Рейтинг пилотов 1985 года по версии Роба Уокера
Рейтинг пилотов 1985 года по версии Роба Уокера
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Роб Уокер: ежегодный рейтинг пилотов. 1985 г. (ч.2)

Роб Уокер: ежегодный рейтинг пилотов. 1985 г. (ч.2)

Роб Уокер: ежегодный рейтинг пилотов. 1985 г. (ч.1)
Третье место в Кубке Конструкторов разделили между собой Lotus-Renault и Williams-Honda. Lotus был хорош весь сезон, иногда занимая и первое и второе места. Шасси было великолепно во всех отношениях, это заслуга отличного проекта Жерара Дюкаружа, а вся команда под руководством Питера Уорра была дисциплинирована и надежна. Слабым звеном, к сожалению, оказался двигатель Renault, надежность которого не является его сильной стороной, а к концу года ему перестало хватать и мощности.
Айртон Сенна стал четвертым в чемпионате и выиграл два Гран При, оба раза под дождем. Семь раз он был на поул-позишн, и, возможно, я предвзят, но я считаю его главной сенсацией сезона. Примерно каждое десятилетие появляется выдающийся гонщик, такой как Хуан Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс, Джимми Кларк или Джеки Стюарт, и, думаю, Сенна займет свое место среди них. Стюарт говорит, что Сенна достигнет своего рассвета года через два. Его выступления под дождем - что-то необыкновенное; остальные гонщики и близко не могли приблизиться к нему, верный знак особого таланта.
Сенна полностью отдается своему пилотажу, и во время выступления концентрируется только на этом. Мартин Брандл рассказывал, как перед стартом в Спа, пока все остальные гонщики протирали щитки своих шлемов, поскольку шел дождь, Сенна прошелся до первого поворота посмотреть, как там скопилась вода. Его главный секрет в том, что он может затормозить гораздо позже любого, особенно в начале гонки. Айртон очень аккуратный гонщик, любящий свой болид, но требовательный к механикам, так же как и к себе. Некоторые пилоты не любят его и говорят, что он пользуется тактикой Ф3, но думаю, они просто завидуют ему, ведь даже когда у них более быстрые машины, Айртон может перетормозить их и обойти. К сожалению, эти гонщики мстят ему, сдерживая его за собой без особой необходимости.
Сенна очень сильно напоминает мне Стирлинга Мосса, особенно во время практики, когда он просто ждет пока кто-нибудь не пройдет быстрее его, и тогда он выезжает на трассу и немедленно бьет их время. Он провел плохую гонку в Австралии, хотя трижды выходил там в лидеры. (Немногим ранее он катался за катером на голых ступнях, неудачно упал и повредил себе внутреннее ухо. Он посетил госпиталь в Аделаиде и, возможно, это происшествие нарушило его координацию). Если бы не это, за его выступления я поставил бы ему самые высшие оценки, но они не заставят себя ждать. Он остается в Lotus, и я ставлю ему 9¼ баллов.
Элио де Анжелис, ставший пятым, начал год в потрясающей форме, финишировав в очках в первых семи гонках с одной победой, двумя 3-ми, 4-м и тремя 5-ми местами. К Монако он лидировал в личном зачете, но затем удача отвернулась от него, и даже он не смог совладать с техникой. Элио – быстр, аккуратен и бережлив с машиной, но думаю, его темперамент порой подводит его. Он, казалось, немного упал духом, и хотя будет он сражаться до конца, сохранить лучший настрой он так и не смог. Для меня же он один из самых милых, самых скромных гонщиков, с отличными манерами. Если не считать Проста, Элио стабильнее всех набирал очки и который уже год он заканчивает с отличным результатом, что говорит о том, что он очень аккуратен с машиной. Он уходит из Lotus, возможно из-за того, что чувствует, что Сенна пользуется перед ним предпочтением. Второй Lotus отдадут Джонни Дамфризу (шотландский граф). Этот год Элио проведет в Brabham и я ставлю ему 9 баллов.
Williams-Honda набрала одинаковое с ними количество очков в зачет команд, но хорош автомобиль стал лишь под конец сезона. В Брэндс Хэтч болид стал управляться как надо, одновременно с этим Honda внесла в двигатель ряд изменений, снизив мощность в верхнем диапазоне и увеличив крутящий момент в среднем. Это сделало двигатель гораздо более надежным и соответствующим требованиям.
