Везунчик Фелипе Масса
В четверг здесь же, на автодроме «Каталунья» его так же тепло поздравляли с днем рождения: самому молодому гонщику нынешнего чемпионата исполнился всего 21 год. И вот, тремя днями позже он сделал себе прекрасный подарок — пятое место в ГП Испании, всего лишь в пятой его гонке в Ф-1! Именно в эти дни и состоялась наша беседа с Фелипе.
Мал, да удал
Успех Фелипе Массы за время его пока еще короткой гоночной карьеры рос — и, как уже показал его дебют в Ф-1, продолжает расти, словно хорошее тесто на качественных дрожжах. Кстати, Massa по-португальски означает как раз «тесто». В таком случае «дрожжами» для него стали, как он сам считает, «правильные люди, встреченные в правильное время». Последним из таких людей на сегодняшний день стал Петер Заубер. Первым — отец Фелипе Луис-Антонио, «встретившийся» будущему гонщику с первых мгновений его жизни.
Да и родился-то Фелипе не где-нибудь, а в Сан-Паулу, в автогоночной столице Бразилии. Правда, когда ему исполнилось 8 лет, его семья перебралась в глубинку «паулисты» (так в Бразилии называют территорию штата Сан-Паулу — что-то вроде нашей «рязанщины») в маленький городок Ботукату. Но зато его отец гонялся в Формуле-Fiat и обычно брал сынишку с собой на автодромы.
«Отцу, к сожалению, довелось победить лишь однажды, — вспоминает Фелипе. — А настоящей звездой гонок в нашей семье был мой дядя Зезиту, на счету которого много разных побед. Сейчас в гонках оба уже не участвуют, но активно и всецело поддерживают меня в моем решении посвятить себя автоспорту.
Мама поначалу, конечно, боялась за меня, но сейчас стала относиться к этому спокойнее и гордится мною. Она сохранила памятную семейную видеозапись, где меня, еще четырех- или пятилетнего малыша спрашивают, кем я хочу стать, когда вырасту, и я отвечаю: «Конечно, автогонщиком». После этого отец купил мне минимотоцикл, на котором я стал гонять по дорожкам вокруг дома. Но, поскольку это было достаточно опасно, отец подарил мне карт, чтобы я мог заниматься гонками как следует. С этого-то все и началось. Я всегда любил скорость, и уже тогда моим любимым видом спорта была Формула-1. Я смотрел ее по ТВ с тех пор, с каких помню самого себя. В центре внимания тогда были, конечно, Нельсон Пике и Айртон Сенна. Я был еще слишком мал, чтобы оценить их по-настоящему, как могу это сделать сейчас, но уже тогда мне казалось, что они делают невероятное. А когда я подрос, это было уже время восхождения Михаэля Шумахера, и не буду отрицать, что он стал моим кумиром. Я считаю его лучшим гонщиком своего времени, и, возможно, всех времен».
В картинге маленький Фелипе провел семь лет, регулярно побеждал в отдельных гонках, однако ни одного чемпионского титула заработать не смог, не поднимаясь в итоговых таблицах чемпионатов выше третьей строки. Тогда мало кто мог предположить, что в ближайшем будущем его ждет карьера гонщика Формулы-1. Возможно, достичь максимальных высот в картинге мешала весьма банальная причина. «Меня преследовала существенная проблема — вечная нехватка денег, — признается Масса. — Это были деньги моего отца, друзей нашей семьи, спонсоров, но их всегда было недостаточно. Довольно трудно на равных бороться с парнями, которые имеют возможность вкладывать куда большие средства в технику и свою подготовку. В 1996 году мне даже пришлось отказаться от участия в соревнованиях, поскольку денег на это просто не нашлось. Мой отец делал все, что было в его силах, но, увы…»
Переломным для Фелипе стал переход во «взрослые» гонки. Вероятно, качественно его способности к этому времени настолько развились, что превзошли количественную нехватку денег. Впрочем, позже, вслед за серьезными успехами пришла и необходимая финансовая поддержка: спонсоры любят ставить на победителей.
