Дух «гоночной долины»
Автоспортивный путеводитель
Если сесть в Милане на поезд, отправляющийся к восточному побережью, всего за пару часов перед вами, словно на гигантском экране, промелькнут самые знаменитые гоночные топонимы Италии. Милан, где появился на свет величайший итальянский чемпион Альберто Аскари и располагалась штаб-квартира блистательной гоночной команды 50-х годов Alfa Romeo. Монца – "мекка” итальянского автоспорта. Парма, известная не только своим молоком, но и базирующимися тут заводами Dallara. Модена – город, где в позапрошлом веке родился Энцо Феррари, а позднее обосновались заводы знаменитых Ferrari, Maserati, Lamborghini и базы крошечных команд Алехандро де Томасо и Валерио Колотти. Всего в нескольких километрах к югу – Маранелло, где разместились современные "конюшни гарцующих жеребцов”. А вы уже въезжаете в Болонью, в 1947 году приютившую оставшихся не у дел братьев Мазерати, основавших компанию OSCA, а в 61-м – сбежавшего из Ferrari Карло Кити, создавшего ATS. Еще дальше на восток – и вы попадете в вотчину Minardi, Фаэнцу. А всего в десяти километрах не доезжая Фаэнцы, в самом сердце "гоночной долины” вас ждет еще одна остановка: маленький, неприметный с виду городок с ласкающим утомленный перестуком колес слух названием Имола.
Четыре мечтателя
Когда в 80-м году до нашей эры римляне основали на этом месте небольшое поселение, они назвали его Форум Корнелии. Кем была эта самая Корнелия, история умалчивает, но название не прижилось и вскоре римские легионы, спускавшиеся в долину с отрогов Апеннин, стали называть этот зеленый островок Имола, от латинского Imulae, что в переводе означает "там внизу”. Они же во многом определили и внешний облик городка. Даже сейчас при взгляде с горы можно заметить следы проложенных романскими когортами античных дорог, пересекающиеся в центре с прямыми улочками.
На протяжении веков Имола постепенно расцветала и со временем, несмотря на скромные размеры, превратилась в один из ведущих исторических, культурных и экономических центров всего региона Эмилья-Романия. Известность городку принесли вековые традиции в виноделии и гастрономии, продукция местной керамической фабрики Ceramica Imola и, конечно же, парк Acque Minerali, разбитый в XIX веке вокруг обнаруженных на правом берегу Сантерно минеральных источников. Именно здесь, под сенью могучих деревьев "минерального парка” 54 года назад и началась история, которая прославила Имолу.
Разрушенная войной и истерзанная диктатурой Муссолини Италия выбиралась из кризиса. Но стоило это огромных усилий. Почти все население страны вкалывало на общественных работах. В Имоле с помощью горожан решили построить на южной окраине городка дорогу, которая должна была связать виа Эмилья (сегодня на этом месте находится поворот "Ривацца”) с деревушкой Кодригано (в районе современной "Тозы”). Кто знает, возможно, эта дорога превратилась бы сегодня в одну из улиц разросшейся Имолы, если бы тогда, теплой летней ночью 1948 года в головах четверых молодых людей, неспешно прогуливавшихся по "Аква-минерале”, не родилась дерзкая идея построить вокруг парка гоночную трассу.
Все они – Альфредо Кампаньоли, Грациано Голинелли, Уго Монтевеччи и Джуальтьеро Вичи – жили в Имоле и бредили мотогонками. Для большинства молодых парней автомобили тогда были скорее роскошью, нежели средством передвижения. Что поделать: слишком дороги. То ли дело мотоцикл! Едва не сшибая прохожих, они носились на своих железных "скакунах” по улицам Имолы, но какую скорость разовьешь в этом выложенном брусчаткой каменном лабиринте? Вот если бы поблизости была гоночная трасса!
Впрочем, одного голого энтузиазма было мало. И хвала господу, что в Имоле отыскался человек, поддержавший их идею. Опытный и весьма состоятельный бизнесмен и большой энтузиаст мотогонок доктор Франческо Коста, вошедший в историю мотоспорта под псевдонимом Кекко, мгновенно загорелся идеей возведения автодрома. На строительство трассы он готов был пожертвовать весь свой капитал и быстро сумел убедить председателя Ассоциации спорта и туризма Имолы (ESTI) Томмасо Маффеи Альберти поддержать эту затею. Уже через несколько недель план, составленный Кекко и Альберти, отправили на утверждение в Национальный олимпийский комитет Италии (CONI). "Главный олимпиец” страны Джулио Онести полностью поддержал проект, но с одной оговоркой: денег на строительство у CONI не было. Когда же ESTI согласилась строить трассу на собственные средства (лишь позднее к финансированию проекта подключилась компания Shell), президент CONI обнародовал грандиозные планы строительства в Италии не одного, а сразу 12 (!) автодромов. И хотя в полной мере этим планам так и не суждено было осуществиться, 22 марта 1950 года в Имоле началось строительство новой трассы. Из-за многочисленных проблем, связанных с экспроприацией прилегавших к автодрому земель, строительство затянулось на два с половиной года, но 19 октября 1952 года на кольце автодрома гул тракторов впервые сменился надрывным ревом двигателей гоночных автомобилей.
