Безбашенный ураган
Дабы не быть голословным, пройдемся по гонкам прошедшего сезона (сезона-2001) и посмотрим, каковы же последствия "колумбийского урагана", длившегося почти год. Итак, дебютная гонка в Австралии не дала никаких оснований называть Хуана-Пабло "новой звездой". Заняв по результатам квалификации 11-е место, колумбиец практически сразу же после старта (который он впервые после долгого перерыва принимал с места) вылетел на обочину, затем, вернувшись, вышвырнул на последнее место Jaguar Эдди Ирвайна, а закончил гонку на 40-м круге из-за... естественно, сгоревшего двигателя. Впрочем, по итогам первой гонки это можно было списать на некоторую неготовность моторов BMW к сезону-2001, тем более, что к моменту своего схода Монтойя шел уже третьим.
Но и в Малайзии особого улучшения не последовало. Гран При превратился для колумбийца в сущий кошмар - последнее (!) место на пятничной тренировке, 13-е на субботней, довольно приличное 6-е на квалификации, но затем - отказавшийся уйти на прогревочный круг болид и лишь 21-е место на старте. Ко всему этому внезапно начавшийся ливень смыл Монтойю с трассы уже на третьем круге - как, впрочем, и нескольких других пилотов.
Монтойя лидирует в Бразилии Столкновение с Ферстаппеном |
Гран При Бразилии, наконец, дал пищу поклонникам Монтойи кричать "Ура!" и бросать в воздух что попало. Колумбиец занял прекрасную четвертую позицию на старте, а после рестарта, вызванного столкновением Ральфа Шумахера и Баррикелло, в агрессивном стиле обогнал Михаэля Шумахера и впервые вышел в лидеры Гран При - вероятно, здесь не последнюю роль сыграла многолетняя привычка Хуана-Пабло стартовать с ходу. Однако и эту гонку закончить не удалось - на 38-м круге Йос Ферстаппен, только что обойденный Монтойей на круг, на торможении въехал в задний спойлер Williams и поставил точку на успешном выступлении Хуана-Пабло на родном континенте.
Этот инцидент можно трактовать по-разному; в частности, многие утверждают, что в любом ДТП виноват тот, кто ехал сзади и не держал дистанцию. Однако, вспомните, часто ли круговой умудрялся въехать в более быстрого гонщика? Не припоминаете? То-то...
Смотрим дальше. Гран При Сан-Марино - седьмое место на старте и сход за 15 кругов до финиша из-за проблем с двигателем (ха-ха! А с чем же еще?). Гран При Испании - в пятой гонке сезона мы наконец-то финишировали, причем сразу на подиуме. Впрочем, если вспомнить о заглохшем на старте Култхарде, сошедшем Ральфе и сгоревшем за километр до финиша Хаккинене, то можно предположить, что не будь этих подарков, речь шла бы не о подиуме, а просто о зачетной шестерке.
Гран При Австрии стал бенефисом упрямства и торжеством тупости нашего героя. Уже начиная с 11-го круга он упорно отбивает все атаки наседающего сзади Михаэля Шумахера. Еще через пять кругов Шумми, казалось бы, удается пройти соперника, однако тот явно провоцирует столкновение и, чтобы избежать его, оба пилота вынуждены оказаться в гравии. В итоге Михаэль, благодаря "помощи" Баррикелло, все же финиширует вторым, а Монтойя привычно сходит - на этот раз, ради разнообразия, проблемы настигли гидравлическую систему.
Дальнейшие события не добавили колумбийцу популярности. Разбитый уже на третьем круге болид в Монако, скандал с Жаком Вильневым в Канаде, едва не закончившийся дракой - это не то, чем стоило бы гордиться. Да сама канадская гонка была проведена Хуаном-Пабло в уже ставшем привычным стиле: стартовав с 10-й позиции, колумбиец на 20-м круге не удержался на траектории, влетел в печально известную "стену чемпионов" и, отскочив от нее, за компанию вынес с трассы еще и не успевшего увернуться Баррикелло.
Все это выглядело вовсе не оптимистично, и Фрэнк Уильямс разразился гневной тирадой, суть которой сводилась к тому, что место в команде еще никому не было гарантировано, а при таких результатах несложно и обратно в колумбийские пампасы улететь. Даже отец самого Хуана-Пабло высказался в том смысле, что его отпрыску следовало бы ездить, мягко говоря, поосторожнее. Дескать, "не нужно гонять быстрее, чем летает твой ангел-хранитель".
