Пять минут счастья
![Пять минут счастья Пять минут счастья](/_ld/3/59902906.jpg)
![](http://f1-legend.ucoz.ru/_ld/3/s46599518.jpg)
От стадиона еще метров 200 дорога (а точнее - улица Estadi, Стадионная) идет на подъем, достигая самой верхней точки трассы. Ее высота - 100,06 м, в то время как самая нижняя точка кольца возвышается над водами плещущегося совсем рядом Средиземного моря всего на 34,62 м. На скорости порядка 40 км/ч этот участок не кажется особенно сложным или интересным, и даже есть время, чтобы посмотреть по сторонам, - справа склон холма резко уходит вверх, и за кронами деревьев можно увидеть расположенный на его вершине замок. Слева же, в некотором удалении от дороги, скрылся в тени "маленький дворец" Palauei Albeniz.
Впрочем, гонщикам было не до окрестных красот - в этом месте машины разгонялись до 250 км/ч, а на перегибе отрывались от полотна всеми четырьмя колесами. Увы, не всегда эти прыжки заканчивались благополучно. Но сейчас ничто не напоминает о печальных событиях не такого уж и давнего прошлого. Более того, чтобы современные водители даже случайно не повторили "подвигов" Риндта, Хилла и Штоммелена, именно здесь улетавших в отбойники, на месте перегиба установили светофор и нарисовали пешеходную "зебру".
Еще несколько сотен метров - и мы в самом, пожалуй, известном повороте барселонской трассы - El Angulo, "угол". Мой попутчик перестраивается влево, пропускает, как и положено, встречный транспорт и направляет машину в "горлышко" поворота. И вновь черепашья скорость не позволяет в полной мере ощутить, что же испытывали здесь гонщики. Ведь поворот этот невероятно сложен - крутизной в 165о и радиусом всего-то метров в 15, он, кроме того, имеет уклон относительно горизонта, к тому же трасса здесь сужается. Воистину адская смесь! Тем удивительнее, что за все время существования трассы в парке здесь практически не было серьезных происшествий. Безусловно, на первом круге, особенно в кузовных гонках, пилотам приходилось изрядно потолкаться, но лишь дважды столкновения в El Angulo получались действительно опасными. В 1968 году на втором круге гонки Ф-2 на машине Жана-Пьера Бельтуаза отказали тормоза (незадолго до старта обнаружилась течь в одной из трубок, и механик, недолго думая, залепил ее жвачкой), и BRM на полном ходу ударил в борт Lotus Джима Кларка. А шесть лет спустя не в меру агрессивная езда Марио Андретги и Витторио Брамбиллы привела к тому, что, получив "пинок" сзади, Ferrari Клея Регаццони протаранила другую красную машину, за рулем которой сидел Ники Лауда.
Мы же проходим "Угол" без происшествий и начинаем по-прежнему неспешное движение к повороту Rosaleda. Право слово, это не городская улица, и даже не гоночная трасса - это самый настоящий горнолыжный спуск! Узенькая дорожка (на картах она обозначена как улица Santa Madrona), петляя, круто уходит вниз. Справа - обрыв, слева - вертикальная каменная стена. Можно только догадываться, каково было здесь участникам Гран При 1933 года - ведь тогда ширина полотна составляла не девять, как сейчас, а всего-то пять метров. Внезапно окружающие дорогу деревья расступаются, и впереди открывается великолепный вид - залитые солнцем холмы, на склонах и у подножия которых расположились невысокие домики. Но секунду спустя пейзаж уже исчез из поля зрения - мы в Rosaleda - одном из сложнейших поворотов барселонской трассы. Дорога огибает музей этнологии, радиус - всего 20 метров, а полотно имеет обратный уклон - наружу поворота. Здесь даже осторожный таксист не смог удержаться в пределах своей полосы - примерно на полметра Renault выскочила на, к счастью, пустую в этот момент "встречку".
Дорога по-прежнему круто уходит вниз, однако несколько распрямляется. Казалось бы, можно слегка перевести дух, и мой попутчик поддает "газу", но именно в этот момент мы и попадаем в самую настоящую аварию.
На спуске к повороту Font del Gat ("Кошачий фонтан", так называется расположенный здесь популярный ресторан) нас пытается обогнать мотоциклист, однако сноровки ему не хватает, и на торможении Renault получает чувствительный удар в левый борт. Виновник происшествия, конечно, сразу скрывается из виду. Я же за довольно короткий промежуток времени значительно расширил свое знакомство с "непереводимым местным диалектом". Тем временем позади остается маленький скверик с фонтаном и статуями, расположенный внутри Font del Gat, а также здание Греческого театра. Трасса в этом месте ненадолго прекращает свое стремительное падение - можно глубоко вздохнуть - и вновь уходит вниз после левого поворота Teatro Griego.
