Интервью с Владимиром Чеканиным 2001г.
Владимир, расскажите немного о себе. Как вы оказались за рулем гоночного автомобиля?
Я родился в Теккеле, Казахской ССР. После окончания средней школы поступил в Днепропетровский техникум. Учился на автомеханика, но окончить не успел: меня призвали в армию – на Тихоокеанский флот. Это, наверное, и предопределило мою дальнейшую судьбу. Отслужив три года, остался на Дальнем Востоке. Работа моя, так или иначе, всегда была связана с автомобилями: начал я автослесарем, закончил – директором собственного автосалона. Параллельно за рулем Celica и Subaru участвовал в местных ралли. Был их неоднократным призером.
А как же вы попали в Японию?
В Японию я приехал, вернее сказать, переехал по настоянию своей семьи. Моя жена – гражданка Японии.
И там вы решили пересесть с раллийной машины на "формулу”?!
Да, после переезда на острова я начал изучать систему японского автоспорта. И хотя у меня был приличный опыт выступлений в ралли, я предпочел кольцевые гонки. Кольцо и ралли – очень разные классы. В ралли приветствуется жесткий стиль вождения. На "формулах” же, скоростные возможности которых намного выше, резкие движения в работе рулем могут привести к непредсказуемым последствиям, да и работа ног заметно отличается от раллийной. Управление "формулой” требует 100-процентной собранности от начала до конца, четкой работы коробкой передач и педалями. Здесь не должно быть ни единой ошибки. Поэтому для начала мне пришлось поступить в гоночную школу.
Расскажите поподробней о системе подготовки молодых пилотов в японских гоночных школах.
Школ в Японии много, но не все они отвечают нужным требованиям. Все-таки автоспорт – это прежде всего шоу-бизнес. А бизнес – это деньги. Система тестов выглядит примерно так: на трассе без предварительной подготовки как машины, так и самого пилота нужно проехать несколько кругов за определенный промежуток времени. Дальше компьютер рассчитывает твой гандикап и по специальной таблице присваивает категории: "A”, "B” или "C”… Категория "А” предусматривает бесплатное обучение и возможность после небольшой подготовки выступления в Ф-J-1600 – японском аналоге европейской Ф-Ford. "В” – учеба за 50% стоимости с теорией, и в случае, если есть заметные успехи, переход в категорию "A”. И, наконец, "С” – обучение с оплатой полной стоимости: теория, сдача экзаменов и только потом участие в гонках. Замечу, что редко кто с категории "C” заканчивает полный курс обучения. Это очень дорого.
Какую же категорию присвоили вам?
Я очень старался и смог получить категорию "A” в школе Deep Racing. Свои первые тренировки как полупрофессиональный гонщик я провел на трассе "Цукуба” на севере Токио. Было очень тяжело осваивать новую технику управления машиной. Тренировался я три часа подряд, с 15-минутными передышками на заправку машины. К концу сессии я чуть ли не умирал от усталости, но был счастлив и горд. Менеджер сказал, что такое время на круге с первой попытки никто еще не показывал. Я отстал от рекорда трассы всего на две секунды.
Занятия Deep Racing проходили только на "Цукубе”?
Нет, тренировки проводились на разных трассах: "Твин-Ринг Мотеги”, "Сузуке”, "Цукубе” и на суперскоростной "Фудзи Спидвей”, где в 1998 году и состоялся мой дебют в гонках Ф-J-1600.
Дебют получился многообещающим…
Да, на первом же этапе я выиграл поул, но сама гонка сложилась неудачно. В послестартовом повороте меня вытолкнули с траектории, и я угодил в завал. Зато вторая гонка и последующий сезон в Ф-J-1600 были более удачными и в конце года, одержав две победы, я занял в итоге четвертое место и в 2000 году принял участие в Гран При Ф-J-1600.
Это что-то вроде японского аналога британского фестиваля Ф-Ford в Брэндс-Хэтче?
