Взвесить все
Ни для кого не секрет, что победы в Формуле-1 куются не столько в горячке гонки, сколько в тиши конструкторских бюро. Гоночные автомобили эволюционируют непрерывно, за каких-нибудь десять лет полностью меняя свой облик. В таких условиях, согласно Дарвину, выживают лишь сильнейшие решения, а другие отправляются на пыльные полки архивов. Пытаясь добиться преимущества, конструкторы выдвигают все новые и новые идеи - зачастую даже трудно сразу определить, принесет ли новая система, узел или компьютерная программа ощутимую выгоду. И тогда нужно тщательно взвесить все «за» и «против», прежде чем применять новинку. Взвесить в том числе и в прямом смысле слова - ведь каждый сэкономленный грамм массы автомобиля Ф-1 ценится дороже золота.
Поначалу, на заре Формулы-1, никто особо не считал не только граммы, но даже и килограммы. В центре внимания конструкторов был двигатель, и ради повышения его мощности они спокойно шли на увеличение веса. Гоночные автомобили «тянули» на 650-700 кг, и это считалось вполне приемлемым. Все изменилось в конце 50-х, когда на старт Гран При вышли легкие заднемоторные машины. Оказалось, что даже не самый мощный мотор может принести победу, если автомобиль сбросил с «телеги» пару центнеров. Но слишком легкая машина не может обеспечить необходимую безопасность пилоту, и чтобы остановить «весовую гонку вооружений», в 1961 году ввели первое в истории Ф-1 ограничение минимальной массы - 450 кг. Причем автомобили проходили взвешивание, заправленные маслом и водой, но с пустым топливным баком и без водителя.
С тех пор минимальная стартовая масса неуклонно увеличивалась. С сезона-70 перестали учитывать вес технических жидкостей, определяя «сухую» массу машины. Самые тяжелые автомобили выходили на старт гонок Гран При в 1981 году, когда планка минимального веса поднялась уже до 585 кг. Надо сказать, что до этого момента команды не испытывали трудностей с прохождением взвешивания. Но все изменилось в сезоне-82. На втором этапе, в Бразилии, двух победителей гонки - Нельсона Пике и Кеке Росберга - дисквалифицируют за недовес. В Сан-Марино лишается шестого места Манфред Винкельхок, а в Бельгии отнимают четыре очка у Ники Лауды. Однако самая любопытная история, связанная со взвешиванием, произошла в Имоле в 1985 году.
Незадолго до старта той гонки резко изменилось атмосферное давление. Из-за этого турбомоторы, которые были установлены на подавляющем большинстве машин, стали расходовать заметно больше топлива. И ближе к финишу машины одна за другой начали замирать у обочины. Не смог завершить гонку лидировавший с самого старта Айртон Сенна, лишь круг оставался первым Стефан Йоханссон, не хватило топлива Пике, Брандлу, Уорику. Первым линию финиша накатом пересек Ален Прост, но и французу не суждено было отведать в этот день победного шампанского - двигатель его McLaren сжег все топливо, и машина оказалась на два килограмма легче допустимого.
В последние годы случаи недовеса случаются гораздо реже. Последний раз гонщик лишался из-за этого очков в 1994 году - Кристиан Фиттипальди закончил гонку в Монреале шестым, но одно очко получил в итоге Юрки Ярвилехто. Дэмон Хилл на ГП Бразилии ’98 был дисквалифицирован после финиша на десятом месте - после этого все машины, завершившие гонку, весили не меньше допустимого предела. И, наконец, еще год спустя был зафиксирован последний на настоящий момент случай недовеса в квалификации - на Нюрбургринге не повезло Нику Хайдфельду.
Двое последних проходили взвешивание уже по новым правилам - с 1995 года в минимальный вес автомобиля входит и вес гонщика. Впрочем, более легкие пилоты все равно имеют преимущество - ведь недостаток массы спортсмена возмещается балластом, который можно расположить произвольно - например, дополнительно нагрузить одну из осей и уж во всяком случае понизить центр тяжести согласно закону.
Как же происходит взвешивание? Надо сказать, на фоне современных технологий выглядит этот процесс довольно архаично. Автомобиль закатывают на специальные весы - четыре измерительные площадки, расположенные под колесами. Масса автомобиля определяется с точностью 0,5 кг (!). Причем до этого на тех же весах отдельно взвешиваются гонщики, покинувшие в закрытом парке автомобили. Затем вес автомобиля и пилота суммируется. В некоторых случаях призеры взвешиваются на отдельных весах, установленных недалеко от подиума. В любом случае, взвешивание - первая процедура, которую должны пройти гонщики, покинув автомобили.
