Обзор сезона 1987г (ч.2)
Как обычно, команды основательно подготовились к новому сезону. Успешная команда McLaren, обеспечившая Ники Лауде чемпионский титул 1984 г., а Алену Просту – 1985 и 1986 гг., в 1987 г. имела в своем составе действующего Чемпиона Мира; тем временем, ушедшего Кеке Росберга сменил Стефан Йоханссон. Новой моделью являлся "MP4/3", разработанный еще Джоном Барнардом и оснащенный двигателем TAG-Porsche, который использовался на протяжении уже пятого сезона.
Williams FW11B был разработан под руководством Патрика Хэда, который, как всегда, смог воспользоваться специализированными знаниями аэродинамики Фрэнка Дерни. Эта модель являлась улучшенной версией прошлогоднего автомобиля и была оснащена мощной версией "RA167E" двигателя Honda V6. Во второй половине сезона Williams впервые использовали автомобиль с гидравлической системой управления клиренсом. Она управлялась компьютером, который поддерживал постоянное расстояние между днищем шасси и поверхностью трассы независимо от веса автомобиля, уменьшавшегося по ходу гонки по мере выработки топлива. Нельсон Пике и Найджел Мэнселл продолжили выступления за Williams, но они составляли отнюдь не гармоничную комбинацию, поскольку оба топ-пилота развязали между собой отчаянную борьбу.
Сразу же после прошлогоднего Гран-при Италии Гюстав Брюннер унаследовал конструкцию новой Ferrari Type F1-87, поэтому, когда в ноябре Джон Барнард перешел в Ferrari, он столкнулся с проектом, уже близким к завершению. Кроме того, до конца 1986 г. продолжалась работа над 2650-кубовой конструкцией двигателя "Indianapolis" V8, но эти планы снова пришлось отложить, поскольку Барнард решил сосредоточиться исключительно на Формуле Один. Но, несмотря на то, что проект Ferrari Indy был мертворожденным, работа над ним оказалась не напрасной, поскольку впоследствии двигатель V8 послужит отличной базой для участия Alfa Romeo в гонках серии CART.
Для сезона 1987 г. Ferrari не только разработали новое шасси для "Type F1-87", но и построили совершенно новый турбодвигатель V6, спроектированный бывшим инженером Renault Жан-Жаком Изом совместно с Ильдо Ренцетти. Размеры цилиндров (81Ч48,4 мм, 1496,4 см3) остались неизменными, но угол их развала был уменьшен со 120°, которые использовались с 1980 г., до 90°. Как и прежде, использовались электронно-цифровая система впрыска Weber-Marelli и американские турбокомпрессоры Garrett. Тем не менее, коробка передач была полностью переделана. Вместо традиционной поперечной коробки передач, использовавшейся с 1975 г., новый автомобиль получил продольную коробку передач с дифференциалом ZF. В течение сезона Ferrari не могли на равных состязаться по мощности с шестицилиндровыми Honda, но в конце сезона они все же одержали две победы, в Японии и Австралии. Гонщиками "F1-87" были Микеле Альборето и только что пришедший из Benetton Герхард Бергер. Команда Brabham постепенно опустилась до уровня середняков, но в 1987 г. она надеялась вернуть былую славу благодаря новому "BT56", разработанному Джоном Болдуином и Дэйвом Нортом. Бёрни Экклстоун продлил контракт с Риккардо Патрезе и взял ему в напарники его соотечественника Андреа де Чезариса.
В 1987 г. Lotus вновь продемонстрировали свои новаторские качества. В самом начале сезона они использовали то, что впоследствии станет известным как "активная" подвеска. Эта система, над которой Lotus работали в течение многих лет, управлялась компьютером с помощью гидравлики. От многочисленных датчиков информация постоянно поступала в компьютер, чей электронный мозг давал гидравлике соответствующие команды. Француз Жерар Дюкаруж, проводивший в Lotus пятый сезон, для нового сезона разработал Lotus 99T. Их гонщик № 1, Сенна, считался одним из главных фаворитов Чемпионата Мира. Вторым Lotus 99T пилотировал японский гонщик Формулы Два Сатору Накаджима. Кроме того, новым спонсором Lotus стала табачная компания R.J. Reynolds, реклама чьих сигарет Camel
теперь красовалась на желтых английских автомобилях. Наконец, Marlboro получили достойного конкурента на арене Формулы Один.
