08-1979г. Гран-При Франции
Франсуа Гите из Elf - очень спокойный человек, не склонный к проявлению эмоций. Его компания в прошлом на протяжении многих лет имела успех в Формуле-1 с Tyrrell, и недавно с Ligier. Несмотря на всё это, он был явно тронут, когда вернулся в Клуб пилотов Elf вскоре после финиша Гран-При Франции. Беглая улыбка, затем единственная, негромкая просьба: «Шампанского….» Победа во Франции для французского пилота, на французском шасси, с французским мотором, шинами, топливом. Всё французское.
И шампанское Moët полилось рекой. По всему паддоку из больших винных бутылок лило, как из пожарных гидрантов, когда неистовые механики Renault обливали друг друга и всех вокруг. « Я доволен; это был долгий проект», - сказал месье Гите. Жан-Пьер Жабуй и турбированный RS11сделали это. Более того они выиграли честно и справедливо, так что это не была «подаренная» победа.
Жабуй был быстрейшим в Дижон-Прёнуа с самого начала свободных заездов и легко взял поул. Однако менее ожидаемым было присутствие Рене Арну на первом ряду. В плане темпа в Дижоне жёлтые машины не имели себе равных.
Казалось, только один человек мог их побеспокоить. Жиль Вильнёв, возможно, самый упорный боец, которого мы видели в гонках за многие годы, квалифицировал свою Ferrari на 3-ем месте и захватил лидерство на старте. Канадец находился на пике вдохновения: он удерживал лидерство более половины дистанции, но когда машина Renault догнала его, даже Жилю было нечем ответить, и Жабуй вырвался вперёд за счёт мощи своей машины.
Но в тот полдень Вильнёв ещё дал о себе знать. Арну, после плохого старта, к тому моменту уже опередил таких гонщиков, как Лауда, Жарье, Джонс и Шектер, и догонял лидеров. В итоге, за 3 круга до финиша он вышел на второе место.
Нельзя не описать последние минуты. В то время, когда для Жабуя гонка превратилась в спокойную прогулку, за его спиной кипела такая битва, которую мы давно не видели. Никто – даже Жиль и Рене – не знают, сколько раз Ferrari и Renault проходили и контратаковали друг друга. Было любо-дорого за этим наблюдать; впоследствии оба гонщики сказали, что это было весело! На кону было всего 2 очка, и некоторые надеются, что это небольшое преимущество поможет Жилю выиграть титул . Это была бы заслуженная награда . В конце концов он опередил Арну под клетчатым флагом.
Что касается остальных, им достались второстепенные роли. После тяжёлой практики у Алана Джонса не возникло проблем в гонке, он принёс 4-ое место Фрэнку Вильямсу, второй болид которого Клей Регаццони привёл на 6-ое место. Между ними вклинился Tyrrell Жана-Пьера Жарье. Седьмым, вне очковой зоны, оказался лидер чемпионата мира Джоди Шектер, который был вынужден остановиться для смены резины.
Для Brabham и Lotus это был ещё один плачевный день. И Лауду, и Пике развернуло в гонке, причём бразилец на тот момент прекрасно шёл на 4-ой позиции. Lotus 80 Андретти сопровождали различные проблемы, и он сошёл, почти никем незамеченный. У Lotus 79 Ройтеманна отказали тормоза, и он врезался в Wolf Росберга под конец гонки.
Жан-Пьер Жабуи лидирует на Гран-При Франции 1979 г Марио Андретти VS Клей Регаццони Йохен Масс на пит-лейн в Дижон-Пренуа. |
В итоге мы получили новые имена в заголовках, уик-энд, когда турбированный двигатель показал своё явное преимущество, тогда как ни один болид с Cosworth не стартовал выше 3-его ряда, когда Michelin доминировал в шинной войне, когда всё сошлось для Франции… или почти всё. Возможно, самым грустным человеком был Жак Лаффит, который так умело возглавил французский штурм в Формуле-1 в этом году. Перед своей публикой он испытал ничего, кроме разочарования. Весь уик-энд его Ligier просто отказывался слушаться, в результате он финишировал на далёком 8-ом месте. Возможно, именно от радости за успех Renault Жак выскочил из своего болида и побежал к машине своего свояка с поздравлениями. У всех на глазах были слёзы.
