История Формулы Junior (Formula Junior)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

История Формулы Junior

История Формулы Junior

Иной раз части мозаики популярности складывается воедино, и все идет так, как надо, без особых сложностей. Так произошло в конце 1950-х годов с гоночным классом под названием Formula Junior.
Между запуском гоночной серии в октябре 1958 года предшественницей ФИА - организацией CSI (Controller of International Motorsport - Контрольным комитетом международного автоспорта) и роспуском чемпионата в 1964 году, Формула Junior, без преувеличения, изменила облик автогонок. Благодаря этому младшему чемпионату произошла революция в области гоночного автомобилестроения, в дизайне формульных болидов и технологий автогонок, которые ознаменовали собой новую эру чемпионата Ф1. Все это стало возможным благодаря существованию гоночного класса, который изначально планировался в качестве серии начального уровня автогонок. Болиды Формулы Junior изначально использовали проверенные временем и полностью надежные детали от обычных серийных автомобилей. Поэтому множество, казалось бы, несовместимых факторов слились воедино, и привели к процветанию одного из самых успешных мировых чемпионатов по автогонкам.

Пролог Формулы Junior
Высшим уровнем автоспорта в 1950х годах, точно так же, как и сейчас, была Формула 1. Пилоты Гран-при были настоящими героями тех дней, а болиды Ferrari, Maserati, Vanwall, Mercedes-Benz и Lancia с передним расположением мотора сражались на лучших мировых автодромах - Монако, Спа, Нюрбургринг. Легендарные гонщики - Фанхио, Мосс, Брукс, Хоторн, Сальвадори и Бера подчиняли себе этих монстров, отправляя их в управляемые заносы всеми четырьмя колесами чуть ли не на каждом повороте. В далеком 1957 году Джек Брэбэм дебютировал на заднемоторном Cooper-Climax. К 1958 году капризные заднемоторные машины начали побеждать в гонках. Это уже стало зловещим предзнаменованием, но лишь несколько производителей были достаточно прозорливыми для того, чтобы заметить приход новой эры.

Нужна свежая кровь
В то же самое время, в конце 1950х годов, автоспорт был крайне рискованной профессией. Достаточно отметить, что в течение каких-то пары лет команда Ferrari потеряла де Портаго, Кастеллотти, Муссо и Коллинса - все они погибли в гонках. В Италии граф Джованни "Джонни" Лурани понял, что назрела острая необходимость в чемпионате, которые стал бы гоночной школой для молодых пилотов формульных болидов. Благодаря широким связям Лурани в мире автоспорта, его мнение попало на плодородную почву, а его проект свода правил "младшей Формулы" (Junior - по-английски означает именно "младший") довольно быстро стали основой для международного автогоночного класса под названием Formula Junior.

Куча правил


Bandini - болид Формулы Junior

Volpini - болид формулы Junior

Первоначальные правила чемпионата Формула Junior регламентировали использование машинами серийных двигателей объемом 1000 куб.см. на 360-килограммовом болиде, либо объемом 1100 куб.см. на машинах массой 400 кг. Блок мотора, головки и цилиндры должны были использоваться в серийных автомобилях; одинарные или двойные распределительные валы, дифференциалы повышенного трения и модификации множества параметров были полностью запрещены. Тормоза и трансмиссии должны были быть также серийными, хотя передаточные числа могли быть изменены внутри коробки. Также обязательными была защитная дуга над пилотом; таким образом, Формула Junior стала первым чемпионатом, где требовались эти элементы безопасности.
Эти правила были идеальными для итальянцев с их "народным" мотором Fiat 1100. В 1958 году альтернатив 1-литровым моторам почти не было, за исключением нового 3-х цилиндрового двухтактного мотора Mini, а также DKW и Saab. В Англии юниорский формульный чемпионат проходил по правилам Формулы III - а это лишь 500-сантиметровые мотоциклетные моторы, разработка которых велась компаниями Norton и JAP, но цены были космическими. В Италии также уже проводились гонки начального уровня, а для этой страны было несложным просто конвертировать производство для концепта новой Формулы Junior. Поэтому совсем неудивительно, что первые производители чемпионата назывались Stanguellini, Volpini, Taraschi, OSCA, Moretti и Bandini.

