Мика Хаккинен: Академический отпуск
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Академический отпуск

Академический отпуск

"Мика должен отдохнуть”, – говорили все, кто видел, как тяжело брел по пит-лейн двукратный чемпион мира. Он выглядел так, словно позади остался тяжелейший сезон, хотя на самом деле шел только первый этап чемпионата 2001 года – Гран При Австралии. Но за плечами финского гонщика действительно был трудный сезон. И не один. Мика прошел в автоспорте долгий путь. И именно Гран При Австралии на этом пути не раз становился переломным этапом. Не стала исключением и гонка 2001 года. Мика заканчивал 25-й круг, когда в повороте Stewart его автомобиль вдруг отказался подчиняться командам гонщика и стремительно понесся к отбойникам… Обошлось легким сотрясением мозга. Хаккинен бывал в переделках и похуже. Но копившаяся годами усталость дала о себе знать в одночасье. Позже Мика признался, что именно тогда, в Австралии, решил, что ему пора отдохнуть. Когда он сказал об этом Рону Деннису, тот сперва даже не понял, о чем идет речь. Но потом подумал и согласился. Рон тоже видел, как шел Мика. Он шел, как усталый путник.

Самый быстрый финн





Будущий 27-й чемпион мира родился 28 сентября 1968 года. Его родители – Харри и Айла Хаккинен – жили в местечке Вантаа, недалеко от Хельсинки. Отец работал оператором портовой радиостанции, обеспечивающей связь с судами в заливе Хельсинки. Когда сын немного подрос, отец часто брал его с собой на работу. Рядом располагался автодром "Кеймола”, откуда постоянно доносился рев моторов. "Я всегда сходил с ума по всяческим автомобилям, технике вообще, независимо от количества колес! Помню, как постоянно прислушивался к этим призывным звукам. И чем больше я прислушивался, тем больше мне хотелось туда…” – вспоминает Мика. Его первое знакомство с автоспортом было не слишком удачным: проехав несколько кругов по автодрому на маленьком детском карте, Мика перевернулся. Что не помешало ему навсегда заболеть автоспортом.
В роду Хаккиненов не было автогонщиков. Разве что отец одно время подрабатывал шофером такси – вот и вся "наследственность”. И родители поначалу относились к увлечению сына, как к детской забаве. Однако забава эта становилась все более и более дорогой. "Требовались новая резина, масло, бензин, запчасти – на это уходила уйма денег, – вспоминает Хаккинен. – Наверное, родители могли позволить себе купить новый дом, но они предпочитали все сбережения тратить на мое увлечение”.
И, надо сказать, сын не заставлял родителей жалеть о потраченных средствах. Юный Хаккинен выигрывал все соревнования, в которых участвовал. В 1981 году он впервые становится чемпионом Финляндии по картингу. Завоевав 5 чемпионских титулов в различных классах карта, Мика показал результат, который до сих пор в Финляндии не удалось повторить никому. Но уже в ту пору стала проявляться одна особенность будущего чемпиона. Он мог быть самым быстрым, но только если все на его машине работало как надо. Малейший сбой выбивал Мику из колеи. И хотя на трассе (да и вне ее) финн в самых критических ситуациях проявлял редкостное хладнокровие, неудача в гонке расстраивала его до слез. Возможно, потому, что в те годы неудачи у Мики случались крайне редко.
В 1987 году Хаккинен перешел в Ф-1600. Мика выбрал для себя именно "формулу”, хотя в то время среди финнов самым популярным видом автоспорта являлось ралли. Проехав первый раз за рулем новой машины, новичок был страшно разочарован: "Гонки картов у нас были организованы намного профессиональнее. К тому же "формула” разгонялась так медленно! Не хватало мощности. Резина была с протектором!”
Тем не менее и здесь Мика проявил себя с наилучшей стороны. Хаккинен приобрел Reynard, который годом ранее принадлежал другому будущему финскому гонщику Формулы-1, Юрки Ярвилехто, и смог улучшить квалификационные показатели своего предшественника почти на секунду. Легко выиграв чемпионаты Финляндии, Швеции и Северных стран Формулы-Ford, в конце года Мика приехал на традиционный фестиваль для молодых талантливых гонщиков, ежегодно проводимый Marlboro в Брэндс-Хэтче. Финн не затерялся в толпе юных дарований. Его заметили и предложили место в команде Dragon Motorsport, выступавшей в британской серии Vauxhall-Lotus Challenge. Но главным результатом этих "смотрин” стала финансовая помощь со стороны Marlboro. Ведь семейный бюджет дальнейших расходов начинающего гонщика выдержать уже не мог. И еще: одним из наблюдателей на том фестивале был Рон Деннис, могущественный босс McLaren, человек, который в дальнейшем сыграет немаловажную роль в судьбе Мики.
Но до Формулы-1 путь был еще неблизкий. Переход в британскую Формулу-3 стал важным шагом, но сколько талантливой молодежи останавливалось на этом рубеже! Первый сезон дался Хаккинену непросто. По его собственным словам, "тот год был просто жутким”. С другой стороны, уже став чемпионом мира, Мика скажет: "Не думаю, что пробился бы в Ф-1, не будь того сезона. Но тогда я просто не понимал, что со мной происходит! Еще недавно я боролся за первое место, как вдруг все испарилось. Только тогда я понял, что в гонках важно все – от правильно выбранного шасси и мотора до мельчайших деталей”.
В больших делах нет мелочей. Звучит как банальность. Но понимание этой простой истины открыло Хаккинену дорогу к успеху. После провального 1989 года, по итогам которого Мика оказался лишь седьмым, следующий сезон стал настоящим бенефисом финна. Хотя в этом чемпионате участвовали и другие будущие знаменитости – Дэмон Хилл, Кристиан Фиттипальди, Пол Стюарт – единственный, кто мог составить конкуренцию Хаккинену, был его соотечественник Мика Сало. В шутку тот чемпионат прозвали "Формула-Мика”. Однако и Сало ничего не мог поделать. Хаккинен стал чемпионом с отрывом в 23 очка от своего тезки. Этот успех открыл перед финном двери в "высший свет”: приглашение в команду Формулы-1 Lotus, начало сотрудничества с чемпионом мира Ф-1 1982 года Кеке Росбергом, ставшим его личным менеджером. Казалось, сбывалось все, о чем мечтал Мика. Но настоящие испытания ждали его впереди.


