23-й ГРАН-ПРИ МОНАКО
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

02-1965г. Гран-при Монако

02-1965г. Гран-при Монако

РАДИО, телевидение, газеты и другие средства массовой информации могут развеять Ваши сомнения, дорогой читатель, – 30 мая Грэм Хилл одержал свою третью подряд победу на Гран-при Монако, трижды побил рекорд круга и поднял среднюю скорость гонки на новую рекордную высоту. Впрочем, если Вы действительно не были на Гамблерсвилль в последнее майское воскресенье, Вы не сможете понять в полной мере, насколько фантастической была борьба. Из множества отчаянных гонок эта, наверное, стала величайшим часом Хилла. Он начал с того, что выиграл старт после отмашки флага Широна (и когда произошел выброс энергии, это сделало всех остальных похожими на уличных торговцев в спасательных шлюпках), но вынужден был развернуться из-за замедлившегося Боба Андерсона, у которого развалился карданный шарнир, но своей манерой пилотирования, которую он продемонстрировал лишь несколько раз в сезоне, вернул себе утерянное лидерство.
Но в гонке был не только Хилл. 100-круговую гонку вокруг зданий (домами их называть сложно) помимо окончательного победителя в разное время возглавляли Джеки Стюарт, Лоренцо Бандини и Джек Брэбэм. И они старались словно безумные. Все время.
Секретарь трассы, бывший гонщик Гран-при Луи Широн (в 1955-ом он финишировал шестым на Lancia V8), перед гонкой заявил, что считает неучастие Lotus прискорбным со спортивной стороны, но оно сделало соревнование более "открытым". Он мог повторять это вновь и вновь — если Вы знаете, что я имею в виду! После тренировочных сессий стало очевидно, что предстоит очень быстрая гонка, и что Хилл, Брэбэм, Стюарт, Бандини, Сертиз и Эттвуд1 все имели шансы. Все эти гонщики показали времена, которые были быстрее или такими же быстрыми (1' 33.9" Эттвуда соответствовали прежнему рекорду круга), как и рекорд Хилла 1964 года для 1,95-мильной трассы, выступление Эттвуда на Parnell Lotus-BRM было особенно сокрушительным — средняя скорость 74,92 миль/ч по изгибам, поворотам и туннелям Монако была достойной серьезного мысленного замечания. Время Эттвуда было показано на незаводском болиде.
Когда в 2:45 дня Широн спустил с привязи группу гладиаторов, погода в Монако едва ли соответствовала разновидности синего неба Средиземноморья, как было изображено на афишах, но была теплой и идеальной для гонок, за исключением опасной дождливой тучи, нависшей над вершиной Мон-Агель, возвышающейся над городом. Примерно 30 000 зрителей (что много для княжества) стали свидетелями того, как Хилл вырвался в лидеры, преследуемый товарищем по команде BRM, Стюартом, Бандини (12-цилиндровая Ferrari) и Сертизом (8-цилиндровая Ferrari). На непочтительном расстоянии позади них следовал Брэбэм на "32-клапанном" Brabham-Climax, единственном в гонке болиде с новым двигателем. Гинтеру удавалось идти с отставанием чуть менее круга на переделанной Honda V12, карданный шарнир которой разрушился, как это произошло на тренировке. Его товарищ по команде, Бакнам, стартовал плохо и плелся позади пелотона. Впервые использовавшие в гонке в Монако шины Goodyear и тормоза Girling японские болиды, кажется, еще нуждаются в некоторых усовершенствованиях, прежде чем смогут считаться серьезными соперниками. Но их мотоциклам понадобилось примерно четыре года, прежде чем они стали непобедимыми.
BRM отрывались от Ferrari, Бандини опережал Сертиза, Брэбэм беспокоил их обоих, а Мак-Ларен на шестой позиции чувствовал непосредственную близость Эттвуда. Товарищ по команде Эттвуда, Хейлвуд, сломал свою коробку передач, карданный шарнир Андерсона рассыпался на части, и Хилл развернулся, чтобы избежать столкновения с неисправным Brabham, утратив свое лидерство после 16-го круга. В неразберихе Эттвуд протиснулся вперед Мак-Ларена, а в лидеры вышел Стюарт.
Молодой шотландец отрывался от Бандини на Ferrari F12, на которой, казалось, стоял самый новый агрегат ГП из Маранелло. Сертиз, видимо, не был способен выжать большее из своей V8, и, словно подчеркивая это, хитрый Брэбэм вывел свой 32-клапанный болид на третью позицию. Затем, взбудоражив всех, Стюарт также развернулся, позволив 12-цилиндровой Ferrari выйти в лидеры, а Брэбэму – бросить решительный вызов. Хилл вернулся в гонку, и, когда он, сломя голову, несся по исторической трассе, один взгляд на это представление говорил любому следящему за цирком о том, что настоящая автогонка еще только впереди.
