16-1999 Гран-При Японии
Присутствовавшие журналисты грешным делом подумали, что Эдди имеет в виду японские увеселительные заведения, вроде Hard Rock Cafe в фешенебельном квартале Роппонги в Токио, где накануне Эдди играл рок-н-ролл с Дэмоном Хиллом. Но Ирвайн вдруг вытащил угрожающего размера фолиант. "Долгий путь к свободе”, автобиография Нельсона Манделы, – прочитали потрясенные представители прессы на обложке.
"Я думаю, если взглянуть на жизнь этого человека, то чемпионат Ф-1 покажется сущим пустяком, – неизвестно над чем иронизировал Ирвайн, – я уже на странице 645, а он все еще в тюрьме!”
Шутки шутками, однако журналисты все же отметили, что Эдди заметно нервничал и беспрерывно тряс ногой. Думаю, не будет преувеличением сказать, что оба претендента на титул в сложившейся ситуации ощущали себя игрушками в руках каких-то высших сил.
"Не так плохо, как выглядит”
Пятница, 29 октября. Свободные заезды. 11.00–12.00, 13.00–14.00
Интрига предстоящего уик-энда была проста: сумеет ли Ferrari удержать преимущество в 4 очка в обоих чемпионатах при том, что, как предполагалось, McLaren на Сузуке будет явно быстрее? Британская команда начала очень мощно. Лучшее свое время в пятницу Мика показал в начале тренировки, и ему даже не пришлось одевать свежие шины в конце дня, как это сделали Занарди, Баррикелло и Михаэль Шумахер, показавшие 5-й, 4-й и 3-й результат соответственно. Лучшее время Мики так и осталось лучшим. А Дэвиду Култхарду показать 2-й результат не помешала даже серьезная авария. Через 26 минут после начала 2-й половины сессии шотландец на первом же после перерыва летучем круге на 160 км/ч влетел в отбойники в серии "эсок” позади боксов, разбив левую сторону автомобиля. Гонщик выбрался из кабины невредимым, но был увезен в медицинский центр и на трассе в этот день больше не появился.
"Я переусердствовал в одном из поворотов, зашел слишком широко и наехал колесом на бордюрный камень, – рассказывал Култхард, – в результате, как только я дал газу, автомобиль закрутило, а места для того, чтобы поймать машину, там не было”.
После аварии Култхарда вывесили красные флаги, и заезды были остановлены на 13 минут. Были небольшие вылеты и у Хаккинена с М. Шумахером. Вообще все жаловались, что трасса скользкая и грязная, а шины слишком тверды, что затрудняет работу по настройке автомобилей. Френтцен был как всегда чрезвычайно близок к лидерам: он показал 3-е время, которое было впоследствии аннулировано за срез одного из поворотов, в результате он – 9-й. Дэмон Хилл застрял в гравии в первой же попытке и вернулся на трассу только во второй половине тренировки. У Херберта барахлил двигатель. У Вильнева текло масло. Физикелла встал в конце из-за поломки гидравлики.
Что касается результата Эдди Ирвайна, то это был просто удар для Ferrari – 10-е время. А ведь сколько было надежд накануне. "Я финишировал на Сузуке 6-м, 5-м, 4-м, 3-м и 2-м и теперь готов заполнить пробел в этой последовательности, – заявлял североирландец. – Сузука – практически домашняя для меня трасса. Я три года ездил здесь в местной Ф-3000, и могу проехать всю трассу с закрытыми глазами. Правда, не очень быстро”.
Возможно, Эдди действительно зажмурился: "Я не думаю, что все так плохо, как выглядит”. А выглядело все далеко не лучшим образом для Ferrari. Реальную оценку ситуации дал Михаэль Шумахер: "Эта трасса подходит нам не так хорошо, как автодром в Малайзии, который по требованиям к аэродинамике похож на Монако и Венгрию. На Сузуке много быстрых поворотов, в то время как наша машина имеет преимущество в медленных”.
На МР4/14 в пятницу появилось новое переднее антикрыло, а в Ferrari к завтрашнему дню ожидали модифицированный двигатель 048С. Что касается злополучных дефлекторов, то, хотя формально легитимность малайзийского варианта конструкции была доказана на суде в Париже, в Ferrari предпочли не рисковать и установили новые детали, где отклонения от требований регламента были нулевыми.
