Классовое неравенство
Формула-1 - своего рода гоночный Олимп. Однако мировой «формульный» автоспорт - это огромный «горный массив», состоящий из множества вершин, хребтов и перевалов. И одолеть эти «кручи» ох как нелегко. Недаром до обиталища гоночных «небожителей» добираются лишь единицы.
Самыми близкими к Ф-1 по своим техническим характеристикам и глобальным амбициям являются американские серии CART и IRL. На первый взгляд, по своим характеристикам машины этих двух серий, особенно CART, не слишком сильно уступают «формуле-1», а по максимальной скорости даже превосходят. Но автомобили двух самых престижных американских чемпионатов (строящиеся, кстати, в большинстве своем в Европе), по сути, являются продуктами серийного производства. Близость к Ф-1 они обеспечивают не за счет применения изощренных технологий и уникальных конструкторских решений, а благодаря более «либеральному» техническому регламенту. В случае с CART - это использование турбонаддува, а в IRL - самый большой на современной «формульной» арене объем двигателя, на 0,5 литра больше, чем в Ф-1.
Такой же 3,5-литровый агрегат стоит и на машинах еще одной американской серии - IR Infiniti Pro Series. Но там используются менее форсированные двигатели и еще более простые шасси, что делает машины этого класса на автодромах европейского типа более медленными, нежели даже оснащенные 3-литровым мотором машины Ф-3000. Да и «американцы» из CART и IRL свою прыть проявляют главным образом на профилированных овальных трассах - треках. И все же эти три класса - Ф-1, CART и IRL - составляют элиту, «высшую лигу» гонок автомобилей с открытыми колесами. Победы в каждом из этих чемпионатов - чрезвычайно престижны.
Следующую ступень образуют автомобили класса Ф-3000 - с двигателем объемом три литра. Правда, в отличие от Ф-1 и двигатели, и шасси здесь практически унифицированы, а главное - много проще и дешевле. Самым престижным чемпионатом этого класса является международный чемпионат Ф-3000, который еще совсем недавно намеревались назвать «юниорской Ф-1». Кроме того, есть три самых престижных национальных чемпионата Ф-3000: японский - Ф-Nippon, итальянский - на базе которого ныне организован чемпионат Европы Ф-3000, и австралийский - Ф-Holden. По сути, автомобили всех этих серий являются близкими родственниками, их прародителями выступали машины европейского чемпионата Ф-2, на смену которому и пришла в 1986 году Формула-3000. Поначалу японская и австралийская серии, как сегодня и европейская Ф-3000, просто использовали отработавшие один-два сезона в международном чемпионате и заметно уцененные машины «младшей сестры» «королевы автоспорта». Множество этих машин до сих пор с успехом гоняется в Австралии. Однако после монополизации компанией Lola европейского рынка Ф-3000 в 1996 году японский и австралийский чемпионаты перешли на шасси Reynard. Что будет теперь, после разорения компании, пока не ясно. Возможно, машины для этих серий будет строить Lola (в этом случае дело, скорее всего, ограничится расширением производства уже имеющейся модели «формулы-3000») или Dallara, отметившаяся блестящим и относительно дешевым проектом машин для серии Super Nissan V6, благодаря которым этот чемпионат стал не на шутку наступать на пятки международной Ф-3000.
Далее в классовой иерархии мирового автоспорта идет целая группа так называемых «средних младших формул» с 2-литровыми рядными 4-цилиндровыми моторами. Самый распространенный класс в этой группе, безусловно, Формула-3. Структура чемпионатов Ф-3 несколько отличается от той системы, что сложилась в Ф-3000. Здесь самым престижным является национальный британский чемпионат. Именно в него со всех концов света - от Бразилии до Японии - стремятся попасть пилоты, мечтающие о Формуле-1. Победа в британском чемпионате подчас является более перспективной с точки зрения продвижения в Ф-1, чем аналогичный успех в международной Ф-3000. Не случайно более 90% пилотов современной Формулы-1 в свое время прошли обязательное обучение в «третьем классе», так что именно «трешка» является самым «рабочим классом». Кроме того, гонщики часто подчеркивают, что автомобили Ф-3 являются «более гоночными» с точки зрения оптимального соотношения веса и габаритов шасси, мощности двигателя, характеристик управляемости, ускорения и торможения, чем, казалось бы, более «высококлассные» автомобили Ф-3000. Такое положение сложилось во многом благодаря удачной конструкторской работе фирмы Dallara, монополизировавшей производство шасси в этом классе. Компания Джанпаоло Даллары не успокаивается на достигнутом: итальянец, по сути, уже прибрал к рукам IRL, а проект Ф-Super Nissan - это прямая попытка закрепиться в нише Ф-3000, т.е. в области, где сейчас доминирует Lola. Возникновение таких серий-дублеров происходит на всех уровнях. Порой энтузиасты угрожают даже создать двойника самой «королевы». Пример - футбольно-автогоночный проект Premier F1, инициаторы которого намеревались основать ни больше ни меньше - самую популярную гоночную серию в мире. Можно вспомнить также недавние угрозы автомобильных фирм организовать альтернативную Формулу-1.
Национальные чемпионаты Ф-3 проходят почти во всех развитых странах, включая Россию. Однако единого международного турнира в этом классе нет. Роль международных «смотрин» талантливой молодежи выполняют традиционные ежегодные гонки, такие как Marlboro Masters в Зандфорте или Гран При Макао. Фамилии победителей этих соревнований всегда стараются запомнить, так как на 90% затем их можно будет услышать в Формуле-1. Похожую структуру имеют некоторые другие серии. Например, чемпионаты Формулы-Ford проходят во многих европейских странах, а их победители раз в год встречаются в очном поединке на фестивале Ford в Брэндс-Хэтче. С другой стороны, в Формуле-Renault проводятся как национальные, так и европейское первенство,
В самой же младшей «классовой группе», к которой относятся машины с объемом двигателя менее 2000 см3, доминируют в основном мелкие европейские и американские производители шасси, вроде Van Diemen, Mygale, Tatuus. Лидером же этого класса сегодня бесспорно следует считать немецкую Формулу-BMW, машины которой оснащены фантастическими моторами. При объеме в 1,2 литра эти рядные «четверки» способны раскручиваться до 9250 об/мин и выдают около 140 л.с. - практически столько же, как и 1,8-литровые двигатели Ф-Ford. Конечно, по меркам Ф-1, это просто смешные цифры, но для «начальных» классов автоспортивного образования величины весьма подходящие. Именно благодаря постепенному возрастанию «крутизны» система мирового автоспорта сегодня и функционирует как хорошо отлаженный механизм, поставив производство молодых дарований чуть ли не на поток. Одни, вроде Райкконена, уже после первых шагов в «предгорьях» автоспорта «лезут на стену» Формулы-1, другие, как Пиццония, проходят все «промежуточные лагеря» долгого восхождения к заветной вершине. Но так или иначе система автоспортивного «образования» работает исправно. И все «новые волны» молодых талантов захлестывают подножье гоночного Олимпа.
Владимир Маккавеев
Журнал "Формула-1", февраль 2003г.