Йос Ферстаппен интервью 2003г.
В сознании большинства людей Формула-1 - это, в первую очередь, плеяда великих: Фанхио, Кларк, Стюарт, Сенна, Прост, Лауда, не говоря уж, само собой, о Михаэле Шумахере... На другом полюсе - промелькнувшие где-то на «задворках» «королевских гонок» и так и не сумевшие себя проявить пилоты, имена которых уже мало кто помнит. Но костяк Формулы-1 неизменно составляют все же «крепкие середняки», вроде Трулли или Паниса, Френтцена или Физикеллы, год за годом остающиеся, как говорится, на полпути к вершине. Кому-то из них, быть может, еще посчастливится взобраться на самую вершину. Кто-то, как, например, Жан Алези или Мика Сало, уходит, так и не дождавшись этого. Йос Ферстаппен - или, как его гордо именуют болельщики-земляки, Йос-Босс - один из таких «середняков».
С одной стороны, он слывет сильным, одаренным и, без сомнения, очень опытным гонщиком, вполне способным бороться за высокий результат. С другой, его карьера в Формуле-1 складывается далеко не самым удачным образом. В самом ее начале ему посчастливилось сразу же оказаться в топ-команде - он был партнером Михаэля Шумахера по Benetton в восьми Гран При сезона-94. Но этот шанс оказался тогда молодому голландцу не по зубам: Михаэль стал чемпионом, а Йос, хоть даже и занимал дважды третье место, в целом выступал настолько слабее, что еще до окончания чемпионата команда от его услуг отказалась. В судьбе голландца началось затяжное «хождение по мукам»: Simtek, Arrows, Tyrrell, Stewart, снова Arrows - выступления за эти либо изначально слабые, либо гибнущие, отчаянно цепляющиеся за жизнь команды отнюдь не прибавили ему славы, а, скорее, закрепили за ним репутацию «талантливого неудачника», откатывающегося все дальше от вожделенной вершины к самому ее подножию. И вот ныне Михаэль Шумахер, прибавив к первому еще четыре чемпионских титула, выступает в Ferrari. Там же и бывший партнер Йоса по Stewart Рубенс Баррикелло, ставший в прошлом году вице-чемпионом. Ферстаппен же волею судьбы оказался на противоположном конце формульной иерархической лестницы, в Minardi. С этого и начался наш разговор.
Йос, очень приятно видеть тебя снова «в седле»! Однако твое очередное, уже третье пришествие в ряды призовых пилотов триумфальным, увы, никак не назовешь, ведь Minardi, как это ни печально, - самая слабая команда Формулы-1. Насколько тяжело психологически осознавать, что уровень твоего присутствия в чемпионате понижается, а не растет?
Ужасно тяжело. Куда тяжелее, чем вопреки всем надеждам даже просто оставаться несколько лет без движения в командах среднего уровня. К тому же и положение самой Minardi в этом году хуже, чем было когда-либо, так что не я один испытываю жесточайшее разочарование, всем здесь сейчас очень тяжело. Мы надеялись и продолжаем надеяться, что будет лучше, но пока все тщетно, все очень плохо, особенно с аэродинамикой, - из-за того, кстати, что не поступили деньги от российского спонсора, на которые мы очень рассчитывали. Да и многое другое необходимо улучшить, поэтому пока, как бы ни старались, как бы ни боролись, мы постоянно оказываемся позади, что, конечно же, не может радовать. Разве что мотор неплох, очень неплох, но одного этого мало.
Но есть же и хорошие новости: например, увеличение финансирования команды со стороны поддерживающей тебя голландской компании Trust. Ведь это значит, что в тебя верят как в очень хорошего гонщика.
Да, хоть это радует. В Голландии Формула-1 вообще очень популярна, а участие в чемпионате боеспособного голландского гонщика, пусть и на слабейшей машине, делает ее еще более популярной. В компании Trust это отлично понимают и поэтому работают с моим именем и представляют свою марку в Формуле-1, обеспечивая себе очень хорошую рекламу, а мне - возможность продолжить выступления в чемпионате в надежде на лучшее будущее.
Лучшее будущее в Minardi?
О, было бы прекрасно, если бы моя нынешняя команда в одночасье стала одной из сильнейших! Но ведь чудес не бывает. По крайне мере, я уже давно в них не верю. Дай бог, если в ближайшие год-два дела здесь хоть немного поправятся. Мне же, хоть я и хочу продолжать гоняться в Формуле-1, вовсе не все равно, за какую команду выступать, ведь я стремлюсь показать хороший результат, а в Minardi, увы, это пока невозможно, как бы я и ни старался выжать из себя максимум. Мне просто было нужно во что бы то ни стало вернуться в чемпионат. А я был в такой ситуации, когда выбирать между командами не приходилось, - надо было либо идти туда, где мне предлагали место, либо вообще забыть о возвращении в Формулу-1. Я выбрал первое, выбрал Minardi, только чтобы вновь оказаться на виду, чтобы обратить на себя внимание нужных людей и попытаться затем перейти в большую команду со всеми вытекающими отсюда плюсами. Кроме того, честно говоря, мне и самому сейчас очень нелегко после того, как я провел год вне Формулы-1. Так что этот сезон для меня в любом случае как бы пробный.