Перед боем
Суббота, 30 октября. Свободные заезды. 9.00–9.45, 10.15–11.00
Время Михаэля Шумахера в субботней тренировке оказалось почти на полсекунды лучше, чем у Хаккинена. Но было и одно "но”. Как и вчера, в самом конце сессии Михаэль надел свежий комплект резины. Сегодня это сработало. Хаккинен портить новые шины не стал, лучшее свое время показал, как и вчера, в начале тренировки и вместе с Култхардом откатал всю сессию на одном комплекте. Эдди Ирвайн изо всех сил старался соответствовать рангу основного претендента на титул. Увы, только 12-й результат при трех вылетах. Причем Эдди срезал "эску” на своем быстрейшем круге, и его лучшее время было аннулировано. В Ferrari заявили, что Михаэль поделится настройками с товарищем.
Продолжались неприятности у Култхарда. Вернее, у его механиков. После ночной работы над ремонтом разбитой в пятницу машины им пришлось срочно менять двигатель, который "умер” как только его утром завели для прогрева. А в перерыве пришлось менять один из датчиков. В результате Дэвид не смог подняться выше 7-го места.
Третьим стал надевший в конце новые шины Херберт. Баррикелло этого делать не стал и занял 6-ю строчку. 4-е время показал Френтцен, сначала на свежих шинах в начале сессии, а потом практически повторил свой результат в конце на стертой резине. Дэмон на этот раз не слишком отстал – 5-й. Williams Ральфа Шумахера занесло на большой скорости: минимальный ущерб при контакте с отработанными покрышками отбойников. У Такаги сгорел в самом начале тренировки двигатель его Arrows. Лука Бадоер вылетел и разбил нос своей Minardi. BAR Вильнева пострадал от неисправности приводного вала.
Вообще говоря, за спинами лидеров разгоралась не менее жаркая схватка. Stewart только на 3 очка опережал Williams в борьбе за 4-е место. Столько же отделяло Култхарда от Френтцена в борьбе за 3-ю строчку в личном зачете. И наконец, ожидалось продолжение суперсражения богатого новичка BAR с опытными финансовыми карликами Arrows и Minardi за 10-ю строчку и связанные с ней 10 млн призовых. Именно между этими командами шло самое острое соперничество: Arrows и Minardi опережали "новых британо-американцев” на 1 очко, причем вообще очков у этих команд на троих было столько же, сколько помещается на носу у Жака Вильнева.
Все или ничего
Суббота, 30 октября. Квалификация. 13.00–14.00
Первым на трассу вылетел Марк Жене, однако первое серьезное время показал Френтцен – 1’39.405. Но еще до истечения первого получаса первую строчку у него отнял Култхард – 1’38.871. Трулли прокатился по траве. Ральф Шумахер расшвырял отработанные покрышки в отбойниках, и желтые флаги маршалов заперли гонщиков в боксах. Наконец обломки Williams убрали, и на исходе первого получаса на трассе появился Михаэль, показав 1’38.032, – промежуточный поул. Ирвайн пока держался третьим за Култхардом.
Когда секундомер уже отсчитывал вторую половину сессии, на трассу выехал Мика Хаккинен. На первом участке он показал время, совпадающее с результатом Шумахера до третьего знака! На втором отрезке McLaren был чуть медленнее, но на финише разница между соперниками оказалась неуловимой в буквальном смысле этого слова: отставание – 0.000! И намерение хозяина трассы в Индианаполисе Тони Джорджа ввести на этапе в США систему измерения с точностью до десятитысячной уже не выглядело желанием просто пофорсить. Особенно в свете того, что Хилл и Баррикелло в этот день показали в итоге одинаковое до тысячных долей секунды время.