Номер один





В 1993 году 24-летний тест-пилот McLaren, только в начале года перешедший из умирающей Lotus, в очередной раз вытащил счастливый билет. Разочаровавшись в Ф-1, второй пилот McLaren, Майкл Андретти, не стал дожидаться окончания сезона и уехал в Америку. Теперь Рон Деннис мог проверить по-настоящему, не ошибся ли, пригласив в свою команду этого парня. Ведь чтобы заполучить его, боссу McLaren пришлось даже судиться с Питером Коллинзом, хозяином Lotus. И на первой же тренировке Гран При Португалии Хаккинен показывает второе время. Более того, он опережает своего партера по команде трехкратного чемпиона мира Айртона Сенну. А во время двухдневной квалификации происходит настоящая сенсация: финн, который не поднимался до этого на стартовой решетке выше седьмого места, показал третье время. Вперед смогли прорваться лишь пилоты непобедимого в том сезоне Williams – Ален Прост и Дэмон Хилл.
Но это событие, столь важное для Хаккинена, осталось в тени грандиозной новости: Айртон Сенна подписал контракт с Фрэнком Уильямсом и будущий сезон проведет в его "конюшне”. Все обсуждали различные варианты, возникавшие в результате этой сделки, одному лишь Мике, казалось, и дела до этого нет. "Я был чертовски самоуверен”, – вспоминает финн о тех временах.
После того как на старте прогревочного круга заглох двигатель на машине Хилла, Хаккинен оказался вторым. Правда, тут же его обогнали Алези и Сенна, но бразилец сошел, и у Мики появился отличный шанс впервые закончить Гран При Ф-1 на пьедестале. Но… на 33-м круге его McLaren врезался в отбойник.
Впрочем, первый успех не заставил себя долго ждать. На следующем Гран При в Японии в квалификации Хаккинен занял третье место, уступив лишь Сенне и Просту. Финишную черту он пересек также третьим, позади двух грандов. На церемонии награждения Мика стоял бок о бок с двумя великими чемпионами: на высшей ступеньке – Айртон Сенна, на второй – Ален Прост. Последняя гонка сезона проходила в Аделаиде. Айртон Сенна принес McLaren победу, до 1997 года остававшуюся последней в истории команды. С уходом "бразильского волшебника” от McLaren, казалось, ушла и удача.
Но для Хаккинена все складывалось просто отлично. Сезон-94 он начинал как первый номер команды. Ален Прост, севший было на зимних тестах за руль McLaren MP4/9, быстро понял, что новый мотор Peugeot V10 не готов к борьбе на высшем уровне. Напарником Хаккинена стал Мартин Брандл.
1994 год для команды выдался крайне тяжелым. Шесть финишей Хаккинена на пьедестале не спасли ситуации. Впервые за последние десять лет McLaren оказался за пределами первой тройки в Кубке конструкторов. Выводы последовали незамедлительно: новое шасси, новый двигатель, новый гонщик. И только Мика Хаккинен остался на своем месте. Хотя и потерял статус "первой скрипки”. Рон Деннис посчитал, что в его "оркестре” не хватает супер-звезды, и пригласил чемпиона мира 1992 года Найджела Мэнселла. Под располневшего Большого Найджа пришлось даже специально переделывать кокпит, из-за чего англичанин пропустил начало сезона. Увы, Мэнселл утратил не только стройность фигуры.
Найджел присоединяется к McLaren в Имоле. Спустя год после трагической гибели Сенны гонщики вновь вышли на трассу реконструированного автодрома. Перед стартом Хаккинен говорил: "У меня нет страха. Я не думаю о смерти”. Выжимая из нового двигателя Ilmor всю мощь, финн добрался до финиша пятым, опередив великого Найджела на целый круг. Следующий этап только подтвердил очевидный факт: лучшие годы Мэнселла остались позади. Может быть, поэтому его нервный комментарий после схода из-за поврежденной подвески никого не насторожил в команде: "Машину фактически невозможно пилотировать. Что-то категорически неправильно работает. И я не понимаю, что и почему. Я не доверяю автомобилю и не хочу угодить в серьезную аварию”. Лишь через полгода слова опытного гонщика вспомнят…


