Два полюса империи скорости
Когда-то эти страны составляли большую и могущественную империю, состоявшую из двух суверенных государств: Цислейтании - Австрийской империи и Транслейтании - Венгерского королевства. Однако в начале прошлого века Австро-Венгрия погубила сама себя, развязав в ответ на убийство в Сараево эрцгерцога Фердинанда Первую мировую войну. В итоге пять лет спустя империя распалась на три независимых государства: Австрию, Венгрию и Чехословакию. И теперь о былом величии напоминают лишь старые австро-венгерские штандарты, что для привлечения туристов реют над полуразрушенными крепостями. В остальном Австрия и Венгрия различаются сегодня, как небо и Земля. И их гоночные трассы - не исключение.
Все врут календари
Ничто в нашем мире не идеально, и том числе и календарь мудрейшей и уважаемой Автомобильной федерации. Уж сколько копий было сломано Мосли и К° в последние годы вокруг удешевления «большого цирка», сколько говорилось о том, что Ф-1 существует, прежде всего, для зрителей, а воз и ныне там. А ведь сэкономить можно было бы и не придумывая хитроумных правил с «одним мотором на уик-энд», а просто немного перетасовав календарь и сведя вместе, скажем, с недельным перерывом австрийский и венгерский, а также бельгийский и европейский этапы чемпионата. В случае с «Нюрбургрингом» и Спа такая связка позволила бы зрителям вообще безо всяких переездов увидеть за неделю сразу два Гран При. Похожая ситуация и с «Хунгарорингом» и «А1-Рингом»: между двумя этими автодромами всего около 6-7 часов езды на машине. К тому же две эти трассы, как и две некогда суверенные страны, абсолютно не похожи друг на друга, так что болельщики вряд ли успеют устать oт гонок и путешествий. И хотя подобных стыковок в календаре чемпионата мира пока не предвидится, после гонки в Будапеште мы все-таки решили проверить на практике удобство подобного альянса двух Больших Призов на территории бывшей Австро-Венгрии, совершив небольшой вояж из Будапешта в Шпильберг, а заодно сравнив два этих автодрома, как схожие на первый взгляд, так и разные при ближайшем знакомстве.
Смешанные чувства
Понедельник, 19 августа, 9:00. Будапешт, Венгрия
Насколько красив и неповторим центр Будапешта - настолько будничны его окраины, из-за обилия трамвайных линий и застроенных в лучших традициях «просоветской» блочно-панельной архитектуры спальных районов смутно напоминающие задворки Питера. Впрочем, Будапешт, хоть это и столица Венгрии, все же заметно уступает в размерах нашей северной Пальмире, поэтому на машине мы за считанные минуты пролетаем его заурядные окраины, минуем перманентно недостроенную кольцевую дорогу и утыкаемся в первый указатель с надписью «Хунгароринг». Отсюда до трассы около 10 км, и еще вчера в день гонки над обочиной шоссе М3 висел заветный указатель «ряд только для гонщиков, персонала команд, VIP и журналистов», а сама полоса на всем протяжении до поворота на Берни-авеню была отделена от остального шоссе пластиковыми разделителями. Сегодня от всего этого, как и от вчерашних пробок, не осталось и следа, и уже пять минут спустя мы подкатываем к настежь открытым воротам «Хунгароринга».
Сидящий на стуле молодой охранник настолько погружен в чтение газеты с репортажем о вчерашнем Гран При, что не глядя машет нам рукой: проезжайте, мол. Мы въезжаем на территорию и не узнаем автодром, который покинули только вчера вечером. На месте аккуратного и ухоженного паддока теперь какая-то свалка. Команды пакуют вещи, механики McLaren разбирают свой стеклянный дворец, вся площадь усеяна мусором. Спускаемся вниз по пандусу к выезду на трассу (и здесь сторожа лишь равнодушно зевают, глядя на нас: чего там, ведь по трассе уже «летают» несколько по случаю заехавших сюда таксистов) и там нас ждет такой же бедлам. Буквально за одну ночь «Хунгароринг» потерял весь свой блеск и великолепие. «Большой цирк» уехал, и организаторы быстро убирают «декорации». Все рекламные щиты и перетяжки уже сняты и сиротливо лежат теперь вдоль серых отбойников в ожидании своей очереди на погрузку в грузовики. Даже гигантская реклама пива Foster's, нанесенная белой краской прямо па асфальт на подъеме к четвертому повороту, уже почти стерта - видно, венгры все утро драили с порошком асфальт любимого автодрома - и теперь на выходе из старой «эски» в районе третьего поворота образовалась огромная белая лужа, явно свидетельствующая о том, что «Хунгароринг» слабо приспособлен к дождевым гонкам.
