Трасса Спа-Франкоршам: Жемчужина Арденн
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Жемчужина Арденн

Жемчужина Арденн

Формула-1 придумана ради скорости. Спа - чтобы наслаждаться ею...
Кеке Росберг

Дорога поднималась вверх, такой грунтовой по­лоской извиваясь среди древнего зеленого леса, покрывавшего отроги Арденнских гор. Позади осталась маленькая деревушка со странным наз­ванием Спа, которое, как говорят, произошло от русского слова «спасибо», брошенного царем Петром I во время его путешествия по Европе в благодар­ность за стакан воды, набранной из местного источника. С тех пор прошло много лет, и источник минеральной воды, за которую местные жители когда-то удостоились похвалы ве­ликого царя, стал самым знаменитым в Европе.
Но двум представительным джентльменам, путешество­вавшим на автомобиле по узким арденнским дорогам, не было никакого дела ни до минеральной воды, ни до царя Петра. Миновав Спа, они вскоре оказались у деревни Франкоршам. Здесь не было ничего, кроме все той же уходящей вдаль дороги. Но именно этой дороге через много лет предстояло принести двум крохотным деревушкам, затерянным в Арденнских горах, мировую славу.
Как известно из многочисленных рекламных роликов, в Альпах золота нет. Арденны намного ниже альпийских хребтов, но в этих горах есть жемчужина, слава о которой сегодня гремит далеко за пределами Бельгии - гоночная трасса, змейкой извивающаяся между Франкоршам, Ставелот и Малмеди. В начале 1920 года два джентльмена, забравшиеся в горы на автомобиле, заложили песчинку, кото­рая через много лет превратилась в жемчужину по имени Спа-Франкоршам. Джентльменов звали Жюль де Трие и Ан­ри Лангло ван Опхем. Первый был руководителем газеты La Meuse, а второй возглавлял спортивную комиссию Коро­левского автомобильного клуба Бельгии. Именно этим двум людям принадлежит честь открытия под Спа гоночной трассы, которую сегодня по праву называют самой краси­вой в Европе. Именно де Трие разработал проект 14-кило­метрового гоночного кольца, которое уже в 1921 году дол­жно было принять первую автомобильную гонку. Но...

Первый блин вышел комом. На гонку заявился всего один участник, и организаторы решили ограничиться про­ведением состязания мотоциклистов. Первые гонки на че­тырех колесах прошли здесь на следующий год. А в 1924-м, через год после первой гонки в Ле-Мане, в Арденнах был организован суточный марафон: «24 часа Франкоршам». Но это была лишь прелюдия: настоящий расцвет трассы в Спа начался с приходом в Арденны гонок Гран При.
Бельгия, которая имела честь организовать первую кольцевую автомобильную гонку в Европе в 1902 году, впервые провела розыгрыш национального Большого Приза только в 1925 году. С тех пор, вплоть до Второй ми­ровой войны, в Спа почти каждый год устраивалось по две-три гонки: «24 часа Франкоршам», Гран При Бельгии и со­ревнования мотогонщиков. Конечно, наибольший интерес вызывал розыгрыш Большого Приза, но и 24-часовые гон­ки привлекали в Спа тысячи зрителей.
Почти три века прошло с тех далеких времен, как рус­ский царь «окрестил» бельгийскую деревушку, давшую имя гоночному кольцу. Однако историческая связь между Спа и Россией не ограничивается только лишь этой легендой. В это трудно поверить, но в 1928 и 1931 годах в «24 часах Франкоршам» побеждали наши соотечественники. Нет, нет, конечно, это были не советские гонщики. В СССР автос­порт тогда существовал в основном под лозунгами вроде того, что водружал на свою «Антилопу Гну» великий комби­натор: «Автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!». Но российские иммигранты, обосновавшиеся после рево­люции в Европе, нередко стартовали в настоящих автомо­бильных гонках. В 1928 году некий Борис Ивановский, выступавший за Францию, вместе с итальянцем Аттилио Маринони одержал за рулем Alfa Romeo победу в Спа. Че­рез три года Ивановский, вновь под эгидой Франции, занял 2-е место в Ле-Мане и два 5-х - в гонках Гран При: в ита­льянской Монце и в Спа. В том же 1931 году еще один гон­щик - князь Дмитрий Джорджадзе - первенствовал на Mer­cedes-Benz в «24 часах Спа-Франкоршам», но уже под рос­сийским флагом, хотя к тому моменту держава, цвета кото­рой защищал князь, уже более десяти лет как исчезла с по­литической карты мира, а строившей свое светлое будущее Стране Советов не было никакого дела до побед на гоноч­ных трассах Европы представителей российского дворянс­тва. Как ни прискорбно, но те победы в Спа и поныне ос­таются едва ли не самыми большими для нас успехами в истории кольцевого автоспорта.




