Модели машин Формулы-1: Параллельный мир
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Параллельный мир

Параллельный мир

Эта «болезнь» поражает множество людей вне зависимости от возраста, профессиональной принадлежности или социального положения. Характерные симптомы - лихорадочный блеск в глазах и учащенное сердцебиение при виде определенного рода предметов, хроническая неудовлетворенность достигнутыми результатами, ночные бдения над каталогами и специальными журналами.
А в наиболее острой форме - неодолимый зуд в руках, заставляющий «больного» самого взяться за инструмент. Название этому «недугу» - коллекционирование. «Болезнь» почти неизлечимая. Пораженный ею человек рано или поздно уходит в мир иной.
В параллельный мир.

«Недуг» этот очень древний. Коллекционирование моделей автомобилей - разновидность «вируса», появившаяся относительно недавно. Многие выдающиеся личности отдавали свой досуг моделям-копиям. Известно, например, что премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль собрал неплохую коллекцию автоминиатюр.
Всплеск интереса к уменьшенным до определенного масштаба копиям реальных автомобилей пришелся на пятидесятые-шестидесятые годы. И если поначалу то были простенькие, состоящие лишь из нескольких деталей изделия, то постепенно модели усложнялись, - появилась пружинная подвеска, «стекла», элементы внутреннего оборудования салона, более-менее правдоподобно воспроизведенные макеты двигателей под открывающимися капотами.


В тематике автоминиатюр нет недостатка. Давно прошли те времена, когда среднестатистический коллекционер мог позволить себе собирать все подряд - от тяжелых грузовиков до президентских лимузинов. Сейчас каждый выбирает для своей коллекции более узкие рамки. Достойное место среди прочих тем неизменно занимают миниатюрные копии гоночных машин Формулы-1, привлекающие к себе внимание множества коллекционеров.
На сегодня примерно 90% всех созданных за полувековую историю «королевских гонок» автомобилей воспроизведено в моделях, а многие наиболее известные машины копировались десятки раз. Не обошли своим вниманием изготовители моделей и сопутствующие транспортные средства магистральные грузовики для доставки болидов к месту соревнований, пейс-кары, моторхоумы и раскрашенные в цвета «конюшен» автобусы. А также фигурки гонщиков, механиков, менеджеров, корреспондентов и зрителей, макеты фрагментов боксов и гоночных трасс, - что позволяет создать диорамы, воспроизводящие в объеме ключевые моменты соревнований.
Промышленное производство и коллекционирование моделей сформировало своеобразный параллельный мир, где все как у больших автомобилей. Здесь есть свои лидеры и аутсайдеры, ежегодные конкурсы, миниавтосалоны и аукционы, многочисленные клубы и биржи, масса специализированной литературы и периодических изданий. Естъ даже свои подделки и беззастенчивый плагиат!
С течением времени в промышленном моделизме четко определились несколько международно-признанных масштабов копирования и способов производства. Традиционными для моделей гоночных машин Формулы-1 стали масштабы 1/12,1/18-1/20,1/24 и 1/43 натуральной величины. Несколько лет назад к ним добавился еще один - 1/87.
Самый крупный масштаб -1/12 - явно рассчитан на экстремистов. Ведь он позволяет максимально подробно воспроизвести копируемый автомобиль не только внешне, но и показать детально всю «начинку» машины вплоть до движущихся в цилиндрах двигателя поршней и работающего дифференциала. Хотя выбор здесь невелик - наиболее известные фирмы Tamiya (Япония) и Protar (Италия) выпустили в общей сложности около двух десятков сборных пластиковых копий гоночных болидов - зато процесс сборки каждой из них, состоящей из нескольких сотен деталей, позволяет основательно изучить конструкцию реального автомобиля и при этом еще получить массу удовольствия, наблюдая результаты своей работы.



Несколько проще выглядят копии «формул» в масштабах 1/18 и 1/20. Первый из них предпочитают производители готовых, не требующих сборки, металлических моделей. Это португальская компания Minibri с ее копиями современных и исторических автомобилей в сериях Оnух и Quartzo соответственно; немецкая Paul’s Model Art, модели которой известны под торговой маркой Minichamps; появившаяся недавно китайская Exoto, чьи копии уже ставших классикой гоночных машин 70-х годов быстро завоевали популярность у коллекционеров благодаря прекрасной деталировке и высокому качеству изготовления.
Чуть меньший масштаб 1/20 - удел в основном сборных пластиковых и металлических моделей. На международном рынке «формулы» в этом масштабе представлены, прежде всего, уже упоминавшейся фирмой Tamiya и почти неизвестной отечественным коллекционерам итальянской Revival.
Еще один шаг вниз по масштабной шкале - 1/24. Здесь удачно сочетаются как сборные пластиковые копии болидов от Hasegawa и Gunze Sungyo (Япония), итальянской Protar, так и готовые металлические модели Onyx, Burago (Италия), Mira (Испания).
Самый мелкий масштаб 1/87 не балует разнообразием применительно к Формуле-1. Буквально по пальцам можно пересчитать модели, выпускаемые немецкими фирмами Неrра, BS Design, Paul’s Model Art и французской Evrat, что не позволяет собрать сколько-нибудь полноценную коллекцию.
Выше не случайно пропущен масштаб 1/43, поскольку на нем следует остановиться поподробнее. Появившись еще в довоенные годы, именно этот масштаб стал наиболее популярным во всем мире. Уменьшенные до 1/43 натуральной величины миниатюры с одной стороны не требуют много места для домашнего музея, а с другой - позволяют достаточно точно воспроизвести копируемый оригинал. Кажущийся на первый взгляд непривычным, этот масштаб первоначально появился в Англии, где оказался очень удобным применительно к существующей там системе мер с ее футами и дюймами. Позже примеру англичан последовали производители в других странах.