Точно поддерживая действие адреналина, Брэбэм прошел Бандини на выходе из поворота Gasometer (какой газгольдер?), и на протяжении восьми великолепных кругов австралиец возглавлял пелотон, к восторгу большинства — особенно Goodyear. Затем пресловутая неудача Брэбэма взяла верх, и двигатель издал глухой металлический звук на выходе из Tabac. На следующем круге Эттвуд оживил события, совершив странный маршрут вдоль места для прогулок позади боксов, как показалось, из-за сломанного поперечного рычага задней подвески. Он ударился о заграждение у поворота Gasometer примерно на скорости 30 миль/ч и остался невредим. Колесо же отвалилось.
Итак, Бандини снова шел впереди на отлично звучавшей "F12", а позади него – Сертиз на "V8". Но Хилл сокращал отставание, словно в столовой Кредитного Дома в 8.30 утра, и, как сказал мне американский болельщик в перерыве между ревом выхлопов, "Теперь, возможно, мы увидим хоть какую-то гонку". Он был прав, поскольку к середине дистанции BRM номер 1 был уже в двух секундах позади Сертиза, и гонщик Ferrari, увидев выражение лица Хилла в своем зеркале, сделал ему знак обойти в шпильке Station (какая станция?). Сертиз довольно долго следовал за ним по пятам, еще раз побив рекорд в 1' 33", но затем темп стал настолько напряженным, что Бандини, Хилл и Сертиз на протяжении шести кругов сократили его до 1' 32.5". Эта стадия гонки взволновала бы даже министра транспорта, поскольку Хилл дышал в латинскую шею Бандини, и я мог отчетливо видеть контур с вписанными в него мыслями Хилла, "А это тебе за Мексику!" Итальянский гонщик продолжал держаться впереди, но Хилл в самом деле усилил давление, и даже Фанхио, наблюдавший за гонкой в повороте Gasometer, чуточку сглотнул.
Мы все думали и говорили, сможет ли он это сделать? Трое в ряд – довольно фантастическое зрелище, и все — скажем, почти все — скрестили свои пальцы – BRM шел на семи цилиндрах. Семь цилиндров никак не могут быть лучше двенадцати, но, так или иначе, Хилл удерживал BRM на хвосте Ferrari, и Бандини не был этим доволен. На 65-ом круге английский гонщик обошел его и начал отрываться от красных болидов, и чудесным образом двигатель вновь заработал на восьми цилиндрах. После схватки 12-цилиндровая Ferrari пошла несколько угрюмо, и Сертиз вышел на вторую позицию. Несмотря на свой разворот, Джеки Стюарт вел гонку словно ветеран, пробившись на четвертую позицию, и, таким образом, первая четверка теперь состояла из Ferrari, BRM, Ferrari, BRM.
Будто гонка была недостаточно драматичной, Пол Хокинз, энергичный австралийский гонщик, решил повторить нырок в гавань Аскари в 1955-ом. "Lotus плохо управлялся", сказал Пол, "и неожиданно его понесло сквозь шикану, и я оказался в море". Хокинз, на удивление, остался невредимым, но ухватился за лодочную цепь, чтобы убедиться, что его ноги двигаются. Потом он подплыл к спасательной шлюпке, и недоверчивый жандарм дал ему выпить "Кока-колы", пока вызывали скорую помощь. И это в стране коньяка! "Нырок в гавань испугал меня", сказал веселый антипод, "но это было ничто по сравнению с поездкой в машине скорой помощи!"
Хилл продолжал гонку так, как будто это имело для него большое значение, выдал время, примерно равное рекорду круга, и наконец оставил его на отметке 1' 31.7" — невероятные 76,7 миль/ч на 1,5 литрах без наддува. Однако, в Монако всегда хватало неожиданностей на последних минутах, и было очевидно, что Хилл замедлился, чтобы поберечь оставшееся в баке топливо. Тем не менее, Госпожа Удача улыбалась гонщику BRM, поскольку двигатель продолжал работать, тогда как Сертиз пробубнил через финишную черту с пустым баком — за круг до финиша! Он поработал стартером, но на "V8" закончилось топливо – вот так вот – и, в конце концов, Бандини занял второе место. Джеки Стюарт, в одном круге с лидерами, занял третье место, а Сертиз, отстав на один круг, стал четвертым. Итак, гонка завершилась в таком порядке: BRM, Ferrari, BRM, Ferrari. Это была третья подряд победа в Монако, как для Хилла, так и для BRM, и впервые за историю Гран-при Монако один и тот же гонщик победил больше двух раз — хет-трик! Выиграв гонку в третий раз, Хилл оставил свое деревянное выражение лица и совершил круг почета с глупой ухмылкой. Что еще? С 13-тью очками и лидерством в чемпионате мира!