Кончилась Вторая мировая война, и уже в 1947 году среди вековых арденнских лесов вновь взревели гоночные моторы. Обладателем первого послевоенного Большого Приза Бельгии стал француз Жан-Пьер Вимилль на Alfa Romeo 158, а в 1950 году бельгийский Гран При был вклю­чен в календарь чемпионата мира Формулы-1. В истории гоночной трассы в Арденнских горах начался новый этап.
Долгое время кольцо в Спа было одним из самых длин­ных и быстрых в календаре чемпионата мира. И, наверное, ни одна другая трасса не вызывала у пилотов столь противоречивые чувства. Гонщики одновременно любили и не­навидели Спа. Каждый год арденнскую трассу ругали за пе­ременчивую погоду, отвратительное покрытие и отсутствие надлежащих мер безопасности, но все без исключе­ния признавали, что Спа - это не только жемчужина Ар­денн, это и жемчужина Формулы-1. Ее скоростные поворо­ты с перепадами высот (максимальный разброс высот между высшей и низшей точками на старом кольце состав­лял около 175 метров), очаровывали пилотов. А о сложнос­ти этой трассы говорит хотя бы тот факт, что за 21 год про­ведения этапов чемпионата мира на старом кольце Спа только трем гонщикам: Аскари, Фанхио и Кларку удалось выиграть здесь больше одного раза. «Королем Арденн» в60-е по праву считался «летучий шотландец» Джим Кларк, четырежды первенствовавший в Спа.
С годами к красотам Арденнских гор постепенно при­выкли и трассу в Спа стали ругать все сильнее. Следует приз­нать, что по большей части - заслуженно. Слишком длинное гоночное кольцо и капризная погода приводили к тому, что нередко половина трассы была залита низвергающейся с небес водой, а другая оставалась совершенно сухой. Ны­ряя в пелену дождя, гонщик не знал, суждено ли ему выб­раться из нее через пару километров или уже за следующим поворотом перед его носом окажется чей-нибудь разбитый автомобиль. Ввиду значительной протяженности трассы, наладить надежную систему сигнализации в 50-60-е годы было практически невозможно. Аварии случались в Спа почти каждый год, но в большинстве случаев гонщикам вез­ло. Везло до страшного июньского воскресенья 1960 года.
19 июня 1960 года в Арденнах стоял жаркий солнечный день. Капризная природа на этот раз не готовила гонщикам и зрителям бельгийского Гран При особых сюрпризов. Однако для двух молодых парней из числа семнадцати гонщи­ков, что вышли на старт Гран При в Спа, этот день стал пос­ледним. На 20-м круге гонки после столкновения с Ferrari Вилли Майерса потерял контроль над своим Cooper 22-лет­ний англичанин Крис Бристоу. Машина врезалась в ограж­дение, похоронив под собой Криса. Еще более нелепой бы­ла гибель другого англичанина - 26-летнего Алана Стейси. На огромной скорости в лицо Стейси ударилась птица, Алан потерял сознание, и неуправляемый Lotus 18 унес его в мир с другими понятиями о победах, скорости и времени.
В 1971 году гонку в Спа отменили, и Большой Приз Бельгии на целых 12 лет перекочевал на другие автод­ромы: в Невель и Зольдер. Несколько лет поклонникам автоспорта приходилось довольствоваться гонками на выносливость, с 1964 года возобновленными на регу­лярной основе. «24 часа Спа-Франкоршам», посте Вто­рой мировой войны проводившиеся лишь эпизодически, вновь обрели постоянную прописку на арденнской трассе, но, естественно, полноценно заменить этапы чемпионата мира они не могли. Вернуть же гонки Гран При в Спа без реконструкции трассы было невозможно. И во второй половине 70-х гоночная трасса в Арденн­ских горах родилась заново.
14-километровое гоночное кольцо укоротили пример­но вдвое, построили гравийные полосы безопасности и уложили новое покрытие, и в 1979 году очередную 24-ча­совую гонку принимала уже практически другая трасса. От кольца Жюля де Трие осталась лишь треть. В конце длин­ной прямой, где раньше был 90-градусный левый поворот Haul de la Cote, после которого дорога уходила к деревне Malmedi, теперь трасса сворачивала вправо, вновь сливаясь со старым кольцом в районе Blanchimont. Еще несколько лет трассу постепенно совершенствовали. В 1980 году пе­ред 120-градусным виражом La Source появилась «тормоз­ная скоба». В 1984-м, уже после того, как в Спа вернулись гонки Гран При, старт был перенесен от большой трибуны на спуске перед Eau Rouge к новым боксам, построенным между «Автобусной остановкой» и «Источником». Через год на трассе был уложен водоотталкивающий асфальт специ­ального состава. Начищенная жемчужина Арденн должна была засверкать новым блеском, но…