Скорее всего вспоминая сезон 1979г., будут отмечать рекордные скорости в поворотах. В течение сезона раздавался постоянный и, едва скрываемый, протест среди многих гонщиков против «игрушек» - или, иначе говоря, против «поколения граунд-эффекта». Скорости в поворотах подскочили, вместо постепенного увеличения, в течение последних нескольких лет. Учитывая недавний головокружительный круг Ники Лауды в Сильверстоне, за два года выходит 5 секунд разницы. И в прошедший уик-энд в Дижоне та же история. В1977г. Марио Андретти взял поул с результатом 1:12,21. В субботу Жан-Пьер Жабуй показал 1:07,19. Впечатляюще, скажете вы.
Дело не только в этом. То же чувство, как и в Индианаполисе год назад, что скорости неоправданно повышаются, как это сейчас происходит с гонками Гран При. Всё больше и больше гонщиков – на самом деле, почти все – предпочитают увидеть конец эры граунд-эффекта. Не говоря уже о критике (впервые прозвучавшей из уст Джона Уотсона и Джеймса Ханта), что болидами теперь слишком просто управлять, что это скорее конструктор выигрывает гонку, чем гонщик, что обгоны стали практически невозможными. Всё это остаётся в силе, так же как и недовольство болельщиков, что нынешние болиды обеспечивают монотонное зрелище, когда гонка представляет собой вереницу из очень быстрых машин. Так оно и есть, но давайте сейчас забудем об этом. Вопрос гонщиков сейчас актуальнее всего остального.
Когда автомобиль - «пылесос» Brabham-Alfa появился в Андерсторпе в прошлом году, он поднял шум и крики. Другие конструкторы требовали запретить его с точки зрения безопасности. В противном случае вентиляторы стали бы неотъемлемой часть будущего дизайна других машин так же, как и крылья. С точки зрения конкуренции они были бы необходимы, а автоспорт традиционно отбрасывает на задний план безопасность, когда есть способ опередить соперников. Поговаривали, что с вентиляторами скорости в поворотах поднимутся непредсказуемо. Остальные использовали бы их, если были бы вынуждены; однако они предпочитали пресечь идею в корне. Колин Чэпмэн настаивал, что с вентиляторами физические нагрузки на гонщиков дойдут до предела. . Как вы помните, концепция «пылесоса» была провозглашена нелегальной. По иронии судьбы, опасения Чэпмэна могут воплотиться в жизнь по причине граунд-эффекта - концепции, порождённой Lotus…
Трасса Дижон-Прёнуа – как американские горки: вправо-влево, спуски-подъёмы. Она короткая и быстрая, всегда была утомительной, и мало кто из гонщиков её любил. При таких скоростях, как в прошедший уик-энд, работа была в разы сложнее.
Для Жаки Икса, вернувшегося в Ф-1, свободные заезды стали изнуряющим опытом. Переход с турбированного спортивного Porshe на первый болид с граунд-эффектом (да ещё, кто бы мог подумать, в Дижоне) застал его врасплох. « Я считаю, что я в очень хорошей физической форме», - сказал он после 1-ой части свободных заездов. «Но перегрузки здесь переносятся тяжело, честно говоря. После 5 быстрых кругов я не мог держать голову прямо…». В самом деле, в какой-то момент, в пятницу, когда он заехал в боксы, его голова была сильно наклонена в сторону. К следующему дню специальное приспособление (в которое был вставлен его шлем) было прикручено к задней части кокпита.
Однако болящие шейные мускулы – это одна беда. Теоретически более серьёзным был эффект перегрузок на голову гонщиков. Один из них признал, что несколько раз был на грани обморока. Удивительно, но нашлись и те, например Джоди Шектер, которые утверждали, что перегрузки не оказывают на них никакого действия. Они считали трассу утомительной и скучной, но не более того. Впрочем, многие были серьёзно обеспокоены перспективой прохождения 80 кругов в гонке. Команда Renault недавно провела самые долгие тесты в Дижоне. Предполагалось, что Жабуй проедет без остановок всю дистанцию. Но на 60-круге он всё же остановился, совершенно измотанный. Как у Икса и пары других гонщиков, в день гонки в его кокпите было приспособление для поддержки шеи.