Вокруг препятствий гавани

Чтобы прояснить повествование, необходимо отметить, что знаменитые башни Gasometer в Virage de Gazometre и старая железнодорожная станция у подножия спуска после Casino канули в лету. Новый дорогостоящий туннель проложен фактически по подземной железной дороге и освободил акры (чрезвычайно) полезной земли Монако.
Джек Брэбэм после очень влажной тренировочной сессии в четверг сказал мне, что 32-клапанный Climax V8 был настоящей проблемой, до отметки примерно 8 000 об/мин ничего не происходило. "Но, дружище, с преодолением этой отметки это было действительно нечто", заметил он. Неудачливый австралиец потратил большую часть двух первых тренировочных сессий, стараясь разобраться в передаточных отношениях, соответствующих самым разным характеристикам агрегата с четырьмя клапанами на цилиндр.
После гонки я отправился поговорить с Денни Халмом, который провел очень хорошую гонку, заняв восьмое место на "втором" болиде Brabham (Гарни улетел в Индианаполис), и был слегка потрясен, обнаружив на нем отсутствие болтов на задних колесах, не говоря уже о большой вмятине на внутренней боковой поверхности переднего колеса. В Монако очень крепкие бордюры. Пока я поздравлял его с финишем, он осторожно снял со своей правой руки перчатку, которая была порвана и разрезана на куски — как и рука — отломилась ручка рычага переключения передач. "Сделайте хорошую рекламу для Фрэя Бентоса", предложил я. Отважный новозеландец усмехнулся. В своих двух первых гонках чемпионата Джеки Стюарт заработал пять очков. BRM, несомненно, поступил правильно, остановив свой выбор на молодом шотландце, который пилотирует словно ветеран и еще поддерживает свою прическу в порядке. Большее, что я могу сказать о них, это то, что на трассе Джеки также помял несколько колес.
Honda объявили в Монако о переходе на резину Goodyear. Кроме того, они перешли на тормоза Girling, поскольку Dunlop продали свои капиталовложения в дисковые тормоза фирме, подконтрольной Lucas. Итак, теперь Honda и Brabham – на Goodyear. Фрэд Гэмбл (ему был оказан теплый прием в Казино!), общительный гоночный менеджер Goodyear, на вечеринке BP ночью накануне Гран-при сказал мне, что хотел бы видеть контракты с шинниками аннулированными, существенно повысить призовые деньги и позволить гонщикам от гонки к гонке выбирать понравившиеся им шины. "Это будет способствовать обострению конкуренции", медленно произнес он. Он полагает, что гоночные шины Goodyear столь же хороши в дождь, как и Dunlop, и чуть быстрее посуху.
Общение на вечеринке BP, происходившей на борту теплохода "Gallus" в гавани Монте-Карло, было великолепным. Однако, я еще ни разу не был свидетелем такой необыкновенной демонстрации искусства судовождения (если это так называется), когда капитан решил причалить наше судно к берегу. Ему потребовалось полтора часа. Я думал, что больше не увижу своего дома. В ту ночь в Монте-Карло все ужинали очень поздно.
Honda, безусловно, улучшили свои болиды (на тренировке их было три), но ездят они еще неровно — особенно на медленных трассах. Будет проведена серьезная доработка (или пересмотр) карданных шарниров ведущих валов, один из которых Гинтер сломал во время тренировок, а другой – на первом круге гонки. Небольшой V12, очевидно для пробы, имел крутящий момент "размером с бикини", и на старте должен был использовать астрономические обороты, чтобы уйти со стартовой линии — увы, с сокрушительным исходом. Более широкие покрышки также не проскальзывали, как и старые, более узкие.