После подобных отповедей "ураган" чуток поутих, и даже приехал вторым на Гран При Европы, проведя его на удивление спокойно и расчетливо. Однако уже следующий Гран При, французский, заканчивается привычно: сход на 52-м круге из-за взрыва мотора. Как это ни смешно, но ко взаимной нелюбви Монтойи и двигателей BMW уже начали привыкать, поэтому даже поул, завоеванный в Хоккенхайме впервые в карьере, не заставила скептиков разувериться в этих "теплых и дружеских" отношениях.
Скептики оказались правы, Гран При Германии завершился так же, как и французский - сходом из-за отказа мотора, только не на 52-м, а на 25-м круге. Правда, между ними был и еще один Гран При - Сильверстоун - однако четвертое место Монтойи, завоеванное там, вписывалось в закономерность, как и любое исключение из правила.
Финиш разочаровывающей гонки в Венгрии |
В Венгрии Хуан-Пабло впервые финишировал не в очковой зоне - вот и все, что можно сказать о том Гран При. Даже сам Монтойя назвал его "гонкой, о которой хочется побыстрее забыть". А вот Бельгию, пожалуй, забыть будет не так-то просто. Сначала отказ мотора на прогревочном круге, последовавший за ним старт с последнего места, потом остановка гонки, рестарт и снова проблемы с двигателем буквально через круг после оного! Два отказа в течение одной гонки - такое не каждому дано учудить, для этого "талант нужон".
Теперь должно последовать уже заезженное описание итальянского триумфа, за ним очередной сход в Индианаполисе (можно, я не напишу, по какой причине - вы и сами догадаетесь) и добавить пару слов о ГП Японии. Однако, после стольких сказанных слов, останавливаться на них подробно смысла нет. Так что - сразу к итогам.
Итак, в семнадцати гонках сезона - 3 поула, 5 финишей (из них 4 "в очках"), 3 подиума, 1 победа, 25 очков. С другой стороны - 11 сходов, из которых 6 по техническим причинам (в пяти случаях это моторы), 3 вылета и 2 столкновения. Хорошо это или плохо?
Если бы мы говорили о гонщике Arrows или даже Jordan, я бы сказал: "Хорошо". Но ведь речь идет о пилоте, который имеет в руках один из лучших болидов 2001 года; о пилоте, за спиной которого однозначно лучший в этом сезоне двигатель; о пилоте, который выигрывал Indy 500 и чемпионат серии CART; наконец, о пилоте, напарник которого за те же 17 гонок победил трижды, а очков набрал почти что вдвое больше - 48!
Нет уж, господа, по-моему это плохо. По-моему, в случае с Монтойей мы имеем классический пример поговорки "сила (в данном случае скорость) есть - ума не надо". Да, колумбиец, что называется, "скоростник", то есть талантливый пилот, умеющий быстро пройти один круг - к примеру, на квалификации. Косвенно это подтверждают и три поул-позишн, завоеванные Хуаном-Пабло. А вот распределить свои силы на полную гоночную дистанцию - это мы не умеем, это для нас слишком сложно. Чего стоят только его 11 сходов в 17 гонках - это же рекордный в пелетоне показатель! Даже Тарсо Маркеш на Minardi не добрался до финиша всего пять раз! Что уж говорить о Жане Алези, который, проведя сезон на таких не очень-то надежных машинах, как Prost и Jordan, сошел с трассы всего лишь раз! А тут, за рулем BMW Williams... эх! Чего же стоит после этого хорошая скорость на одном-единственном квалификационном круге? Да ни гроша, или какая там в Колумбии разменная монета - песо, что ли.
Так что до тех пор, пока "колумбийский ураган" не научится соразмерять свои буйные силы с реалиями трехсоткилометровых дистанций, пока он не придумает, как бы ему поберечь моторы и резину, пока он не сумеет управлять болидом не только при помощи рук и ног, но и при непосредственном участии мозгов, я не поверю в рассказы о "новой звезде уровня Михаэля Шумахера". Не поверю, и вам не советуюю
Журнал ProFormula