Галопом по Европам
«Время летит удивительно быстро. Оглядываясь назад, трудно поверить, что всего за три года своей карьеры в «большом» автоспорте я достиг Формулы-1, — рассуждает Масса. — Конечно, всем своим успехом я в первую очередь обязан своему отцу, но и мой импресарио, Рикардо Тедески — тот самый, который привел в Ф-1 и Рубенса Баррикелло — тоже очень много сделал для меня. Именно он в 1998 году дал мне шанс выступить в нескольких гонках за его команду в Формуле-Chevrolet».
Рикардо Тедески: «У Фелипе — врожденный дар к пилотированию гоночной машины. Он обладает уникально тонким восприятием и способностью адаптироваться. И в силу этого с ним очень легко работать».
Фелипе сразу же показал свои выдающиеся способности и даже выиграл последний этап чемпионата, в результате чего Тедески всецело взял на себя заботу о карьере юного дарования, и было решено, что он останется в команде на весь следующий сезон. Масса не обманул ожиданий, и в 1999 году завоевал титул чемпиона. На следующий сезон молодой бразильский чемпион отправился в Италию покорять более высокий и престижный класс — Формулу-Renault. Но спонсорских денег хватало лишь на шесть гонок из десяти. По этой же причине об участии в европейском чемпионате в этом классе Масса даже и не мечтал, но…
«Но ситуация начала меняться, когда я выиграл первую же свою гонку итальянского чемпионата в Муджелло, — рассказывает Фелипе. — Затем, в следующей гонке в Имоле я вновь победил, и тогда моя команда, CRAM Competition бросила все силы и средства на то, чтобы я мог участвовать в обоих чемпионатах. Я также очень благодарен Педро Диницу, который обеспечил спонсорскую поддержку Red Bull, позволившую мне выступить в Донингтон-парке. Тот год сложился для меня очень удачно, я выиграл оба чемпионата. Моей следующей целью была Формула-3000. Но сезон в Формуле-Renault закончился слишком поздно, когда лучшие команды в международной Ф-3000 на следующий сезон были уже укомплектованы. Другой проблемой оставались деньги. У меня были хорошие контакты и в Ф-3000, и в Ф-3, но так или иначе для выступления в этих гонках требовались куда большие средства, чем те, которыми я располагал».
Однако талант бразильца был очевиден, и ему удалось пройти тесты в команде Draco и произвести хорошее впечатление на ее шефа Адриано Морини (который теперь также является одним из импресарио Массы), и так он все же оказался в европейской Ф-3000. «Морини сделал мне хорошее предложение и подписал контракт, не требуя с меня ни центаво, — отмечает Фелипе. — Это было даже больше, чем я мог мечтать».
Когда Масса стал чемпионом и в европейской Формуле-3000, выиграв шесть гонок из восьми, уже мало кто из наблюдавших за его стремительной карьерой специалистов сомневался в том, что этого маленького, но «шустрого» бразильца ждет Формула-1. Вопрос был лишь в том, когда это произойдет. Сам Фелипе, хоть, конечно, и мечтал об этом, но не надеялся, что это произойдет совсем скоро. Он собирался перебраться в международную
Ф-3000, желательно в успешную команду, имеющую «старшую сестру» в Формуле-1, в расчете на шанс заодно получить там место тест-пилота. Однако действительность превзошла даже самые смелые его ожидания. В следующем сезоне он получил «счастливое» место основного пилота в очень перспективной команде Ф-1, которое до него занимал Кими Райкконен.
Дебютный блицкриг
«Первым человеком из Ф-1, с которым у меня состоялся контакт еще в 2000 году, был Педро Диниц, — вспоминает Фелипе. — Затем в ходе финала Формулы-Renault ко мне проявил интерес Флавио Бриаторе. Я также получал предложение от Prost Grand Prix, но решил не спешить и немного выждать, посмотреть, как будут развиваться события дальше».
Дальнейшее развитие событий показало, что Фелипе не ошибся, решив подождать: команда Prost перестала существовать, а его пригласили в Sauber.