Не раз приходилось слышать из уст пилотов жалобы на то, что венгерское кольцо - одно из самых скучных и неинтересных среди трасс Формулы-1. Но только проехавшись здесь за рулем автомобиля (пусть и не гоночного), можно составить собственное мнение. И надо сказать, «Хунгароринг» оставил у нас смешанные чувства. С одной стороны, наш универсал Ford Mondeo - несмотря на относительную мощь своего 170-сильного движка, ему далеко до гоночной «формулы» - так и не дал нам почувствовать главные недостатки медленного «Хунгароринга». Хотя ограниченность скоростных качеств нашей машины чувствовалась лишь при переходе на пятую передачу на длинной стартовой прямой, да и то меньше, чем можно было ожидать, благо венгерский «старт-финиш» уходит под уклон вниз. Но пресность и некоторая однообразность нагромождения поворотов «Хунгароринга» ощущалась даже за рулем прокатного Ford. Разгон-торможение, разгон- торможение... Правда, поначалу не слишком уверенно чувствуешь себя в затяжных - первом, пятом и 13-м поворотах, но стоит проехать пару кругов, как и они становятся довольно пресным блюдом. Единственный вираж «Хунгароринга», более или менее сохраняющий свою остроту даже после нескольких кругов - 10-й, закрытый поворот, находящийся на ребре перепада высот. На входе в него машина на огромной скорости просто «падает» куда-то в неизвестность, и если в этом месте усилием воли удержать свою правую ногу на педали «газа», можно получить массу удовольствия. Если, конечно, удается удержать машину на выходе. В остальном же кольцо «Хунгароринга» слегка разочаровало, поэтому, бросив последний взгляд на разруху, царящую в еще вчера шумном паддоке, мы отправились на запад, в сторону Австрии.
Идеальный контраст
Понедельник, 19 августа. 16:00, Шпильберг, Австрия
|
Из Будапешта до Вены ведет шоссе M1. Вся дорога, включая недолгую остановку на границе, займет у вас не более 2,5 часов. А вот уже в красавице Вене вам предстоит сделать выбор, как добираться до «A1-Ринга»: по автобану А2 или шоссе S6. И так, и эдак весь путь занимает от тех же 2,5 до 3,5 часов в зависимости от загруженности трассы и соблюдения предписанного скоростного режима. Но при этом S6, проложенная по долине меж двух альпийских хребтов, не в пример живописнее и отлично подчеркивает красоту горной Австрии по сравнению со скучными степными венгерскими пейзажами. Несмотря на некогда общую историю, две эти страны словно созданы для того, чтобы подчеркнуть природный контраст между ними. Под стать природе и их гоночные трассы. Как прекрасные белоснежные Альпы Штирии отличаются от унылых венгерских равнин, так и «А1-Ринг», подпирающий собой альпийские предгорья в долине у деревушки Шпильберг, приятно контрастирует с утопающим в пыли Долины трех ключей «Хунгарорингом». При этом, несмотря на свои скромные размеры, австрийский автодром производит впечатление едва ли не самого функционально насыщенного среди автодромов Ф-1.
Вся инфраструктура кольца ограничивается зданием боксов, несколькими ангарами постояннодействующей гоночной школы, парой офисных зданий и небольшим ресторанчиком. Ничего лишнего, даже кабинет директора автодрома Ханса Гайста - и тот расположен в задней части сувенирного магазинчика на стоящей у пит-лейн бензоколонки. Эту «сельскую идиллию» дополняют несколько десятков коров, пасущихся всего в пятидесяти метрах от гоночного кольца, на лужайке за недавно открытым памятником первому австрийскому чемпиону мира Йохену Риндту. Но при всей этой «пасторальности», гоночное кольцо «А1- Ринга» работает как конвейер: здесь постоянно тренируются любители и профессионалы. Да и сама трасса не чета венгерской. Почти при такой же длине, изобилующее перепадами высот и слепыми поворотами с переменным радиусом, австрийское кольцо не дает скучать ни секунды. Особенно впечатляют виражи Remus и Gosser. Впрочем, все повороты по-своему интересны. Есть только одна связка, которая на первый взгляд может показаться скучной - «эска» «Герхард Бергер». Но если вы возьмете несколько уроков «высшего пилотажа» в местной гоночной школе, вы измените свое мнение. Особенно если пересядете за руль заднеприводной «заряженной» Audi S3.
Именно на этой машине наш хороший знакомый - один из ведущих европейских гоночных менеджеров австриец Вальтер Пенкер дал нам несколько уроков «высшего пилотажа» по «A1-Рингу». Интересно, что гоночные секреты «эски» «Герхард Бергер» нам открывал человек, двадцать лет назад учивший ездить гонщика, в честь которого назван этот участок трассы. В середине 80-х Герхард принял участие в нескольких ледовых гонках и брал у Пенкера уроки езды по льду.
«В этом повороте, - невозмутимо объясняет Вальтер, играя рулем Audi в Berger, - нужно постоянно держать машину на грани срыва заднего моста и подлавливать ее. Только так вы сможете достичь максимального эффекта и скорости».
«Хунгароринг» и «А1-Ринг» почти одинаковы по перепаду высот и протяженности. Но при всей своей схожести эти гоночные трассы символизируют, можно сказать, два полярных взгляда на скорость. И в этом отношении пресный и вялый характер венгерской трассы не идет ни в какое сравнение с задиристым и подчас даже коварным нравом своей австрийской соседки.
«Лично мне «A1-Ринг» очень нравится», - дает общую оценку трассе Вальтер. - Но это мой домашний автодром, и здесь я в некоторой степени субъективен, поэтому лучше сами оцените достоинства и недостатки «А1-Ринга».
И, вероятно, для того, чтобы оценка с нашей стороны получилась максимально «объективной», Вальтер любезно предложил нам прокатиться по «А1-рингу» не только на дорожном, пусть и очень мощном авто, но и на самой настоящей «формуле». Надо ли говорить, что «пощупав» эту трассу самостоятельно, мы полностью согласились с «субъективизмом» австрийца. Но это уже тема для отдельной статьи.
Владимир Маккавеев
Вадим Устинов
Журнал "Формула-1", Декабрь 2002г.