Дуэль в трех действиях
Вы знаете, почему Михаэль Шумахер не любит прозвище Красный Барон (хотя, вполне возможно, в душе гордится им)? На взгляд немца (а историческая память этого народа по понятным причинам до сих пор остается весьма чувствительной к определенного рода воспоминаниям), оно вызывает ненужные ассоциации. Дело в том, что так называли Манфреда фон Рихтгофена, лучшего германского аса Первой мировой войны. Помимо отдаленного внешнего сходства, основанием для подобного сравнения послужило то обстоятельство, что немецкий летчик летал на самолете красного цвета и считался непобедимым. Разумеется, мирный труд Михаэля имеет мало общего с ратным подвигом Манфреда, тем не менее после перехода в Ferrari новое прозвище быстро утвердилось за бывшим Солнечным Мальчиком. И вот настал момент, когда Красному Барону номер два пришлось-таки принять участие в сражении с истребителем, По такому случаю Ferrari отправила за немцем, великодушно согласившимся на день прервать свой отпуск, самолет, который дождливым декабрьским утром доставил Михаэля в аэропорт городка Гроссето, что в полутора сотнях километров к северу от Рима.
Казалось бы, эта гонка должна была стать самой легкой в карьере Шумахера. От Михаэля требовалось, по сути, только одно: сесть за руль и утопить педаль «газа» в пол. Ни тебе поворотов, ни обгонов. Красный Барон оказался в непривычной для него вспомогательной роли, ведь подлинными дуэлянтами были автомобиль Ф-1 Ferrari F2003-GA и истребитель Eurofighter 2000 Typhoon.
Гонка между «Тайфуном» и Ferrari состояла из трех заездов. На дистанции 600 м автомобиль Ф-1 должен был иметь явное преимущество. В «забеге» на 1200 м превосходство переходило уже к самолету. На состоявшейся накануне «репетиции» тест-пилот команды Лучано Бурти на дистанции 1,2 км отстал от истребителя более чем на пять секунд. Однако победителя на отметке 900 м предсказать было трудно. Ведь несмотря на многократное преимущество истребителя в мощности и максимальной скорости, «бой» происходил на территории Ferrari: по правилам соревнований истребитель не должен был отрывать колеса от земли до пересечения финишной черты, хотя для взлета ему достаточно пяти секунд и 400 метров. Словом, шансы сторон рассматривались как равные. Но в дело вмешалась погода.
Прошедший накануне дождь мало влиял на разгонные характеристики реактивной машины. А вот для автомобиля сцепные возможности шин имели принципиальное значение. Но о переносе заездов на другой день не могло быть и речи. Тут, как ни странно, командовала не Ferrari, а еще более авторитетная в Италии структура - Министерство обороны, выступившее инициатором этой дуэли. Поговаривают, что таким образом в «оборонке» решили привлечь внимание к Eurofighter, который значительно уступает своим российским и американским конкурентам и потому не пользуется спросом в мире. Дождь ничуть не смутил ни 70 тысяч зрителей, собравшихся в Гроссето, ни военных, которые, словно в подтверждение решительности своих намерений, оставили на «гоночном» экземпляре Eurofighter две ракеты ближнего боя (видимо, на случай, если Михаэль попытается в своей манере заблокировать соперника).
Гражданским лицам из Ferrari пришлось подчиниться - «обуть» гоночный автомобиль в дождевые покрышки и настроить антикрылья на безопасную прижимную силу, что автоматически еще больше снижало скорость. В том, что на этот раз Шумахер заранее обречен на поражение, сомневаться не приходилось. И все же даже в такой, казалось бы, бесперспективной ситуации фартовый Михаэль едва не умудрился выиграть.