Выпускаемые в этом масштабе копии гоночных «формул», как, впрочем, и других автомобилей, можно по способу изготовления разделить на две основные категории. К первой из них относится продукция крупных и средних предприятий, выпускающих огромными тиражами - десятки и сотни тысяч экземпляров - относительно недорогие модели из сплавов на основе цинка с мелкими деталями, отштампованными из полистирола. Такую продукцию в обиходе принято называть английским термином «дайкаст» (die-cast), обозначающим способ литья металлов под давлением. Лидерство в этой области прочно удерживают фирмы Paul’s Model Art (Minichamps) и Minibri (Quartzo, Onyx). Несколько меньшим ассортиментом могут похвастаться итальянская Brumm и французская Solido.
Другая категория - это дорогой, элитарный сектор модельного рынка. Составляет его продукция многих десятков, если не сотен, средних, мелких и совсем крохотных фирм и фирмочек с числом занятых от двух-трех до двух-трех десятков человек. Выпускают они в крайне ограниченных количествах и преимущественно вручную как полностью готовые модели, так и комплекты деталей для самостоятельной сборки. Для обозначения последних к ним намертво приклеилось словечко «кит» (от английского kit - набор, комплект). В качестве основных материалов при производстве таких моделей применяются полиэфирные смолы, а также легкоплавкие сплавы на основе свинца и олова.
Существующая технология изготовления подобных моделей с одной стороны позволяет обойтись без значительных производственных площадей, дорогостоящего промышленного оборудования и многочисленного персонала, но и не дает, с другой стороны, возможности выпускать продукцию крупными партиями. В результате тиражи готовых моделей редко превышают три-пять сотен экземпляров - кропотливая, требующая аккуратности и достаточно высокой квалификации ручная сборка отнимает много времени. Поэтому законченные модели обычно в три-четыре раза дороже «китов» - порядка $100-200 и 30-50 соответственно. Стоимость же моделей массового производства, о которых говорилось выше, редко выходит за рамки $10-30. Что дает каждому коллекционеру право выбора цены, качества или целесообразности затраты времени на самостоятельную сборку.
Если счет готовым моделям идет на сотни тысяч, то количество «китов» обычно не превышает нескольких тысяч, да и эта цифра характерна лишь для ведущих фирм. Одно из преимуществ подобного производства заключается в возможности без значительных материальных и временных затрат, буквально за две-три недели, разработать и запустить в серию модель новейшего болида. Того самого, что только-только был представлен замершей в немом восторге публике на последней презентации где-нибудь в Маранелло или Штутгарте. А можно и наоборот, выпускать хотя и в небольшом количестве, но не без выгоды, модели-копии исторических автомобилей, представляющих интерес лишь для узкого круга собирателей.
Из фирм, выпускающих подобную продукцию, можно назвать отличающиеся в лучшую сторону итальянские BBR, MG Model, Таmео, Tron, французские Renaissance, Tenariv, Provence Moulage, английские SMTS, Scale Racing Cars, Western Models.
Любой человек, кому небезразлична история Формулы-1, с неизменным интересом относится ко всем публикациям на эту тему. Но та же история воспринимается гораздо более зримо в виде пусть и небольшой, но грамотно подобранной коллекции моделей. А сам процесс собирания такой коллекции - занятие невероятно увлекательное, дающее возможность глубже узнать историю автоспорта и проследить за техническим прогрессом в конструкции гоночных болидов. Не говоря уж о том, что такая коллекция - прекрасное украшение интерьера жилой комнаты или офиса.