Крутой поворот


А тем временем Мика Хаккинен стал настоящим лидером команды. Похоже, что и Рон Деннис окончательно поверил в своего гонщика: "Мика готов работать сутками напролет. Его сила в решительности и сосредоточенности, он добровольно отказывается от очень многих, важных для молодого парня вещей, от которых другие отказаться не в состоянии. И готов ждать. Готов вообще не вылезать из кокпита, если так нужно команде. И вся команда, видя такую самоотдачу, ведет себя соответствующим образом”.
Тесты, тренировки, квалификации, гонки, снова тесты – нагрузка, которую выдержит не каждый. "Мы что-то изменяли, тестировали, пробовали в гонках – это не срабатывало. Мы снова шли по тому же кругу – и снова не то… Когда ты стараешься изо всех сил, а ничего не получается, это заставляет рвать жилы. Ты постоянно находишься на грани срыва, которую так легко переступить…” – вспоминает Мика.
В 1995 году Фортуна редко улыбалась финну. В Монце – о, чудо! – пятерка лидеров дружно сходит, и победа достается Джонни Херберту на Benetton Renault. Вслед за ним финиширует Хаккинен, отстав от англичанина на 17,7 секунды. Вторым пришел Хаккинен к финишу и в Японии, несмотря на то что приехал туда после операции по удалению аппендицита. Но вторые места уже не приносили удовлетворения финну. Японскую гонку Мика еще долго будет называть лучшей в своей карьере и… сожалеть, что не смог обогнать Williams Култхарда из-за того, что англичанин вылетел с трассы в момент обгона. "Испортил мне такое удовольствие!” – подначивал своего будущего партнера Мика. А в Монце незадолго до этого Хаккинен и вовсе заявил: "Я был очень близок к победе. Но я не хотел бы победить таким образом. Подожду еще немного. Моя первая победа не должна быть случайной!”
Похоже, Мика и в самом деле не страдал недостатком уверенности в своих силах, говоря о своей будущей победе, как о чем-то само собой разумеющемся. Между тем до первой победы было еще далеко. Более того, ее вообще могло не быть.
"Я ехал в Аделаиду с мыслями о будущем сезоне”, – вспоминает Хаккинен. Но день 10 ноября 1995 года едва не поставил на всех планах гонщика крест. Этот день для финского парня стал вторым днем рождения. Шла 13-я минута пятничной квалификации. McLaren номер восемь был на первом быстром круге. На входе в правый скоростной поворот Brewery Bend машина неожиданно вышла из-под контроля, правое переднее колесо подскочило, а заднее левое попало на бордюр. Мика рефлекторно вывернул руль влево, но это не помогло. Совершив полный оборот, машина на скорости около 200 км/ч ударилась в отбойник…
Авария произошла в нескольких метрах от дежурной медицинской бригады. Тут же к месту аварии подоспел Сид Уоткинс, главврач Ф-1. Сняв с гонщика шлем, врачи увидели, что пилот захлебывается собственной кровью. Счет шел на секунды. Медики сделали трахеотомию, когда гонщик еще находился в кокпите своего автомобиля. Рон Деннис вспоминал потом, что действия врачей были похожи на слаженную работу механиков на пит-стопе. Когда гонщик смог дышать самостоятельно, его извлекли из разбитого автомобиля и отправили в Королевский госпиталь Аделаиды. Жизнь финского пилота была вне опасности, но ему предстояло долгое и сложное выздоровление. Вопрос был не в том, сумеет ли Хаккинен продолжить спортивную карьеру, а в том, сможет ли он передвигаться без посторонней помощи.