Интересная подробность - весы, как известно из школьного курса физики, показывают не массу, а вес – силу, с которой автомобиль притягивается к Земле согласно закону всемирного тяготения. Сила эта равна произведению массы на g - ускорение свободного падения. Хитрость здесь в том, что наша планета отнюдь не является шаром, и значения g в разных точках могут заметно (до полупроцента) отличаться друг от друга. То есть если команда взвешивает автомобиль в Сильверстоуне (широта 52°, g=9,81266 м/с2), получает 600,5 кг и со спокойной душой отправляет его в Бразилию, то весы на «Интерлагосе» (широта 22°, g=9,78778 м/с2) покажут примерно 599 кг. Чем грозит такое незнание физики - объяснять не надо.
Технический регламент Ф-1.
Статья 1: Определения
1.9 Масса автомобиля
Таковой считается общая масса автомобиля и водителя, одетого в гоночную экипировку, в любой момент в течение соревнований.
Статья 4: Масса
4.1 Минимальная масса
Масса автомобиля не может быть меньше 600 кг.
4.2 Балласт
Балласт может использоваться при условии, что он размещен таким образом, что для его удаления нужно воспользоваться инструментами. В случае, если технический делегат FIA посчитает это необходимым, балласт должен быть опечатан.
4.3 Увеличение массы по ходу гонки
За исключением топлива, азота и сжатого воздуха, никакое вещество не может быть добавлено к автомобилю по ходу гонки. Если необходимо заменить какую-либо часть автомобиля по ходу гонки, новая часть не может весить больше, чем исходная.
Спортивный регламент Ф-1.
Взвешивание
Статья 82
I По ходу квалификации взвешивание производится следующим образом:
а) FIA устанавливает оборудование для взвешивания как можно ближе к первым боксам; эта зона используется для проведения взвешивания;
б) машины для прохождения взвешивания выбираются случайным образом. Технический делегат FIA информирует гонщика посредством красного светофора на въезде в пит-лейн, что его автомобиль выбран для прохождения взвешивания;
в) получив сигнал (посредством красного светофора), что его автомобиль выбран для прохождения взвешивания, гонщик должен проследовать непосредственно в зону взвешивания и заглушить двигатель;
г) машина проходит взвешивание, и результат представляется гонщику в письменном виде;
д) если автомобиль не может достичь зоны взвешивания своим ходом, его доставляют туда под контролем судей, которые проводят взвешивание;
е) автомобиль и пилот не могут покидать зону взвешивания без согласия технического делегата FIA;
ж) если машина останавливается на трассе и гонщик покидает ее, он обязан проследовать в зону взвешивания немедленно по возвращении в боксы, чтобы можно было установить его вес.
II После гонки каждый автомобиль, пересекший линию финиша, должен быть взвешен. Если гонщик хочет покинуть автомобиль до прохождения процедуры взвешивания, он должен попросить технического делегата взвесить его, чтобы позднее можно было прибавить этот вес к весу автомобиля.
III Если при прохождении взвешивания согласно указанным выше пунктам I или II вес автомобиля меньше, чем указано в статье 4.1 технического регламента, автомобиль и пилот исключаются из соревнования, кроме ситуаций, когда недостаток веса объясняется утерей деталей автомобиля в результате форсмажорных событий.
IV Никакая твердая, жидкая, газообразная или иная субстанция (вещество) любой природы не может быть добавлена, установлена или удалена с автомобиля после того, как он выбран для прохождения взвешивания, закончил гонку или во время прохождения процедуры взвешивания. (За исключением официальных действий технического инспектора.)
V Только технические инспекторы или официальные лица могут входить в зону взвешивания.
Статья 83
Любые нарушения вышеуказанного порядка взвешивания могут привести к исключению автомобиля из соревнования.
Весовые ограничения в Формуле-1
Годы Минимальная масса автомобиля (кг)
1950-60 -
1961-65 450*
1966-69 500*
1970-71 530
1972 550
1973-80 575
1981 585
1982 580
1983-86 540
1987-88 540/500**
1989-93 500
1994 до ГП Канады 505
1994 после ГП Канады 520
1995-96 595**
1997 600**
Примечания:
* - с маслом и водой, но без топлива
** - для автомобилей с турбомотором/безнаддуаным двигателем
*** - с гонщиком
Александр Кабановский
Журнал "Формула-1", Ноябрь 2002г.