Жемчужина Арденн
Кеке Росберг
Дорога поднималась вверх, такой грунтовой полоской извиваясь среди древнего зеленого леса, покрывавшего отроги Арденнских гор. Позади осталась маленькая деревушка со странным названием Спа, которое, как говорят, произошло от русского слова «спасибо», брошенного царем Петром I во время его путешествия по Европе в благодарность за стакан воды, набранной из местного источника. С тех пор прошло много лет, и источник минеральной воды, за которую местные жители когда-то удостоились похвалы великого царя, стал самым знаменитым в Европе.
Но двум представительным джентльменам, путешествовавшим на автомобиле по узким арденнским дорогам, не было никакого дела ни до минеральной воды, ни до царя Петра. Миновав Спа, они вскоре оказались у деревни Франкоршам. Здесь не было ничего, кроме все той же уходящей вдаль дороги. Но именно этой дороге через много лет предстояло принести двум крохотным деревушкам, затерянным в Арденнских горах, мировую славу.
Как известно из многочисленных рекламных роликов, в Альпах золота нет. Арденны намного ниже альпийских хребтов, но в этих горах есть жемчужина, слава о которой сегодня гремит далеко за пределами Бельгии - гоночная трасса, змейкой извивающаяся между Франкоршам, Ставелот и Малмеди. В начале 1920 года два джентльмена, забравшиеся в горы на автомобиле, заложили песчинку, которая через много лет превратилась в жемчужину по имени Спа-Франкоршам. Джентльменов звали Жюль де Трие и Анри Лангло ван Опхем. Первый был руководителем газеты La Meuse, а второй возглавлял спортивную комиссию Королевского автомобильного клуба Бельгии. Именно этим двум людям принадлежит честь открытия под Спа гоночной трассы, которую сегодня по праву называют самой красивой в Европе. Именно де Трие разработал проект 14-километрового гоночного кольца, которое уже в 1921 году должно было принять первую автомобильную гонку. Но...
Первый блин вышел комом. На гонку заявился всего один участник, и организаторы решили ограничиться проведением состязания мотоциклистов. Первые гонки на четырех колесах прошли здесь на следующий год. А в 1924-м, через год после первой гонки в Ле-Мане, в Арденнах был организован суточный марафон: «24 часа Франкоршам». Но это была лишь прелюдия: настоящий расцвет трассы в Спа начался с приходом в Арденны гонок Гран При.
Бельгия, которая имела честь организовать первую кольцевую автомобильную гонку в Европе в 1902 году, впервые провела розыгрыш национального Большого Приза только в 1925 году. С тех пор, вплоть до Второй мировой войны, в Спа почти каждый год устраивалось по две-три гонки: «24 часа Франкоршам», Гран При Бельгии и соревнования мотогонщиков. Конечно, наибольший интерес вызывал розыгрыш Большого Приза, но и 24-часовые гонки привлекали в Спа тысячи зрителей.
Почти три века прошло с тех далеких времен, как русский царь «окрестил» бельгийскую деревушку, давшую имя гоночному кольцу. Однако историческая связь между Спа и Россией не ограничивается только лишь этой легендой. В это трудно поверить, но в 1928 и 1931 годах в «24 часах Франкоршам» побеждали наши соотечественники. Нет, нет, конечно, это были не советские гонщики. В СССР автоспорт тогда существовал в основном под лозунгами вроде того, что водружал на свою «Антилопу Гну» великий комбинатор: «Автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!». Но российские иммигранты, обосновавшиеся после революции в Европе, нередко стартовали в настоящих автомобильных гонках. В 1928 году некий Борис Ивановский, выступавший за Францию, вместе с итальянцем Аттилио Маринони одержал за рулем Alfa Romeo победу в Спа. Через три года Ивановский, вновь под эгидой Франции, занял 2-е место в Ле-Мане и два 5-х - в гонках Гран При: в итальянской Монце и в Спа. В том же 1931 году еще один гонщик - князь Дмитрий Джорджадзе - первенствовал на Mercedes-Benz в «24 часах Спа-Франкоршам», но уже под российским флагом, хотя к тому моменту держава, цвета которой защищал князь, уже более десяти лет как исчезла с политической карты мира, а строившей свое светлое будущее Стране Советов не было никакого дела до побед на гоночных трассах Европы представителей российского дворянства. Как ни прискорбно, но те победы в Спа и поныне остаются едва ли не самыми большими для нас успехами в истории кольцевого автоспорта.