Переднемоторные болиды класса Junior


Stanguellini - болид формулы Junior

Elva - болид формулы Junior

Первые болиды чемпионата Формула Junior были скопированы с машин класса Гран-при тех дней, с передней компоновкой двигателей и задним приводом. Особенно популярными были машины Stanguellini, которые явно напоминали автомобили Формулы 1 Maserati 250F. Во время разработки машины этой компании тестировал в Модене сам Фанхио, поэтому они доминировали первый год чемпионата Formula Junior. Прочие производители из других стран, такие как немецкие Mitter и Hartmann, оснащались моторами DKW, а французские Ferry и DB - двигателями Renault. Швейцарский гонщик и инженер Мишель Мэй (Michael May) стал первым международным чемпионом Формулы Juniors за рулем Stanguellini в 1959 году.
Британцы не спешили вступать в новый чемпионат, но в конце концов других возможностей у них не осталось, и они проделали серьезную работу перед пришествием. Фрэнк Николс (Frank Nichols), конструктор спортивных машин Elva, стал одним из первых, кто понял влияние Формулы Junior на автоспорт. Он построил машину Elva 100, красивый переднемоторный болид, который мог быть оснащен двигателем BMC (Sprite и Mini), или двухтактным DKW, производимым компанией Mitter в Германии. Машина Elva стала первой британской серийной техникой Формулы Junior, которая дебютировала в апреле 1959 года. Другие образцы британской техники начального периода - Gemini, в девичестве известная под именем Moorland, и Lola Mk 2.

Пришествие Cosworth
В то же время Кейт Дакворт, основатель впоследствии легендарной компании-моториста Cosworth Engineering, проявил интерес к новому классу Формула Junior. Сегодня все знают Cosworth как одного из титанов автоиндустрии, но в те далекие годы эта фирма представляла собой лишь пару талантливых, но бедных инженеров, работающих над проектами в свободное время. Дакворт стал присматриваться к двигателю Fiat на машинах Stanguellini. Этот интерес был тут же реализован в наличные, когда один из его заказчиков, работающих на компанию Ford Motor, и который также был заинтересован в Формуле Джуниор, как-то упомянул о том, что его фирма готовится запустить в производство новый короткоходный четырехцилиндровый двигатель для задней компоновки осенью 1959 года. Дакворт смог приобрести пару новых моторов у компании Ford и начал путь к славе.

Машины Cooper


Cooper - болид Формулы Junior

Так как компания Cooper уже производила заднемоторные болиды Формулы 1, было неудивительно, что их техника для Формулы Junior отличалась той же конфигурацией. Болид Cooper T52 дебютировал в сезоне 1959 года. Машины оснащались двигателями BMC A-series, но явно уступали в скорости переднемоторным машинам.

Расцвет Lotus


Знаменитый Lotus Mr.18

Он же: Знаменитый Lotus Mr.18

Lotus Mk.20 - болид Формулы Junior

Колин Чепмен пришел в Гран-при в 1958-59 годах с машиной Lotus Mk. 16 - переднемоторным болидом, выглядевшим как мини-версия машины Формулы 1 Vanwall. К сожалению, Mk. 16 была сравнительно неудачной и ненадежной. Настолько, что даже гонщик уровня Грэма Хилла не смог побеждать в гонках. В то же время Cooper стянул из-под носа Чепмена титул при помощи Джека Брэбэма и его заднемоторного болида. Чепмен был обескуражен, ему требовалось нечто новое. Ответом стал первый заднемоторный болид компании - Lotus Mk. 18. Более того, гениальный Чепмен обнаружил, что может производить Mk. 18 в трех версиях: 1100 куб.см для Формулы Junior, 1,5-литровую для Формулы 2 и 2,5 литровую для Ф1. Болид Lotus MK. 18 Formula Junior дебютировал в конце сезона-1959, и стал успешным.
В 1960 году команда Lotus произвела революцию с заднемоторными болидами при помощи пилотов Джима Кларка, Тревора Тейлора, и Джона Сертиза, которые доминировали во всех уголках Европы в Формуле Junior. Болид Lotus Mk. 18, оборудованный 2,5-литровым мотором Coventry Climax, победил в таких местах, как Монако и Риверсайд (Стирлинг Мосс). Болид Formula Junior Lotus 18 оснащался двигателем Ford Anglia, разработанным компанией Cosworth Engineering, и вскоре Кейт Дакворт стал руководителем одной из самых успешных компаний в мире автоиндустрии. Болид Mk. 18 стал столь успешным, что Колин Чепмен продал 125 машин, обеспечив на долгие годы безбедное будущее своей компании. В следующие 7 лет Lotus построила несколько других успешных болидов класса Formula Junior, включая модели 20 и 22, а также революционный Lotus 27 в 1963 году - первый болид с монококом.

Спереди взад


1961 Huffaker BMC MkII

В середине сезона 1960 года стало ясно, что единственный путь к победам в Формуле Junior заключается в построении техники с задним расположением двигателя. Elva и Lola быстро создали такие машины. К конце года по всему миру насчитывалось уже более 100 производителей машин класса Formula Junior по всему миру, а уже к 1963 году это количество выросло до невероятных 500! Позади доминировавших Lotus, Elva и Lola сражались болиды Ausper, Merlyn, Brabham, Cooper и Alexis. Конструкторы испытывали дикую конкуренцию, прогресс в FJ шел семимильными шагами. Из-за невероятной популярности чемпионата Формула 2 на время ушла в тень, а на ее место до 1967 года пришла именно Formula Junior.