Через несколько минут Михаэль уже снова впереди – 1’37.879. Мика отвечает – 1’37.820 – и занимает 1-ю строчку. Финну удалось улучшить свое время несмотря на то, что второй сектор он прошел на 0.125 с хуже, чем в предыдущей попытке. Приближались решающие минуты. Шумахер выезжает и берет поул – 1’37.470! И тут же Ирвайн в своей третьей попытке, пытаясь любой ценой опередить Култхарда, вдребезги разбивает машину. "Мы изменили настройку переднего антикрыла, что привело к улучшению, но сделало автомобиль более нервным, и я не справился с заносом кормы машины. Шея у меня немного побаливает, но это не проблема”.
Авария Эдди все-таки имела тот положительный для Ferrari эффект, что сорвала третий быстрый круг Хаккинена. Отчасти по той же причине не удалась Мике и последняя попытка. Заезды остановили на 10 минут и возобновили за 7 минут до конца сессии. Эдди на машине медицинской службы примчался в боксы и занял место в запасном болиде. Одновременно с ним в последний бой устремились еще 17 машин. Столпотворение на трассе привело к коллизии с участием Хаккинена и Алези. Сицилиец заканчивал свой быстрый круг, когда впереди него в "эске” перед стартовой прямой возник McLaren финна, нарочно отстававшего от Френтцена, чтобы тот не помешал ему в заключительной попытке. Уклоняясь от столкновения, Алези срезал поворот, и его машину занесло прямо перед носом Хаккинена. Мика резко отвернул и в свою очередь оказался на обочине. Ему удалось вернуться на трассу и на грязных шинах совершить удивительно быстрый круг, но этого оказалось недостаточно.
Мика был очень зол на Алези: "У меня нет слов, чтобы охарактеризовать эту ситуацию: вас атакуют сзади, когда вы выходите из последней перед быстрым кругом "эски”. Вне себя был и Алези: "Просто не укладывается в голове! Я на быстром круге влетаю в последнюю "эску”, а Хаккинен неожиданно замедляется прямо передо мной. FIA должна внимательно рассмотреть этот случай. Это, возможно, стоило мне 6-го места!” – горячился Жан, оставшийся в результате этого инцидента 10-м.
Судьи вняли увещеваниям Алези, просмотрели видеозапись происшествия и определили, что это был обычный "гоночный инцидент”. В этом решении мало кто сомневался, т.к. среди принимавших решения были две весьма примечательные фигуры: ранее оскандалившиеся Пол Гутьяр, давший в 1997 году аналогичное определение столкновению Шумахера и Вильнева в Хересе, и – внимание – Назир Хусейн, ставший знаменитым после решения о победном штрафе Шумахера в Британии ’98, за которое его тогда лишили лицензии. В Японии состоялось его возвращение в мир Гран При. Надо полагать, что у обоих судей было только одно желание: только бы все прошло без осложнений. Вообще говоря, подобные назначения на решающую гонку сезона да еще после скандала в Малайзии выглядят достаточно странными. Впрочем, на этот счет каждый волен делать свои предположения.
Но вернемся к событиям на трассе. Эдди с Дэвидом не смогли улучшить своего времени в заключительные минуты. А вот Френтцену, невольному виновнику инцидента между Хаккиненом и Алези, удалось в последний момент оттеснить североирландца на 5-е место. Свою роль в успехе Jordan сыграл новый квалификационный вариант двигателя Mugen-Honda. Журналисты прозвали этот двигатель SSS – Suzuka Super Special, хотя сам Хиротоши Хонда утверждал, что беседовал со своими работниками, и никто из них не знает, как на самом деле называется эта модификация. Новая эволюция Evo7 Peugeot помогла и Prost, гонщики которой обосновались на 6-й и 7-й позициях. Сыграл свою роль новый Ford Series 3 и в Stewart: Джонни Херберт занял вполне приличное 8-е место. Утечка в водяном контуре охлаждения двигателя заставила Рубенса Баррикелло пересесть на запасной автомобиль – только 13-й результат. А вот Ральф Шумахер, тоже пересевший на запасную машину после того, как разбил основную в первой же попытке, сумел уцепиться за 9-ю строчку. Занарди – только 16-й. "Я сделал неправильный выбор. Ситуация была такова: либо все, либо ничего. Я ошибся”. Увы, похоже, это так. Вильнев заявил, что выжал все из автомобиля. "Мы только в одной десятой от 6-го места. Но в этой десятой уместилось пять результатов”.
