Интервью с Вольфгангом Шлимме (генеральный директор компании BMW Russland Trading)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Интервью: Вольфганг Шлимме 2001г.

Интервью: Вольфганг Шлимме 2001г.

Господин Шлимме, в интервью, которое вы дали нашему журналу год назад, вы сказали буквально следующее: «BMW вернулась в Ф-1, чтобы побеждать». Эти слова оказались не формальной декларацией, а подлинной правдой. Вы обладаете даром провидца или же знали про машины BMW.Williams что-то важное, чего не знали другие, – какой-нибудь большой или маленький секрет?
Мы завоевали первую победу, проведя всего 21 гонку! Это я и имел в виду, говоря в прошлом году, что мы пришли в Формулу-1 не участвовать, а побеждать. Это был не маркетинговый ход, мы не хотели просто использовать свою марку для рекламы, мы были намерены побеждать – BMW просто не может быть в «середнячках». В лице Williams и компании Michelin, поставляющей прекрасные шины, мы обрели очень хороших партнеров и создали очень успешный двигатель с такими отменными характеристиками, что наши машины и на максимальных скоростях, и на выходах из поворотов оказалось практически невозможно обогнать.
Конечно, конструирование автомобиля всегда окутано секретами, и очень немногие в компании люди посвящены в детали. Если говорить, например, о наших соперниках, то, насколько мне известно, фундаментальной информацией по разработке моторов обладают всего два-три человека. Компания BMW немного более открыта в этом вопросе, поскольку мы проектируем и производим двигатели не только для автоспорта. Новыми разработками у нас занимается большой исследовательский центр, люди работают там в тесном соседстве и сотрудничестве и имеют возможность постоянно общаться друг с другом. Взять хотя бы столовую, куда инженеры из отделения автоспорта приходят пообедать и сидят за одним столом с обычными инженерами. Но, конечно, мы умеем хранить свои секреты, и вся информация подобного рода лишь косвенная и неофициальная.
Поэтому именно такой информацией обладаю и я. И могу повторить лишь то, что «говорят». А говорят, что наш двигатель в этом сезоне – очень мощный и очень быстрый. Наши соперники могут лишь гадать, насколько он высокооборотист, и это можно попытаться вычислить, например, по его звуку. Говорят, что он делает 18 тыс. об/мин и развивает мощность 850 л.с., в то время как предыдущая версия – только около 800 л.с.

Можете ли вы назвать какое-либо конкретное техническое решение, первоначально реализованное в Ф-1, а теперь воплощенное в дорожных автомобилях BMW?


Все наши победы в Ф-1 были заслугой BMW. Ведь наша компания не ищет специалистов для создания мотора автомобиля Ф-1 «на стороне» – вы, конечно, понимаете, о чем я говорю. Мы сами делаем этот двигатель от первого до последнего винтика. И частично эти «винтики» изготавливаются на том же заводе, где и части двигателей обычных машин. К тому же невозможно каждый год создавать принципиально иной двигатель. Поэтому при разработке нового двигателя особенно важна возможность использования богатого прошлого опыта, идет ли речь, к примеру, о материалах, из которых мы делаем моторные блоки или о данных испытаний.
В любом случае, мотор – это сердце машины и первооснова нашего производства. А аббревиатура BMW означает, как вы знаете, «Баварский моторостроительный завод». Это говорит само за себя, в том числе и в Формуле-1.
То же самое касается и трансмиссии. Это также полностью наш продукт, без участия каких-либо сторонних производителей. BMW производит замечательные трансмиссии – как ручные, так и автоматические, кому какая больше по душе. Лично я, например, в заторах в центре Москвы предпочитаю, конечно, автомат, но загородом, просто чтобы доставить себе удовольствие от вождения, я переключаюсь на ручной режим – благо наши современные трансмиссии позволяют. Естественно, что наш богатый опыт в этой области мы с успехом можем использовать в Ф-1 и, соответственно, наоборот. Причем в Формуле-1, полагаю, при прочих равных условиях автоматическая трансмиссия предпочтительнее, чем ручная – по тем же резонам, что и антипробуксовочная система: чтобы пилот мог больше внимания уделять самой трассе и ситуации на ней, не отвлекаясь на переключение передач.
Или возьмем ту же антипробуксовочную систему. BMW в течение уже многих лет лидирует в области электронных вспомогательных систем, облегчающих труд водителя. И машины нашего современного модельного ряда оснащены очень продвинутыми электронными системами, управляющими мощностью и динамикой машины – не просто контролирующими или регулирующими, а именно управляющими. Благодаря чему водитель получает оптимальное сочетание работы двигателя, трансмиссии и подвески, и такой машиной значительно легче и приятнее управлять.
Так что нам есть чем достойно встретить нынешние и грядущие изменения в Техническом регламенте Ф-1. И было бы неправильным сказать, что технические новинки для серийных автомобилей мы черпаем из Формулы-1. Скорее, наоборот, мы применяем наши серийные технологии и опыт в Ф-1. И это дает отличные результаты. С другой стороны, если бы BMW не участвовала в Формуле-1 до 1993 года, наши системы сейчас не были бы столь хороши – я абсолютно в этом уверен.
Конечно, одни и те же устройства в дорожных и гоночных машинах служат разным конечным целям: в первом случае, не считая соображений безопасности и надежности, это главным образом комфорт, а во втором – достижение максимальной быстроты машины. Но в любом случае основа одна – управление той мощностью, которой обладают наши моторы и наши машины.