Вне всяких сомнений тесты команды Renault окупились. С самого начала квалификации жёлтые машины были вне конкуренции. В первые минуты первой сессии Жабуй показал результат 1:7,41, что было на целую секунду быстрее его результата на тестах и вне досягаемости для соперников. В полдень субботы результат был улучшен до 1:7,19 и Жан-Пьер легко взял поул.
Почти такой же быстрый, как напарник, Рене Арну наконец получил возможность продемонстрировать свой природный талант. Быстрейший во второй сессии, он почти наверняка улучшил бы своё время в третьей, если бы не сломавшаяся клапанная пружина. За 5 недель два турбированных болида поднялись с конца стартовой решётки на первый ряд. Монако-Франция. Возвращение на вершину.
«Никакой тайны нет», - сказал счастливый Жан Саж в субботу вечером. «Монако стала для нас первой гонкой с турбо-системой. Там у нас было много досадных проблем и нам нужно было квалифицировать Жаки. Но отмена Гран При Швеции стала хорошей новостью для нас. Мы получили время, чтобы сделать всё надлежащим образом, чтобы без спешки закончить нашу третью турбированную машину. Мы укрепили промежуточный охладитель, который протёк на обеих машинах в Монако. Теперь я просто надеюсь на классный день».
Жиля Вильнёва и Рене Арну в итоге на финише разделило две десятых секунды Победа в Дижон-Пренуа стала первой для команды Renault в Формуле-1 Подиум Гран-При Франция 1979 года |
Жабуй и Арну не переставали петь дифирамбы болиду с двойным турбонаддувом. « Во-первых, болидом намного легче управлять», - сказал Жан-Пьер. « С двойным турбо запаздывание дросселя небольшое. Важнее то, что крутящий момент гораздо лучше. Но я думаю, что здесь мы быстры за счёт аэродинамики машины».
Жиль не был во всём согласен с этим, хотя он допустил, что выход из поворотов у машин Renault очень впечатляющий. « Я думаю, что дело в их лошадиных силах. На отсечке скорости Жабуй только на 2-3 км/ч быстрее нас, тогда как, например, в Монце Renault на голову выше, на 10-15 км/ч. Я считаю, что их преимущество в мощности позволяет им использовать больше крыльев, чем у всех остальных, вот почему они так быстры в поворотах. Вот где они отыгрывают время».
Ожидаемо, именно канадский гонщик из Ferrari был близок к тому, чтобы пошатнуть равновесие Renault. Каждый раз он наматывал больше кругов, чем остальные, продолжать работать, блокируя колёса … « Я считаю, что точно могу ехать быстрее», - сказал он в пятницу вечером, «но ни коим образом я не могу поравняться с временами Renault. Я думаю, это невозможно».
Ухмылка Вильнёва всегда наготове, и теперь она расплывается по его лицу: « Здесь есть ещё участки, где я пока ещё не нащупал предел. Завтра я попытаюсь».
Будучи быстрее лидера своей команды на протяжении всех трёх сессий, Жиль, действительно, улучшил в субботу, но, как он и думал, болиды Renault остались в зоне недосягаемости.
« Я ненавижу это чёртово место», - бормотал угрюмый Джоди Шектер после свободных заездов. «Невозможно что-либо предпринять, я не могу попасть в ритм. Кажется, везде трасса ускользает от тебя. Траффик здесь ужасен, в самом деле, ужасен. Здесь участвует пара машин, которых просто не следует впредь допускать до гонок Гран При. Я испортил квалификационные шины из-за попадания в траффик. Машина страдает от недостаточной поворачиваемости….» Южноафриканец «выцарапал» 5-ое место, уступив Вильнёву полсекунды. А вот разница в их настроении была значительно больше.