Местный герой Тора Такаги лидировал в привычной четверке аутсайдеров. Бадоер поскользнулся на "каком-то масляном пятне” и разбил автомобиль.
Справедливость по расчету
Воскресенье, 31 октября. Warm-up. 8.30–9.00
Разогрев начал Френтцен. За ним выехали опробовать машины все остальные. Но вернулись с трассы не все – де ла Роса вылетел и разбил свой Arrows. После небольшой борьбы с Михаэлем Шумахером первую строчку занял Хаккинен. Ирвайн отстал от обоих почти на 1,5 секунды, еще раз подтвердив, что главная его надежда – это Шумахер.
23-й поул Шумахера оставлял Ferrari пространство для всевозможных маневров, однако два автомобиля, в числе которых McLaren Култхарда, разделявшие товарищей по команде, сводили практически на нет все возможные тактические ухищрения. "Эдди может быть уверен, что он получит любую помощь. Но лучшее, что я могу сделать для него и Ferrari, это выиграть гонку”, – заявил Шумахер. Лучшее и, пожалуй, единственное.
Всего на одну строчку отодвинул Френтцен Ирвайна в конце квалификации, а между тем это одно место в корне меняло ситуацию для Эдди. В обоих чемпионатах Ferrari опережала McLaren на 4 очка. Если бы гонка закончилась в том же порядке, в каком автомобилям предстояло выйти на старт, то Ferrari одерживала командную победу, а Мика Хаккинен – становился чемпионом, потому что при равенстве очков с Ирвайном он будет иметь преимущество как занявший большее количество 2-х мест при одинаковом с Эдди числе побед. Но стоило Ирвайну оказаться на одну строчку выше, и он – чемпион… по итогам субботних заездов. Но квалификация закончилась так, как закончилась.
Практически вся пресса и весь паддок, отзываясь в самых восторженных тонах о грядущем "величайшем финале одного из самых напряженных чемпионатов в истории Ф-1”, с первого дня тренировок занималась подсчетом вариантов, при которых Кубок конструкторов доставался Ferrari, а титул чемпиона мира среди гонщиков – Мике Хаккинену. Назовем эти разговоры стремлением к высшей справедливости. Не секрет, что в Ф-1 многие желают победы Ferrari. Вместе с тем, Мика Хаккинен выглядит более заслуживающим чемпионского титула. Ведь Эдди Ирвайн мог стать чемпионом, ни разу за весь сезон не завоевавшим поул-позишн. Вряд ли это будет выглядеть справедливо, особенно учитывая, что одну из его четырех побед ему подарил Мика Сало, другую – хромой Шумахер и адвокаты, а вклад в успехи Ferrari соперников из McLaren вообще трудно переоценить. Можно даже предположить, учитывая ситуацию с Шумахером и сложные взаимоотношения Ирвайна с командой, что возможное чемпионство Эдди в глубине души должно даже пугать итальянцев. Дележ чемпионатов устраивал даже McLaren: "Завтра, если мы получим тот же результат, мы достигнем желаемого”, – подтверждает Норберт Хауг.
Одним словом, данный расклад устраивал всех (кроме Ирвайна, разумеется). Поэтому фразы, вроде той, что "нас ждет наиболее интригующая тактическая борьба за всю историю Формулы-1”, звучали довольно двусмысленно. Был, правда, и еще один вариант… Это был "вариант Господа Бога”. Ведь при сходе Хаккинена по любой причине Эдди Ирвайн мог начинать праздновать свое чемпионство прямо на трассе. Так что тактика самого Хаккинена была предельна проста: "Следить за огнями! Выйти на старт и смотреть, что происходит с огнями!”
Слишком много, чтобы терять
Воскресенье, 31 октября. Гонка. 13.00
Это утро итальянские газетчики окрестили "красным восходом”. Рестораны и ночные клубы в Риме работали всю ночь, чтобы их посетители смогли дождаться прямой трансляции на рассвете. В Маранелло на главной площади перед огромными экранами собралось 40 000 человек: практически все население, включая женщин, собак и младенцев. Местный священник Дон Альберто Бернардони уже потирал руки, готовясь бить в колокола, как он всегда делал в ознаменование побед Ferrari.