Владимир Николаев


История Ferrari у вас дома

LA STORIA - такое название получила подготовленная португальской компанией Minibri Ltd., выпускающей уже более полутора десятков лет под торговыми марками Vitesse, Quartzo, Onyx, City и Victoria масштабные модели-копии автомобилей, «Официальная Коллекция Ferrari Формулы-1». Состоящая из 15 миниатюрных копий, выполненных в наиболее распространенном масштабе 1/43, коллекция наглядно отражает практически всю историю Scuderia с 1951-го по 1995 год включительно.
Посвященный коллекции рекламный проспект отмечает: «Выпущенная ограниченным тиражом в 10000 экземпляров LA STORIA предоставляет вам уникальную возможность собрать все модели, использовавшиеся Ferrari в Формуле-1 со времени первой победы Фройлана Гонзалеса в 1951 году. Наши инженеры-проектировщики провели тысячи часов, изучая архивы Ferrari, чтобы предложить вам эти 15 моделей, собранных вручную. Каждая модель LA STORIA достоверно воспроизводит форму и окраску реального автомобиля и предлагается в специально разработанной Ferrari упаковке вместе с цветными иллюстрированными буклетами, тексты к которым написаны одним из наиболее авторитетных историков Ferrari Дагом Наем».
Оставим на совести компании ее чересчур самонадеянное утверждение о якобы вошедших в коллекцию моделях ВСЕХ гоночных Ferrari 1951-1995 годов. Любой, хоть немного знакомый с историей Scuderia, знает, что не раз и не два команда меняла скакунов на протяжении одного чемпионата. Не следует забывать и о многочисленных модификациях одного и того же шасси... И все же LA STORIA достаточно полно отражает основные этапы истории знаменитой команды.
В приведенной в проспекте таблице в хронологическом порядке перечислены вошедшие в LA STORIA модели с указанием имени и фамилии гонщика, занятого им на данном этапе места и номера модели по каталогу. Даже при беглом взгляде на этот перечень бросаются в глаза некоторые неточности. Так, упоминание о победах Жаки Икса в Гран При Австралии в 1968 и 1970 годах можно отнести к досадным опечаткам ведь австралийский этап в те годы не проводился вообще, и речь здесь должна идти о Франции и Австрии соответственно.
Зато подлинной ложкой дегтя могут стать для коллекционеров несколько неправильно указанных типов машин - в том случае, конечно, если ошибка не будет исправлена, и именно их модели, как указано в перечне, войдут в коллекцию. В 1965 году еще действовала 1,5-литровая Формула и Педро Родригес занял в США 5-е место на автомобиле типа 1512. Трехлитровый же 312 появился годом позже с введением в действие новых технических требований. Другой пример - в начале сезона 1971 года команда использовала прошлогодние 312В, на одной из таких машин Марио Андретти и выиграл гонку в Южной Африке. Существенно отличавшийся тип 312В2 сменил предшественника лишь на третьем этапе чемпионата в Монако. Точно так же Патрик Тамбэ в 1983 году действительно выиграл Гран При Сан-Марино, но не на модели 126СЗ, а на предыдущей 126C2B. Почувствуйте разницу!
Первые модели LA STORIA уже появились в продаже. Выпуск же всей коллекции рассчитан как минимум на пару лет. Каждая модель максимально точно копирует внешний вид оригинала, включая все нанесенные на кузов, антикрылья и резину эмблемы, надписи и рекламу. Вот только в связи с действующим в ряде стран запретом на табачную рекламу вместо ставших привычными надписей «Marlboro» на моделях, скорее всего, появится символическая черно-белая штриховка. Но и из такой ситуации есть выход, - наиболее дотошные коллекционеры смогут восполнить этот недостаток, используя имеющиеся в продаже декали с изображением рекламы табачных фирм.
В остальном же насыщенные многочисленными мелкими деталями микромашины с достоверно воспроизведенными видимыми снаружи элементами подвески, двигателя и коробки передач выглядят очень убедительно. А чтобы показать эффектно проработанный макет двигателя на моделях начала 50-х годов - тип 500F2, 625 - их капоты сделаны съемными. Копия завоевавшего в 1961 году чемпионские лавры Ferrari 156 состоит, например, более чем из семидесяти деталей - очень достойный показатель для модели массового производства. Особенно привлекательно выглядят затянутые паутиной тончайших спиц колеса, выполненные по прогрессивной технологии фототравления. Нельзя не оценить и фигурки пилотов, сидящих в кокпитах, на шлеме каждого из которых нанесена соответствующая индивидуальная раскраска.
В заключение хотелось бы отмстить еще одно существенное обстоятельство. Недавно в одной из популярных телепередач на автомобильную тему прозвучало утверждение о якобы имевшем место приобретении концерном Mattel исключительных прав на воспроизведение логотипов и эмблем Ferrari на любых видах товаров, в том числе и на моделях-копиях. Выпуск же официальной коллекции LA STORIA наглядно демонстрирует, что эти слухи явно преувеличены. К большой радости огромного числа коллекционеров.



Владимир Князьков

Журнал "Формула-1" декабрь, 1999



Знаете ли Вы что...