Ford и Ф-1 из первых уст: Джек Нассер, президент Ford Motor о сотрудничестве со Stewart
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Ford и Ф-1 из первых уст

Ford и Ф-1 из первых уст

Джек Нассер, президент Ford Motor, прилетел в Хоккенхайм, чтобы провести переговоры с хозяевами «большого цирка». Однако никаких громогласных заявлений по поводу будущих планок Ford в отношении гонок Гран При мы не услышали. В последнее время ходило множество слухов, что недавно купленная американцами команда Stewart будет преобразована в Jaguar и что на ближайшем заседании Комиссии Ф-1 будет рассматриваться вопрос о переименовании.
«Мы еще не решали этого, - говорит Нассер. - В последнее время появилось много разговоров о Jaguar, и я не стану исключать эту возможность».
Однако Нассер настаивает, что вне зависимости от дальнейшего развития событий, сотрудничество Ford с Джеки Стюартом продолжится - хотя, возможно, и вне Ф-1.
«Мы 30 лет работаем с Джеки, - говорит Нассер, - и будем продолжать работать. Наше сотрудничество является не только длительным, но и затрагивает широкий спектр деятельности - от испытаний новых машин до советов людям, вроде меня. Мы будем продолжать работать вместе, но какую роль в этом сотрудничестве будут играть автогонки - неизвестно, и как раз сейчас мы ведем переговоры по этому вопросу».
Нассер смотрит в будущее с оптимизмом, но ставит реальные задачи. Как понятно из его слов, Ford не стремится к тому тотальному техническому превосходству в Ф-1, которым обладает сейчас McLaren-Mercedes.
«Ясно, что наша цель - победа, и я не думаю, что ждать придется долго. Если оглянуться назад и проследить путь, который прошла Stewart Grand Prix, то мы увидим, что продвинулись дальше, чем ожидали. Это трудное дело, и мы не стали бы продолжать, если бы не имели намерения побеждать. Просто участвовать в гонках - недостаточно, но нам не обязательно выигрывать все. Мы хотим быть одним из победителей. Нам нужно это не только ради рекламы. Реклама более эффективна, если вы выигрываете, но подобные соображения являются причиной, побуждающей нас стремиться к победе только на 20%. Остальные 80% в равной степени делятся между заботой о кадрах и развитием технологий».
Боевой клич Нассера не нов для специалистов Ford, знакомых с программой участия компании в Ф-1. Его тут же подхватывает Джон Валентайн, глава отдела перспективных автогоночных технологий, расположенного в Дирборне, Мичиган.
«Ф-1 очень полезна для подготовки инженерных кадров, - говорит он. - Они не только учатся работать быстро, но и сталкиваются с повышенной ответственностью. Одну неделю они могут работать над проблемами приводного вала, на следующей - стать аэродинамиками, а потом разбираться с тормозной системой. Кроме того, они много узнают о том, как надо работать с людьми в разных ситуациях. Они общаются с командами, поставщиками, журналистами, гонщиками и знаменитостями, вроде Джеки Стюарта. Такие личности - это живая легенда, и побывать в их обществе - уникальный шанс для наших людей. Для молодых инженеров весьма полезно испытать этот благоговейный трепет. Это способствует их росту. Часто бывает, что в начале они ужасно стесняются, но через пару лет можно наблюдать изменения к лучшему. Кроме того, опыт участия в Ф-1 весьма полезен для разработки электронных систем и новейших материалов. Мы имеем договоры об обмене технологиями с такими организациями, как «Боинг». В настоящее время, например, мы рассматриваем вопрос об использовании электросистемы боевого вертолета «Апач» в двигателе Cosworth».

Валентайн рассказал о том, почему Ford решат стать владельцем Stewart. Руководство компании было недовольно технической политикой команды.
«Мы были очень недовольны решением использовать углепластиковую коробку передач в прошлом году, но не мы были хозяевами команды. Мы рекомендовали отказаться от углепластиковой коробки. Настоятельно рекомендовали. Мы настаивали на запасном варианте, но люди, которым мы говорят это, остались глухи. Множество наших рекомендаций не были приняты во внимание, в результате выступления в прошлом году превратились в катастрофу. Следствием этого и стали изменения, произошедшие в этом году. Если вы занимаете твердые позиции в команде, вы убеждены, что можете свободно внедрять свои технологии, не опасаясь утечки. Если вы не являетесь владельцем команды, всегда возникает легкое замешательство в употреблении слов «мы» и «они». Причем это работает в обоих направлениях, так как команда не обязательно будет испытывать желание делиться с вами всем. Теперь мы можем взяться за дело по-настоящему. Мы более не стеснены в принятии решений. Это не значит, что однажды утром мы проснулись и решили купить команду. Эта мысль сидела у нас в головах с 1996 года.
Идея в том, чтобы усилить наше присутствие в автогонках и использовать процесс внедрения технологий да тренировки наших инженеров и для опробования новых идей. Если честно, то первоначально мы хотели иметь дело только с Cosworth, но в то время эта компания была «не для продажи». Однако в конце концов мы получили все, к чему стремились. В 1998 году Ford купил Cosworth, и, как заключительное украшение торта, мы приобрели команду».
Судя по словам Валентайна, Ford действительно намерен серьезно взяться за дело.
«Недавно мы доставали SF3 в Дирборн для анализа конструкции в целях создания машины следующего поколения. Это вроде того, как привезти автомобиль Ф-1 к доктору для осмотра. Мы исследуем жесткость конструкции, как общую, так и отдельных узлов. Мы исследуем узлы крепления подвески и двигателя, геометрию подвески, положение центра тяжести и многое другое. Мы намерены изменить наши взаимоотношения с командой, и я предвижу увеличение числа инженеров Ford в ней. Мы вообще намерены усилить наше техническое присутствие в Европе, увеличив штат специалистов в Кельне, чтобы помочь не только команде Ф-1, но и командам, выступающим в ралли и в «кузовах».
Валентайн заговорил о создании центра Ford, в котором сосредоточились бы все производства компании, связанные с автоспортом.
«Stewart Grand Prix не является владельцем собственного завода и там нет места для расширения производства. Завод Cosworth окружен предприятиями Audi и значительно устарел. Когда мы покупали его, то знали, что здесь не останемся».
Однако производство и организационные структуры - не единственное, во что Ford намерен вкладывать деньги. В последнее время ходили упорные слухи о переговорах, которые ведет компания с инженерами, вроде Эдриана Ньюи, и гонщиками, вроде Мики Хаккинена и Михаэля Шумахера. Но, как говорит Валентайн, бюджет не резиновый.
«Мы уже видели, как люди тратят миллионы долларов и не добиваются побед в Ф-1, - продолжает он. - Наличие больших денег еще не гарантирует успеха».
Впрочем, несмотря на эти осторожные заявления, в Ford, судя по всему, уверены, что, как сказал Нассер, побед ждать не долго.
Честно говоря, уже давно не терпится их увидеть...

Джо Сейвард

Журнал "Формула-1", сентябрь 1999г.



Знаете ли Вы что...