«Но лично Петера Заубера я впервые увидел в тот день, когда перед первыми тестами в Муджелло приехал на базу команды в Хинвил, чтобы с меня сняли мерку для изготовления сиденья, — поясняет Масса. — Меня приняли там очень тепло. Ну а потом начались тесты. И сколько уже прошло времени, но я до сих пор помню результат, который показал в Муджелло на второй день: 1’23.792. Это было почти на три секунды быстрее, чем накануне. Я тогда пожаловался инженерам, что машина ведет себя слишком нервно в быстрых поворотах, сильно виляет носом. Они соответствующим образом изменили настройки, и на следующий день уже на первых кругах я смог улучшить время сразу на секунду».
Между тем пресса поначалу насмехалась над новичком. Молодому бразильцу, мол, нужен «персональный чистильщик, а то парень то и дело вылетает с трассы и привозит в воздухозаборниках килограммы гравия, который приходится долго выгребать».
Фелипе и сам был весьма обескуражен: «С одной стороны, оказалось, что пилотировать машину Ф-1 легче, чем я ожидал, но с другой — тормоза меня просто ошеломили. Куда больше, чем даже мощность мотора. Я никак не мог освоиться и найти правильную точку торможения в повороте. Это и было причиной моих вылетов. В первый день я проехал 52 круга, и главной проблемой для меня было именно привыкнуть к тормозам».
И все же, несмотря на эти досадные ошибки, Масса показал способность быть быстрым наравне с опытнейшими пилотами Ф-1. Команда ему даже аплодировала. В результате после всего нескольких тестов в сентябре и октябре прошлого года Петер Заубер решил подписать с ним контракт.
Вилли Рампф, технический директор Sauber: «С каждым разом он впечатлял нас все больше и больше. Мы были очень удовлетворены его прогрессом. Отличная замена Кими. В квалификационном режиме он даже быстрее его. Фелипе очень талантлив и может многого добиться в будущем».
Петер Заубер: «Принимая решение подписать контракт с Фелипе, мы в очередной раз сделали ставку на молодое дарование. Он поразил нас своим замечательным пилотажем сразу же в ходе тестов в Муджелло, где очень ярко продемонстрировал свой многообещающий потенциал. Они с Кими во многом схожи как пилоты, но все же сравнивать их нельзя. Кими так же холоден, как климат в его родной Финляндии, а у Фелипе темперамент латиноамериканца».
А в феврале в ходе тестов в Валенсии, где он показал третье время, из-за поломки крепления переднего антикрыла молодой бразилец попал в свою первую серьезную аварию. Фелипе отделался лишь испугом, получив своеобразную подготовку к тому, что ожидало его в самой первой гонке сезона.
Став, по сути, невинной жертвой массового завала на мельбурнской трассе, Масса лишился возможности сразу же показать, на что способен: «Да, это был не лучший для меня первый старт. Когда я увидел, как взлетела машина Ральфа, то сразу попытался изменить направление движения, но в меня тут же кто-то въехал сзади. Машина была повреждена, и я поспешил в боксы, надеясь, что будет дан рестарт, но этого, к сожалению, не произошло».
«Супердебют» Фелипе дал новую пищу для иронически настроенных журналистов. Масса-старший в Сан-Паулу владеет небольшой фабрикой по производству пластиковых бамперов для автобусов. И пресса преисполнилась язвительных шуток: сын, мол, делает прекрасную рекламу бизнесу отца. В довершение к такому малоприятному началу сезона, поползли слухи, что Массу заменят на оставшегося без места более опытного Йоса Ферстаппена. Однако Петер Заубер решительно опроверг такую возможность, заявив, что под голландца, который намного выше пилотов Sauber, пришлось бы удлинять машину, а это повлекло бы необходимость новых очень дорогостоящих крэш-тестов. Так судьба Фелипе была окончательно решена, и вскоре, уже во втором Гран При сезона, в домашней для Sauber гонке в Малайзии он в очередной раз сумел оправдать надежды поверивших в него людей, финишировав шестым и заработав свое первое очко! ГП Испании принес в его копилку еще два, и по паддоку поползли уже другие слухи, как о Райкконене в прошлом сезоне — мол, в 2003 году талантливый бразилец усядется уже за руль Ferrari вместо своего земляка Баррикелло. На что Петер Заубер (неплохо заработавший на продаже Кими в McLaren) отреагировал очень быстро и откровенно: «Если Ferrari этого пожелает, я могу отпустить Фелипе по окончании чемпионата».