Победа


Считается, что люди, возвращающиеся с того света, очень сильно меняются. Так произошло и с Хаккиненом. Он разом повзрослел, осмыслил ту цену, которую нужно заплатить за успех, осознал степень риска, через который надо перешагнуть на пути к победе. Теперь нужно было вернуться и победить.
Впервые после аварии Мика появился на закрытых тестах McLaren на автодроме "Поль Рикар” 5 февраля 1996 года. "Пока устраивался в кокпите, успел заметить, с каким напряжением следят за мной все члены команды. Я не испытывал страха, но очень волновался. Однако как только взвыл мотор, волнение сняло как рукой. Я вновь почувствовал уверенность в собственных силах”, – у этого парня железные нервы.
И вновь Гран При Австралии должен был сыграть особую роль в жизни Хаккинена. Первый этап нового сезона проходил там же, где закончился предыдущий, – на Зеленом континенте. Но не в Аделаиде, а на новой трассе в Мельбурне. В квалификации Мика занял пятое место, а гонку провел чрезвычайно уверенно и расчетливо, заработав два очка. Его новый партнер Дэвид Култхард, для сравнения, стартовал лишь 13-м и до финиша не добрался. Все наблюдатели в один голос отметили перемены в стиле пилотирования Хаккинена. Мика вел машину по трассе необычайно спокойно, что разительно отличалось от его прежнего "удалого” стиля. Теперь он не атаковал без оглядки на возможности автомобиля, а использовал именно те сильные стороны, которые имела его машина. В результате сезон 1996 года Мика закончил на пятом месте, имея в активе четыре пьедестала, одиннадцать финишей в очковой зоне при всего лишь трех сходах.
За вполне благополучным сезоном, казалось, вновь наступали трудные времена. В 1997 году McLaren потерял поддержку своего многолетнего спонсора – табачного гиганта Marlboro. Но на смену пришли деньги Mercedes-Benz и West, красно-белые машины стали серебристыми, и на первом же этапе в Австралии новоявленные "серебряные стрелы” показали свой потенциал. Победа, которую так долго ждали, пришла как-то неожиданно легко. Дэвид Култхард опередил Михаэля Шумахера на 20 секунд, а Мика Хаккинен закончил гонку на третьем месте. Уже на следующих этапах фавориты "опомнились”, и McLaren вновь откатился на ставшие уже привычными позиции в тени лидеров. Но победные перспективы вырисовывались уже достаточно четко.
По ходу сезона проблемы с двигателем, резиной, шасси, топливом не дали команде показать свою силу. За весь год обе машины добирались до финиша лишь шесть раз. И лишь заключительная гонка чемпионата на трассе в Хересе продемонстрировала, что в истории команды начинается новая страница. И открыл ее Мика Хаккинен. По иронии судьбы эта победа досталась ему… случайно. Можно сказать даже более чем случайно. Сначала в результате знаменитой стычки между Шумахером и Вильневом машины обоих лидеров чемпионата получают повреждения, а за два круга до финиша Култхард получает команду из боксов пропустить партнера по команде.
На пресс-конференции Хаккинен уже не говорил о том, что не хотел такой победы (Мика действительно изменился), но нервы у этого казавшегося таким флегматичным парня не выдержали, и он разрыдался. Успокоившись, он поблагодарил Дэвида и Жака за свою победу, а закончил общение с журналистами фразой, которую в тот момент многие посчитали дежурной: "Следующий сезон будет совсем другим”.