Годы "мотозастоя”
Энцо Феррари, с момента закладки трассы с большим трепетом относившийся к ее строительству (все-таки новый автодром располагался всего в нескольких десятках километров от базы Ferrari в Маранелло), привез в Имолу спортивные Ferrari 340, за руль которых сели первый чемпион мира Ф-1 доктор Джузеппе Фарина, Луиджи Виллорези и только что коронованный в Ф-2 Альберто Аскари. Они и "окрестили трассу”, установив ее первый рекорд: 149 км/ч. Мотогонщики Масетти, Лоренцетти и Монтанари проиграли им более 10 км/ч, промчавшись по кольцу со средней скоростью 138 км/ч. Но именно мотоциклистам суждено было официально открыть трассу в Имоле.
Через полгода, 25 апреля 1953 года, на автодроме, в то время называвшемся "Кастелачио” (в честь близлежащего парка), Автомотоклуб Имолы организовал Большой Приз Coni, ставший одним из этапов чемпионата Италии по мотогонкам в классах 125 и 500 см3.
И хотя уже год спустя, 20 июня 1954 года в Имоле прошла и первая автогонка: "Золотая гонка Shell” (Conchiglia d’Oro Shell), которую выиграл Умберто Мальоли на спортивной Ferrari, все же первые пятнадцать лет трасса оставалась вотчиной мотогонщиков. Достаточно сказать, что, когда в 1955 году в Имоле прошел мотоэквивалент "Золота Shell”, он сразу же вошел в историю благодаря фантастическому по тем временам призу в 12 миллионов итальянских лир, что равнялось приблизительно 4,5 тысячам английских фунтов стерлингов. Автогонки же, после того как в 1956 году был разыгран третий и предпоследний Гран При Имолы, вернулись на трассу лишь в 63-м, когда на автодроме организовали не входившую в зачет чемпионата мира гонку Ф-1. Но это был лишь первый робкий шаг. Мотогонки же с каждым годом становились все более привычным явлением. Через четыре года, после того как в 65-м напротив боксов была построена первая трибуна (до этого зрители просто стояли вдоль отбойников), Национальный Гран При в Имоле включили в календарь чемпионата мира по мотогонкам. Автомобильные же соревнования появлялись здесь все реже. Только в 1970–1972 годах в Имоле наконец прошли три этапа Формулы-2, два из которых даже вошли в зачет чемпионата Европы. Потом Кекко Коста вдруг загорелся идеей превращения Имолы в "европейскую Дайтону” и в 1974–1977 годах провел на автодроме три гонки чемпионата мира спортпрототипов. Но настоящий расцвет Имолы начался лишь в 1979 году, когда на трассу у реки Сантерно вернулась Формула-1.
"Маленький Нюрбургринг”
Итальянский автоклуб (ACI), на который после гибели на старте Гран При Италии 1978 года шведа Ронни Петерсона обрушился шквал обвинений в несоблюдении в Монце элементарных норм безопасности, решил на всякий случай подыскать замену "Аутодромо Национале”. И в качестве эксперимента устроил в Имоле не входившую в зачет мирового первенства гонку на Большой Приз Дино Феррари. Название Гран При было выбрано по новому имени автодрома. Еще в 1970 году в знак дружбы и расположения к Энцо Феррари владельцы трассы присвоили ей имя старшего сына Коммендаторе Дино (вообще-то его сына звали Альфредо, но друзья, называя его Альфредино, потом и вовсе сократили это уменьшительное имя до Дино), умершего в 1956 году от лейкемии в возрасте 24 лет.
Феррари же, со своей стороны, как спортивный директор FOCA сделал все от него зависящее, чтобы привезти в Имолу этап чемпионата мира. Как результат, уже на следующий год автодром получил права на проведение 51-го Гран При Италии – первого и единственного по сей день итальянского Большого Приза, входившего в зачет чемпионата мира и разыгранного не в Монце. Успех Гран При превзошел все ожидания!
В Имоле неплохо подготовились к приему "большого цирка”: выстроили новый медицинский центр (в те годы он был одним из лучших в Формуле-1), обновили боксы, пресс-центр, расширили паддок. И Большой Приз, на который собралось более 150 тысяч зрителей, не просто прошел на ура, но и был отмечен ежегодной наградой FIA за лучшую организацию Гран При.
Естественно, после столь оглушительного успеха ACI, решивший на следующий год все-таки вернуть Гран При Италии в Монцу, уже не мог просто так отобрать у Имолы этап чемпионата мира. Поэтому с согласия FISA было принято "соломоново решение”: национальный Большой Приз вернулся на "Аутодромо Национале”, а трасса им. Дино Феррари стала принимать у себя Гран При Сан-Марино. Так самое крохотное после Ватикана и Монако государство Европы получило "свой” Большой Приз.