Четвёртым на стартовой решётке должен был быть Алан Джонс. Должен был быть. В последней сессии австралиец храбро вёл свой Williams, показав 1: 7,99 , но это время – так же как и остальная часть сессии – была аннулирована стюардами, которые утверждали, что Алан нарушил правило жёлтых флагов. В длинном правом повороте с двойным апексом, ведущем на стартовую прямую, Дидье Пирони попал в серьёзную аварию. Джонс вскоре после этого оказался на этом участке трассы. « Они вывесили флаг не в начале поворота, а в середине. Мы едем на полном газу на 4-ой передаче в этом месте, а как только ты уже в повороте, у тебя связаны руки. Ты не можешь просто снять ногу с педали газа и ударить по тормозам».
Стюарды заявили, что лучшее время Алана было показано им именно на этом круге и … наказали его и Эктора Ребаке, которого они признали виновным по той же причине. Так что пятничные результаты устояли, и Джонс откатился обратно на 7-ую позицию, на 4-ый ряд. Суббота тоже не задалась, сначала неисправный главный цилиндр нагревал передние тормоза утром, затем в полдень напарник Клей Регаццони переехал своё собственное переднее крыло на пит-лэйне (!), и наконец после аварии Пирони – сгоревший мотор. После всех мучений Алан совершил несколько экскурсий по трассе в выразительном стиле, его целеустремлённость на гонку была так высока, как никогда. Отметим, что решение стюардов означало, что в первых трёх рядах не было ни одного болида с двигателем Cosworth. Прямо позади Джонса на 5-ом рядом разместился Регаццони, опять в центре внимания после фантастического выступления в Монако.
4-ое и 6-ое место на стартовой решётке заняли Пике и Лауда. Именно в этой последовательности. Ясно, что с точки зрения скорости они не уступают друг другу, что является скорее комплиментом Пике, чем критикой в адрес Ники. Как и в Монако, бразилец страдал от болей в животе: «Со мной всё в порядке, я не болен, просто на нервах!» Все симптомы бесследно исчезают, как только он забирается в болид и, конечно, всецело отдаётся пилотажу. В каждой сессии он был быстрее Лауды, который жаловался на недостаточную поворачиваемость в пятницу, поэтому в субботу выбрал запасную машину и был гораздо более доволен ею. Улучшенные понтоны, впервые появившиеся в Сильверстоуне две недели назад, явно пошли на пользу машине. Renault 1-2, Ferrari 3-5, Brabham 4-6. Такими были первые три ряда.
Радость французов темпу Renault была сродни разочарованию по поводу выступления Ligier. После такого долгого отсутствия в Ф-1, от Жаки Икса требовали с самого начала высоких результатов, но великий бельгиец быстро нашёл общий язык с JS11. Может быть, часть резкости в его пилотаже ушла навсегда, но за его талантливым выступлением было всё ещё приятно наблюдать, он не совершил ни единого грубого или ненужного действия. В пятницу Икс практически поравнялся с временем Жака Лаффита, беспокоили его только перегрузки. « Прижимная сила невероятна. Учитывая мой недостаток опыта работы с граунд-эффектом, я счастлив. Я не думаю, что это была катастрофа». И он прав.
Более разочарованным был Жак Лаффит, который не мог сравняться со своими тестовыми временами, а наоборот, ему пришлось бороться, чтобы хотя бы приблизиться к тем результатам. На своём домашнем ГП Жак располагал новым, улучшенным JS11,с перепрофилированными понтонами и новой передней подвеской, но он отказался от неё после первого дня из-за недовольства поворачиваемостью. В субботу он использовал старый болид: « Он лучше, чем новый, но всё ещё не идеальный. У нас эти новые шины Goodyears, которые, как я думаю, немного выше, и машина просто не работает, как хотелось бы. Жаль!» Стартовавший с 8-ой решётки Лаффит был очень разочарован. Икс, не улучшивший в субботу, ушёл в гонку с 14-ой позиции.
Напарники не отставали друг от друга. Этот поразительные явление – которое, естественно, подкрепляет утверждение, что шасси важнее гонщика – имело место и в оставшейся части пелетона. 10-ым и 11-ым были болиды Tyrrell, а 12-ым и 13-ым – Lotus.
