Суд над Ferrari после ГП Австрии 2002г.: Совсем не страшный суд
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Совсем не страшный суд

Совсем не страшный суд

«Суда» над Ferrari ждали не без волнения. Предполагалось, что суд этот будет непременно «страшным»: итальянской «конюшне» предрекали по меньшей мере потерю «неправедно» заработанных четырехкратным чемпионом в ГП Австрии десяти очков, а то и вообще дисквалификацию на весь сезон и прочие леденящие душу кары. Причем такую жесткость склонны были одобрить даже многие самые преданные поклонники Шумахера, которые, конечно же, ждут от своего кумира подлинных, героических побед, а вовсе не того парада субординаций, который Ferrari устроила в Австрии.

Следствие закончено, забудьте
Однако гром так и не прогремел. Боги FIA не решились поднять свои могущественные длани, в былые времена вооруженные молниями, на не менее могущественную во всех отношениях команду, а ограничились лишь тем, что ласково «пожурили» провинившихся: оштрафовали Ferrari, Шумахера и Баррикелло «солидарно» на миллион долларов — сущие копейки в масштабах тех денег, которые составляют бюджет команды. Причем, как следует из текста решения Всемирного совета по автоспорту от 26 июня 2002 года, штраф наложен отнюдь не за возмутивший всех «фальшфиниш» ГП Австрии, а за последовавшую затем «клоунаду» на пьедестале почета. Мир встретил это решение, конечно же, весьма и весьма критически.
Тут уместно вкратце припомнить австрийские события. Подчиняясь приказу, полученному из боксов от технического директора Ferrari Росса Брауна, и сообразуясь со своим контрактом (только что, кстати говоря, продленным еще на два года), лидирующий на протяжении всей гонки (да и всего уик-энда, включая квалификацию) Рубенс Баррикелло весьма демонстративно, буквально на последних метрах дистанции, пропускает «старшего» по команде — Михаэля Шумахера. Тот в очередной раз пересекает финишную черту (именно так, а не побеждает) первым. При этом все основные соперники действующего чемпиона находятся очень от него далеко — как на дистанции ГП Австрии, так и в зачетной таблице чемпионата. Трибуны негодуют. Явно смущенный происходящим, Шумахер буквально выталкивает на верхнюю ступень пьедестала еле сдерживающего слезы Баррикелло и отдает ему свой приз, пытаясь хоть отчасти унять отчаянный свист и улюлюканье толпы.
Собственно, командная тактика, включающая подчас самые непопулярные «в народе» решения — далеко не новость ни для кого. Но уж больно цинично на сей раз все было проделано — так, что выглядело откровенным плевком в адрес миллионов болельщиков и спорта как такового, принципов честной игры. Отсюда и реакция людей, ставшая изрядным сюрпризом для чиновников FIA и многих других представителей автоспортивного мира. Президент Международной автомобильной федерации Макс Мосли так прямо и сказал: «Я был просто изумлен реакцией публики, и, полагаю, остальные тоже».
Между тем «первое лицо» Формулы-1 Берни Экклстоун, которого вообще трудно чем-либо удивить, резонно пояснил: «Если бы нечто подобное они проделали в начале гонки, это было бы воспринято как должное. А все выглядело так, словно у Рубенса украли победу, поскольку он фактически выиграл гонку. Но теперь мир все равно знает, что гонку выиграл Рубенс. Равно как это знает и Михаэль».

Над решением, оглашенным на состоявшемся в Париже заседании Всемирного совета по автоспорту, работала группа из четырех человек, однако их имена остались неизвестны. Вероятно, одним из них был сам Макс Мосли, во всяком случае, именно он затем отдувался за всех перед журналистами. Признав, что чувствует себя в сложившейся ситуации «раздраженным, но бессильным», президент FIA фактически оправдывался: «Если команда предпринимает для достижения победы что-то, что не нарушает никаких специальных правил, не остается ничего иного, как признать их право на это. И в конце концов, исходя из существующего регламента, мы просто не могли подвергнуть команду большему наказанию, даже если это и наносит ущерб Формуле-1. Ведь Ferrari могла бы опротестовать более строгие санкции и выиграть дело судебным порядком».
Представители Ferrari, кстати говоря, в процессе рассмотрения австрийского инцидента отнюдь не отмалчивались, а активно защищались, делая упор на то, что их манипуляции с позициями на финише были чисто «семейным», внутрикомандным делом и ни в коей степени не могли повредить другим командам и гонщикам. И с одной стороны, действительно, сколько ни меняйся местами Баррикелло с Шумахером на финише ГП Австрии, на порядок финиширования остальных гонщиков это никак не влияло. Однако если предположить, что каким-то невероятным, чудесным образом за оставшиеся в календаре чемпионата гонки кто-то (тот же Монтоя, например) умудрится догнать Михаэля по числу очков, то «украденные» у Баррикелло четыре очка могут сыграть решающую роль уже в борьбе за чемпионскую корону с представителем соперничающей команды. И именно этим, кстати, Scuderia оправдывала свою довольно неспортивную тактику сразу после ГП Австрии. Так что, пусть и теоретически, но «подставная» победа Шумахера ударила не только по его партнеру по команде, но и по основным соперникам. Но это противоречие в позиции Ferrari членов рабочей группы совета не смутило.