В очередной раз организаторов гонки ждало разочаро­вание. Намеченный на 2 июня 1985 года Гран При Бельгии так и не состоялся. Редчайший случай в истории Больших Призов: этап чемпионата мира был отменен уже по ходу субботних тренировок. Новое дорожное покрытие, уло­женное в Спа буквально за несколько недель до гонки, сыг­рало с организаторами злую шутку. Свежий, еще не окреп­ший пористый асфальт начал мгновенно разрушаться и крошиться под колесами мощных «турбомонстров» Форму­лы-1. Куски дорожного полотна разлетались из-под колес во все стороны. Уже в пятницу камни едва не пробили в двух местах забрало шлема бразильца Нельсона Пике. Про­должать Гран При в таких условиях было бы безумием. Гон­ку отменили и перенесли на осень.
А в первый день сентября, за две недели до вновь объяв­ленного Большого Приза Бельгии, в Спа произошла траге­дия. Во время 1000-километровой гонки чемпионата мира спортпрототипов погиб один из самых талантливых пило­тов середины 80-х годов Штефан Беллоф. Атакуя лидиро­вавшего Жаки Икса, немец совершил «глупый и безрассудный маневр», как писали впоследствии в прессе, попытав­шись пройти бельгийца в «Красной воде». Два Porsche стол­кнулись, и машина Беллофа на огромной скорости вреза­лась в бетонное основание трибуны.
Несмотря на все эти несчастья, 15 сентября 1985 года в Арденнах со второй попытки был наконец проведен 42-й Гран При Бельгии, открывший новую страницу в истории трассы Спа-Франкоршам. С этого момента самая красивая трасса Европы, проложенная по дорогам общего пользова­ния, соединяющим три бельгийские деревушки в Арденн­ских горах, окончательно вошла в календарь чемпионатов мира, превратившись в колыбель великих чемпионов. На­чиная с 1983 года, когда обновленная Спа-Франкоршам впервые стала ареной Гран При, до 1998 года, здесь выиг­рывали только чемпионы мира, настоящие и будущие. Пять побед у Сенны, четыре у Шумахера, три у Хилла, две у Проста и одна у Мэнселла. В этом году победа в Спа доста­лась Култхарду, но у Дэвида, возможно, все впереди.
Впрочем, несмотря на явное потворство чемпионам, сегодня Спа по праву может называться уже не только са­мой красивой, но и самой непредсказуемой трассой Евро­пы, а может - и всего мира. Годы доказали, что жемчужина Арденн способна украсить даже самый скучный сезон Больших Призов. Не верите? Тогда вспомните триумф мо­лодого Михаэля Шумахера над непобедимыми Williams в 1992 году, невероятную поул-позишн Баррикелло на Jor­dan в 1994-м, или сумасшедшую победу в 1995 году того же Шумахера, стартовавшего с 16-го места. Уже почти 80 лет жемчужина Спа продолжает сверкать в лесах Арденн, оста­ваясь одной из самых ярких драгоценностей в короне «ко­ролевы автоспорта».



Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1" ноябрь, 1999



Знаете ли Вы что...