Секреты "Хунгароринга": Праздники и будни
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Праздники и будни

Праздники и будни

Пожалуй, ни об одной другой спортивной арене мира не написано столько за последние годы, как о "Хунгароринге". На построенной в предместьях Будапешта всего за несколько месяцев трассе уже проведены - и с успехом - два этапа чемпионата мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". Специалисты из Федерации автоконструкторов (ФОКА) пришли к единодушному заключению: по уровню надежности и организации соревнований "Хунгарорннг" являетйя на сегодняшний день лучшим треком мира.
В чем же причина успеха "Хунгароринга"? Этот вопрос я задал главному судье венгерского этапа соревнований Ене Жембери.
- В 1985 году под давлением мировой общественности ФОКА отказалась продлить контракт с Южно-Африканской Республикой и заключила пятилетний контракт с Венгрией, - начал свой рассказ Жембери. - Таким образом, Венгрия стала первой социалистической страной, которой было доверено проведение этапа "Формулы-1".
Это был риск. Ведь в Венгрии в отличие от соседней Чехословакии автогонки не пользовались популярностью. Нелишне, наверное, напомнить и о том, что ВНР - единственная из европейских социалистических стран, не выпускающая собственных автомобилей. Но главное - не было трассы. Когда осенью 1985 года был заключен договор, в Будапеште раздавалось немало скептических голосов. "За каких-нибудь полгода на пустом месте построить современный трек стоимостью в несколько миллионов форинтов? Да это чистой воды авантюра!" - твердили противники "автомобильной затеи". Строительство трассы началось весной 1986 года - в то время, когда ФОКА предприняла решительные меры по усилению контроля за безопасностью гонок. Поэтому хозяйственное объединение по строительству и эксплуатации "Хунгароринга" решило во всем следовать инструкциям и рекомендациям федерации.





Строительство Хунгароринга

Вот несколько технических характеристик трассы. Длина 4014 м, ширина от 10 до 13 м, самый большой прямой отрезок - 700 м. Двадцать поворотов (двенадцать правых и восемь левых) сократили длину прямых участков, где "болиды" могли бы набирать огромную скорость. Если сравнивать трассу по конфигурации с аналогичными в Монце, Монако или Детройте, то наша, венгерская, заметно отличается от своих старших собратьев кривизной линий. Благодаря этому медленный "Хунгароринг" стал самой надежной трассой в мире. Специалисты считают, что потолок скорости здесь 160 км, поэтому возможность крупной аварии сведена до минимума.
Но до первого старта на "Хунгароринге" было далеко. Предстояла большая подготовительная работа, и скоро я отправился за опытом в Бразилию, где было намечено провести один из этапов чемпионата мира 1986 года.
- Из Бразилии в Будапешт привез самую главную драгоценность - Две видеокассеты, на которых этап в Рио-де-Жанейро был записан буквально по минутам. Мы с моими коллегами начали тщательно изучать этот материал. Анализировали, моделировали непредвиденные ситуации. Конечно, я надеялся на успех. А как же иначе? Но я не мог даже предположить, что по итогам сезона-86 "Хунгароринг" получит наибольшую сумму баллов - 96,2 из 100 - в таблице классификации этапов.
И все же всего предусмотреть организаторы "Хунгароринга" не смогли. Проведение вблизи венгерской столицы столь престижных и популярных соревнований, естественно, увеличило приток туристов в страну. Но к организаций полновесного, интересного досуга гостей Будапешта хозяева в 1986 году оказались не готовы. Не это ли в какой-то мере стало причиной спада зрительского интереса год спустя?
Туристическая индустрия Венгрии учла ошибки и просчеты этапа-86. Те гуристы, которые ехали в Будапешт на собственных машинах, ныне могли ориентироваться с помощью спёццальных указателей. В дни соревнований по радио транслировались программы на немецком, английском и французском языках. Отлично работал общественный транспорт. Особое внимание было уделено острой для всех столиц проблеме стоянок. Человек, часами ищущий место для парковки, - обычная картина в Будапеште. На "Хунгароринге" была решена и эта проблема - построена специальная стоянка на 50 тысяч автомобилей.
- И все же в этом году туристов из-за рубежа было меньше, - говорит Ене Жембери. - Резко сократилось число гостей из соседних социалистических стран. В прошлом году на "Хунгароринге" присутствовало тридцать тысяч туристов из Чехословакии, а этим августом на гонки приехало только полторы тысячи. Стало меньше гостей из Болгарии, ГДР. Зато увеличилось число болельщиков из ФРГ, Австрии, Италии. Большей интерес к гонкам проявили туристы из ближневосточных стран.
Главная причина сокращения числа зрителей в том, что в начале года ФОКА увеличила на сто тысяч долларов и без того огромную сумму взноса за право проведения этапа чемпионата мира. Как любое хозрасчетное предприятие, объединение по эксплуатации "Хунгароринга" не могло, конечно, допустить дефицита своего платежного баланса. Разрешить эту проблему могло только повышение цен на билеты. Трехдневный абонемент на трибуну стоил четыре тысячи форинтов (примерно 224 рубля), а льготные билеты для детей, пенсионеров и студентов - 600 форинтов (33 рубля). Стоимость стоячего места на холме составляла 450 форинтов (25 рублей).
Для непосвященных этап "Формулы-1" - это один главный заезд. На самом же деле этап длится три дня. В этомo году соревнования на "Хунгароринге" начались 7 августа в десять часов утра. В первый день была проведена тренировка участников на время. Затем - большая спортивно - развлекательная программа: соревнования машин - ветеранов, гонки обычных автомобилей на скорость, предварительные заезды в женских автогонках на приз "Леди Рэсинг" и в состязаниях гоночных машин "Суперспорт". В субботу, 8 августа, кроме последней тренировки на время, расставившей участников "Формулы" по стартовым номерам, была проведена официальная гонка (десять кругов) "Суперецорт" и первый заезд на приз "Леди Рэсинг". Особой популярностью пользовались массовый пробеги по трассе, в которых мог принять участие любой желающий.