Помогите, кто чем может!
«Раздраженный, но бессильный» Макс Мосли объявил о намерении открыть веб-страничку на официальном сайте FIA www.fia.com с тем, чтобы широкие народные массы могли высказаться по назревшей проблеме и предложить свои пути ее решения: «Командные приказы — вопрос очень сложный, но то, что случилось в Австрии, несомненно, скверно со спортивной точки зрения. Мы продолжим работу специально созданной группы и приглашаем всех желающих через наш веб-сайт присоединиться и поделиться своими суждениями на сей счет. Мы все знаем, что происшедшее в Австрии неправильно, что подобное крайне нежелательно. Но в данный момент никто из нас не смог найти решения этой проблемы. Может, оно есть, и может, есть кто-то, кто может нам его подсказать, подсказать, что и, главное, как нам делать? Понятно, что в отношении командных приказов должно появиться какое-то новое правило, но как претворить его в жизнь, какими должны быть наказания за те или иные его нарушения? У нас есть правила, но мы готовы изменить их, если на то будет демократическое волеизъявление».


При этом отнюдь не все сочли решение совета чересчур мягким. Например, Эдди Джордан, не склонный к излишней демократии и всецело поддерживающий право команды на приказы гонщикам, которые сам успешно практикует (достаточно вспомнить ГП Бельгии 1998 года в Спа, когда Ральф Шумахер получил указание не обгонять Дэмона Хилла, чтобы не испортить победный дубль обоим), поддержал чиновников FIA: «Всемирный совет по автоспорту сделал то, что я и ожидал. В решении выражено явное неодобрение относительно того, каким образом были реализованы указания команды, и достаточно жесткая позиция в отношении церемонии награждения. Важно, чтобы команды и гонщики строжайше соблюдали протокол церемонии награждения, особенно в плане уважения к национальным сановникам».
Но, как уже отмечалось, штраф размером в миллион долларов, «жестким» применительно к бюджету Ferrari, равно как и гонорарам Шумахера, вряд ли назовешь. Разве что для Баррикелло 333 тысячи 333 доллара и 33 цента — ощутимая потеря. Но ведь он-то как раз меньше всех виноват в случившемся!
Да и болельщикам от «красного» миллиона, как говорится, ни холодно ни жарко — они ждали совсем другого. Хотя те, кто сильно прогорел, поставив деньги на победу Баррикелло в ГП Австрии, не прочь, наверное, получить часть этого миллиона в качестве компенсации за в буквальном смысле украденный у них выигрыш (а букмекеры выплачивают выигрыш исключительно по официальным итогам соревнований) — ведь Баррикелло, напомню, лидировал весь уик-энд и вплоть до самого финиша гонки. И, кстати говоря, в конных бегах, откуда в Формулу-1 пришли ставки и где они играют огромную роль, хоть и всякое, конечно, бывает, такая явная «подстава» не прошла бы.

«А нам все равно!»
Точку в отношении шпильбергского скандала и последующего решения FIA поставил президент Scuderia Ferrari Marlboro Лука ди Монтеземоло: «То, что случилось в Австрии, больше не повторится, но это не означает, что Ferrari будет делать что-то вопреки своим интересам. Мы всегда практиковали командные указания и будем продолжать это делать, но таким образом, чтобы избежать проблем для команды со стороны ее гонщиков. Командные указания всегда практиковались в спорте, и в Формуле-1 это в порядке вещей».
И своеобразным подтверждением этим словам стал ГП Европы, прошедший буквально перед «страшным судом» в Париже. Команда вернула Рубенсу Баррикелло «украденную» у него в Австрии победу, посредством все того же приказа из боксов придержав явно более быстрого на сей раз Шумахера позади бразильца, при том что оба были вновь далеко за пределами досягаемости для ближайших преследователей. Только на сей раз все было проделано аккуратно, красиво и пристойно, поэтому радости самих гонщиков, членов команд и зрителей на трибунах и вне их не было предела. Как же все-таки мало нужно людям для счастья! Всего-то — грамотная режиссура и вера в торжество справедливости. Совсем немного по нашим временам.
Злые языки, впрочем, тут же породили весьма правдоподобную версию: прокрутив «правильное» шоу всего за три дня до заседания в Париже и вернув четыре недостающих очка в актив Баррикелло, а главное, изъяв их из актива, все равно уже фактически недосягаемого для соперников Шумахера, Ferrari «нажала» на FIA — мол, мы восстанавливаем таким образом «статус-кво», а вы нас взамен лишь пожурите.
В определенной мере в пользу этой версии можно истолковать и мнение Берни Экклстоуна: «Командные приказы существуют в велосипедном и других видах спорта. Это так, и я не думаю, что мы должны что-то менять. Это дело команды. И в данном случае это никак не сказалось ни на текущих результатах чемпионата конструкторов, ни, как теперь можно видеть, чемпионата гонщиков. Хотя их (пилотов Ferrari) поведение на пьедестале было довольно глупым. Думаю, Михаэля просто охватила паника, ведь никогда прежде его не освистывали. Его действия были необдуманными, поскольку у него просто не было времени обдумать их. Так что в конце концов, думаю, ничего страшного не произошло. Есть извиняющие Ferrari обстоятельства, хотя результат их действий имеет не очень приятный привкус».

Борис Мурадов

Журнал "Формула-1" август, 2002



Знаете ли Вы что...