Кончилась Вторая мировая война, и уже в 1947 году среди вековых арденнских лесов вновь взревели гоночные моторы. Обладателем первого послевоенного Большого Приза Бельгии стал француз Жан-Пьер Вимилль на Alfa Romeo 158, а в 1950 году бельгийский Гран При был включен в календарь чемпионата мира Формулы-1. В истории гоночной трассы в Арденнских горах начался новый этап.
Долгое время кольцо в Спа было одним из самых длинных и быстрых в календаре чемпионата мира. И, наверное, ни одна другая трасса не вызывала у пилотов столь противоречивые чувства. Гонщики одновременно любили и ненавидели Спа. Каждый год арденнскую трассу ругали за переменчивую погоду, отвратительное покрытие и отсутствие надлежащих мер безопасности, но все без исключения признавали, что Спа - это не только жемчужина Арденн, это и жемчужина Формулы-1. Ее скоростные повороты с перепадами высот (максимальный разброс высот между высшей и низшей точками на старом кольце составлял около 175 метров), очаровывали пилотов. А о сложности этой трассы говорит хотя бы тот факт, что за 21 год проведения этапов чемпионата мира на старом кольце Спа только трем гонщикам: Аскари, Фанхио и Кларку удалось выиграть здесь больше одного раза. «Королем Арденн» в60-е по праву считался «летучий шотландец» Джим Кларк, четырежды первенствовавший в Спа.
С годами к красотам Арденнских гор постепенно привыкли и трассу в Спа стали ругать все сильнее. Следует признать, что по большей части - заслуженно. Слишком длинное гоночное кольцо и капризная погода приводили к тому, что нередко половина трассы была залита низвергающейся с небес водой, а другая оставалась совершенно сухой. Ныряя в пелену дождя, гонщик не знал, суждено ли ему выбраться из нее через пару километров или уже за следующим поворотом перед его носом окажется чей-нибудь разбитый автомобиль. Ввиду значительной протяженности трассы, наладить надежную систему сигнализации в 50-60-е годы было практически невозможно. Аварии случались в Спа почти каждый год, но в большинстве случаев гонщикам везло. Везло до страшного июньского воскресенья 1960 года.
19 июня 1960 года в Арденнах стоял жаркий солнечный день. Капризная природа на этот раз не готовила гонщикам и зрителям бельгийского Гран При особых сюрпризов. Однако для двух молодых парней из числа семнадцати гонщиков, что вышли на старт Гран При в Спа, этот день стал последним. На 20-м круге гонки после столкновения с Ferrari Вилли Майерса потерял контроль над своим Cooper 22-летний англичанин Крис Бристоу. Машина врезалась в ограждение, похоронив под собой Криса. Еще более нелепой была гибель другого англичанина - 26-летнего Алана Стейси. На огромной скорости в лицо Стейси ударилась птица, Алан потерял сознание, и неуправляемый Lotus 18 унес его в мир с другими понятиями о победах, скорости и времени.
В 1971 году гонку в Спа отменили, и Большой Приз Бельгии на целых 12 лет перекочевал на другие автодромы: в Невель и Зольдер. Несколько лет поклонникам автоспорта приходилось довольствоваться гонками на выносливость, с 1964 года возобновленными на регулярной основе. «24 часа Спа-Франкоршам», посте Второй мировой войны проводившиеся лишь эпизодически, вновь обрели постоянную прописку на арденнской трассе, но, естественно, полноценно заменить этапы чемпионата мира они не могли. Вернуть же гонки Гран При в Спа без реконструкции трассы было невозможно. И во второй половине 70-х гоночная трасса в Арденнских горах родилась заново.