Соперник





Говорят, что победа ценится вдвойне, если ты смог одолеть достойного противника. Несмотря на "более чем случайную” победу Мики в Хересе, самым быстрым, перспективным и талантливым гонщиком в McLaren на начало 1998 года все считали Дэвида Култхарда. Все, кроме Рона Денниса. И первая же гонка сезона подтвердила это. Дэвид вновь послушно пропустил вперед Мику, пропустил, вероятнее всего, по "указанию свыше” (в историю о пари между двумя лихими парнями, решившими, что гонку "выиграет тот, кто первым войдет в первый поворот”, можно верить, а можно считать ее просто шуткой). Так начался триумфальный путь Мики Хаккинена (надо ли говорить, что произошло это в Австралии) к двум чемпионским титулам подряд. Впрочем, главным соперником финна на этом пути был вовсе не Култхард.
Для победы в чемпионате мира Ф-1 любому гонщику начиная с середины 90-х годов необходимо было победить одного человека – Михаэля Шумахера. Из года в год он сам и его команда, легендарная Ferrari, становились мощнее, надежнее, опытнее. Два сезона подряд победа ускользала из его рук в последний момент. Но после того как Renault прекратил поставку своих чудо-моторов команде Williams, казалось, что Scuderia не будет иметь особых проблем в наступающем сезоне. И тут совершенно неожиданно на пути к долгожданному успеху возник Хаккинен. Возможно, эта неожиданность, вкупе с вышеизложенными "случайностями” и тем, что Мика, в отличие от Михаэля, много лет был в тени, заставила кое-кого поначалу называть Хаккинена "случайным чемпионом”. Мол, если бы не McLaren… Но истина состоит в том, что выровнявшиеся технические возможности двух команд наконец позволили сойтись в единоборстве несомненно двум самым талантливым гонщикам поколения.
Впервые они встретились в 1984 году на чемпионате мира по картингу во Франции. Детали той первой гонки не сохранились даже в памяти у ее участников, остались лишь сухие строчки протокола: Михаэль Шумахер – победитель, Мика Хаккинен – сход. Через несколько лет они снова оказались в одной гоночной компании. В 1990 году Мика Хаккинен в одну калитку выиграл британскую Ф-3. Последняя гонка сезона проходила в Макао, куда съехались все лучшие гонщики из многих национальных серий. Это были большие смотрины, где каждый пилот пытался показать себя перед хозяевами "конюшен” "старших” Формул.
Хаккинен выиграл квалификацию и первый заезд. Во втором заезде для общей победы ему требовалось приехать на финиш хотя бы вторым. И все шло по намеченному плану: Мика уверенно приближался к общей победе, пропустив вперед Михаэля Шумахера. Не было никакой необходимости обгонять немца, но на последнем круге Хаккинен все-таки не удержался и попытался обойти впереди идущую машину. Злые языки утверждали, что Шумахер уже в то время не любил кого-либо пропускать. В очередном вираже Михаэль слишком широко зашел в поворот, и финн тут же воспользовался этой ошибкой. То, что произошло потом, оба гонщика описывают по-разному. "Благодаря большей скорости я легко проходил его, – вспоминает Хаккинен. – Но долей секунды позже он изменил траекторию движения и подрезал меня, произошло касание, я потерял передний спойлер и улетел в стенку”. У Шумахера свое мнение на этот счет: "Я думаю, надо быть сумасшедшим, чтобы атаковать в таком месте. Глупо так рисковать”.
Далее их пути долго не пересекались. Звезда Шумахера сияла высоко, в жизни Хаккинена и его команды одна черная полоса сменяла другую. Немец и финн гонялись на одних трассах, но словно в разных измерениях. И лишь в сезоне-98 Мика вдруг "материализовался” в Формуле Михаэля Шумахера. И Ferrari, и McLaren подготовили к чемпионату отличные машины. Может, Ferrari F300 и уступала McLaren MP4/13 в скорости, но только не в надежности. К последней гонке сезона на японской "Сузуке” у Хаккинена насчитывалось три незаконченных гонки. Шумахер лишь два раза досрочно сошел с дистанции. Преимущество финна, достигавшее 22 очков, сократилось до того минимума, что отделяет победителя этапа от второго места. Но с таким нетерпением ожидавшаяся дуэль не получилась. Ferrari Михаэля замерла на старте прогревочного круга. Еще одна случайность, которая подарила Хаккинену его первый чемпионский титул?
Защитить титул труднее, чем его выиграть. Тем более что шасси MP4/14 в 1999 году уже не отличалось той надежностью, что была присуща его предшественнику. А конкуренты из итальянской "конюшни” получили, наконец, автомобиль, ни в чем не уступающий McLaren. И снова все решалось в последней гонке сезона. Только положение в чемпионате выглядело зеркальным отражением того, что сложилось в прошлом сезоне. Теперь уже Хаккинен находился в роли догоняющего. Те же четыре очка имел в запасе другой гонщик Ferrari – Эдди Ирвайн. Перед Хаккиненом на старте опять стоял Михаэль Шумахер. И Мика вновь пошел вперед. Со старта он чисто проходит немецкого пилота, финиширует первым и становится двукратным чемпионом Ф-1. Впрочем, любители поговорить о роли случая в судьбе финского гонщика вновь пожимали плечами: мол, если бы не травма Шумахера в середине сезона… Что ж, нам остается только согласиться с ними: случай не раз играл важную роль в жизни Мики Хаккинена. Но далеко не всегда этот случай был счастливым. Ибо главный соперник в жизни каждого человека – это его судьба.


