Торговец, оставшийся в храме
Бернард Чарльз Экклстоун родился в графстве Сеффолк недалеко от Лондона в 1930 году. И еще в детстве определил для себя будущее поле деятельности — бизнес. Закончив школу, он начал было учиться на инженера, но вскоре оставил эту затею. Ни техника вообще, ни автомобили в частности не слишком его интересовали. Свое «дело» он начал с торговли подержанными велосипедами. Потом были мотоциклы, автомобили и даже недвижимость. А отдыхал от напряженной купли-продажи молодой коммерсант за рулем. Еще в шестнадцать лет он впервые попробовал мотогонки. Понравилось. И пересел на гоночные автомобили формулы «Юниор» (500 см3). Несколько лет выступал на английских машинах «Купер» и «Эльва», впрочем, без особого успеха. Прибыли, получаемые от торговли, позволяли Экклстоуну продолжать карьеру автогонщика. Был даже момент, когда он вместе с молодым австрийцем Йохеном Риндтом проложил себе дорогу в команду «Лотос» формулы 2.
И все же коммерция пересилила. «Я прежде всего торговец подержанными автомобилями»,— говорил он сам много лет спустя. А бизнесмен из Берни получился превосходный. Об этом говорят результаты. Он купил роскошный дом в Лондоне и участок земли в графстве Кент с собственным озером. Из мира автогонок Берни все же не ушел, решив организовать собственную «конюшню». После нескольких неудачных попыток судьба ему наконец улыбнулась — в 1971-м он, продав свое «дело», купил «Брэбхэм». Эта знаменитая в 60-е годы команда — два чемпионских титула в 1966 и 1967 годах — в начале 70-х очутилась в глубоком кризисе, и ее хозяину Рону Торанаку пришлось продать ее «этому парню себе на уме».
Экклстоуну быстро удалось вдохнуть новую жизнь в совсем было «заснувший» «Брэбхэм». Под его руководством команда постепенно вышла в лидеры формулы 1. Закономерным итогом деятельности Берни стали две победы в чемпионате мира в 1981 и 1983 годах. Несмотря на это, еще в 1978 году трехкратный чемпион мира Дж. Стюарт на вопрос об Экклстоуне отвечал так: «Это необычайно динамичный человек, но слишком уж он распыляет свои силы». Действительно, очень скоро Берни стали, тесноваты одежды шефа одной команды. Ему хотелось большего. И в 1975 году при самом активном участии Экклстоуна была образована ФОКА — Ассоциация конструкторов формулы 1, куда вошли менеджеры всех команд элиты мирового автоспорта. Как-то само собой Берни стал шефом новой организации. «У Чапмена, так же, впрочем, как и у Тиррела, Майера да и всех остальных, просто нет на это времени. Они заняты автомобилями»,— описывал эту ситуацию Стюарт.
Как бы там ни было, но деятельность Берни Экклстоуна на посту председателя ФОКА («нет, нет! Не председатель, я только секретарь») не может не вызвать уважения и даже восхищения. За полтора десятка лет он превратил один из самых захватывающих и романтичных, но понятный и доступный сравнительно немногим вид спорта в грандиозное зрелищное предприятие, привлекающее к себе внимание миллионов зрителей и сотен миллионов телеболельщиков. Именно с телевидения начал Берни свое новое «дело». Одним из первых в автоспорте он понял значение «электронной прессы» и прежде всего телерекламы. Экклстоуну удалось убедить ФОКА, что права на телетрансляции должны при надлежать только ей. И сразу появились деньги. Сотни тысяч, миллионы долларов. А у кого есть деньги, тот может ставить условия. Раньше призовые и стартовые суммы всецело зависели от организаторов больших призов. Но Берни после ожесточенного, хотя и недолгого сопротивления удалось навязать им свою волю. Теперь все финансовые вопросы — и размеры наградных, и даже «стоимость» гонщиков при переходе из одной команды в другую (так называемый трансферный лист) определялись ФОКА, она же решала, какие трассы «достойны» проведения Гран при. Организаторы больших призов Испании в Хараме и США в Лонг-Бич, не сошедшиеся с Берни в сумме выплат, немедленно были вычеркнуты из списка устроителей этапов чемпионата мира.
