Тигр: Тораносуке Такаги
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Тигр

Тигр

Если впереди моей машины есть хоть немного свободного пространства - обгон возможен. И я обгоняю.
Тораносуке Такаги


Тораносуке - его полное имя. Он родился в год тигра и предпочитает называть себя Тора, что в переводе с японского и означает «тигр» - животное сильное и быстрое, смелое и ловкое. Поклонники автоспорта Страны восходящего солнца не сомневаются в природном таланте Тигра Такаги. «Это будущий чемпион Формулы-1!» - именно такая репутация закрепилась за японцем с раннего возраста.
Он заинтересовал многих еще своими суперуспешными выступлениями в картинге - Такаги начал гоняться в 1986 году в возрасте 12 лет и за пять лет дважды успел стать чемпионом Японии. Затем плавно перетек в Формулу-Toyota и Формулу-3. Здесь, однако, дело застопорилось. Победить в этих сериях он не смог. И неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Такаги, если бы на его пути не возник Сатору Накаджима. Встреча эта была для молодого японца решающей. Может быть, самой главной в жизни.
Накаджима, проведший в Формуле-1 пять лет и поездивший бок о бок с Айртоном Сенной, Нельсоном Пике и Жаном Алези, затеял проект поиска молодых талантов и предоставления им возможности выступать в японской Формуле-3000, где начинающим гонщикам получить место очень сложно - катастрофически мала ротация кадров и на прыжок из Ф-3 в Ф-3000 можно потратить несколько драгоценных лет. Свой выбор Накаджима осуществлял, руководствуясь чисто спортивным принципом: Сатору заявил, что выберет трех лучших на тот момент гонщиков Ф-3. Первым в этом списке стоял Шинджи Накано. А Такаги был 4-м и, следовательно, лишним. И тут совершенно неожиданно один из 3 гонщиков отверг предложение, от которого, казалось бы, невозможно отказаться. Так Тора оказался в команде Накаджимы и в 1994-м сделал свои первые шаги в старшей японской Формуле.
И шаги эти были более, чем уверенные. Считается, что новичку практически невозможно выиграть в японской Ф-3000. Эта серия из года в год проходит на одних и тех же трассах, и опытные пилоты, за много лет досконально их изучившие и хорошо знакомые со всеми тонкостями настройки машины в этих условиях, не оставляют молодым никаких шансов. И тем не менее очень скоро 21-летний Такаги сумел прийти к финишу первым. Знатоки японского автоспорта подняли брови: «Молодой Тигр выиграл гонку!» Однако автодром Шуго, где торжествовал Тора, считался достаточно простой трассой. Этим многие и объяснили неожиданную победу новобранца.

Однако через месяц Такаги одержал вторую победу, на другом автодроме, да еще и в сложных погодных условиях. Брови японских знатоков поползли еще выше. А на следующей гонке, на знаменитом автодроме Фудзи, произошло событие, которое окончательно утвердило за молодым японцем славу лучшего гонщика на островах: Тора Такаги обогнал самого быстрого в Японии человека.
Свои первые две победы Такаги одержал, стартуя с поул-позишн. На Фудзи Торе пришлось начинать гонку с 5-й позиции. Но самое главное, прямо перед ним стоял автомобиль самого Хошино...
Вы не знаете, кто такой Хошино? Да... Куда катится этот мир - мир, в котором все знают гонщика Россета, и никто - гонщика Хошино. Этот человек - легенда, самая уважаемая в японском автоспорте фигура. Когда-то он был главным соперником Накаджимы. Хошино старше Накаджимы, и многие считают, что если бы в свое время он подался в Ф-1, то добился бы многого. В любом случае, ни одному из японцев, включая тех, кто выступал в Ф-1, не удалось победить Хошино. У этого человека не было соперников на родине. В Японии все привыкли думать, что Старого Мастера обогнать невозможно. Но Тора обогнал и его, и еще троих гонщиков впереди и выиграл эту гонку.
Общественность восприняла это, как великий символ, как смену эпох. «Тора быстрее, чем Хошино!» - как высоко взлетели брови местных знатоков, вы можете представить себе сами. Сам Старый Мастер после гонки в сердцах воскликнул: «Пожалуйста, заберите его из Японии!» Один только Такаги недоумевал: «Чему все так удивляются! Я просто обогнал автомобиль впереди себя».
В Японии никто уже не сомневался: Тору Такаги ждет великое будущее. Никто не мог тягаться с ним в скорости. Он был лучшим. И все было бы прекрасно, если бы не одно «но» - каждый раз что-то мешало ему одержать общую победу в серии. В бытность Такаги в японской Формуле титулы вечно доставались заезжим гастролерам - то Ральфу Шумахеру, то Педро де ла Росе.
Беда была в том, что Такаги не интересовала победа сама по себе. Он просто хотел быть самым быстрым на трассе. Он хотел обгонять всех. Любой ценой. Если его машина была медленнее, чем у соперников, он «откручивал» антикрылья, снижая лобовое сопротивление, до тех пор, пока автомобиль из-за потери прижимной силы становился практически неуправляемым. Зато Тора действительно был самым быстрым на трассе. Он либо приходил к финишу первым, либо не приходил вообще. Последнее, к сожалению, случалось чаще.


