиса, кровожадная «акула», «сожравшая» 15 жизней, позднее была восстановлена и выкуплена знаменитым гитаристом и поклонником Ferrari Крисом Ри, который затем уступил ее анонимному голландскому коллекционеру. С тех пор об этой «машине смерти» никто больше ничего не слышал.
Кстати, по признанию самого музыканта, от весьма обременительного для его кошелька увлечения коллекционированием автомобилей из Маранелло его излечил снятый им же в 1996 году автобиографический фильм La Passione. «Страсть» повествует об итальянском мальчике-эмигранте, увидевшем однажды по телевизору трансляцию удивительной гонки за Гран При Монако 1961 года и навсегда очарованном красным итальянским автомобилем с немецким графом за рулем. Для съемок этой картины, героем которой наряду с Крисом являлся и фон Трипс, Ри использовал немалую часть кинохроники, отснятой сорок с лишним лет назад самим Вольфгангом. Так что мечта фон Трипса о собственном фильме все же стала реальностью. Через три с половиной десятилетия после его смерти.

Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1", октябрь 2003г.



Знаете ли Вы что...