Гонщики из Голливуда
В гоночную серию вошли три, пожалуй, самых знаменитых художественных фильма об автоспорте, снятых в XX веке в Голливуде: «Гран При» (Grand Prix), «Победитель» (Winning) и «Ле-Ман» (Le Mans). Каждый из этих фильмов оставил яркий след не только в истории Голливуда, но и в сердцах поклонников автоспорта, ведь большую часть ролей второго плана играют реальные гонщики, да и значительная доля гоночных сцен также знакома болельщикам по кадрам кинохроники и нашим историческим материалам. Так, в получивший три премии «Оскар» фильм «Гран При», снимавшийся во время реальных соревнований чемпионата мира Формулы-1 1966 года, вошли кадры сразу нескольких гонок мирового первенства, включая сюрреалистическую сцену висящего над пропастью в Арденнских горах Cooper Йо Боннье, словно специально написанную сценаристами Голливуда. «Победителя» же, к радости режиссера Джеймса Голдстоуна, украсили кадры самого большого стартового завала в истории Indy 500, случившегося на «старой кирпичнице» на первом круге гонки в 1968 году: тогда в аварии пострадали полтора десятка машин. Именно благодаря Голдстоуну, в 1968-м привезшему свою съемочную группу в Индианаполис, до нас дошли качественные цветные кадры той гонки.
Впрочем, это не единственное, что связывает голливудские фильмы с реальными гонками. Интересно, что все три актера, сыгравшие главные роли, с той или иной степенью успеха пробовали свои силы за рулем реальных гоночных автомобилей. Но если для Джеймса Гарднера, сыгравшего в «Гран При» роль чемпиона мира 1966 года Пита Эрона, продолжение «гоночной карьеры» было лишь забавой - американец не блистал даже на национальной арене и, стартовав в нескольких кузовных гонках, на этом и успокоился, - то у двух других кинозвезд роман с автоспортом длился куда дольше.
Сыгравший в «Ле-Мане» главную роль Стив Мак-Куин был влюблен в гонки. Родившийся неподалеку от Индианаполиса, будущий актер еще в детские годы попал под очарование мира гонок. И через четыре года после того, как в 1958 году он начал свою карьеру в Голливуде, Стив все же сел за руль спортивного автомобиля, дебютировав в составе команды Дональда Хили в 12-часовой гонке в Себринге, входившей в зачет чемпионата мира спортпрототипов.
Дебют во Флориде не принес ему гоночной славы (машина не добралась до финиша из-за поломки мотора), но еще больше разжег в сердце актера страсть к гонкам. Когда через три года Мак-Куин узнал о подготовке Франкенхеймера к съемкам «Гран При», он бросился к нему, умоляя отдать ему роль Пита Эрона. Переговоры длились два дня, после чего 36-летний режиссер послал Мак-Куина куда подальше: у Стива оказалось свое, надо думать, более приближенное к реальности видение гонок, и он сразу начал навязывать его Джону. Но идея фильма о гонках уже захватила Стива, и вскоре уязвленный Мак-Куин объявил, что в пику Франкенхеймеру он с режиссером Джоном Стерджесом начинает на Warner Brothers съемки «настоящего фильма о гонках, без всех этих идиотских голливудских любовных интрижек» под названием «День чемпиона» (Day of the Champion), который планировали выпустить еще до того, как будет закончен «Гран При». Франкенхеймер пришел в бешенство: из-за Мак-Куина ему приходится отменить съемки на Гран При Германии в Нюрбурге, а свой французский этап перенести из Реймса, где во время реальной гонки чемпионата мира-66 должна была работать съемочная группа «Дня чемпиона», на другую трассу в Клермон-Ферран. Однако Мак-Куину не удалось завершить свой фильм. В начале лета Стив тяжело заболел, съемки в Реймсе сорвались, и Джек Уорнер закрыл проект. Но актер не отказался от своей мечты. В 1970 году Мак-Куин достиг вершины своей гоночной карьеры: в конце марта вместе с Питером Ревсоном он на Porsche 908/2 финишировал вторым в очередных «12 часах Себринга», а через месяц вместе с режиссером Ли Катцином и гоночной командой Porsche начал работу над картиной «Ле-Ман», съемки которой прошли во время знаменитого автомарафона в июне того же года. Этот фильм перечеркнул все традиции Голливуда и получился таким, каким Мак-Куин хотел видеть свой «День чемпиона»: сюжет практически отсутствует, зато атмосфера и внутреннее напряжение гонок отражены как нельзя лучше. «Если ты гонщик, гонки - это твоя жизнь! А все, что происходит до или после, - просто ожидание гонок», - так озвучивает главный герой основную идею картины.
Как и для Мак-Куина, гонки стали жизнью и для другой звезды Голливуда Пола Ньюмена. Произошло это после того, как в 1968 году Пол снялся в фильме «Победитель». В отличие от «Ле-Мана» «Победитель», как и «Гран При», не расходится с традициями голливудских сценаристов: в обоих фильмах присутствует классический любовный треугольник, но главным героем все равно остается Его Величество автоспорт.
Ньюмену было уже за сорок, когда он сыграл в «Победителе» роль гонщика Фрэнка Капуа, но эта картина кардинальным образом изменила всю его дальнейшую жизнь. «Сыграв эту роль, я был просто очарован гонками. Я понял, что за рулем гоночной машины могу быть самим собой, могу дать выход своим чувствам», - признается Пол, через несколько лет решивший попробовать себя в профессиональных соревнованиях. Несмотря на солидный возраст, Ньюмен довольно быстро добился высоких результатов: он дважды выигрывал чемпионат США в гонках легковых автомобилей, занял пятое место в «24 часах Дайтоны», дважды финишировал вторым на этапах чемпионата мира спортпрототипов в «6 часах Уоткинс-Глена» и... «24 часах Ле-Мана». В гоночной карьере Пола были два первых места первенствах США в категории GT1 и победа в классе GTS-1 в «24 часах Дайтоны» 1995 года, которую Ньюмен отпраздновал через десять дней после своего 70-летия.
Невзирая на свою блестящую карьеру в кино, Пол сегодня не скрывает грусти из-за того, что он слишком поздно сел за руль гоночной машины. «Я не задумываясь обменял бы все свои «Оскары» на победу в Indy 500», - признается актер. В 1983 году вместе с Карлом Хаасом он основывает собственную команду серии CART. За 20 лет Марио Андретти, его сын Майкл, Мэнселл и да Матта принесли Newman-Haas четыре чемпионских титула. Вот только они так ни разу и не смогли подарить своему шефу возможность поднять над головой вожделенный «Борг Уорнер Трофи» за победу в Индианаполисе. Но он все еще не теряет надежды. «Я живу только ради автогонок», - утверждает 79-летний актер, чью фигуру и сегодня можно видеть на командном мостике Newman-Haas Racing.
Владимир Маккавеев
Журнал "Формула-1", май 2004г.