Парижские тайны
К тому же именно здесь, в цитадели инновационной технической мысли Renault рождаются проекты всех дорожных автомобилей этой марки, в том числе и новейшего революционного Vel Satis, первое тестирование которого журналистами, в числе которых был и автор этих строк, проходило в те же дни, в том же Париже и окрестностях Техноцентра.
Победа – не волк, в лес не убежит
Прославленная марка официально вернулась в Формулу-1. Как утверждает официальный же лозунг команды: "Вернулась, чтобы победить”. Так, как это было еще в 1906 году, когда автомобиль Renault одержал победу в первом же Гран При, и как это было с 1992 по 1997 год, когда моторы этой марки, установленные на машинах Benetton и Williams, завоевали пять чемпионских титулов.
Насколько скоро оправдаются надежды "новой старой конюшни”, покажут, вероятно, первые же этапы грядущего чемпионата, но в любом случае возвращение Renault в качестве самостоятельной команды подтверждает сложившуюся в последнее время в Формуле-1 жесткую тенденцию: на смену "бесхозным самодельщикам” – как откровенно слабым, вроде Prost, так и когда-то сильнейшим, вроде Benetton – приходят всемогущие автогиганты. И Формула-1 для них – это в первую очередь не столько спорт сам по себе, сколько огромная испытательная площадка для отработки новых технологий и эффектнейшая витрина для продвижения своей продукции.
Об этом со всей определенностью заявил первый же (как по порядку, так и по значению) вышедший на сцену участник церемонии – глава компании Renault Луи Швейцер: "Формула-1 олицетворяет собой сущность Renault – страсть, дерзость и новые решения. Наше возвращение в эти соревнования призвано еще более упрочить известность марки и ее позиции в глобальном масштабе. Формула-1 подразумевает превосходство и господство самых современных технологий, и Renault F1 даст нам возможность вступить в непосредственное противоборство с нашими конкурентами – крупнейшими мировыми автопроизводителями”.
Шеф проекта Renault F1 Патрик Фор добавил: "Наша команда – это Renault на все 100%, и я буду разочарован, если, вернувшись в Ф-1, мы не закончим год в четверке лучших. Дальнейшая цель – в 2004 году бороться за титул”.
Флавио Бриаторе, ныне шеф британского отделения Renault F1, тоже пока не спешит в чемпионы, но не сомневается в потенциале своей обретшей новое имя и качество команды: "Победить уже в этом сезоне?! Нет, это все равно что пообедать на Луне! Формула-1 – серьезный бизнес. И победа в ней – очень серьезная вещь. Наполовину она зависит от способности завоевывать поул-позицию. А до этого надо еще дойти. Не все сразу. В прошлом году мы построили крепкую команду, объединив усилия тех, кто работает во французском Вири-Шатийоне, где в основном разрабатывался мотор, и английском Энстоуне, где главным образом конструировалось шасси. Теперь под руководством Майка Гаскойна и Жан-Жака Иса в полной гармонии работает единый технический коллектив, обладающий мощным потенциалом, и не меньший потенциал имеют гонщики в лице Ярно Трулли, Дженсона Баттона и тест-пилота Фернандо Алонсо”.
Баттон демонстрировал самое что ни есть бодрое и боевое настроение, в то время как Трулли по оставшейся неизвестной причине был на удивление не весел даже перед объективами фотокамер, и время от времени выдавливать из себя улыбку его заставляли лишь настойчивые тычки локтями со стороны представителей менеджмента команды.
Фернандо Алонсо же, напротив, излучал радостное сияние и был явно доволен как жизнью в целом, так и своим нынешним положением в Ф-1: "Я впервые оказался в большой команде, которая к тому же представляет столь крупного автопроизводителя, и мне это нравится”.
Чем богаты, тем и рады
Машина, открытая взорам гостей презентации (причем по французскому телеканалу TF1 ее с комментариями Жака Лаффита почему-то эксклюзивно явили на целый час раньше), внешне, за исключением расцветки, мало чем отличалась от прошлогодней. Однако, как утверждали все представители Renault F1, с которыми довелось побеседовать, новая R202 хоть и выглядит весьма консервативно, но скрывает в себе серьезные изменения и новшества. Какие именно – многозначительно умалчивалось: тайна сия велика есть! Впрочем, по косвенным признакам можно было сделать вывод, что, помимо своего "чудо-мотора”, французы особенно уповают на новую электронику – также фирменную разработку Renault.
Но остроумному и в определенном смысле исчерпывающему ответу Гаскойна на прямую просьбу назвать "самое главное изменение в конструкции машины” мог бы позавидовать самый тертый дипломат: "Самое главное изменение – это огромное число изменений”.
Кроме того, как пояснил тот же Гаскойн и другие "технари” Renault, главной особенностью концепции и конструкции нового автомобиля стало то, что шасси изначально и целенаправленно строилось "вокруг” революционного "широкоугольного” мотора RS22, в то время как прошлогодний мотор сходной конфигурации пришлось втискивать в прокрустово ложе уже имевшегося к тому моменту шасси. Это, по утверждению специалистов, в большой мере и стало причиной столь скверных результатов в прошлом сезоне. Особое внимание уделили также монококу, новая конструкция которого призвана обеспечить максимальную прочность и жесткость при минимальном весе. Аэродинамику R202 рассчитывали, развивая идеи, которые позволили команде еще в конце прошлого сезона значительно улучшить свои результаты.
Что же касается упомянутой расцветки, то корпоративные бело-желтые цвета Renault делят поверхность новых машин с привычной еще по Benetton голубой окраской – цветом титульного спонсора команды, сигаретной марки Mild Seven. Несмотря на запрет табачной рекламы во Франции и других европейских странах, основной спонсор Benetton, представляющий третьего по величине производителя сигарет в мире – компанию Japan Tobacco, остался и с Renault F1. Что, надо сказать, плохой для команды новостью тоже никак не назовешь.
Одним словом, на фоне печального фиаско менее везучей команды-соседки, которую уже попросили на выход из Формулы-1 "с вещами”, – сплошные радости и предвкушение светлого будущего.
Борис Мурадов
Журнал "Формула-1" март, 2002