В час икс Шумахер за рулем своей гоночной машины занял место на одной из взлетно-посадочных полос. На параллельной полосе застыл Eurofighter, за штурвалом которого сидел итальянский летчик-испытатель и бывший астронавт Маурицио Кели. Как настоящие дуэлянты, перед стартом первого «спринта» на 600 метров оба поиграли «мускулами» своей техники: Михаэль - воем десятицилиндрового мотора, его оппонент - оглушительным ревом двух турбин. По зеленому сигналу светофора Шумахер отпустил сцепление, передавая мощь двигателя колесам, а Кели бросил тормоза, позволив турбинам сдвинуть самолет с места. «Я все делал точно так же, как на старте гонки», - позже рассказывал Михаэль. Его легкая Ferrari алой стрелой помчалась вперед, в то время как серая громадина Eurofighter неспешно набирала скорость. Однако через пару секунд огнедышащий «Тайфун» начал стремительно настигать автомобиль. Тем не менее воображаемую финишную линию 600- метровой дистанции Михаэль на скорости 294 км/ч пересек на две десятых доли секунды раньше, опередив истребитель на полкорпуса своей Ferrari.
Во второй гонке - на дистанции 1,2 км - Eurofighter, естественно, умчался далеко вперед. Ferrari уступила 2,5 с, развив на финише скорость в 308 км/ч. (Для сравнения скажем, что на сухом асфальте в Монце в этом году тот же автомобиль под управлением того же Шумахера показал 368,8 км/ч.) Наступило время решающего заезда на 900 метров. И тут произошла неожиданность. Что в точности случилось, сказать трудно. Возможно, «водитель» Eurofighter немного замешкался: ведь Маурицио Кели приходилось не просто «давить на газ», а управлять множеством систем сложнейшей машины. Шумахер же к последней гонке худо-бедно накатал траекторию на мокрой взлетно-посадочной полосе, и это облегчило разгон его Ferrari (Михаэль «раскочегарил» автомобиль до 306 км/ч.) И хотя третий заезд также закончился победой самолета, его преимущество оказалось минимальным.
Впрочем, отдавая должное сноровке Михаэля, нельзя не отметить, что интенсивность разгона его машины зависела не от мастерства гонщика, а от работы антипробуксовочной системы. И, как шутили сведущие в делах Формулы-1 зрители, Шумахеру еще повезло, что его машина была «обута» в дождевые шины Bridgestone, которые отлично зарекомендовали себя на мокром асфальте в минувшем сезоне (вспомните дождливый Гран При США, убивший шансы McLaren и Williams, клиентов Michelin, на победу в чемпионате). «На Michelin проиграл бы все три раза», - сошлись во мнении веселые итальянцы, наблюдавшие за соревнованием из-за забора-сетки. Этим «трибунам» для полноты картины не хватало разве что пулеметных вышек и колючей проволоки под током.
Впрочем, это как раз тот случай, когда довольны оказались все. Пилот «Тайфуна» Кели проявлял великодушие к поверженному сопернику. «Каждый из нас король в своем королевстве», - философски заметил он. Не слишком огорчился и Михаэль: «Хорошие гонки, и проиграть не жалко. Не знаю, как зрителям, а мне было весело. Особенно когда на финише самолет взлетал прямо рядом со мной». А поклонники Формулы-1 получили прекрасную возможность понаблюдать в деле Михаэля Шумахера и Ferrari, смотревшихся вполне достойно даже на фоне такого монстра как Eurofighter.
История дуэлей
Дуэль между Ferrari F2003-GA и Eurofighter - не первое состязание гоночного автомобиля с самолетом. Причем слабость к таким экспериментам питают именно итальянцы. В 1931 году один из величайших гонщиков довоенной эпохи Тацио Нуволари за рулем Alfa Romeo 8С 2300 обогнал биплан Caproni 100 в гонке на 20 км. Организаторы дуэли Ferrari и Eurofighter включили «римейк» той гонки в программу авиационно-автомобильного шоу в Гроссето. Первоначально планировалось, что на Alfa Romeo поедет сам Шумахер, однако, видимо, из-за плохой погоды немцу не разрешили садиться за руль небезопасного старинного автомобиля. Не нашлось и работоспособного самолета Caproni, который пришлось заменить на аналогичный «кукурузник». В результате победу в четырехкруговой гонке по территории аэродрома одержал самолет, опередивший автомобиль на одну секунду, хотя Alfa была гораздо быстрее на прямых (185 км/ч против 140 км/ч).
