История появления автомобиля Maybach в Формуле-1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Maybach в Формуле-1

Maybach в Формуле-1

FIA нынче жестко карает команды за малейшие отступления от Регламента Ф1, борется за унифицирование аэродинамики и уже давно прижал к ногтю моторостроителей, приведя все двигатели к «единому знаменателю». А ведь были времена, когда никто не стоял над душой инженеров, не хватал его за руки и не совал в лицо Технический Регламент. Именно тогда и появлялись на свет совершенно уникальные машины, каждая со своей историей, подчас чрезвычайно удивительной…
В далеком 1947 году в Австралию на военном корабле прибыл вполне тривиальный груз – захваченный пятью годами ранее в Северной Африке немецкий полугусеничный бронетранспортер. Он несколько лет простоял на английской военной базе, после чего был благополучно отправлен в Мельбурн, как не представлявший военной ценности. В Австралии его быстренько разобрали на запчасти, которые моментально исчезли среди всяческого мусора, металлолома и запчастей. Единственной ценностью был двигатель Maybach, который быстренько купил за 40 фунтов некто Чарли Дин, работавший в компании Repco. Дин был профессиональным мотористом, и новое приобретение интересовало его исключительно с познавательной и технической точек зрения. Мотор был, мягко говоря, немаленьким – шестицилиндровый, рядный, он имел рабочий объем 3,8 литра, и занимал половину небольшого гаража Чарли. При всем своем солидном объеме он выдавал всего 100 КW, и раскручивался лишь до 3000 оборотов. Впрочем, для начала работы Дину этого вполне хватило.

Двигатель Maybach

По прошествии полугода, потратив массу сил и времени, он благополучно выкатил из гаража полноценную гоночную машину, построенную вокруг того самого некогда военного двигателя. Шасси было собрано, в буквальном смысле, из всего, что попалось под руку, – переднюю подвеску позаимствовали у дорожного Studebaker, коробку передач - у FIAT. Вот уж воистину, наверное, никогда автоспорт не был так близок к обычным автомобилям. Сам мотор тоже претерпел определенные изменения – Дин расточил его до 4,2 литров.
В гонках машина дебютировала в январе 1948 на Гран При Австралии. За рулем сидел сам Дин, бывший, как и многие конструкторы спортивных машин, гонщиком любителем. К сожалению, запаса прочности Maybach Special, как назвали машину, хватило всего на 12 кругов. Чарли пришлось сойти из-за отказа магнето, тоже, кстати, снятого с какого-то дорожного автомобиля… Весь год прошел в доводке машины и участии в небольших местных гонках, благо, их в Австралии проводилось немало. Благодаря так называемой «свободной формуле» – принципу, по которому к старту допускались все желающие, вне зависимости от объема двигателя и веса машины, – Maybach Special в скором времени стал выигрывать гонки, а затем и вовсе приобрел славу «самого быстрого австралийского гоночного автомобиля», трижды подряд выиграв Victorian Trophy
Итак, Австралия была покорена – теперь нужно было подтвердить высокое звание на международном уровне. Такая возможность представилась в 1950 году во время Гран При Австралии. К тому времени Дин уже понял, что его гоночных талантов маловато для успешных выступлений на солидном уровне, и уступил место в кокпите Стэну Джонсу, отцу Чемпиона Мира 1980 года Алана Джонса, полностью сосредоточившись на инженерной работе. В гонке Стэн какое-то время лидировал, но в итоге финишировал вторым – это был несомненный успех!


Стэн Джонс за рулем Maybach

В 1953 году Дин представил новое шасси Maybach Special MkII, построенное вокруг все того же «военного» двигателя. Оно было специально построено, а не собрано из подручных материалов, а значит, имело гораздо меньший вес и адекватней реагировало на настройки. А уже девятого января 1954 года Стэн Джонс вывел Maybach MkII на старт первого в истории ГП Новой Зеландии, проходившего в Окленде. Также организованный по принципу «свободной формулы», он собрал более 30 гонщиков на совершенно разнокалиберной технике. Были тут и огромные монстры, вроде Chrysler с 5,4-литровым мотором, а были и малюсенькие JBS и Cooper Формулы-3 с одноцилиндровыми двигателями Norton и JAP, объемом всего 0,5 литра.
Во время практики Джонс показал второе время, неприятно удивив многих соперников, огорчение коих, впрочем, быстро сменилось радостью – один из шатунов пробил картер немецкого двигателя. Вечером Дин, оборвав все телефоны и поняв, что деталь попросту не успеют доставить из Австралии, ринулся в набег на автомобильные мастерские Окленда. В итоге, после ночи работы, шатун, свинченный с пикапа GMC, был установлен, а машина к 11 утра – полностью готова к борьбе за поул. Джонс все это время спокойно проспал у себя в номере.
Квалификацию Стэн проиграл, показав лишь четвертый результат – австралиец предпочел поберечь технику и не форсировать события. В те времена стартовая решетка заполнялась несколько иначе: первый ряд формировался из четырех машин (в данном случае) стоявших параллельно, так что Джонс ничего не потерял. Впрочем, от этого он ничего и не выиграл – после первого круга Джонс оставался четвертым. Но уже на четвертом круге он перешел в атаку на Хораса Гоулда, выступавшего на Cooper-Bristol, и после недолгой борьбы отыграл позицию. На тринадцатом круге ехавший вторым Питер Уайтхед сначала неожиданно заглох, а затем и вовсе едва остался жив, когда сцепление на его Ferrari просто развалилось на скорости более 200 км/ч. Джонс вышел на вторую позицию.
К 23 кругу лидирующая тройка (Вартон-Джонс-Гоулд) опережала весь остальной пелетон на круг и более. А на 45-м Джонс, после пит-стопа Вартона, который стоил британцу 44 секунд, вышел в лидеры. Кен вернул себе утраченную позицию спустя шесть кругов, но практически сразу же на его BRM P15 начали рассыпаться передние тормозные диски. Ему ничего не оставалось, кроме как сбросить темп и отправится в боксы для ремонта машины, а Джонс, в свою очередь, спокойно провел вторую половину 100-круговой гонки и финишировал первым.


Останки болида после аварии

Это был самый громкий успех Maybach Special на автоспортивном поприще. Уже через месяц, во время ГП Австралии, Джонс попал в аварию, фактически уничтожив машину.
Дин собрал обломки и даже отреставрировал шасси, получившее индекс Maybach Special MkIII. Проблемы возникли лишь с мотором – кроме повреждений, полученных в аварии, он был уже просто устаревшим - и морально, и физически.
В результате, Чарльз принял решение заменить его на Chevrolet V8, который со временем сослужил своим хозяевам хорошую службу, привезя Джонса на второе место ГП Австралии 1958 года и выиграв две гонки в Южной Австралии в 1959 году. Но это была уже совсем другая история, не имеющая ничего общего с историей, наверно, самого удивительного мотора, принимавшего участие в Гран При…

По информации "www.proformula.ua"



Знаете ли Вы что...