Гонки грузовиков на Хунгароринге в 1987-м

И вот наступил последний, решающий день, финалу предшествовали гонки любимых в Венгрии велосипедов-тандемов, воздушный парад. А в 14.30 по команде Ене Жембери два десятка гонщиков отправились в путь длиной 76 кругов. За главным заездом следили 120 тысяч болельщиков. Плюс свыше миллиарда телезрителей из 49 стран, причем 44 (это рекорд "Формулы") вели прямой де-портаж.
И все же в зарубежной прессе время от времени появляются материалы о неминуемом крахе венгерской "Формулы". Ссылаются при этом на непростое экономическое положение Венгрии, на задолженность страны иностранным банкам. Нетрудно догадаться, кто стоит за авторами таких публикации. Ведь венгерская трасса заменила ультрасовременный трек "Кьялами", на сооружение которого юаровцы потратили 200 миллионов долларов.
Думается, те, кто хочет "похоронить" "Хунгароринг", напрасно стараются. При всех проблемах венгерского народного хозяйства сервис и туристическая индустрия страны даже по западным стандартам работают отлично. А прибыль от туризма, продажи прав телетрансляций и от рекламы в скором времени должна окупить 500 миллионов форинтов, вложенных в строительство.
Договор с ФОКА заканчивается в 1990 году. Каковы же перспективы "Хунгароринга"? Вот что сказал по этому поводу министр транспорта Венгрии Лайош Урбан: "В последнее время резко возросла конкуренция. Реконструировали свою трассу испанцы. Построена трасса в Чехословакии. Энергично взялись за дело японцы. Для того чтобы продлить договор, скажем, еще на пять лет, мы должны проводить все оставшиеся этапы только на "отлично". А это нелегко...".
...Три дня ревут сверхмощные моторы на "Хунгароринге". А затем наступают будни. Хотя большие трековые автогонки в Венгрии пока редкость, трасса редко "отдыхает". Здесь проводятся соревнования по автокроссу, заезды мотоциклистов.
В тот день, когда я приехал на трассу, здесь было столпотворение. Десять тысяч любителей велосипедного спорта со всей страны собрались на свой праздник - день велосипедиста. "Хунгароринг" не пустует.

Й.САСИ
БУДАПЕШТ - МОСКВА

"Советский спорт", 05.11.87



Знаете ли Вы что...