Улица Santa Madrona становится заметно шире, а по обеим ее сторонам располагаются традиционные туристические достопримечательности: слева - музей археологии, справа - театр Lliure. Дорога идет все более полого, со склона холма мы перемещаемся в обычный городской квартал - правда, застроенный еще в позапрошлом веке. Жизнь здесь идет своим неторопливым чередом - на площадке играют малыши, ребята постарше гоняют мяч, а на лавочках обсуждают что-то невероятно важное пенсионеры. Идиллия, да и только, во всяком случае, когда наблюдаешь за ней с пассажирского сиденья на скорости 40 км/ч.
![](http://f1-legend.ucoz.ru/_ld/3/s98235567.jpg)
Renault такая опасность не грозит - мы спокойно преодолеваем Guardia Urbana, и в этот момент все меняется, словно по мановению волшебной палочки. Нет, старый черно-желтый автомобиль не превратился внезапно в Audi ТТ, но вот окружающий пейзаж претерпел, пожалуй, равносильные изменения. Куда девались узкие извилистые улочки, небольшие дома, да и собственно сам холм? Мы оказались на широченной, прямой как стрела, авеню Ruis i Taulet - слева высятся величественные здания Национального дворца, отделенные от дороги каскадом фонтанов, справа - огромные павильоны выставочного комплекса, а за ними просматривается Plaza Espana - одна из главных площадей каталонской столицы. Неудивительно, что именно на Ruis i Taulet первоначально располагались боксы команд - места здесь хватало всем. Длина прямого участка, получившего название "Фонтанная прямая", - около полукилометра, и после череды сложнейших поворотов широкая прямая авеню зачастую играла с гонщиками дурную шутку. Именно здесь случилась первая серьезная авария в истории Монжуик-парка. На тренировке перед гонкой 1934 года американец Питер де Паоло (между прочим - победитель Indy 500 1925 года) налетел здесь на фонарный столб и оказался зажат под перевернувшейся машиной.
![](http://f1-legend.ucoz.ru/_ld/3/s35661403.jpg)
Трасса же продолжает упрямо карабкаться вверх. Подъем совершенно не похож на спуск - дорога пошире, повороты гораздо более плавные. Но здесь столь же важно не переусердствовать со скоростью. Андреа де Адамич в 1973 году и Марио Андретти в 1975-м пренебрегли этим правилом - в обоих случаях машины, как бильярдные шары, летали между отбойниками. Между тем справа открывается великолепный вид на пригород Барселоны, расположенный в своеобразной долине между Монжуиком и грядой других холмов. Мы минуем небольшую площадь Sant Jordi, где рабочие столь же неспешно перекладывают бордюрный камень, и по длинной - почти полукилометровой - затяжной левой дуге попадаем на уже знакомую улицу Estadi. Справа остается Каталонский институт физики, а прямо по курсу находится площадь Европы - Plaza Europa, - в центре которой вознеслась на несколько сотен метров бетонная игла. Это не произведение абстрактного искусства, а точнее, не только оно, - столь изящную форму решила придать своей передающей антенне компания Telefonica.
Огибая площадь, улица выписывает достаточно скоростную "эску". На выходе из нее в 1972 году случилась самая массовая авария в истории Моижуик-парка. В конце первого круга во время гонки "400 километров Барселоны" в классе спортпрототипов здесь развернуло машину Макса Кохен-Оливара. В нее тут же врезался Мари Паломо, в результате чего трасса оказалась перегороженной. А позади мчались еще восемь участников соревнования, причем баки их машин были заправлены под завязку. Проскочить опасное место удалось лишь половине из них. По счастью, серьезных последствий удалось избежать, но гонку пришлось начинать заново.
![](http://f1-legend.ucoz.ru/_ld/3/s81875964.jpg)
Наше путешествие продолжалось около пяти минут. Не считая тех 80 лет, что пронеслись перед моим мысленным взором. Сегодня Барселона в сознании болельщиков Формулы-1 ассоциируется с автодромом "Каталунья". Открытый в 1991 году, он, безусловно, хорош. Широкие длинные прямые, огромные зоны безопасности, интересное сочетание медленных и быстрых поворотов. Вот только почему-то гонки здесь почти всегда получаются невообразимо скучными...
Журнал "Формула-1" 06/2004