Рекордный сезон
В этом году мы установили столько рекордов, что их с лихвой хватило бы на несколько сезонов...
Михаэль Шумахер
Невзирая на, прямо скажем, не слишком туго закрученную из-за подавляющего превосходства Ferrari интригу, прошедший сезон все же вряд ли когда-нибудь затеряется в летописи Формулы-1 благодаря огромному числу разного рода рекордов, установленных в «большом цирке» в 2002 году. Причем речь идет не только о ставшем уже тривиальным повышении планки давно перекрытых Михаэлем Шумахером и Ferrari рекордов по общему числу очков, побед, поул-позиций и т.д., но и о нескольких действительно исторических достижениях, значимость которых для Формулы-1 ничуть не меньше, чем для легкой атлетики прыжок на 8,95 Майка Пауэлла, перекрывшего в 1991 году продержавшийся 23 года рекорд Боба Бимона.
Если забыть об эпохальном, но пока еще не рекордном пятом чемпионском титуле Михаэля Шумахера, то старейшим рекордом, павшим в этом сезоне, стало самое раннее чемпионство в Формуле-1. 37 лет назад Джим Кларк обеспечил себе чемпионский титул уже 1 августа. Михаэль же на этот раз стал чемпионом на 11 дней раньше, а заодно перекрыл на одну гонку и рекорд Мэнселла, в 1992 году обеспечившего себе чемпионство за пять этапов до финиша мирового первенства.
Не менее эпохальным достижением 2002 года можно считать и самый плотный в истории чемпионатов мира финиш победителей Гран При в Индианаполисе. Как же так, удивятся поклонники Формулы-1 со стажем, ведь Баррикелло и Шумахера в США разделили 0,01 с, в то время как рекорд, установленный в Монце 31 год назад составляет 0,010 с - именно настолько тогда на финише ГП Италии Питер Гетин опередил Ронни Петерсона. Дело в том, что тогда в Формуле-1 результаты фиксировались с точностью до второго знака после запятой. Однако анализ видео и фотоматериалов того финиша, проведенный одной из специализированных компаний США с учетом скоростных характеристик автомобилей 1971 года на трассе в Монце, позволяет утверждать, что на финише Гетина и Петерсона на самом деле разделили не 0,010 с, а от 0,013 до 0,015 с. Таким образом, финиш двух Ferrari на ГП США 2002 года действительно можно считать рекордным, пусть и с приставкой «неофициально».
Зато другой, не менее легендарный и столь же, казалось бы, бессмертный рекорд - по средней скорости на круге, остававшийся непревзойденным на протяжении 17 лет, - был побит самым что ни на есть официальным образом. На квалификации Гран При Италии еще недавно казавшееся вечным (из-за запрета турбонаддува и замедления трасс) достижение Кейо Росберга, показанное на «Сильверстоуне» за рулем Williams-Honda, было перекрыто сразу двумя пилотами - новым рекордсменом Хуаном-Пабло Монтоей и показавшим в квалификации второй результат Михаэлем Шумахером.
Впрочем, рекордное достижение колумбийца (как и не состоявшийся из-за финишной индифферентности Ferrari в Монце, но вполне возможный рекорд по средней скорости в гонке) стало следствием не только стремительного прогресса шасси и моторов, но и захлестнувшей чемпионат мира шинной войны. Автомобили Формулы-1 уже давно значительно превзошли по своим скоростным характеристикам машины середины 80-х и уж тем более - начала 70-х годов, однако постоянная борьба FIA за безопасность гонок, выливавшаяся в искусственное сдерживание скоростей, раз за разом сдерживала процесс покорения рекордных рубежей, хотя пару раз пилоты очень близко подбирались к ним, особенно в начале 90-х годов. Так, не столкнись в 1992 году Мэнселл и Патрезе с техническими неполадками в Монце, не запрети FIA годом позже широкую резину или будь чуть поострее борьба на ГП Италии ’93, и великолепные напичканные электроникой Williams тех лет, скорее всего, смогли бы перекрыть рекорд Гетина 1971 года, а может, и достижение Росберга.
Но история не терпит сослагательного наклонения, так же как FIA роста скоростей. Сначала последовал запрет электроники, уменьшение объема двигателей и перестройка трасс. Однако в 1997 году благодаря конкуренции между Goodyear и Bridgestone и резкому росту сцепных свойств резины автомобили Ф-1 вновь достигли рекордных рубежей. И тут же FIA решает сузить машины, а затем - ввести продольные канавки на шинах - все это раз за разом отбрасывало машины Ф-1 назад. Затем не слишком быстрому прогрессу скоростей способствовала монополия Bridgestone на поставку шин. Но в прошлом и особенно в этом году качественный рывок шинников и двигателистов, подгоняемых амбициями стоящих за их спиной автогигантов, оказался столь резким, что автомобили Ф-1 все-таки превысили один из казавшихся заколдованными скоростных рубежей.
Остальные же рекорды минувшего сезона по большей части родились вследствие небывалого превосходства в чемпионате Scuderia Ferrari. Так, одержав 15 побед (правда, в 17, а не в 16 гонках), Ferrari не только повторила достижение легендарной команды McLaren 1988 года по числу побед за сезон, но и перекрыла также казавшийся недостижимым рекорд по числу завоеванных очков: 221 против 199 (снова оговоримся, в 17 и 16 гонках соответственно). При этом Ferrari образца 2002 года стала первой в истории Формулы-1 командой, не только разменявшей за сезон третью сотню очков, но и завоевавшей ровно половину всех разыгрывавшихся в сезоне очков.
Что касается «случайно» удержавшегося рекорда средней скорости в гонке, то в следующем году никто не помешает очередному штурму этого и прочих скоростных достижений. А вот в 2004 году вступает в силу правило об одном двигателе на уик-энд. А значит - скорости вновь упадут. Надолго ли?
Владимир Маккавеев
Журнал "Формула-1", Ноябрь 2002г.