"В этой гонке все решится в первом повороте”, – заявил Михаэль накануне. Понимал это и Хаккинен. Понимали и Ирвайн с Култхардом. На старте Дэвид резко взял вправо со своей третьей позиции, пытаясь заблокировать Эдди, но вместо этого заблокировал стартовавшего 4-м Френтцена. В результате гонщик Ferrari со своего 5-го места обошел обоих слева. И хотя справа всех троих просто-напросто объехал по бровке стоявший под светофорами 6-м Оливье Панис, это было уже неважно. Эдди сделал свою часть работы: он четвертый, следовательно, он – чемпион мира! И оба кубка у Ferrari! При условии, конечно, если гонку выиграет Шумахер. Но…
Неприятности для Михаэля начались еще на разогревочном круге. Ferrari как-то странно дернулась, но все-таки тронулась с места и устремилась вслед за улетевшим вперед Хаккиненом. Ситуация повторилась и на старте гонки. Михаэль замешкался, а Мика стартовал блестяще и к первому повороту пришел в одиночестве. Это было то самое одиночество, которое принято называть гордым. И финн сохранил его до самого финиша. В конце первого круга Хаккинен опережал М. Шумахера почти на секунду, третьим шел Панис, которого преследовали Ирвайн, Култхард и Френтцен. Этот "расклад” обещал чемпионство для Мики и командную победу для Ferrari.
Еще одним героем старта, в кавычках и без, стал Алекс Занарди. Двукратный чемпион CART обошел пятерых соперников на прямой, затем обогнал еще двоих, как вдруг… "Сам собой сработал ограничитель скорости на пит-лейн, а когда я попытался отключить его, двигатель неожиданно перешел на нейтраль и заглох, и все что я смог сделать – это припарковать автомобиль”.
4-й круг – из-за поломки двигателя сходит перспективный Трулли. Оставшийся в следующем году без места Панис по-прежнему 3-й. Оливье в следующем году станет тест-пилотом McLaren и будет выступать за команду Mercedes-Benz в кузовном чемпионате Германии. В связи с этим возникал законный вопрос, не захочет ли он сыграть в интересах своих новых хозяев и попридержать Эдди. Однако Панис летел как на крыльях. А испытывавший проблемы со сцеплением (исчезнувшие после первого пит-стопа) Ирвайн тащился сзади на приличном удалении.
Мика один за другим делает 6 быстрейших кругов в гонке и к 10-му кругу отрывается от Шумахера на 5.9 с. Панис отстает от Михаэля на 12.3 с, Ирвайн держится за ним в 2.7 с. Култхард сел Эдди на хвост, не предпринимая попыток обгона. Все ждали первой волны дозаправок.
На 14-м круге в Spoon вылетает в гравий Хилл. Следует заезд в боксы и замена носового обтекателя, а на 21-м круге Дэмон просто загоняет машину в гараж. "Я решил, что, продолжая, мало что приобретаю, а потерять могу слишком много”. Хилл признал, что его мысли в этой гонке с самого начала были с женой и детьми, а вылет на скорости 200 км/ч напомнил ему, что он ежесекундно рискует жизнью, оставаясь на трассе. И ради чего?
На 16-м круге заезжает на пит-лейн Оливье Панис, а на 19-м – Хаккинен, намекая на одну из причин великолепного старта и преимущества в скорости на первом этапе – меньшее количество топлива в баках. Однако Оливье не пришлось воспользоваться плодами своей тактики. Вскоре поломка привода генератора лишила его автомобиль электропитания и коробки передач, и француз выбывает из Гран При.
Шумахер-старший заправляется и меняет шины на 22-м и возвращает лидерство Хаккинену. На том же 22-м круге совершает пит-стоп Култхард. Ирвайн ныряет в боксы на 23-м и… выезжает позади Дэвида. Оба титула у McLaren!
Но британцы явно нацелены удержать в руках заветного журавля, оставляя Ferrari ловить синицу Кубка конструкторов. Вместо того, чтобы устремиться вперед и закрепить преимущество, Култхард начинает тормозить Ирвайна, стараясь подставить его под удары Френтцена и Ральфа Шумахера. Дэвид проходит свои круги в среднем на 3 с медленнее Хаккинена.