Это действительно своего рода фестиваль в конце сезона, который обычно проходит в декабре на "Фудзи Спидвей”. Там, как правило, собираются все гоночные школы Японии. Соревнования проходят в несколько дней, поскольку число участников достигает 80 и более человек. Но на финальную гонку допускается только 40 машин, поэтому квалификационные гонки проходят с утра до вечера. Все машины распределены на четыре группы – A, B, C, D – и только по 10 лучших машин из каждой группы имеют право стартовать в финале. Победитель кроме денежного вознаграждения может пройти бесплатное обучение в гоночной школе в США, или, по желанию, продолжить карьеру в "старших” Формулах.
И хотя на тот момент у меня был не самый современный автомобиль: MK-9 Manette 1992 года, заметно уступавший и в управляемости, и в скорости на прямых более новым моделям SK-96E и FV-95, я успешно прошел все квалификации и оказался на старте 11-м. К первому повороту я даже выбрался на восьмое место, несколько кругов прошел в лидирующей группе, но затем немного задел одного из соперников и вылетел с трассы.
Тем не менее уже в следующем сезоне вы оказались в японской Формуле-3.
Даже несмотря на вылет, на фоне более опытных гонщиков, которые ездят в Ф-J по три-четыре года подряд, я выглядел неплохо и получил предложение от менеджера команды Digi-sport попробовать свои силы в Формуле-Toyota в качестве тест-пилота. В отличие от "формулы-J” машины этого класса оснащены 1800-кубовыми двигателями, антикрыльями и имеют более мощную динамику. Было очень интересно осваивать и изучать прижимную силу машины, играя антикрыльями, настраивать машину под разные траектории прохождения поворотов.
Я уже практически был готов к тому, чтобы с нового сезона начать выступать в
Ф-Toyota, но на тот момент у меня не было полного спонсорского пакета. А ведь не секрет, что как бы быстро ты ни ехал, как бы ни был талантлив, в начале карьеры важнейшую роль играют деньги.
А разве до этого вы выступали в Японии бесплатно?
Нет, что вы! В начале я сказал, что, получив категорию А, я попал в школу бесплатно. Но "бесплатно” – это только в теории. Фактически на первых порах я просто не оплачивал аренду машин. За все остальное же: за аренду трасс, лицензии японской Автомобильной федерации (JAF), за бензин, за сломанные запчасти, одним словом за все платить мне приходилось со своего банковского счета. Это были миллионы и миллионы иен. А Япония – страна не дешевая.
Поэтому, взвесив все "за” и "против”, я сконцентрировал свои силы в поисках спонсоров для участия сразу в более престижном чемпионате японской Ф-3, поскольку уже имел предложения от нескольких команд. Через моего менеджера были разосланы сотни писем в крупные и мелкие компании и фирмы с предложениями о спонсорской поддержке, и мои ожидания оправдались. В феврале 2001 года я подписал контракт с командой DTM на участие в чемпионате Японии в Ф-3. Правда, денег хватило всего на шесть гонок.
Зато их вы провели совсем неплохо.
Да, после нескольких месяцев тестов в марте этого года начался чемпионат японской Формулы-3. В шести первых гонках сезона я трижды финишировал пятым, дважды шестым, один раз восьмым и набрал в итоге 39 очков, шел пятым в чемпионате. Но потом деньги кончились, и мне пришлось пропустить более половины сезона.
Будете и дальше гоняться в Японии?
Не обязательно. В перспективе я был бы рад с тем опытом и знаниями, которые получил за эти годы в Японии, поездить в Европе. Очень хотелось бы в будущем попробовать свои силы в Ф-3000 с российской командой "Арден-Россия”, потому что я чувствую в себе силу и знания, чтобы составить достойную конкуренцию лучшим гонщикам международного чемпионата.
Владимир Маккавеев
Журнал "Формула-1" март, 2002