В своем прошлом интервью вы также говорили, что Ральф Шумахер пойдет дальше своего брата, и его последние успехи заставляют поверить и в это. Что вы теперь можете о нем сказать?
Прежде всего, я хотел бы отметить, что вообще вся команда BMW.Williams сейчас находится на очень высоком уровне. Все, кто составляет эту команду, нацелены на серьезную работу и на успех.
Что же касается конкретно Ральфа Шумахера, то в последнее время его имя вызывает довольно много спекуляций. Это понятно, ведь его контракт истекает в 2002 году, и сейчас он, особенно после его недавнего успеха в Гран При Сан-Марино и Бразилии, получает весьма много предложений от других команд, что, конечно, не может его не радовать. С другой стороны, я не вижу никаких существенных причин, которые бы побудили пилота уйти из команды, за такой короткий срок достигшей столь большого прогресса.
С моей точки зрения, у Ральфа великое будущее. Если же сравнивать его с Михаэлем, то вообще соперничество двух братьев в Ф-1 – причем не только с одинаковыми амбициями, но и со схожим характером бойца – это очень неординарная ситуация. В обычной жизни они, конечно, в первую очередь братья, но на трассе – всегда соперники, каждый из которых борется за свою команду. При этом ни тот, ни другой не изображает из себя примадонну, суперзвезду, а просто напряженно работает, понимая, что чем острее соперничество, тем более высокого результата можно достичь. И в этом смысле успехи Михаэля – прекрасный стимул для дальнейшего развития Ральфа как гонщика, ведь со старшим братом соперничать более чем естественно. Однако это лишь добавляет, так сказать, азарта Ральфу, но отнюдь не является причиной его мастерства. Он столь хорош не потому, что ориентируется на успех брата – он хорош сам по себе.

А что вы можете сказать о потенциале Хуана-Пабло Монтои самого по себе и в паре с Ральфом?
Монтоя – тоже отнюдь не новичок-слабачок. Он тоже очень сильный гонщик с не меньшими амбициями, настоящий боец, в груди которого бьется сердце победителя. Он не из тех, кто пасует перед авторитетами – вспомните, как он «бесцеремонно» расправился с самим Михаэлем Шумахером в Гран При Бразилии. Никто такого не ожидал! И даже Михаэль потом в интервью признался, что он не в состоянии был противостоять атаке Монтои и затем догнать его! Монтоя был реально очень близок к победе, и, я уверен, победил бы, если бы его не выбили с трассы.
И очень символично, что после этого в ходе первых тренировок перед Гран При Сан-Марино на задних антикрыльях Williams появилась надпись KEEP YOUR DISTANCE! («Соблюдайте дистанцию!»). Конечно, то, что в первых трех гонках наши машины были выбиты с трассы одним и тем же способом – «пинком под зад», это ужасно, и упомянутая надпись как бы «сообщает» об этом, заодно предупреждая о высочайших динамических характеристиках наших машин. А кроме того, на мой взгляд, это демонстрирует не только хорошее чувство юмора, но и крепкий боевой дух команды. Мы – еще раз повторю – пришли в Формулу-1 побеждать, а для этого команда должна проявлять крепкий боевой дух и получать удовольствие от своей работы.
А вместе Ральф и Хуан-Пабло – отличная сильная пара, как раз такая, какая и нужна команде, где нет деления пилотов на «номер 1″ и «номер 2″, где от второго не требуют «помогать» первому, блокируя соперников.

Зато Дженсону Баттону, кажется, не повезло. Ему сейчас в Benetton приходится явно нелегко. Как вы полагаете, не скажется ли это на его репутации в будущем?
Баттона, конечно, немного жаль, потому что сейчас он выступает в команде, которая в этом сезоне не может похвастать конкурентоспособной техникой. Но он должен многому научиться за этот год, и, думаю, со временем сможет стать одним из топ-пилотов. И не будем забывать, что у него долговременный контракт с Фрэнком Уильямсом, а у Фрэнка прекрасный нюх на хороших пилотов. Нет, не думаю, что его репутация как пилота пострадает. В прошлом году он начал с нуля, многому научился и отлично выступил в ряде гонок за BMW.Williams. Он, впрочем, допускал и некоторые ошибки, что побудило разговоры о недостатке у него опыта. Но у него хороший потенциал, и вряд ли кто-то в этом сомневается. Просто, если сравнивать Мотною и Баттона, то, как и во всем в этой жизни, лучшее – враг хорошего.