Конечно, автодром Дино Феррари не был ближайшей к карликовой республике гоночной трассой. Ведь всего в 15 километрах от Сан-Марино, в Мизано, расположен автодром "Сантамоника”. И в 1978–1979 годах на этой трассе уже разыгрывался Гран При Сан-Марино Формулы-3. Но FIA не стала придираться к формальностям, и 3 мая 1981 года в Имоле стартовал первый Большой Приз Сан-Марино Ф-1. На этот раз из-за отвратительной погоды он собрал меньше 80 тысяч зрителей. Зато в последующие годы посещаемость неуклонно росла и после рекордных 187 тысяч зрителей, собравшихся в Имоле в 1983 году, всего три раза, в 1992–1994 годах, опускалась ниже 150 тысяч человек.
В 1988 году, когда в Модене умер Энцо Феррари, к имени Дино в названии автодрома прибавилось и имя самого Коммендаторе. Любимая трасса Старого Хозяина обрела свое сегодняшнее название: автодром имени Энцо и Дино Феррари.
Говорят, однажды, еще в начале 50-х, когда Коммендаторе впервые приехал в Имолу посмотреть на строительство автодрома, обычно спокойный Энцо в восхищении воскликнул: "Фантастика! Это место может стать настоящим маленьким Нюрбургрингом”. К сожалению, слова Феррари едва не оказались пророческими: и в середине 90-х, после гибели Ратценбергера и Сенны, судьба фамильной трассы Феррари едва не повторила печальную участь 22-километровой "северной петли”, после знаменитой аварии Ники Лауды навсегда исчезнувшей из календаря мировых первенств. К счастью, Имола отделалась реконструкцией. Но медленные "эски” навечно обезобразили некогда столь притягательные скоростные повороты автодрома и сделали почти невозможными обгоны. Зрелищность гонок, конечно, упала. Но зато трасса стала намного безопаснее, и в 1998 году владельцы автодрома получили еще один приз FIA за лучшую организацию Гран При. Впрочем, даже если бы на фамильном автодроме Феррари автомобили Ф-1 поставили на рельсы и обгоны исчезли совсем, зрители все равно продолжали бы приходить на гонки.
Гоночный рай
На своем веку я еще не встречал человека, который, однажды побывав на гонке в Имоле, не захотел бы приехать сюда вновь. Признаюсь, впервые попав в Имолу несколько лет назад, я был очарован. Такой фантастической атмосферы вы не найдете больше ни на одном Гран При. Ни в помпезной Монце, ни в по-деревенски благодушном Сильверстоуне, ни в столичных водоворотах Будапешта ее нет и быть не может. На какую бы трассу вы ни приехали, всегда чувствуется ее обособленность от окружающего мира. Даже в Мельбурне или Монреале стоит выйти за ворота автодрома – и вы попадаете совсем в другой мир. В Имоле же все по-другому.
На три дня гонок крошечный городок словно сливается со своим автодромом, становится его продолжением, растворяется в нем. Он живет гоночной жизнью, превращается в настоящий город Формулы-1. Нечто подобное можно увидеть, наверное, только в Монако, но там слишком много высоких гостей и снобизма. В Имоле же все намного проще, естественней и… дешевле. Здесь есть даже свои автомобильные музеи, но в отличие от коллекции князя Ренье они занимают, как правило, лишь несколько комнат и гостеприимный хозяин не только не возьмет с вас денег за вход, но и, если вы готовы слушать, с удовольствием расскажет какую-нибудь увлекательную гоночную историю.
За последние двадцать лет Гран При Формулы-1 изменили Имолу, подчинили ее себе. Все, чем славился городок в прежние времена, теперь неотъемлемо связано с гонками. Керамическая фабрика штампует фаянсовые автомобили, местные виноделы к каждой гонке выпускают посвященную очередному Гран При коллекцию вин. Даже всякие гастрономические вкусности, которыми с древности славилась Имола, теперь имеют гоночные названия: минестроне Pit-stop, спагетти Forza Ferrari с томатным соусом, ризотто Stop&Go или пицца Minardi… Меню богато и доступно, опять же в отличие от Монако, не только богачам. Даже ужин в знаменитом на всю Италию ресторане "Нарди”, в народе именуемом Ferrari, не грозит особыми неприятностями ни вашему кошельку, ни вам (будь вы болельщиком McLaren, Jordan или BAR). Удивительно, но фанатичные итальянские тифози ведут себя в этом райском городке куда дружелюбнее, чем в Монце.
Кто хоть однажды побывал здесь, потом всю жизнь будет стремиться сюда, чтобы еще раз слиться с духом "гоночной долины”, раз в год вселяющимся в этот город.
Владимир Маккавеев
Журнал "Формула-1" март, 2002