Конечно же, Экклстоун, как любая незаурядная личность, неоднозначен. Его цельная, авторитарная натура нередко приводила не только к болезненным столкновениям с различными людьми, но и к крупным ошибкам, и даже однажды поставила под угрозу само существование формулы один.
В начале 80-х годов Экклстоун попытался освободиться от опеки Международной федерации автоспорта, под эгидой которой проходят все чемпионаты мира. Но здесь коса нашла на камень. Во главе ФИСА, как и ныне, стоял Жан-Мари Балестр, человек, который по части характера сам даст кому угодно сто очков вперед. В формуле 1 вспыхнула настоящая война между ФИСА и ФОКА. Более года продолжались интриги и закулисная борьба. Дело дошло до того, что Экклстоун объявил о проведении в 1981 году независимого чемпионата мира среди команд формулы 1 и провел объявленный ФИСА незаконным и «пиратским» Большой приз Испании, с которого Балестра просто вывели под белы ручки специально нанятые молодчики. Но здесь все же Берни не рассчитал свои силы. Президенту ФИСА уда лось заручиться поддержкой не только некоторых членов ФОКА, в том числе и Энцо Феррари, но и, что самое важное, всемогущих спонсоров формулы 1. «Гудьиру», «Марлборо», «Шеллу» и прочим явно не улыбался раскол в столь выгодном рекламном деле, и Экклстоуну пришлось сложить оружие. Многие решили, что от такого удара он долго не оправится, но не тут-то было. «Хитрый Берни» мгновенно изменил тактику, и из непримиримого врага Балестра стал его самым деятельным помощником, а также вице-президентом ФИСА. Поистине «великий игрок»!
Сегодня этот невысокого роста худой англичанин, одетый в неизменную белую рубашку, черные брюки и скрывающий жесткий, чуть надменный взгляд за темными стеклами очков, постоянно находится в центре внимания спортивной прессы. Трудно поверить, что этому энергичному, подвижному, только начавшему седеть человеку уже шестьдесят. Он очень любит свою семью — молодую красавицу жену (она родом из Югославии) и двух маленьких детей — «когда бываю в Англии, всегда стараюсь побыть с ними». Удается такое не слишком часто: 16-часовой рабочий день Экклстоуна заполнен до предела. Всевозможные встречи, переговоры и заключение сделок, наблюдение за всем обширным автоспортивным «хозяйством» совершенно не оставляют времени на частную жизнь. Однако Берни и не думает об отдыхе. Он постоянно полон планов, берется за решение все новых проблем.
Задачи и в самом деле перед «шейхом гоночного королевства» стоят серьезные. Обставив многих гораздо более состоятельных конкурентов, он приобрел права на телетрансляции мотоциклетных больших призов и всерьез подумывает об экспансии в мотострану. Не терпит отлагательства проблема спонсоров — ведь со дня на день ожидается полный запрет табачной рекламы на спортивных соревнованиях, нужно искать новые пути. Постоянно тревожит его и вопрос об автогонках за океаном. Строптивые американцы, страстные любители автоспорта, несмотря на все попытки Экклстоуна, упорно не желают ходить на этапы формулы 1. Однако Берни твердо уверен, что решит и эти, и многие другие задачи. «Он этого добьется — ведь в голове у него никогда не ошибающийся японский компьютер»,— так вполне серьезно говорят о Берни многие его сотрудники.
Итак, перед нами типичный преуспевающий бизнесмен, сделавший карьеру на автомобильном спорте и, кажется, начисто лишенный каких-то человеческих слабостей. И все же...
В одном из недавних интервью Экклстоун, к удивлению многих, вдруг разоткровенничался: «Шестидесятые годы... Незабываемое время романтики и рыцарства. Какие гонки! А какие люди! Никогда не забыть мне моих ушедших друзей — бессмертный Йохен Риндт, Карлос Пасе, Педро Родригес. Великие гонщики каждый день рисковали жизнью, но при этом улыбались и помогали друг другу без всякой мысли о награде. Теперь же кругом только фунты, доллары, марки. Мне горько думать, что в этом и моя вина».
Что же, душа человека остается великой тайной, прибежищем благородства, честности и доброты. Даже если со стороны кажется, что она давно превратилась в туго набитый бумажник.
А. ДМИТРИЕВ
Журнал "АМС" 3'1990