Хлебное место
Они прибывают на трассу еще в понедельник утром. И уже во вторник именно эти люди первыми обживают паддок. Остальные приезжают спустя пару дней уже буквально «на все готовенькое». Сфера обязанностей этих людей, говоря современным «новоязом», - кетеринг, что, по сути, означает «обеспечение провизией».
Другими словами, они отвечают за работу командного «пищеблока», поэтому их значение переоценить трудно: как даже самый мощный формульный мотор в 900 л.с. ни на что не годится без системы питания и топлива, так и гонщик, не «заправившись» своевременно надлежащей едой и не подкрепив таким образом свои отнюдь не лошадиные силы, вряд ли сможет показать результат, на который способен.
К тому же есть - причем регулярно - хотят не только гонщики, но и все прочие члены команды и ее гости, а это уже целая орава голодных людей, так что служба кетеринга - одна из важнейших в современной Формуле-1. И ее работа, как и работа прочих скрытых механизмов паддока, весьма любопытна.
Конечно, размеры этой службы и ее возможности, как и результаты выступлений гонщиков, напрямую зависят от бюджета команды, так что в Minardi она по определению скромнее, чем, скажем, в McLaren (хотя как человек, регулярно «столующийся» и там, и там, могу заверить, что кормят в обеих командах одинаково хорошо и вкусно). Поэтому рассказать об этой стороне жизни паддока мы решили на примере «конюшни»-середняка, не очень богатой, но не такой уж и бедной. У небольшого, но очень дружного коллектива, отвечающего в этой команде за кетеринг, есть даже свой девиз: «We have fun with Sauber Formula One». По-русски что-то вроде: «Работаем с душой и вкусно едим в команде Sauber Ф-1». А помочь нам в освещении этой темы любезно согласился руководитель этого коллектива, шеф «пищеблока» Sauber, Рени Блюм.
«Зона влияния» Рени - оба моторхоума с прилегающими территориями. Первый, командный моторхоум, скрывает в себе, помимо четырех офисов (в частности, офиса пресс-службы), небольшую кухоньку. Снаружи, под тентом, расположены столы на 30 человек, барная стойка, шведский стол, холодильники, телевизоры и другое необходимое оснащение. Во втором моторхоуме, предназначенном для гонщиков, руководства и гостей команды, расположены две гостиных (Джанкарло и Фелипе), офис Петера Заубера, офис тим-менеджера Бета Цендера, помещение для приема деловых партнеров и гостей. Под наружным тентом - опять же стойка бара, деревянные столы на 30 человек, телевизоры. В отдельном трейлере расположена оборудованная по последнему слову техники кухня, где и творят повара. В течение каждого гоночного уик-энда они втроем готовят примерно 1000 порций различных блюд! При этом у каждого из них еще и другие обязанности: один выполняет также функции метрдотеля, другой по совместительству - водитель грузовика, а третий - техник по оборудованию пищеблока. Обслуживают всех, для кого готовится еда, две официантки. Когда проходят европейские этапы чемпионата, во вторник, прибыв на автодром, все вместе своими силами разворачивают тенты и устанавливают под ними все необходимое. Рени Блюм координирует работу своих подчиненных и отвечает за весь процесс в целом. В его ведении также - соблюдение выделенного бюджета и выбор продуктов, закупка которых начинается в среду. Приобретение продуктов и содержание всей службы, включая заработную плату, обходится примерно в миллион долларов в год.
«Какие продукты купить и какие блюда из них приготовить, решаю я сам совместно с поварами, - рассказывает Рени, сам еще пару лет назад работавший поваром. - Постоянно «на борту» моторхоумов продуктов немного, поскольку, в отличие от многих других стран, мы не имеем права ввозить в Швейцарию партии продуктов, это очень дорого. И из Швейцарии вывозить все подряд тоже смысла нет. Поэтому мы всегда закупаем провизию в стране проведения Гран При. За исключением разве что таких символических продуктов, как швейцарский шоколад и сыр.
Все закупки, как правило, осуществляем в гипермаркетах. Либо в общедоступных, вроде Carrefour, - они есть повсюду, либо в профессиональных, вроде Metro. Самая морока, пожалуй, - шопинг в Монако: там один гипермаркет на весь город, столько людей толчется, все идут именно туда и все что-то покупают, с ума можно сойти! Только и слышишь со всех сторон: «Привет, привет!» И все - как знакомые, так и незнакомые - видят, что ты в форме, и чего-то от тебя хотят, а тебе нужно сделать свою работу, причем в срок. И в день приходится совершить не одну такую поездку, а ведь половина улиц перекрыта, везде полиция...»
В команде Sauber - 67 человек, так что ее члены под «своим» тентом питаются в два захода. В обеденное время там всегда накрыт шведский стол с различными салатами, блюдами из макарон, фруктами. На ужин меню более основательное: меньше салатов, больше мяса, картошки, риса, вареных овощей. Под гостевым тентом все более церемонно: приглашенных обслуживают официантки, да и выбор блюд побогаче. «В нашем меню всегда две-три закуски, различные главные блюда и десерты, и гости могут выбрать еду себе по вкусу, - поясняет Рени. - А уж для босса и гонщиков мы и вовсе готовим персонально - то, что они желают. Для нас их желание - всегда закон, даже если оно возникает в самый последний момент. Если им хочется чего-то особенного, они говорят об этом мне или, если я в этот момент занимаюсь покупками, непосредственно поварам».