«Я не Волшебник, я только учусь»
Фелипе, что ты сам можешь сказать о слухах по поводу твоего возможного перехода в Ferrari на следующий сезон?
Пока, собственно, ничего, кроме того, что это действительно лишь слухи. Мой контракт предусматривает выступление за Sauber до конца этого года, но команда имеет право продлить его еще на два года. В любом случае я пока еще новичок и знаю, что пока мне еще будет трудно претендовать на победу в этих гонках. Но однажды я хочу стать чемпионом мира, как мои кумиры Михаэль Шумахер и Жак Вильнев. И если мне удастся сделать это в составе Ferrari, думаю, это будет еще приятнее. Все хотят выступать за Ferrari.
За последние три года ты непременно завоевывал чемпионские титулы — всякий раз на все более высоком уровне. Но теперь, в Формуле-1, тебе, действительно, придется немного подождать. Готов ли ты к этому?
Все верно, о победах говорить еще рано. Мне многому предстоит научиться. Например, выучить незнакомые мне трассы. Даже мой английский, как видите, еще не так хорош, как хотелось бы, но с каждым таким разговором он становится лучше. Да и у Sauber трудная задача в этом сезоне — не так-то просто повторить, а тем более превзойти прошлогодний успех, лучшее ее достижение с момента дебюта команды в 1993 году, но я готов сделать для этого все, что в моих силах. Sauber — лучшая команда, чтобы начать карьеру в Ф-1.
Что ты как гонщик, считаешь главными своими достоинствами?
Я вообще-то не люблю говорить о себе, но думаю, что мой главный козырь — не тянуть с принятием решений в гонке. Если есть возможность для обгона, я иду на него; предпочитаю брать риск на себя, чем потом в боксах сожалеть. Я также очень быстро осваиваю трассы, по которым прежде никогда не ездил.
Ты имеешь привычку гонять быстро и по обычным дорогам?
Нет, потому что живу в Швейцарии, а там, в отличие от соседней Германии, это невозможно.
Какую машину ты водишь в обычной жизни?
В Европе — внедорожник Lexus RX300, предоставленный мне командой, а в Бразилии у меня VW Golf. Если же я мог бы выбрать любую машину, то предпочел бы Ferrari или Porsche.
Можешь припомнить свои чувства, когда ты впервые победил?
Это было давно, еще в картинге, но я помню: это было… восхитительно! Тем более что гонка была дождевой. Тогда я узнал, как это здорово — побеждать!
Трудно быть бразильцем в Формуле-1 после Сенны?
Впервые это сравнение я услышал в Италии, но я не воспринимаю его всерьез. Как может гонщик, только что пришедший в Формулу-1, сравниться с гением, завоевавшим три титула чемпиона мира? Я буду счастлив достичь хотя бы малой части того, чего достиг он. Я на 100% отдаю себя работе, и меня не слишком заботит, чего кто от меня ожидает. Да и не люблю я сравнений с кем-либо: Сенна был Сенной, Шумахер — это Шумахер, а для меня лучше однажды прославиться под своим собственным именем — Фелипе Масса.
Тем не менее многие сравнивают тебя с твоим удачливым предшественником в Sauber, Кими Райкконеном. Что ты сам думаешь об этом?
Кими доказал и продолжает доказывать, что он отличный гонщик. Надеюсь, что смогу показать себя не хуже, но хорошие результаты во многом зависят от машины. У Кими в прошлом сезоне была хорошая машина, и нынешняя, кажется, тоже оправдывает ожидания, хотя, конечно, поул-позицию на ней вряд ли завоюешь. И конечно же, как и Кими, в будущем я надеюсь стать гонщиком команды-лидера.
А как складываются взаимоотношения с Ником Хайдфельдом? Ведь у него те же планы.
С Ником я познакомился во время промоутерской акции Sauber в Цюрихе, где он произвел на меня очень «протокольное» впечатление. Потом мы вместе отправились в Малайзию и там отлично повеселились. Полагаю, между нами все складывается хорошо. Я вообще никогда не имел каких-либо проблем с партнерами по команде, и не вижу, почему сейчас должно быть иначе.