Начало конца


1963 Cooper T65 - Формула Junior

1963 Lotus Mk.22 - Формула Junior

На исходе 1963 года звездный час Формулы Джуниор подошел к концу. Чемпионат начал разваливаться. FJ стала жертвой собственной популярности и успеха, как бы странно это ни звучало. Дело в том, что класс становился более и более конкурентным. Цена извлечения из 1,1-литрового двигателя вначале 85, затем 100, а позже и 120 л.с. росла в геометрической прогрессии. Последний британский чемпионат прошел в 1963 году, а европейский - год или два спустя. Эту нишу на некоторое время заняла Формула 3, но двигатели, развивающие 10 тыс. оборотов в миуту объемов всего 1 литр были еще более дорогими и менее надежными. Место Формулы Junior в качестве "школы" для вчерашних картингистов заняли менее мощные, но гораздо более доступные Формула Ford, и Формула Vee (последняя - в США), а в качестве "кузницы кадров" для Ф1 вновь заработала Формула 2.

Охота за болидами Formula Junior
Из-за того, что когда-то болиды Формулы Junior были столь популярными, а затем внезапно все так быстро закончилось, множество машин до сих пор можно найти в продаже в состоянии, близком к заводскому. Когда в США стало популярным увлечение раритетными гоночными машинами (конец 1970 - начало 1980), самой доступной категорией гоночных машин были именно болиды Formula Junior. С того времени на заездах классических болидов можно было постоянно видеть задне- и переднемоторные Джуниоры. Более того, через некоторое время организаторы раритетных гонок начали допускать к участию даже болиды Формулы Vee и Формулы Ford, так как количество Formula Juniors со временем снизилось. Особенно приветствовались переднемотороные машины, которые были медленнее заднемоторных. В Европе предложение таких машин никогда не снижалось, и сегодня и те, и другие болиды остаются весьма популярными. В Штатах исключительно Junior-гонки - редкое событие, обычно они смешаны с примесью Formula Vee и Formula Ford.
Уменьшение популярности Формулы Junior положительно повлияло на их цену, но болиды все еще сравнительно дороги. В США переднемоторный Джуниор можно приобрести за сумму от $20.000 до $40.000, однако стартовая цена за такие раритеты, как Stanguellini достигает $85.000. Заднемоторные машины несколько дороже, цена на них начинается от $25.000, но более редкие (и манящие!) машины со своей историей стоят $80.000 или даже более. Хотя стоит отметить, что обычно реальная стоимость продажи несколько ниже. И еще - так как эти машины не так сложны в производстве, на рынке много известных подделок.
Не существует недорогих гоночных машин. Типичный мотор для Формулы Junior, выдает около 120 л.с. при оборотах 8500 в минуту или более. Хотя моторный блок и головки цилиндров совсем не редкий товар, свечи, привод и некоторые другие детали необходимо менять каждые 25 "боевых" часов - а это пара сезонов для большинства гонщиков. Однако владельцы таких красавцев всерьез рассуждают о том, что звук моторов и возвращение машин на трассу стоят таких денег.

Впечатление от вождения
На самом деле существуют 3 вида Формулы Junior, все они отличаются в вождении друг от друга. Переднемоторные машины не столь быстры, как более поздние заднемоторные, но смотрятся очень привлекательно. Классическая переднемоторная компоновка с задним приводом делает машины очень нетребовательными к водителю, в них легко сорваться в красивейший заносю Управление переднемоторным болидом класса Junior делает любого за их рулем выглядящим, как герой. Управляемые заносы на всех четырех колесах - незабываемое зрелище.
Поздние заднемоторные Формулы Junior, такие, как Lotus 18 сочетают в себе лучшие достоинства переднемоторных вместе с компактным, заднеприводным дизайном. Такие машины меняют траекторию почти мгновенно и вплоть до своих пределов. Более старшие модели сложнее в управлении, дрифт на них - настоящее мастерство. Недостаточная и избыточная поворачиваемости легко регулируются. Моторы мощные, и превосходно звучат на 7 тысячах оборотов.


Будущее Формулы Junior
Будущее раритетных соревнований Формулы Джуниор в США довольно сурово. В то время, как в Европе, и особенно в Британии этот класс все еще весьма популярен, в США остается все меньше возможностей для проведения соревнований Формулы Junior. Более того, одновременное появление на трассах машин с обоими типами компоновки двигателей - отрицательный фактор. Заднемоторные машины - непобедимые агрегаты, что приводит к серьезной разнице между гонщиками-любителями.
История автогонок полна ошибок и плохих стартов, а эволюция Формулы Junior отображает самый интересный период в автоспорте.




По материалам блога formula-2.ru



Знаете ли Вы что...