Между тем Михаэль постепенно начинает настигать Мику. На 31-м круге он устанавливает окончательное быстрейшее время в гонке. Но разрыв сокращается слишком медленно – по 0.2 с на круге. Чтобы таким темпом преодолеть отставание в 8 с от Мики, Михаэлю понадобилось бы 40 кругов. А их оставалось в два раза меньше. Да к тому же Мику надо было еще и обогнать. Впрочем, была еще "тактика Гастелло”. Однако вряд ли немец решился бы на какие-то резкие действия. Слишком много он мог бы потерять при этом. А приобрести – лишь сомнительное чемпионство для Ирвайна. Не говорю уже о морали. Словом, ситуация для Ferrari хуже не придумаешь.
На 32-м круге Ирвайн совершил вторую дозаправку, а на 33-м – Дэвид, видимо расслабившись, слишком широко зашел в поворот, чиркнул колесом по траве, поставил машину боком и аккуратно сбрил стальным отбойником усы передних антикрыльев вместе с кончиком носа своего McLaren. Кубок конструкторов переходит к Ferrari!
Но приключения шотландца в Японии на этом не заканчиваются. Дэвид добирается до боксов и возвращается на трассу впереди Ferrari Шумахера. Его McLaren явно испытывает проблемы, он едет очень медленно, его кидает из стороны в сторону. Михаэль не может обогнать Дэвида, в результате его отставание от Мики возрастает с мучительно отвоеванных 6 до 10 с, после чего Дэвид подчеркнуто вежливо – помахав рукой – пропускает соперника вперед. Михаэль, обгоняя, показывает ему кулак. Вскоре после этого обмена жестами Дэвид окончательно выбывает из гонки с неработающей гидравликой.
После гонки журналисты не без удовольствия ожидали, в каких именно выражениях соперники будут ругать друг друга. Михаэль Шумахер на пресс-конференции после финиша недвусмысленно намекнул, что в свете сегодняшнего "поступка” он сомневается, был ли Дэвид честен с ним в Спа в прошлом году. Шотландец в ответ пригрозил немцу судебным иском "за клевету” и потребовал публичных извинений. Култхард пошел даже дальше и обвинил в неискренности самого Шумахера: "В глубине души он совершенно счастлив достигнутым результатом, потому что не хотел, чтобы Ирвайн выиграл чемпионат. Он сам не прочь стать следующим чемпионом Ferrari”.
Следует очередная волна дозаправок, после которых Мика опережает Михаэля на те же 10 с. Этот разрыв продержался почти до конца. Мика держит темп издевательски точно. Лишь на последних двух кругах финн сбрасывает скорость и пересекает заветную черту в 5 с впереди немца. Эдди отстает почти на круг. Кроме того, у него побаливает после вчерашней аварии шея. Поэтому он не может зевать. Ведь последнюю треть гонки, как скажет Эдди на пресс-конференции, ему было скучно. Он смотрит не на трассу, а на большие экраны по обочинам, ожидая, что на них покажут плачущего у разбитого автомобиля Мику. Но этот вариант не прошел. Японский бог в этот день любил Мику.
Четвертым финишировал Френтцен, закрепивший свое 3-е место в личном зачете. После схода Занарди отдуваться за всю команду Williams опять пришлось Ральфу Шумахеру. Он пришел к финишу 5-м, но этого оказалось недостаточно – несмотря на то, что ни Херберт (7-й), ни Баррикелло (8-й) очков не набрали, Williams уступил Stewart место в большой четверке.
Девятым пришел Вильнев, двенадцатым – его товарищ по BAR Зонта. Несмотря на первый в сезоне финиш двух своих автомобилей, BAR так и не сумел снискать в этом году симпатии фортуны: ни одного очка и последнее место. Триумфаторами стали Minardi, замкнувшие десятку, хотя ни один из ее гонщиков не закончил гонку. Вурц финишировал 10-м, Диниц – 11-м, и это все, что о них можно сказать.