Стиль его вождения, рискованный и агрессивный, совершенно несвойственен японской гоночной школе. Вопреки расхожим представлениям, японцы предпочитают вести машину мягко и ровно. Повороты они стараются проходить строго по теории, не отклоняясь от оптимальной траектории ни на миллиметр. Стиль Торы не подходил ни под какую теорию. Повороты он проходил неправильно - «слишком» быстро и одним ему ведомым способом. Он менял траекторию не только во время тренировок, но и прямо во время гонки: каждый крут Такаги мог проходить по-разному, но всегда - быстрее всех.
Не удивительно, что Тора был чрезвычайно популярен. В его действиях была та совершенно необходимая для настоящего гонщика крупица сумасшествия. И зрители на трибунах в свою очередь сходили с ума, наблюдая за прыжками Тигра. Как-то в 1996-м в одной из гонок Торе пришлось стартовать последним: во время квалификации его машина заглохла. Уж какие тут разговоры о победе! Шансы на выигрыш действительно были почти нулевые, но зато представилась великолепная возможность продемонстрировать свой потенциал. Что он с блеском и проделал: рванул со старта, столкнулся с другой машиной, снес себе передний спойлер и разбил носовой обтекатель... Но он не только продолжал ехать - он обгонял другие машины, он был самым быстрым на трассе! На 4-м круге носовой обтекатель оторвался совсем и сшиб зеркало с левой стороны. Но Тора продолжал ехать - и ехать быстрее всех! Он установил лучшее время! Он догонял лидеров, отыгрывая у них по 2 секунды на круге! Впрочем, совершенно ясно, что ничем хорошим закончиться это не могло, - в итоге Тора потерял-таки контроль над машиной. И что же? На вопросы о том, каково ему было без обтекателя и зеркала, он ответил: «Это никак не повлияло на пилотирование. Я чувствовал себя вполне нормально. А потеря зеркала вообще ничего не значит. Мне не нужны зеркала, - риска, что меня кто-нибудь обгонит, не было».
Он был невероятно быстр! Настолько быстр и настолько невероятно, что в какой-то момент начали циркулировать слухи о том, что Bridgestone готовит Торе специальную резину, наилучшим образом подходящую к его стилю пилотирования, a Mugen поставляет моторы большей, чем предписано правилами, мощности. Естественно и шино-, и моторопроизводители отвергали подобные инсинуации, но каждый раз, как Такаги показывал невероятный результат, пересуды возникали снова. И тем быстрее, чем быстрее он ехал. Некоторые гонки в его исполнении действительно напоминали чудо. Но это было именно то, что нужно японской публике. А может быть, и любой другой...
Единственный, кто не был в восторге от подвигов Торы, - это босс его команды. Накаджима преподал своему пилоту несколько уроков, заставил его задуматься над своим «поведением» на трассе. Одной быстроты для победы недостаточно. Чтобы выигрывать чемпионаты, надо было изменить философию, поступиться принципами и начать просто набирать очки, финишировать - пусть и не на первом месте. Но обретать себя и набираться ума Такаги пришлось уже в Формуле-1.
В 1997 году Накаджима приложил массу усилий к тому, чтобы Тора стал призовым пилотом одной из старейших и опытнейших команд Формулы-1 - Tyrrell.


Однако дела сложились несколько иначе, - японец стал официальным тест-драйвером, параллельно выступая в Японии, и лишь в 1998-м превратился в призового пилота команды. В тот год его выступления были, скажем так, нестабильны. То густо, то пусто. Он совершенно затмил своего партнера бразильца Рикардо Россета, но в то же время наделал кучу глупых и детских ошибок. Да и потом, с самого начала того сезона Такаги знал - на будущий год его вряд ли ангажируют. Как известно, уже в те дни команда была фактически продана и лишь доезжала чемпионат под старым добрым именем Tyrrell - некоторые уже тогда стремились назвать ее BAR, а Крейг Поллок рассказывал всем, какой великолепной будет его новая команда в будущем 1999 году, когда ему, наконец, дадут развернуться.
В актив Такаги в сезоне-98 можно занести финиш ровно в половине всех гонок Гран При сезона, что при его горячности и полнейшем незнании европейских трасс является маленьким подвигом.
Зима прошла в полном неведении относительно будущего в Формуле-1 - кандидатура Торы фигурировала в списках нескольких команд, но в итоге все вакансии оказались занятыми, а японец по- прежнему был не удел. И тут... в Arrows неожиданно освободилось место финна Мики Сало, и Тора стал его преемником в «конюшне» Тома Уокиншоу.
Понятно, что в этой команде, кроме упорства в те моменты, когда его обгоняют на круг, Торе ничего продемонстрировать не удается. Стихия Тигра - атака, а в таких качествах, как умение сдержать себя и проявить благоразумие, Такаги снова, как и когда-то в Ф-3000, уступает Педро де ла Росе. Ни для кого не было секретом, что японец ждал возвращения в Ф-1 Honda. Именно он мог стать для японской компании кандидатом номер 1. Потому-то смерть Харви Постлтуэйта и последовавшее за ней решение Honda не выставлять на будущий год свою команду стало для Торы двойным ударом. Такаги присутствовал на недавно состоявшейся в Оксфорде церемонии похорон, где почтил память конструктора, с которым у молодого японца сложились самые добрые отношения за год совместной работы в Tyrrell.
Но жизнь продолжается. Так или иначе, а Honda все-таки возвращается в Формулу-1. Не за горами и появление в гонках Гран При Toyota. Будем надеяться, что Тигру еще представится случай показать зубы.

Лина Холина «СЭ» - специально для «Формулы-1»

Журнал "Формула-1" октябрь, 1999



Знаете ли Вы что...