Что дальше?

После той победы Мика сильно изменился. Нет, он не перестал быть хорошим парнем, по-прежнему бешено работал на тестах, показывал отменные результаты. Не было даже намека на звездную болезнь. Но все-таки он стал чуть-чуть другим. А в "больших гонках” мелочей нет. Пропала жажда борьбы за каждое очко, ему уже ничего и никому не требовалось доказывать. Он вошел в когорту великих чемпионов. Да и гонки для McLaren вновь превращались в сущее наказание. Опять бороться приходилось не с соперниками, а с собственной машиной. К середине чемпионата 2000 года Мика отставал от лидирующего Шумахера на 24 очка. Тогда впервые и прозвучало это слово – отпуск.
Пока лишь кратковременный, между двумя Гран При. Небольшие каникулы пошли гонщику на пользу. Его результаты улучшились, в какой-то момент он даже опередил Михаэля в общем зачете. Но… чемпионат выиграл тот, кто выиграл. Сезон-01 начался для McLaren не лучше. И Мика решил – пора взять паузу.
Кто знает, что повлияло на окончательное решение гонщика: рождение ребенка, очередная авария, в которую он угодил в начале сезона-2001 по странной случайности вновь в Австралии. Или трагическая смерть Микеле Альборето и тяжелая травма Алекса Занарди, с которыми Мика провел не один сезон в Формуле-1. Важно само решение. И то, что Мика не сказал: "Прощайте”. Он всего лишь взял отпуск.


История Ф-1 знает примеры, когда чемпионы возвращались после небольшого перерыва. Два самых ярких – это Ники Лауда и Ален Прост. Австриец, став в 1977 году двукратным чемпионом мира, перешел из Ferrari в Brabham. Но четвертое место в чемпионате-78 и лишь 14-е годом позже подтолкнули Лауду к решению уйти из гонок. Однако в 82-м новый босс McLaren Рон Деннис уговорил Ники вернуться. В 84-м Лауда стал чемпионом мира в третий раз, а через год окончательно завершил карьеру. Ален Прост, будучи трехкратным чемпионом мира (1985–1986, 1989, McLaren), в 1991 году со скандалом покидает Ferrari, когда до окончания чемпионата остается последний этап. Все вакансии в топ-командах на следующий год уже заняты, и француз потерял целый сезон. Вернувшись в 1993 году, Прост легко выигрывает свой четвертый чемпионский титул за рулем Williams. После чего уходит совсем. Обратным примером служит Найджел Мэнселл. После выигранного в 1992 году чемпионата англичанин перешел в серию CART, где также добился успеха. Но его попытки вернуться в Ф-1 потерпели фиаско. В 1994 году он провел четыре гонки за Williams и даже одну из них выиграл. Но затем был странный сезон-95 в McLaren, после которого уже никто не воспринимал Мэнселла как серьезного гонщика.
Куда заведет Мику Хаккинена его жизненная дорога, которая не раз делала неожиданные повороты? Найдется ли через год место для финского гонщика в McLaren – команде, с которой он сроднился? А если нет, найдется ли для него другая команда? А главное, возникнет ли у самого Мики желание вернуться? Вероятно, в 2002 году мы еще не раз будем задаваться этими вопросами.

Дмитрий Ситник

Журнал "Формула-1" январь, 2002



Знаете ли Вы что...