14-километровое гоночное кольцо укоротили примерно вдвое, построили гравийные полосы безопасности и уложили новое покрытие, и в 1979 году очередную 24-часовую гонку принимала уже практически другая трасса. От кольца Жюля де Трие осталась лишь треть. В конце длинной прямой, где раньше был 90-градусный левый поворот Haul de la Cote, после которого дорога уходила к деревне Malmedi, теперь трасса сворачивала вправо, вновь сливаясь со старым кольцом в районе Blanchimont. Еще несколько лет трассу постепенно совершенствовали. В 1980 году перед 120-градусным виражом La Source появилась «тормозная скоба». В 1984-м, уже после того, как в Спа вернулись гонки Гран При, старт был перенесен от большой трибуны на спуске перед Eau Rouge к новым боксам, построенным между «Автобусной остановкой» и «Источником». Через год на трассе был уложен водоотталкивающий асфальт специального состава. Начищенная жемчужина Арденн должна была засверкать новым блеском, но…
В очередной раз организаторов гонки ждало разочарование. Намеченный на 2 июня 1985 года Гран При Бельгии так и не состоялся. Редчайший случай в истории Больших Призов: этап чемпионата мира был отменен уже по ходу субботних тренировок. Новое дорожное покрытие, уложенное в Спа буквально за несколько недель до гонки, сыграло с организаторами злую шутку. Свежий, еще не окрепший пористый асфальт начал мгновенно разрушаться и крошиться под колесами мощных «турбомонстров» Формулы-1. Куски дорожного полотна разлетались из-под колес во все стороны. Уже в пятницу камни едва не пробили в двух местах забрало шлема бразильца Нельсона Пике. Продолжать Гран При в таких условиях было бы безумием. Гонку отменили и перенесли на осень.
А в первый день сентября, за две недели до вновь объявленного Большого Приза Бельгии, в Спа произошла трагедия. Во время 1000-километровой гонки чемпионата мира спортпрототипов погиб один из самых талантливых пилотов середины 80-х годов Штефан Беллоф. Атакуя лидировавшего Жаки Икса, немец совершил «глупый и безрассудный маневр», как писали впоследствии в прессе, попытавшись пройти бельгийца в «Красной воде». Два Porsche столкнулись, и машина Беллофа на огромной скорости врезалась в бетонное основание трибуны.
Несмотря на все эти несчастья, 15 сентября 1985 года в Арденнах со второй попытки был наконец проведен 42-й Гран При Бельгии, открывший новую страницу в истории трассы Спа-Франкоршам. С этого момента самая красивая трасса Европы, проложенная по дорогам общего пользования, соединяющим три бельгийские деревушки в Арденнских горах, окончательно вошла в календарь чемпионатов мира, превратившись в колыбель великих чемпионов. Начиная с 1983 года, когда обновленная Спа-Франкоршам впервые стала ареной Гран При, до 1998 года, здесь выигрывали только чемпионы мира, настоящие и будущие. Пять побед у Сенны, четыре у Шумахера, три у Хилла, две у Проста и одна у Мэнселла. В этом году победа в Спа досталась Култхарду, но у Дэвида, возможно, все впереди.
Впрочем, несмотря на явное потворство чемпионам, сегодня Спа по праву может называться уже не только самой красивой, но и самой непредсказуемой трассой Европы, а может - и всего мира. Годы доказали, что жемчужина Арденн способна украсить даже самый скучный сезон Больших Призов. Не верите? Тогда вспомните триумф молодого Михаэля Шумахера над непобедимыми Williams в 1992 году, невероятную поул-позишн Баррикелло на Jordan в 1994-м, или сумасшедшую победу в 1995 году того же Шумахера, стартовавшего с 16-го места. Уже почти 80 лет жемчужина Спа продолжает сверкать в лесах Арденн, оставаясь одной из самых ярких драгоценностей в короне «королевы автоспорта».
Владимир Маккавеев
Журнал "Формула-1" ноябрь, 1999