Benetton переключились на другую конструкцию Рори Бирна, "B187", оснащенную двигателем Ford F1 V6, которым прежде оснащались Lola. "B187" оказался очень быстрым автомобилем, но гонщиков Тео Фаби и Тьерри Бутсена поначалу подводил его высокий расход топлива. Однако, к середине сезона он добился прогресса после того, как специалисты Ford и Cosworth полностью пересмотрели систему турбонаддува.
Команда Arrows во главе с Джеки Оливером и Аланом Ризом наняла нового конструктора Росса Брауна, разработавшего модель "A10", которой в 1987 г. пилотировали Эдди Чивер и Дерек Уорвик. После разрыва контракта с Alfa Romeo конструктор Ligier Мишель Тетю вынужден был перепроектировать "Type 29B" под двигатель Megatron. Пьеркарло Гинцани, единственное оставшееся связующее звено с Alfa Romeo, стал товарищем по команде Рене Арну. Новый Ligier оказался не готовым к началу нового сезона в Рио-де-Жанейро и дебютировал лишь в следующей гонке Чемпионата Мира в Имоле.
В 1987 г. после многолетнего перерыва в Формулу Один вернулись March, щедро спонсируемые японской фирмой Leyton House. Гордон Коппак и Энди Браун построили March 781, который использовал двигатель Ford-Cosworth DFZ подготовки Mader и пилотировался Иваном Капелли, прежде выступавшим за Tyrrell и AGS по одноразовым контрактам. Капелли, бывшему Чемпиону итальянской Формулы Три и европейской Формулы 3000, прочили большое будущее в Формуле Один. Тем временем, в Tyrrell Морис Филлипп и Брайен Лислз разработали модель "016", оснащенную двигателем Cosworth, для гонщиков Джонатана Палмера, только что пришедшего из Zakspeed, и высокого француза Филиппа Штрайффа; позже к ним присоединился молодой француз Янник Дальма.
Недавно основанная фирма Larrousse-Calmels наняла француза Филиппа Алльо в качестве гонщика своего "LC87", разработанного в Lola Ральфом Беллами. Команда из Фаэнцы Minardi продолжила использовать турбодвигатели Motori-Moderni V6, несмотря на их явную ненадежность. Автомобилями команды должны были пилотировать Алессандро Наннини и испанец Адриан Кампос, который привел с собой долгожданного спонсора, Lois. Команда Osella, страдавшая от хронического недостатка финансов, модифицировала "FA1I" с
турбодвигателем Alfa Romeo V8 и поручила его молодому гонщику Алексу Каффи, хотя в течение года ее автомобилем пилотировали также Габриеле Тарквини и, позже, Франко Форини. Для небольшого предприятия AGS Кристиан Вандерплейн разработал "JH22" с двигателем Ford- Cosworth. В течение большей части сезона автомобилем пилотировал Паскаль Фабр, но в конце сезона его сменил бразилец Роберто Морено.
Во время тренировок перед Гран-при Италии появилась новая марка Coloni. Это был обычный автомобиль с двигателем Cosworth, разработанный для Энцо Колони Роберто Ори, но Никола Ларини не смог пройти квалификацию, и его дебют был отложен до гонки в Хересе.
В эйфельском Нидерциссене Крис Мерфи и Хайнц Цельнер построили новый Zakspeed Type 871, по- прежнему, оснащенный собственным четырехцилиндровым турбодвигателем Zakspeed. В качестве гонщиков были наняты Кристиан Даннер из Мюнхена и англичанин Мартин Брандл, но автомобиль вновь оказался неудачным.
В восьмидесятых годах в Формуле Один появилась телеметрия – компьютер стал управлять системой для сбора и обработки данных. Отныне можно было постоянно контролировать важнейшие функции автомобиля, касавшиеся работы подвески, шасси, кузова, шин, двигателя и его периферии. Пока автомобиль находился на трассе, можно было собирать данные о температуре, давлении, мощности, скорости, динамике и ускорении, а затем либо сохранить их в бортовом компьютере, либо передать в другой компьютер, находящийся в боксах. Естественно, сложную систему телеметрии могли позволить себе лишь команды с твердой финансовой поддержкой. В 1987 г. крупнейшим инвестором в эту область были Honda. На гонке-открытии в Рио-де-Жанейро присутствовало не менее 39-ти специалистов Honda. С другой стороны, Bosch делегировали в Бразилию лишь трех человек, заботившихся об автомобилях с двигателем TAG-Porsche.
Обзор сезона 1987г (ч.3)
Адриано Чимарости