Высококлассные инженеры Ford из Дагенхэма поселились в "Отель де Пари", чтобы понаблюдать за гонкой (и конечно же, за заездами Формулы 3), и, хотелось бы так думать, взвесить возможности громкого вступления Ford в гонки Гран-при, а также в классические гонки на выносливость.
Главный менеджер Rover г-н Мартин-Херст наблюдал за гонкой с секундомером и кинокамерой. Интересно, как бы они назвали свой болид Гран-при – Rovel или Alvis?
Парад гонщиков-победителей гонок прошлых лет и наиболее значимых болидов был потрясающим. Величайший из них, Фанхио, с добродушной улыбкой совершил круг на Alfetta и Mercedes W196 (не одновременно, конечно же), Луи Широн был легко узнаваем на Bugatti Type 35, Херманн Ланг на большом шестилитровом Mercedes несколько раз щедро поддал газу, будто ехал в свое удовольствие, а первый чемпион мира "Нино" Фарина (1950) был за рулем Maserati 250F, специально для него привезенного из Англии. Стирлинг Мосс принимал громкие аплодисменты публики, когда совершал круг на принадлежавшем Уокеру четырехцилиндровом Lotus-Climax, на котором выиграл гонку в 1960-ом и 1961-ом, несмотря на жесткую конкуренцию. Граф Марзотто, побеждавший в Монако в 1952-ом в гонке спортивных автомобилей, протрещал по трассе на 2,7-литровой Ferrari V12, и было приятно снова увидеть старого маэстро Бривио на 2,3-литровом Alfa "Monza". Приветствовали невысокого Робера Манзона, выигравшего Приз Монте-Карло в 1952-ом, когда он совершал круг на двухлитровом Simca-Gordini. Ностальгично и великолепно. Фанхио находился в повороте Gasometer на протяжении последней части Гран-при, и даже взволновался, когда Хилл начал пробивать себе дорогу сквозь Ferrari. BRM заявили перед гонкой, что они определенно намерены поддержать "трехлитровую" формулу 1966 года и не могут рассматривать каких-либо предложений остаться с нынешней 1,5-литровой формулой после истечения срока ее действия. Тем не менее, организация сэра Альфреда Оуэна спортивно согласилась поддержать других конструкторов, желающих, чтобы FIA изменила формулу 1966 года, допустив двигатели с отличными от установленного рабочим объемом и характеристиками. На следующий после гонки день Спортивная Комиссия FIA собралась в Монте-Карло, и заседание приняло решение – формула '66 определенно "остается неизменной".
Несчастный Йохен Риндт не смог показать тренировочного времени быстрее, чем 1' 37.5", и, таким образом, Бакнам опередил его на полсекунды в борьбе за место на стартовой решетке. Представьте себе чувства славного австрийца, когда обнаружилось, что его дроссельные заслонки открывались неполностью. Команда Lotus отсутствовала в Монако, поскольку клуб-организатор настаивал на том, что оба гонщика Lotus, Спенс и Родригез, обязаны участвовать в квалификации за места на стартовой решетке. Также имело место беспокойство за стартовые деньги, о котором я уже рассказывал. Неприбытие Lotus означало, что 17 участников займут 16 мест на стартовой решетке. Лишнее место предназначалось либо для Бакнама, либо для Риндта — кто из них окажется быстрее.