Кеке Росберг, которого я знаю уже очень давно, финишировал в чемпионате третьим. Он победил в Детройте, на трассе, на которой не требуется хорошо управляемое шасси и которая не слишком напряженная для двигателя, но которая требует, чтобы у гонщика были большие яйца, которые у Кеке, безусловно, есть. Он без сомнения самый быстрый и напористый гонщик в Ф1, но я бы хотел, чтобы он хотя бы иногда немного сдерживался. А он любит просто послать болид вперед так быстро, как тот может, к большой радости того. С чуть меньшей экспрессией и чуть большей заботой о машине, думаю, он мог бы выиграть и другие гонки, хотя он отлично выступил в Аделаиде и должен был победить, и показал ошеломляющий пилотаж в Брэндс Хэтч и Кьялами. Но два момента разочаровали меня. Для него вид Сенны подобен красной тряпке для быка, что достойно сожаления. И второе, когда кто-то расстраивает Кеке, то он устраивает для него что-то вроде "теста для тормозов”, что не слишком то этично.
Например, Иван Капелли впервые выступал за рулем болида Ф1 в Брэндс Хэтч, на трассе, которую он никогда прежде не видел. Перед практикой Кен Тиррелл сказал ему: "Иди по обычной траектории, более быстрые машины обойдут тебя”. Капелли проходил поворот Paddock, когда увидел, что его быстро нагоняет Кеке, и освободил траекторию. Кеке уже собирался обходить его по внешней стороне трассы, так что ему пришлось пережить несколько неприятных моментов. Когда Кеке разобрался с этим и прошел Капелли, он нажал на тормоза, новичок не успел среагировать, разбив носовой обтекатель своего Tyrrell. В Аделаиде, когда у Сенны и Росберга завязалась интересная дуэль, Кеке неожиданно решил заехать в боксы. Сенна висел на хвосте у Кеке, как вдруг внезапно Кеке замедлился и свернул на пит-лейн. Сенна не смог избежать плоскости заднего крыла Росберга, которая начисто снесла переднее крыло Lotus и эффективно перечеркнула шансы Сены.
В начале сезона Росберг дал понять, что хочет уйти из Williams и собирается перейти в McLaren. После того как его напарник, Найжел Мэнселл, победил в Брэндс Хэтч и Кьялами, Кеке в шутку заметил: "Возможно, я выбрал не то”. Но я так не думаю, и я ставлю Кеке 9¼ баллов.
В Williams Росберга заменит Нельсон Пике. Берни Экклстоун не думал, что Фрэнк Уилльямс сможет позволить себе $3,3 млн., которые запрашивал Пике, так что Берни не беспокоился. Фрэнк Уилльямс пошел к Мистеру Хонда и сказал, что у него есть хорошая новость и плохая. Хорошей новостью было то, что он договорился с Пике насчет 1986 года. В ответ он услышал, "Так…” Плохой новостью было то, что это будет стоить Мистеру Хонда $3,3 млн. На это он услышал: "Хотите, чтобы я выписал чек или возьмете наличными?”
В начале сезона Найжел Мэнселл выступил стабилизирующим фактором Williams, но обычно он досрочно возвращал болид в боксы. Найжел давно уже считается невезучим гонщиком, особенно на родных Гран При. Но неожиданно удача повернулась к нему лицом, и он подтвердил доверие ему отличным вторым местом в Спа. Его пилотаж стал гораздо более зрелым и к Гран При Европы в Брэндс Хэтч он подошел с неплохими шансами. Довольно быстро повезло, что и было необходимо, ведь Росберга развернуло во время попытки обгона Сенны, а Пике не смог миновать Кеке. Двое основных его соперника сошли, а Найжелу больше ничего и не было надо, он возглавил гонку и безупречно впервые победил в Гран При. Перевалив за отметку в 72 Гран При, он не собирается останавливаться. В Южной Африке Госпожа Фортуна снова улыбнулась Найжелу: Кеке, едва обогнав своего напарника, попал на только что разлитую лужицу масла, его развернуло, а у Найжела оказалось достаточно времени, чтобы избежать подобной участи. После этого он провел идеальную гонку, и второй ряд подряд победил. Мэнселл остается с Williams и будет интересно посмотреть, как он будет выступать рядом с Пике. Я ставлю Найжелу 9 баллов.
Brabham-BMW стали пятыми среди конструкторов, больше у них не было одних из лучших шасси в пелотоне от Гордона Марри. Возможно, сказалось неожиданная необходимость использовать шины Pirelli, которые были не слишком хороши на старте сезона, но сильно улучшались по ходу года. (Pirelli взяли лишь Гран При Франции; Goodyear достались остальные Гран При). Двигатель BMW оказался едва ли не самым мощным, в своей квалификационной версии он давал порядка 1250 л.с., но о надежности оставалось только мечтать.