Спустя 50 лет после победы Нуволари, в 1981 году, состоялась дуэль между Ferrari 126 СК с Жилем Вильневом за рулем и истребителем F-104. Самолет назвали Starfighter - «Звездный боец». Хотя в Европе за многочисленные катастрофы и характерный внешний вид эта машина получила прозвище «летающий гроб». Как бы то ни было, на километровой дистанции Ferrari, с которой для уменьшения сопротивления воздуха сняли переднее и заднее антикрылья, разогналась до 420 км/ч и оказалась быстрее самолета. Поверженный F-104 в качестве трофея достался Ferrari и был выставлен на всеобщее обозрение на испытательной трассе команды во Фьорано. Истребитель находится там и по сей день.
Красный Барон против гарцующего жеребца
Манфред фон Рихтгофен
Родился 2 мая 1892 года в городе Бреслау (ныне - польский Вроцлав) в семье прусского аристократа. По окончании военной академии проявил исключительные способности в верховой езде (стал национальным чемпионом). В 1914 году в качестве кавалериста участвовал в боях в России. Но наступило время моторов, и кавалерист пересел с коня на самолет. В августе 1915 года Рихтгофен был переведен на западный фронт. Он решает окрасить некоторые части своей машины в красный цвет, чтобы свои наземные войска не открывали по нему огонь. В воздухе Рихтгофен казался непобедимым. Англичане создали специальную эскадрилью для того, чтобы сбить Красного Барона. Безуспешно. Обычно Рихтгофен расстреливал жертву с близкого расстояния. Однажды он сказал: «Я предпочитаю видеть лицо своего клиента». Казалось, Рихтгофен и сам уверовал в свое бессмертие. Он вел себя надменно, вызывая в людях уважение, но не любовь. 21 апреля 1918 года его звено напало на два самолета-разведчика. На помощь разведчикам в воздух поднялась эскадрилья капитана Брауна. Рихтгофен попал под огонь австралийских пулеметчиков с земли. А на хвост ему сел капитан Браун. Через минуту немец рухнул в поле. Рихтгофен и мертвым все еще сжимал штурвал. Кто сбил немецкого аса, выяснить не удалось, поскольку его самолет буквально разорвали на сувениры.
Барон Манфред фон Рихтгофен считается самым результативным летчиком Первой мировой. Он одержал 80 побед и признан лучшим воздушным асом по обе стороны фронта.
Франческо Баракка
Родился 9 мая 1888 года в семье итальянского аристократа. В 1907 году окончил военную школу в Модене и поступил на службу в кавалерию. В 1912 году был послан во Францию обучаться летному делу. За годы Первой мировой сбил 34 самолета противника, став самым результативным итальянским летчиком. Его опознавательным знаком стало изображение гарцующего жеребца на фюзеляже. Погиб 19 июня 1918 года, сбитый при атаке вражеских позиций с бреющего полета. Тело летчика было обнаружено рядом с обгоревшими обломками. В руках он сжимал пистолет. Пулевое отверстие во лбу говорило о том, что смерть он принял от пули. Застрелился ли он сам в воздухе, чтобы не сгореть заживо, или был убит на земле, так и осталось неизвестным.
Энцо Феррари вспоминает: «В 1923 году я встретил графа Энрико Баракку, отца знаменитого летчика, а также его мать, графиню Паолину. Однажды она сказала мне: «Феррари, почему бы тебе не нарисовать эмблему моего сына на своих автомобилях? Она принесет тебе удачу». Я храню фотографию Баракки с подписью его родителей, в которой они даруют мне право использовать эту эмблему. Жеребец был черным, и я таким и оставил его, добавив канареечно-желтый фон, так как это был цвет Модены».
Максим Бордунов
Журнал "Формула-1", февраль 2004г.