Кроме Жака Вильнева с Рикардо Зонтой в "нулевой клуб” по итогам сезона вошли Сарразен, Занарди, Такаги и Бадоер. А вот Жан Алези сумел удвоить свой очковый запас в последней гонке. Француз вырвал-таки шестое место в схватке с Джонни Хербертом благодаря слаженной работе механиков на пит-стопе. "Мой второй пит-стоп был прекрасен, как Мадонна, – ликовал француз. – Когда Джонни выехал из боксов, мы вошли в первый поворот бок о бок”. Херберт, заезжая на свой пит-стоп, не был виден за Arrows Такаги и застал механиков врасплох. Видимо, они засмотрелись на новый шлем Торы, который, однако, не помог японцу: сход на 43-м круге из-за поломки коробки передач.
Последним финишную черту пересек де ла Роса. А последним выбыл Физикелла, сошедший за 5 кругов до финиша из-за неисправности, которую команда назвала "проблемой смазки”.
Так закончились эта гонка и этот чемпионат. Ко всеобщему удовлетворению. Слишком много и слишком многие теряли при других раскладах, не приобретая, по существу, ничего. Рон Деннис назвал последний этап "почти идеальным уик-эндом”. Ди Монтеземоло, на этот раз не поехавший в Японию, после гонки вышел из здания завода Ferrari и ненадолго смешался с толпой, чтобы пожать руки людям и сказать им "спасибо” за поддержку. Президент Ferrari заявил, что "вполне удовлетворен итогом, так как в ходе чемпионата был момент, когда вообще не было никаких надежд”.
Даже Ирвайн, главный и по большому счету единственный пострадавший в этой ситуации, не выглядел слишком удрученным: "Это не причина плакать. Я теперь легенда. Я могу танцевать на столах в ночных клубах, не испытывая никаких проблем”.
Сколько волнений было накануне! Но, честно говоря, сейчас, спустя несколько дней, почему-то кажется, что иного результата у решающей гонки 50-го чемпионата и быть не могло. Вы понимаете, что я говорю о высшей справедливости.
1 | Мика Хаккинен | McLaren | 53 | 1:31'18.785 | ||
2 | Михаэль Шумахер | Ferrari | 53 | 1:31'23.800 | ||
3 | Эдди Эрвайн | Ferrari | 53 | 1:32'54.473 | ||
4 | Хайнц-Харальд Френтцен | Jordan | 53 | 1:32'57.420 | ||
5 | Ральф Шумахер | Williams | 53 | 1:32'58.279 | ||
6 | Жан Алези | Sauber | 52 | 1:31'31.101 | ||
7 | Джонни Херберт | Stewart | 52 | 1:31'33.352 | ||
8 | Рубенс Баррикелло | Stewart | 52 | 1:31'34.255 | ||
9 | Жак Вильнёв | BAR | 52 | 1:31'46.116 | ||
10 | Александр Вурц | Benetton | 52 | 1:31'55.310 | ||
11 | Педро-Паулу Диниц | Sauber | 52 | 1:32'16.261 | ||
12 | Рикардо Зонта | BAR | 52 | 1:32'44.138 | ||
13 | Педро де ла Роcа | Arrows | 51 | 1:31'39.478 | ||
14 | нф | Джанкарло Физикелла | Benetton | 47 | 1:23'50.733 | Двигатель |
нф | Тораносуке Такаги | Arrows | 43 | 1:18'01.322 | Коробка передач | |
нф | Лука Бадоер | Minardi | 43 | 1:18'30.595 | Двигатель | |
нф | Дэвид Култард | McLaren | 39 | 1:09'15.879 | Авария / пит-стоп / переднее антикрыло / гидравлика | |
нф | Марк Жене | Minardi | 31 | 55'30.367 | Коробка передач | |
нф | Дэймон Хилл | Jordan | 21 | 38'00.930 | Разворот / пит-стоп / переднее антикрыло / отказ продолжать гонку | |
нф | Оливье Панис | Prost | 19 | 33'48.473 | Привод генератора | |
нф | Ярно Трулли | Prost | 3 | 5'22.709 | Двигатель | |
нф | Алессандро Дзанарди | Williams | 0 | Электрика |
Текст: Леонид Ситник
Журнал "Формула-1" декабрь, 1999