Для команды Кена это был ещё один затратный уик-энд. После серии аварий в Монако Дидье Пирони получил на этот уик-энд новое шасси с индексом 009, но «прожило» оно недолго. В очень быстром повороте перед пит-лэйном Дидье вылетел с трассы, когда потерял заднее левое колесо. Машина смела 3 ряда ограждения, перед тем как очень сильно врезаться в барьер. Переднюю перегородку и часть монокока полностью оторвало от машины, но ноги Дидье – и всё остальное тело – каким-то образом не получили никаких повреждений. Было удивительным видеть гонщика пересаживающимся в запасную машину после такой аварии.
За недолгое время пребывания в Ф-1 Пирони попадал в достаточное большое число аварий, большинство из которых заварил не он, и неминуемо начинаешь спрашивать себя, когда это начнёт сказываться на его психике.
После аварии свободные заезды были остановлены на час, пока чинили заграждения и барьеры. Неудивительно, что Пирони не улучшил своё время на запасном болиде, а вот очень аккуратный и точный Жарье отыграл 0,5 с, опередив напарника.
« Машина очень не сбалансирована в быстрых поворотах, и на данный момент мы не можем найти способ это исправить». Так Марио Андретти отозвался о Lotus 80, который упрямо продолжал отказываться работать как Lotus. Чемпион мира мог выбирать из двух болидов: стандартного (с обычным задним крылом) и представленного в Сильверстоуне. Последний имел перепрофилированные понтоны и низкое заднее крыло, но Марио не был доволен им в пятницу, поэтому решил работать с предыдущей версией в последней части. «Она хороша в медленных и среднескоростных поворотах, вот почему её темп аналогичен тому, что был в Хараме и Зольдере», - сказал он. « Но на данный момент мы ничего не можем сделать с быстрыми поворотами». Доставляли ли ему проблемы перегрузки? « Пока машина в таком состоянии, я не знаю и не могу этого знать», - ухмыльнулся он. « Говорю вам, я был бы гораздо более рад беспокоиться насчёт перегрузок…»
Карлос Ройтеманн был на сотую медленнее Андретти и, как всегда, выступал на Lotus79 – с которой, казалось, он не спешил расставаться! Он также жаловался на недостаточное сцепление и был вынужден провести часть своего времени в запасной машине. В обеих частях пятничных заездов болид останавливался из-за неисправного выключателя аккумуляторной батареи. Однако, по крайней мере, Lotus 79 был выкрашен в традиционно тёмно-зелёный цвет, в отличие от хаки на Lotus80. Это был ещё один неудачный уик-энд для Lotus, а учитывая, что дальше в календаре идут скоростные трассы, их перспективы далеки от безоблачных.
Если всё пойдёт по плану, ГП Франции станет последним для Джона Уотсона на McLaren M28, будь она с индексом В, С или каким другим, и он не будет об этом сожалеть. М29 должна быть готова к Сильвестоуну и, как ожидается, она вытащит Джона из глубины пелетона. Свободные заезды были непримечательными, но он добился результата 1: 9,97, что значительно быстрее его времени на тестах после Монако. Патрик Тамбэ на М28, который теперь почти идентичен болиду Уотсона, оказался почти на секунду медленнее, зато его попадание в гонку стало просто облегчением после провалившихся попыток квалифицироваться в Зольдере и Монако.
Рядом с Уотсоном на восьмом ряду мы находим Wolf WR8, на этот раз со счастливым гонщиком за его рулём, ибо Кеке Росберг выказывает неисчерпаемый энтузиазм по поводу своей новой работы. В конечном итоге он был разочарован своей стартовой позицией и не имел возможности улучшить свой результат, так как двигатель отказал под конец последней сессии.
Пропустившие Монако Бруно Джакомелли и Alfa Romeo Totale cнова были в строю. Неудивительно, что итальянец страдал от отсутствия граунд-эффекта, но его Alfa была относительно надёжной – после некоторых проблем с системой впрыска – Бруно нашёл управляемость лучше прежнего, благодаря 12см пространству между двигателем и коробкой передач. Рядом с ним, на 18-ой позиции, разместился старый Copersucar F5A Эмерсона Фиттипальди, у которого были увеличенные закрылки в задней части понтонов. Эмерсон надеется, что обновлённая F6 будет готова к ГП Великобритании.