Не тяжело тебе в таком возрасте так вкалывать день за днем, вместо того, чтобы бегать по дискотекам, барам, пляжам, веселиться, жить в свое удовольствие?
Я люблю многие вещи в этой жизни, но в первую очередь — после семьи, конечно, — люблю свою работу, свою профессию. Мне интересно так жить, интересно добиваться успеха, и я не чувствую, что мне необходимы какие-то специальные развлечения.
Кстати, о развлечениях, политике и прочем. У Бразилии и России есть много общего в социально-экономической ситуации. В частности, очень актуальна проблема молодежи, «потерянного поколения», которое просто гибнет в море наркотиков и криминала. Очень многие молодые люди предпочитают ничего не добиваться в жизни, фактически лишая себя будущего. Виктор Маслов — наверное, ты его знаешь — сказал мне однажды, что если бы он не стал гонщиком, то стал бы наркоманом, как большая часть его сверстников в его родном городе — и не только там. Ты, абсолютно благополучный парень, в 20 лет достигший вершин спорта, можешь что-нибудь сказать, посоветовать своим сверстникам?
Конечно, я знаю Виктора по Ф-3000, он отличный парень, и не думаю, что такой как он может быть наркоманом. Однако картина действительно знакомая. Я достаточно нагляделся на это в Бразилии, но я всегда знал, что это — не мой путь. Конечно, кто-то попадает в беду по воле обстоятельств, но многие убивают свое настоящее и лишают себя будущего вполне сознательно. Это реальность, но с другой стороны, это и выбор людей. Да, это огромная проблема, и вряд ли я могу быть здесь советчиком. Разве что скажу, что не надо тратить последние деньги на наркотики, а тем более добывать эти деньги преступным путем. Надо изо всех пытаться что-то делать, работать, выживать. А шатаясь по улице с банкой пива в руке, ничего не добьешься. Это факт. И я буду счастлив, если кому-то мой пример, пример моей успешной карьеры поможет обрести себя и чего-то добиться в жизни. Причем необязательно становиться чемпионом. Может, и я им не стану, хотя очень хочу этого. Главное — быть просто нормальным человеком.
Словом, новое поколение выбирает пепси. Кстати, раскрой секрет: что это за таинственная «гуарана», которую ты упоминаешь как свой любимый напиток во всех анкетах?
Ха-ха! Никакого секрета. Это напиток типа кока-колы, только бразильский.
А насколько тяжело тебе — опять же в твоем возрасте — так долго жить вдали от семьи? Чем, кстати, сейчас занимаются твои родные?
Да, сейчас я живу в Хинвиле, рядом с базой Sauber в Швейцарии и очень скучаю по своей семье, по дому. И по бразильскому футболу. Я болею за футбольный клуб своего родного Сан-Паулу, хотя вся остальная моя семья — за Santos, а Пеле, наиболее известный игрок Santos, лично подписал мне футболку.
Мне, конечно же, хотелось бы иметь возможность бывать дома почаще. Хорошо, что мои родители сопровождают меня на некоторых гонках, но далеко не на всех. У моего отца сейчас — небольшая фабрика по производству изделий из пластмассы, мама — домохозяйка. Еще у меня есть старшая сестра, ей 23 года, и младший брат, которому 16 лет. Кстати, мой брат Дуду — Эдуардо — как раз на днях впервые участвует в гонках на спортивных автомобилях в Интерлагосе. У него нет, как у меня, опыта картинга, он тренировался только в школе, где получал права. Так что я слетаю в Сан-Паулу навестить своих, поддержать Дуду и дать ему какие-то советы. Но он не собирается идти по моим стопам. Гонки для него пока лишь забава, развлечение. Быть может, он и попробует себя еще в каком-нибудь классе, но все же собирается посвятить себя обучению рекламе и маркетингу. Я, правда, поначалу тоже пытался достичь успеха на этом поприще, но провел в колледже лишь шесть месяцев, после чего предпочел гонки. Даже если бы мне не удалось стать гонщиком, я все равно выбрал бы профессию, так или иначе связанную с моторами. Но не стал бы ни бизнесменом, ни адвокатом, ни политиком, ни кем другим, это точно.
Борис Мурадов
Журнал "Формула-1" июнь, 2002