Команда BMW.Williams имеет сейчас имидж успешного «новичка с богатым прошлым». Кому как не владельцам такой команды, имеющим к тому же развитый и продолжающий расти бизнес в России, делать инвестиции в строительство в Москве трассы Ф-1 и проведение Гран При России. Какова позиция компании BMW в этом вопросе?
Я внимательно слежу за развитием этой идеи, за каждой мельчайшей новостью. И я был бы более чем счастлив, если Москва примет этап Формулы-1. И, конечно же, если существующие сегодня планы станут реальностью, BMW Russland Trading непременно примет самое разностороннее участие в осуществлении Гран При России. Хоть, как я уже подчеркивал, мы пришли в этот спорт побеждать, а не просто себя рекламировать, но и о рекламе тоже не забываем. А участие в подобном проекте – прекрасный способ заявить еще шире о нашей компании не только как об участнике соревнований, но и как о производителе динамичных дорожных автомобилей. Мы всегда ищем новые пути в доведении этого до умов людей, новые пути в бизнесе.
Приведу хороший пример. В августе этого года уже в третий раз пройдет спонсируемый нами открытый чемпионат России по гольфу (BMW Russian Open). А ведь в 1999 году первая реакция со стороны журналистов, профессионалов и любителей этого вида спорта была такой: «Что?! Какой гольф в Москве?!» Но теперь на этот чемпионат приезжают более 150 игроков из более чем 70 стран. Люди оценили российское гостеприимство и отличную организацию московского турнира – и сегодня он стал одним из лучших.
Так же могут развиваться события и с проведением этапа ЧМ Ф-1 в Москве – при правильном менеджменте Гран При России может стать одним из наиболее привлекательных этапов чемпионата. А поскольку за чемпионатом Ф-1 следят многие миллионы людей, которые знают, насколько серьезны эти соревнования и сложна их организация, это существенно поднимет престиж России и ее столицы на международном уровне. А то последнее время люди иногда забывают о роли Москвы в мире.
Я не поддерживаю какой-либо конкретный проект, поскольку я не профессионал в этой области и не могу судить о достоинствах или недостатках существующих проектов. Однако хотел бы привести одну популярную у нас в Германии поговорку: «Слишком много поваров могут испортить похлебку». Когда в одном деле переплетено слишком много интересов и точек зрения, очень сложно достичь позитивного результата. Поэтому, как я понимаю, важно, чтобы не только сам проект, а потом и сам автодром был хорош. Должна иметь место и надлежащая поддержка от соответствующих людей и организаций, должен быть принят ряд принципиальных решений и т. д. – иначе российский проект не будет иметь успеха.
Но, так или иначе, одна из важнейших составляющих этого успеха – большой и очень динамично растущий интерес в России к Формуле-1 – уже налицо. Это видно хотя бы по все большему вниманию прессы к этим соревнованиям и, соответственно, все большей популярности пишущих о Формуле-1 изданий. В частности, насколько я понимаю, заметный рост тиража вашего журнала и его качественное развитие – наглядное тому подтверждение.

Как бы вы могли прокомментировать известное заявление пяти крупнейших автопроизводителей, в числе которых и BMW, о возможности организации чемпионата в классе Ф-1, альтернативного существующему?
Наверное, мои слова прозвучат несколько неожиданно для представителя автомобильного бизнеса, но проблема в чрезмерной коммерциализации Формулы-1 в последнее время. А ведь автогонки – это все же в первую очередь спорт, соревнование, а не бизнес. И если бизнес в Формуле-1 начинает возобладать над спортом как таковым, все более отдаляя эти гонки от духа соревновательности, они становятся, таким образом, все менее привлекательными как для огромного числа болельщиков, так и профессионалов. Ситуация, сложившаяся в результате концентрации прав на телепоказ чемпионата Ф-1 в руках медиакомпаний EM.TV и Kirch, очень тревожна. Неудивительно, что кто-то считает необходимым предпринять определенные контрмеры – например, организовать альтернативный чемпионат.
Настоящее соревнование должно быть в определенной мере свободно от влияния коммерции. Ведь успех купить нельзя. Нельзя положить деньги на стол и сказать: «Хочу стать лучшим автопроизводителем в мире» или «Хочу выиграть все Гран При Ф-1″. Вернее, сказать-то можно, но что толку? Этого невозможно добиться ни за какие деньги – возьмите для примера любую команду. Невозможно просто «купить» способность постоянно побеждать – для этого надо постоянно и напряженно работать. Точно так же мы не можем купить наш успех в продажах автомобилей в России. В любой области, чтобы быть лидером, надо работать.

Интервью взяли Вадим Котляров и Борис Мурадов

Журнал "Формула-1" июнь, 2001



Знаете ли Вы что...