Болиды Патрезе и Масса страдали от проблем с перегревом во время свободных заездов, и, очевидно, им пришлось напряжённо работать в поворотах, чтобы компенсировать недостаточную поворачиваемость. С более отклонённым сидением, чем это принято в наше время, Патрезе сказал, что с физическое напряжение сильнее, чем со старыми машинами.
В конце пелетона оказались болиды Shadows (без «труб» на понтонах) Ламмерса и де Анджелиса, но итальянец получил это место только за счёт неожиданного отказа команды ATS от участия в гонке. Ганс Штук квалифицировал болид, но Гюнтер Шмидт отказался позволить ей гоняться в качестве протеста против квалификационных шин, которые дали его команде в последней сессии! Но надо сказать, что эта новость не привлекла к себе широкого внимания…
Так что после всего этого де Анджелис смог участвовать в гонке, стартовав с последнего ряда вместе с Эктором Ребаке на Lotus79, который должен был быть быстрее. Тем не менее, все 24 машины уступили поулу Марио Андретти 1977 года.
От лихорадочных кругов Артуро Марцарио на своём собственном болиде никто не ожидал достойного результата, а вот старания Патрика Гайара на Ensign были героическими. Предполагалось, что болид будет вести, конечно же, Тиф Ниддл, но Мо Нунн был разочарован, узнав, что англичанин не соответствует критериям для выдачи суперлицензии, что указывает на необходимость ознакомления с требованиями, ведь опыт Гайара едва ли равен опыту Ниддла. Никто не хочет возвращения Джимакса (прим.пер. - прозвище итальянского гонщика Карло Франки, который в единственном участии в Ф1 не прошёл квалификацию) в свободные заезды Формулы-1, но должны ли квалификации основываться только на списке достижений?
Учитывая всё это, Гайар провёл очень хорошую работу, и Нанн был весьма впечатлён его способностью описывать поведение машины.
См. также: «Чайники» подросли
1 | Жан-Пьер Жабуи | Renault | 80 | 1:35'20.42 | ||
2 | Жиль Вильнёв | Ferrari | 80 | 1:35'35.01 | Проблемы с управлением | |
3 | Рене Арну | Renault | 80 | 1:35'35.25 | Проблемы с двигателем | |
4 | Алан Джонс | Williams | 80 | 1:35'57.03 | ||
5 | Жан-Пьер Жарье | Tyrrell | 80 | 1:36'24.93 | ||
6 | Клей Регаццони | Williams | 80 | 1:36'25.93 | ||
7 | Джоди Шектер | Ferrari | 79 | |||
8 | Жак Лаффит | Ligier | 79 | |||
9 | Кеке Росберг | Wolf | 79 | Столкновение с Рейтеманном / проблемы с коробкой передач | ||
10 | Патрик Тамбэ | McLaren | 78 | |||
11 | Джон Уотсон | McLaren | 78 | |||
12 | Эктор Ребаке | Lotus | 78 | |||
13 | нф | Карлос Рейтеманн | Lotus | 77 | Столкновение с Росбергом | |
14 | Рикардо Патрезе | Arrows | 77 | |||
15 | Йохен Масс | Arrows | 75 | Проблемы с управлением | ||
16 | Элио де Анджелис | Shadow | 75 | |||
17 | Бруно Джакомелли | Alfa Romeo | 75 | |||
18 | Ян Ламмерс | Shadow | 73 | |||
нф | Дидье Пирони | Tyrrell | 71 | Подвеска | ||
нф | Эмерсон Фиттипальди | Copersucar | 53 | Утечка масла / двигатель | ||
нф | Нельсон Пике | Brabham | 52 | Авария | ||
нф | Марио Андретти | Lotus | 51 | Тормоза / подвеска / прокол | ||
нф | Жаки Икс | Ligier | 45 | Двигатель | ||
нф | Ники Лауда | Brabham | 23 | Разворот | ||
нс | Ханс-Йоахим Штук | ATS (Auto-Technisches Zubehor) | Спор из-за шин / отказ | |||
нкв | Патрик Гайяр | Ensign | ||||
нкв | Артуро Мерцарио | Merzario |
Найджел Робак