Jaguar R3: Холодный блеск
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Холодный блеск

Холодный блеск

Еще за полчаса до начала презентации нового Jaguar R3 на заводе команды мало что говорило об этом торжественном событии. Английская провинция медленно оживала после рождественских и новогодних праздников, и жители небольшого городка Милтон-Кейнс в этот холодный и ясный январский день не обращали никакого внимания на немногочисленных журналистов, прибывавших к дверям штаб-квартиры Jaguar Racing. Холодная атмосфера воцарилась и внутри: разговоры затихали сами собой, и в наступившем безмолвии слышны были только шаги обслуживающего персонала, разносящего по кругу фужеры с молочными коктейлями и фруктовым соком. Некоторое оживление внес своим появлением Ники Лауда, но он проследовал прямиком к группе телевизионщиков, ледяным взглядом давая понять остальным, что "разберется” с ними попозже.
В зале царил полумрак. Единственный луч света падал на постамент, где стоял окутанный покрывалом главный виновник торжества. За длинным столом президиума (совсем в духе какого-нибудь скучного партсобрания) разместились официальные лица. Выслушав видеоприветствие президента Jaguar Cars Вольфганга Райтцле, пилоты команды Эдди Ирвайн и Педро де ла Роса сняли, наконец, покров тайны с R3.


От прежней модели R2 осталась только окраска кузова. Все остальное – новое. Двигатель не в счет. По словам Ники Лауды, мотор пока тот же, что и в прошлом году. Монокок R3 исключительно компактен, и к тому же его передняя часть необычно высоко расположена над полотном трассы или, точнее говоря, над базовой плоскостью (рис. 1). По сравнению с предшественником расстояние от ножевидной зоны днища(3) до низа передней части монокока увеличилось на 70 мм. Сделано это было по настоянию специалистов по аэродинамике, стремившихся таким образом улучшить качество воздушного потока в зоне за передним антикрылом. Исходной точкой для Джона Расселла, создателя этого автомобиля, послужила идея, предложенная инженерами Sauber два года назад, однако она была реализована иначе. В данном случае передняя часть нижних треугольных рычагов подвески крепится к центральному небольшому килю (1), а задняя часть к двум килям поменьше (2). Слегка изогнутые пилоны(4) переднего антикрыла являются своеобразными направляющими для воздуха, обтекающего R3 снизу. Боковые потоки упорядочили другим способом. Для этого воображаемая ось передних колес была сдвинута вперед на 40 мм. В результате увеличилась длина "каналов” (идущих к воздухозаборникам радиаторов) между внутренней частью покрышек и боковинами кузова.
Изменение конфигурации передней части монокока повлияло на конструкцию машины в целом. В частности, посадка гонщика стала более горизонтальной, а его ступни поднялись вверх примерно на 80 мм. На нижней части монокока, в зоне, где располагаются пятки пилота, можно заметить небольшие наплывы. "Микст” конструктивных решений из прошлогоднего арсенала Ferrari и McLaren представляют собой защитные боковины кокпита. Они отделены от капота двигателя своеобразным каналом, плюс на них расположены маленькие кили. Полной переделке подверглись деформируемые зоны. Новый автомобиль без проблем прошел крэш-тесты на сопротивляемость боковому удару, хотя R3 легче предыдущей модели на 30 кг. Что конструкторы посчитали необходимым сохранить, так это бензобак увеличенной емкости. Конфигурация диффузора изменилась. И это единственная часть машины, на которую так и не разрешили взглянуть журналистам.



Перепроектирована и подвеска нового автомобиля. В передней роль упругих элементов, как и раньше, выполняют торсионы, но в задней они заменены на классические витые пружины, поскольку картер коробки передач стал существенно уже. Верхние треугольные рычаги передней подвески закрыты крыловидными обтекателями, внутри которых проходят рулевые тяги. Вновь, как и на Stewart 1998 года, спроектированном Аланом Дженкинсом, задняя подвеска многорычажная (рис. 2) . Вместо единого верхнего треугольного рычага – два отдельных (1). То же и внизу. Причем эти рычаги (2) накладываются друг на друга в зоне у цапфы ступицы и крепятся ближе к ее передней кромке. Утверждается, что такой способ установки позволяет оптимизировать конфигурацию боковых каналов диффузора. Ближе к центру цапфы ступицы крепится тяга регулировки схождения колес(3). Стрелкой (4) отмечена реактивная тяга. Радикально изменилось расположение тормозных суппортов. На R2, чтобы притопить центр тяжести, они крепились горизонтально внизу, но от этого страдала геометрия подвески. Теперь суппорты (5) перенесены вверх.
7-ступенчатая коробка передач создана на основе КПП, использовавшейся в прошлом сезоне. У нее новый, более компактный картер, который по-прежнему выполнен из магниевого сплава. Что касается двигателя, то R3 начнут чемпионат, имея под капотами очередную версию прошлогоднего V10. Появление действительно нового мотора ожидается к Гран При Сан-Марино.
В теле "дикой кошки” с 2002 года потечет новая "кровь”. После прекращения сотрудничества с компанией Texaco первоначально планировалось, что новым поставщиком горюче-смазочных материалов для нужд команды станет другой нефтяной гигант – British Petroleum, чья зеленая эмблема так гармонирует с цветами английской "конюшни”. Но в BP решили продвигать уже знакомую любителям Формулы-1 по сотрудничеству с командой BMW марку Castrol. В прошлом этот союз уже приносил победы Jaguar, например, на гонках спортпрототипов в Ле-Мане и Дайтоне в конце 80-х годов…
Внимание гостей привлекли цифры 007 на боковых зеркалах машины. Это не логотип нового спонсора, а символ самого известного киношпиона – Джеймса Бонда. Когда-то, в начале своей карьеры, знаменитый киногерой в исполнении Шона Коннери ловко уходил от погони на автомобилях Aston Martin. Прошли годы, Джеймс Бонд поменял множество лиц, женщин и автомобилей, и вот пришла пора вернуться к автоистокам. В новой серии своих приключений агент 007 вновь будет разъезжать на классическом английском Aston Martin, который производится теперь на заводе, принадлежащем, как и Jaguar, группе Ford. Поговаривают, что в съемках примет участие и Ники Лауда, который будет помогать отважному герою в борьбе с международным злом. Естественно, он будет управлять машиной Формулы-1. Именно для обретения утраченных навыков Лауда намерен вновь сесть за руль гоночного автомобиля.
Каким актером окажется Ники Лауда, неизвестно, но на презентации он так до конца и ходил по залу с ледяным спокойствием, иногда нехотя отвечая на вопросы назойливых журналистов. И даже славящийся своим бойким языком Эдди Ирвайн на этот раз, словно подыгрывая своему боссу, демонстрировал поистине британскую чопорность. Единственное живое впечатление, которым Ирвайн захотел поделиться, было таково: "Сиденье расположено достаточно низко, и пилот практически лежит в кокпите. Как в Ferrari 1999 года, на которой мне довелось выступать”. А потом, подумав, добавил: "Это первый нормальный Jaguar, который мы сделали”. И его глаза сверкнули холодным блеском.

Дмитрий Ситник, Михаил Козлов

Журнал "Формула-1" февраль, 2002



Знаете ли Вы что...