Воспаленное воображение журналиста способно на многое. Мне оно сразу же нарисовало г-на Заубера и гонщиков, недовольно морщащих носы при виде тривиального шницеля с картошкой и капризно требующих черепаховый суп, филе тропической акулы или жаркое из хобота слона и не менее экзотический фрукт дуриан на десерт.
«Нет-нет! - смеется мой собеседник. - Никаких акул, слонов и дурианов. Г-н Заубер, впрочем, действительно обожает супы, но не из черепахи. Он любит супы-пюре. Не важно из чего - из томатов, брокколи, грибов... Главные блюда он предпочитает традиционно швейцарские. Оба пилота, само собой, чаще всего заказывают «пасту» - блюда из макарон. Джанкарло очень любит пиццу, различные стейки и рыбу. Фелипе обожает бефстроганов. На завтрак и г-н Заубер, и пилоты любят есть мюсли. Шеф очень неравнодушен к яблочным пирогам, и мы всегда стараемся «побаловать» его таким пирогом по какому-нибудь новому рецепту». Услышав от меня, что я и сам люблю не только есть, но и печь яблочные пироги из выращенных в своем дачном саду яблок, Рени восторженно восклицает: «Слушай, а привози как-нибудь на Гран При свой пирог - вот г-н Заубер порадуется! И нам - уф! - работы будет поменьше...»
«Конечно, когда речь идет о питании пилотов, - продолжает главный «кормилец» Sauber, - мы учитываем и медико-биологические рекомендации Йозефа Либерера. Йозеф - дипломированный физиотерапевт и диетолог, много лет проработавший с Айртоном Сенной. Сейчас он выполняет те же функции в нашей команде, и я советуюсь с ним, не надо ли изменить рацион гонщиков и, если да, то каким образом. Или же он сам дает мне соответствующие указания. Обычно пилотам требуется легкая, но богатая углеводами, энергией пища».
Питание в команде осуществляется строго по расписанию на основе программы гоночного уик-энда в целом. Поэтому обычно обед (у «них» - ланч) начинается в 12.00, ужин (у «них» - обед) - в 19.00. «Время в Формуле-1 решает все не только на трассе, но и у нас под тентом, - объясняет Рени. - Счет ведется каждой секунде. Чтобы соблюдать это расписание, мы даже тренируемся как, например, команда механиков, отвечающих за пит-стопы. Ведь из-за нашего промедления у людей может вся последующая программа сорваться, они заскакивают под тент, только чтобы вовремя поесть и тут же двигаться дальше, они не могут ждать. Хотя, конечно, гонщики и некоторые ключевые фигуры в команде обладают особыми привилегиями, приоритетом. Но и тут во главу угла ставится не иерархия, а «производственная необходимость». Безусловно, г-н Заубер может есть в любой момент, когда ему захочется, мы здесь ему не можем указывать, а он к тому же всегда приглашает за свой стол гостей или технического директора Вилли Рампфа или Бета Цендера, реже - гонщиков. Ну а гонщики любят пожевать что-нибудь в промежутках между заездами и прочими своими делами, тут уж тоже ничего не поделаешь... И еще по субботам мы обычно устраиваем пресс-ланч примерно на 20 персон, обычно по национально-языковому признаку - так лучше для самих журналистов».
Журналисты, впрочем, народ не самый привередливый. А вот как насчет VIP-гостей - легко ли им угодить? «С этим обычно никаких проблем, - отвечает Рени. - Ведь каждый гость приглашается только на одну гонку, и даже если он - самый что ни есть VIP, самый знаменитый, он так счастлив оказаться здесь, так поражен и восхищен увиденным, что ему уже, честно говоря, не до привередничанья в еде. Иной раз спросишь: «Не хотите ли что-нибудь особенного?» - а они: «Да нет, все и так отлично. Расслабься, приятель».
В воскресенье в два часа дня весь персонал «пищеблока» собираются у установленных в моторхоумах телемониторов, чтобы посмотреть старт гонки, после чего Рени Блюм сразу же дает старт их собственной «гонке» - надо оперативно собрать оборудование, чтобы по окончании Гран При побыстрее «сняться с якоря». Прерываются «пищевики» лишь для того, чтобы посмотреть финиш.
Автору этого материала множество раз доводилось видеть, как в процессе сборов домой многие команды вываливают неиспользованные продукты - горы свежайших фруктов, к примеру, - на помойку. Зрелище, надо сказать, не для слабонервных. В Sauber так не поступают никогда. «Во-первых, мой профессионализм заключается и в том, чтобы продуктов к воскресному вечеру оставалось как можно меньше. И, в любом случае, все, что можно из оставшегося, - скажем, соки в упаковках - мы выставляем рядом с моторхоумами, чтобы люди могли это взять себе. Даже в самых благополучных странах хватает нуждающихся людей, в том числе и среди наемных работников на Гран При, а уж особенно их много в таких странах, как Бразилия, Малайзия. Да, некоторые наши коллеги из других команд все это выбрасывают, но мы - никогда, лучше отдать нуждающимся».
Последнее, что организует служба Рени Блюма - это небольшие закуски для членов команды или маленькую пирушку, если пилоты Sauber добыли в гонке очки. После чего быстро «сворачивают» и второй «моторхоум» и отправляются в путь, чтобы следующим утром быть уже на базе команды в Хинвиле, а ровно через неделю вновь выехать к месту проведения очередного Гран При.
Борис Мурадов
Журнал "Формула-1", май 2004г.