Как ты поддерживал форму, если после увольнения из Arrows не работал даже тест-пилотом ни в одной из команд? В Зандфорте мне говорили, что ты временами заезжаешь туда потренироваться на дорожной машине.
Нет, тут, скорее, люди выдают желаемое за действительное. Конечно, когда-то я ездил там в разного рода национальных гонках, но не приезжаю туда тренироваться на дорожной машине. Это практически не имеет смысла.
Каковы, на твой взгляд, шансы этой известной и домашней для тебя трассы на возвращение в чемпионат мира?
Она вполне хороша для национальных чемпионатов в других классах, но не думаю, что подходит для проведения на ней этапа Формулы-1. Там есть очень классные повороты, но в целом трасса, однозначно, слишком опасна для современных машин Ф-1.
Как же ты провел прошлый год, когда, уволенный из Arrows, оказался вне гонок? Просто ждал шанса, чтобы вернуться, или...
Нет, просто сидеть сложа руки и ждать было никак нельзя. Само собой, я сразу же начал искать возможность побыстрее вернуться на трассы Гран При, но помимо этого занялся еще и важным во всех отношениях делом - стал тренировать юных голландских картингистов, выступающих на чемпионате мира. Сам я, впрочем, делал это больше для удовольствия, но для них это была огромная работа, ведь мы поставили цель выиграть чемпионат. И мы его выиграли: мой подопечный Гьедо ван дер Гарде стал чемпионом мира по картингу! Так что, несмотря на вынужденный перерыв в выступлениях в Формуле-1, прошлый год неожиданно оказался для меня очень хорошим и дал повод быть очень довольным собой. И все это дополнительно утвердило меня в желании продолжать гоняться, продолжать выступать в Формуле-1, как бы ни было трудно.
Есть ли какие-то подвижки с твоим судебным иском против Тома Уокиншоу?
Тяжба по этому поводу продолжается, и мы регулярно встречаемся в суде. Поскольку команда Arrows признана банкротом и к ней много претензий, разбирательство затягивается, но думаю, что в конечном счете оно будет для меня успешным.
Для российских любителей Формулы-1 оно представляет особый интерес, так как в тот же период, когда Arrows уже была в кризисе и Уокиншоу, в частности, уволил тебя, он был вовлечен в московский проект строительства трассы класса Гран При - проект изначально сомнительный. Что ты думаешь о Томе Уокиншоу как о бизнесмене?
Мне на этот вопрос ответить очень трудно, ведь, кроме контракта на мое выступление в Arrows, никакие другие дела нас не связывали - и слава богу! Я лишь знаю, что Том был очень успешен в одних проектах, а в других - нет. И еще я точно не знаю никого, кто бы сейчас ему верил.
Ты, по крайней мере, явно питаешь к нему не самые лучшие чувства...
Не самые лучшие? Это еще очень мягко сказано. Я бы сказал - самые плохие.
Вернемся к тому, с чего начали. Если бы сейчас у тебя был выбор, что бы ты предпочел - вновь быть «номером два» в топ-команде с Михаэлем Шумахером, как Баррикелло, или остаться «номером один» в Minardi?
Конечно, «номером два». Топ-команда в любом случае предпочтительнее. Все-таки есть реальный шанс стать если не чемпионом, то хотя бы вице-чемпионом, как тот же Рубенс. Для меня, учитывая нынешнее мое положение, это было бы уже огромным достижением.
Как тебе, кстати, Джастин Уилсон в качестве «второго номера» в команде?
Джастин - очень талантливый и быстрый гонщик. Плохие гонщики не выигрывают чемпионат Ф-3000. Да и вообще, он отличный парень, мы с ним прекрасно ладим.
Годы, проведенные тобой в Формуле-1, легкими и удачными не назовешь. Получаешь ли ты даже в такой сложной ситуации, как сейчас, удовольствие от выступлений в этих гонках, или же для тебя это всего лишь тяжкий и малоприятный труд во имя вожделенного успеха?
Когда в прошлом году я неожиданно и совершенно незаслуженно лишился места в Arrows, то очень отчетливо осознал, что Формула-1 для меня - много больше, чем просто работа... Как ни банально это звучит, но она была и пока остается моей жизнью. И от этой жизни я получаю главным образом удовольствие. Я люблю мчаться по трассе в машине Ф-1 - не в нынешней моей машине конкретно, а вообще. По мне это лучшее, чем можно заниматься. Но, с другой стороны, я вовсе не хочу делать это просто так. Как я уже говорил, мне нужен результат. Конечно, в идеале я хотел бы выиграть чемпионат, но пока мечтаю победить хотя бы просто в гонке. В конце концов, должен же я оправдать прозвище, которым меня наградили болельщики-земляки - Йос-Босс. Да, мне уже заведомо было известно, что в этом году достичь успеха будет трудно, а то и невозможно. Но, если бы я, сев за руль Minardi, не вернулся на трассы Гран При, моя карьера в Формуле-1 закончилась бы, а я этого очень не хочу.
Борис Мурадов
Журнал "Формула-1", август 2003г.