Отметим отважного Джо Зифферта. Всего за пять недель до этой гонки он повредил в Гудвуде спину и лодыжку, но, тем не менее, финишировал шестым на средиземноморской трассе. И не обращайте внимания на тех, кто говорит, что он боролся здоровым. Достаточно было понаблюдать за его походкой вдоль боксов и увидеть его вздрагивание каждый раз, когда одна из ступней касалась земли, чтобы оценить, какого мужественного гонщика имеет Роб Уокер. Йо Боннье также проделал великолепную работу, приведя другой болид Уокера на седьмое место. Сцена Гран-при была бы печальнейшим местом без Walker Team.
Гонка Формулы 3 представляла собой нечто сокрушительное – Кардвелл великолепно провел гонку, одержав победу в первом заезде на своем Repco-Brabham-Cosworth со скоростью 66,7 миль/ч, а Питер Ревсон выиграл второй заезд со скоростью 67,4 миль/ч на Ron Harris Lotus-Ford-Holbay. Неожиданностью событий Ф3 стал американский гонщик, выступавший на спортивных автомобилях, Боб Бондюрант, который потряс толпы зрителей, показав быстрейшее тренировочное время и затем потрясающе претендовав на лидерство (с Роем Пайком) во втором заезде. Они оба столкнулись — используя подходящее учтивое слово — а Ревсон выиграл заезд и финал. "Я сказал ему, что это было грубо", заявил "Лесоруб" Тиррелл, владелец Cooper, которым пилотировал Бондюрант. Стоит заметить, что заводской DAF с ременным приводом1, которым пилотировал Роб Слоутмэйкер, был четвертым во 2-ом заезде и седьмым в финале. DAF практически являлся прототипом и использовал старое шасси Alexis. Новый Brabham был приведен в порядок, и будет интересно понаблюдать за предстоящими выступлениями этого многообещающего болида. Chaparral, McLaren-Elva, и теперь DAF. "Мальчик мой, я вспоминаю времена, когда гонщики переключали передачи вручную!"
По слухам из достоверных источников, трехлитровая Honda 1966 будет иметь 32 цилиндра. Ведущие британские конструкторы Формулы 1 потребуют у FIA на ее заседании в сентябре в Париже установить ограничение в 16 цилиндров для всех двигателей Ф1 после 1967 года. Банзай!
Джеку Брэбэму пришлось перед гонкой изготовить оригинальный привод тахометра для "32-клапанного" двигателя Coventry-Climax, так как заводской не стыковался с имеющимися устройствами. Его хватило лишь на несколько кругов, и Брэбэм большую часть гонки провел без тахометра. Необходимо было преодолеть (как минимум) шестьдесят шесть кругов Гран-при, чтобы быть квалифицированным финишировавшим, и хотя у Сертиза закончилось топливо, Хокинз искупался в море, а Халм заехал в боксы с задними колесами, держащимися лишь на одном болте, все они были классифицированы финишировавшими.




1
Грэм ХиллBRM1002:37'39.6Разворот избегая
кругового Андерсона
2
Лоренцо БандиниFerrari1002:38'43.6
3
Джеки СтюартBRM1002:39'21.5Разворот
4нфДжон СертисFerrari99
Нехватка топлива
5
Брюс МакЛаренCooper982:39'08.5
6
Йо ЗиффертBrabham982:39'08.5
7
Йо БоньерBrabham972:38'40.2
8
Денни ХьюмBrabham92

9
Боб АндерсонBrabham852:37'58.6
10нфПол ХокинсLotus79
Авария / упал в залив

нфДжек БрэбэмBrabham43
Двигатель

нфРичард ЭтвудLotus43
Потеря колеса / авария

нфРонни БакнемHonda33
Коробка передач

нфФрэнк ГарднерBrabham29
Крепление двигателя

нфМайк ХэйлвудLotus12
Коробка передач

нфРичи ГинтерHonda0
Ведущий вал

нквЙохен РиндтCooper




Перевод
и набор: Андрей Краснов



Журнал "Sporting Motorist " July, 1965



Знаете ли Вы что...