08-1979г. «Чайники» подросли
К середине 1979 года «формульная» программа компании Renault насчитывала два уже года, но все, чего удалось добиться французам за этот период - одно-единственное четвертое место. Столь многообещающее в теории решение как двигатель с турбонаддувом оказалось весьма непросто реализовать на практике. Первой проблемой мотора с нагнетателем стало так называемое запаздывание турбины. Поскольку турбина приводилась в действие от выходного вала двигателя, она раскручивалась до рабочего режима лишь спустя некоторое время после того, как гонщик нажимал на педаль «газа», и в течение этого промежутка мотор фактически оказывался полуторалитровым «атмосферником». Неудивительно, что на выходе из поворотов Renault резко отставал от машин конкурентов. Первоначально время запаздывания составляло около двух секунд, но уже к дебюту модели RS01 в 1977 году ее удалось сократить до 0,6 с, а в дальнейшем - всего до пары десятых.
Кроме того, мотор постоянно страдал от перегревов. Поскольку наддувный воздух проделывал долгий путь от воздухозаборника до собственно цилиндров, он успевал нагреться до слишком высокой температуры. Но и с этой проблемой удалось более-менее справиться - во-первых, один нагнетатель (ведущий родословную от магистрального грузовика!) уступил место двум, производства немецкой компании ККК, каждый из которых обслуживал три цилиндра, а во-вторых, появился специальный радиатор для промежуточного охлаждения воздуха. И тем не менее двигатель продолжал раз за разом подводить гонщиков Renault, сначала Жан-Пьера Жабуя, а с начала 1979 года - и второго пилота французской команды Рене Арну. Борьба с ним требовала немалых сил, поэтому шасси уделялось гораздо меньше внимания - собственный «автомобиль-крыло» RS10 французы построили лишь к середине сезона-79. Но и он не смог радикально изменить ситуацию.
Восьмым этапом чемпионата мира в календаре значился ГП Франции. На автодром «Дижон-Пренуа» все лидеры прибыли в сильнейшем составе, лишь в Ligier ветеран Жаки Икс заменил сломавшего ноги во время аварии дельтаплана Патрика Депайе. Еще одна перестановка произошла в Wolf - чемпион мира 1976 года Джеймс Хант устал бороться с медленной машиной и решил завершить карьеру. Место британца занял финн Кейо Росберг. Однако все внимание публики было, естественно, приковано к Renault.
Домашние стены помогли французской команде - погода выдалась прохладная, но сухая. Такие условия играли на руку турбомоторам. И с первой же квалификации Жабуй и Арну стали задавать тон. Лишь представляющий Ferrari Жиль Вильнев пытался состязаться с французами, но в результате остался лишь третьим, разделив второй ряд стартового поля с восходящей звездой Brabham Нельсоном Пике. Следом расположились их товарищи по команде - Джоди Шектер и Ники Лауда. Не повезло же Элио де Анджелису, дебютирующему в Ф-1 Патрику Геллару и выступающему за собственную команду Артуро Мерцарио - они не смогли преодолеть квалификационный барьер.
Однако в воскресенье Shadow де Анджелиса преспокойно стоял на стартовой решетке. Итальянцу невольно помог импульсивный владелец команды ATS Гюнтер Шмидт -взбешенный невысоким результатом Ханса Штука, он отправился к представителям Goodyear и потребовал предоставить команде мягкие квалификационные шины. Те, конечно же, отказали - ATS не входила в «лист приоритета» американцев. Недолго думая, Шмидт приказал механикам собираться, и вскоре команда покинула Дижон. А де Анджелис, хоть и финишировал в гонке 16-м, отстав от победителя на пять кругов, сыграл в ней далеко не самую последнюю роль.
Старт лучше всех принял Вильнев - проскочив между двумя Renault, канадец начал отрываться от преследователей. Арну же, напротив, едва не заглушил мотор и откатился во второй десяток. Но обгон следовал за обгоном, и к 11-му кругу Рене поднялся уже на четвертое место. Таким образом, четыре машины на шинах Michelin занимали в гонке четыре первые позиции. Однако если на Renault шины работали отменно, то гонщики Ferrari с первых кругов столкнулись с повышенным износом резины и, как следствие, ухудшившейся управляемостью автомобиля. Первой ее жертвой стал Шектер, пропустивший Арну на 15-м круге. А затем настал черед Жабуя. Победитель квалификации стал нагонять Вильнева, причем ситуация складывалась парадоксальным образом - при обгоне круговых Жилю удавалось чуть оторваться, но едва трасса пустела, мощь Renault давала себя знать. К середине дистанции Жабую удалось «повиснуть» на заднем антикрыле машины соперника. На 47-м круге Вильнева чуть притормозил отстающий на круг пилот, и этого оказалось достаточно - под рев трибун Renault возглавила гонку. Гонщиком, столь не вовремя оказавшимся на пути лидеров, был де Анджелис.
А вскоре произошел единственный за всю гонку сход пилота первой шестерки - в борьбе с Шектером и выступающим за Williams Аланом Джонсом вылетел с трассы и разбил машину Пике, поставив невеселую точку в выступлениях Brabham - еще раньше развернулся и заглушил мотор Лауда. Особых изменений в голове гонки, как будто, не наблюдалось. Жабуй успел оторваться от Вильнева уже на десяток секунд, а отрыв самого Жиля от Арну был и того больше. Однако шины заставляли канадца все больше сбрасывать скорость, и в Renault решили рискнуть. Конечно, ситуация и так складывалась замечательно, но возможность «дубля» на домашней трассе воодушевила французов. Получив сигнал с командного мостика, Рене помчался вперед, на целую секунду перекрыв рекорд трассы в гонке. И за десять кругов до финиша Вильнев увидел в зеркалах заднего вида уже вторую в этой гонке Renault. Но погоня далась Арну нелегко - теперь топлива в баках оставалось не так и много, и атаковать в полную силу он уже не мог.
Пять последних кругов этой гонки невероятно сложно описать словами, равно как и посчитать, сколько же раз красная и желтая машина менялись местами. Француз и канадец обгоняли друг друга там, где это, казалось бы, принципиально невозможно. Несколько раз автомобили выскакивали с трассы, но возвращались на асфальт и продолжали невероятный поединок. На предпоследний круг лидером отправился Вильнев, на последний - Арну. К заключительному повороту всей гонки автомобили приблизились параллельными курсами, в считаных сантиметрах друг от друга. Тормозить первым не хотел ни один из двоих. Чуть раньше педали коснулся француз.
Первое, что сделали гонщики, покинув машины, - крепко пожали друг другу руки. Ну а победный финиш Жан-Пьера Жабуя едва не остался незамеченным - так увлекла всех борьба за второе место. А ведь эта победа стала первым успехом турбомотора в Ф-1 и первым триумфом Renault в гонках Гран При после 1906 года.
См. также: Гран-При Франции 1979 года: Двойные турбонагнетатели
Александр Кабановский
Журнал "Формула-1", апрель 2003г.