Плохо управляемое шасси, ненадежный мотор и шины, подходившие лишь некоторым трассам, все это затруднило оценку гонщиков, но я уверен, что Нельсон Пике все еще на вершине горы – и $3,3 млн. говорят об этом же. Он финишировал в очках лишь в пяти гонках, что сделало его восьмым. Он выиграл на Поль Рикар, продемонстрировав свое обычное мастерство, и был вторым в Монце. Также у него было несколько поул-позишн, но оказалось, что машину очень трудно сдвинуть с места, так что часто он терял это преимущество. Я убежден, что он должен был побеждать в Брэндс, если бы Кеке не развернуло перед ним, заодно захватив и его с трассы слишком рано.
Нельсон – непринужденный, очень спокойный, весьма умный человек. Он рад поговорить обо всем подряд, кроме автогонок. У него отличное чувство юмора и он любит устраивать розыгрыши. У него есть брызгающая ручка, которая всегда оплевывает людей, и эти так называемые чернила приходится смывать. Ганс Штук, попавшийся на этот фокус, попросил Пике достать такую же ручку и ему. Единственным различием стало то, что Нельсон заправил эту ручку настоящими чернилами. Ганс, также любящий розыгрыши, без задней мысли попробовал разыграть каких-то директоров Porsche. Они не были в восторге от этого. Пике переходит в Williams, и я ставлю ему 9½ баллов.
Второе место в Brabham в итоге занял Марк Зурер, и я думаю, это был мудрый выбор, а я знаю, что говорю, ведь я провел с ним немало времени. Ему потребовалось время, чтобы привыкнуть к болиду, а ведь известно, что второй пилот Brabham не пользуется большой поддержкой в команде. Все было сосредоточено на Пике, а Зуреру доставалось то, что оставалось. В данных обстоятельствах он показал себя очень хорошо, хотя и закончил год 13-м, трижды заработав очки. Несколько раз ему крайне не везло, когда он был неплохо расположен, особенно в Брэндс Хэтч, где он шел на гарантированное второе место, а затем машина сломалась всего за несколько кругов до финиша. Я уверен, что Марк великолепный второй гонщик, способный выигрывать Гран При и допускать минимум ошибок. Он возвращается в Arrows, спонсором которого теперь является Barclay, где он в свое время уже выступал. Я ставлю Марку 8½ баллов.
В списке конструкторов Ligier-Renault заняли 6-ую строчку. Команда буквально воспряла с возвращением Жака Лаффита в качестве пилота и конструктора Жеррара Ляррусса. Машина отлично управлялась, и я считаю, что самым слабым их местом был двигатель, который не мог считаться одним из лучших.
Жак Лаффит  самый старый гонщик в Ф1, ему уже 41 год, но он не потерял свой прежний запал. Он никогда излишне не напрягается на практиках, но удивительно, как он может гнать в гонке, без всяких геройств. Он завершил чемпионат девятым, став 3-им в Сильверстоуне и на Нюрбургринге, и заняв великолепное 2-ое место в Аделаиде. Он остается с Ligier еще на один год, и я ставлю ему 8¾ баллов.
Андреа де Чезариз был с Ligier до Монцы, но затем команда решила, что не может восстанавливать болиды так быстро, как Андреа списывает их, так что его заменили на Филиппа Штрайффа. Андреа без сомнения был быстр, но он редко доезжал до конца, и обычно машина оказывалась разбитой еще на полпути. Он был в очках лишь однажды, став 4-м в Имоле. Мне сложно оценивать его, ведь он достаточно быстр, чтобы побеждать в ГП, если конечно останется на трассе. Я ставлю ему 8¼ баллов, но в отношениях с женщинами он котируется куда выше.
Филипп Штрайфф для первого года в Ф1 хорошо поработал. Он провел 5 гонок, одна из которых была за Tyrrell в Южной Африке. В сущности, то его выступление за Tyrrell и стало худшим, ведь тогда он сошел с трассы. Его последняя гонка в Аделаиде стала лучшей, он стал 3-им. Тогда едва все не закончилось трагедией, когда за 2 круга до финиша его нагнал напарник, Лаффит. Филипп решил, что Жак отстал уже на круг и махнул ему, "Проезжай”, хотя на самом деле он оказался позади него. Штрайфф ударил Лаффита, едва не вынеся его с трассы и чуть не оторвав себе левое переднее колесо, это был настоящий удар в спину! К счастью, Лаффит смог финишировать 2-ым, а сам Штрейфф каким-то образом смог добраться до финиша 3-им. После было произнесено несколько крепких слов, но вскоре все было забыто. Штрайфф может уйти в Tyrrell и тогда его может заменить заводной Арну, который тогда воссоединится со своим бывшим в Renault боссом Лярруссом и Мишелем Тету в полностью французской команде. Я ставлю ему 8 баллов.
Роб Уокер: ежегодный рейтинг пилотов. 1985 г. (ч.3)

Перевод: Станислав Альбертинский

Журнал "Road & Track", May 86



Знаете ли Вы что...