Человек имевший мечту

Однако иметь мечту это одно, а воплотить ее в жизнь – совсем другое. И лишь в четырнадцать лет Роланд впервые попал в Зальцбургский картинговый клуб. Но несмотря на значительную разницу в возрасте – Роланду иногда приходилось соревноваться с ребятами, едва ли не вдвое младше него – ему понадобилось всего два года, что бы получить приглашение в Формулу-Ford. Казалось, дело сдвинулось с мертвой точки, и еще через годик-другой Роланд поднимется еще выше по иерархической лестнице чемпионатов. На деле же все оказалось гораздо сложнее. Не то что бы у австрийца не хватало гоночных талантов для рывка вперед, нет, скорее все дело было в том, что он поздновато пришел в автогонки. В то время как некоторые будущие пилоты садились за руль раньше, чем шли в первый класс, постепенно постигая все азы гоночного мастерства, Роланд пытался двигаться ускоренными темпами. В определенном смысле это не вызывало позитивных эмоций у тим-менеджеров из той же Ф3, например, - кто же доверит машину парню у которого за плечами всего ничего гоночного опыта
![]() ![]() |
Вот и пришлось Ратценбергеру сидеть Формуле-Ford целых семь лет, выиграв за это время изрядное количество гонок всех мастей и видов. Впрочем, действительно важную роль для него сыграла одна – Фестиваль Формулу-Ford 1600 в Брэндс-Хетч, на котором он продемонстрировал такой класс езды, что сразу же получил массу предложений из различных серий. Как говориться: «то пусто, то густо».
Удача заложила свой фирменный вираж, предоставив Роланду шанс проявит себя. Надо сказать, Она еще не раз и не два играла свою роль в последующей жизни Ратценбергера, достаточно побросав его по миру, а в итоге - покинула в повороте Villeneuve. Но тогда, стоя на верхней ступени подиума в Брэндс-Хетч, Роланд не думал о будущем и не знал, чем обернется его детское увлечение автогонками. А если бы и знал? Абсолютно не факт, что он отказался бы от продолжения карьеры…
В следующем, 1987 году, ему предстояло выступить сразу в трех гоночных сериях: Британской Ф3, Евросерии Ф3 и в WTCC. И во всех чемпионатах он сумел произвести фурор. Еще бы, 25-летний гонщик, неожиданно поздно начавший карьеру и откатавший только в Формуле-Ford, сходу преодолел все препятствия и оставил позади многих, потенциально более талантливых соперников. За две гонки на Нюрбургринге, в рамках Евро Ф3, он дважды всходил на подиум, успев постоять на двух верхних его ступенях. Результативные выступления в Ф3 он перемежал с удачными стартами в «кузовах». Выступая на BMW в качестве заводского пилота, он дважды по ходу сезона был в шаге от победы в гонке, закончив этапы в Хараме и Дижоне на второй позиции. Самым неудачным в том году для него стал чемпионат британской Ф3, где он при плотнейшей конкуренции занял 12 место в общем зачете (в Евро Ф3 он пятый по итогам сезона, а в WTCC – десятый).
Однако, несмотря на очевидные успехи, в планы Роланда не входило растягивать удовльствие - он спешит дальше. Он рассчитывает как можно скорее воплотить в жизнь свою мечту детства – стать пилотом Формулы-1. Ратценбергер понимает, что его годы постепенно уходят, а он пока еще только начал делать шаги в направлении заветной цели. Он всеми силами стремился подняться еще выше, например, став пилотом новообразованного чемпионата мира Ф3000, но в силу определенных обстоятельств он еще год вынужден провести в Британии.
В межсезонье Роланд вел переговоры с боссами различных команд мировой Ф3000, пытаясь пробиться поближе к Ф1, но в итоге вынужден был подписать контракт с командой Spirit Motorsport, выступавшей в британском чемпионате Ф3000. Отчасти сложности австрийского гонщика были вызваны такими актуальными ныне причинами - отсутствием спонсоров, а отчасти еще и тем, что некоторые хозяева команд не желали рисковать, и сажать в кокпит столь возрастного пилота.
Однако волна отказов не смутила Роланда и он бросился в бой, переполняемый стремлением доказать всем и каждому, что он чего-то стоит. Уже на первом этапе в Брэндс-Хетч он всего на 10 секунд отстал от победителя Эндрю Гилберт-Скотта. Затем были еще пять подиумов, четыре поула, четыре быстрейших круга и одна долгожданная победа в Донингтоне, где он сотворил хетт-трик из поула, победы и быстрейшего круга, привезя попутно ближайшему сопернику 44 секунды. Чемпионат он закончил на третьем месте, проиграв только Гари Брэбему и Эндрю Гилберт-Скотту.
Казалось, вот теперь то уж точно он окажется в Ф1, на худой конец - у ее порога, но нехватка денег и избыток лет опять сыграли с ним злую шутку. Его кандидатура никого не заинтересовала, и Ратценбергер, обидевшись на все и вся, покинул Старый Свет, и в поисках лучшей жизни подался в Страну Восходящего Солнца. В то время автоспортивный мир Японии представлял из себя настоящую Мекку для европейской молодежи. Чемпионаты японские, в отличие от британских, не были переполнены молодыми талантами, а зарплаты были на порядок выше. Это привело в Японию массу западных пилотов, которые впоследствии составили элиту мирового автоспорта. В начале 90-х в различных гоночных сериях там выступало целое созвездие талантов: Эдди Ирвайн, Жак Вильнев, Мика Сало, Хайнц-Харальд Френтцен.
Роланд был тепло принят в Японии, как владельцами, так и гонщиками. Неожиданно для него самого его талант получил заслуженное признание. Там же он сдружился с Микой Сало, на квартире у которого жил одно время. Каждый новый сезон в Японии Роланд начинал с того, что обещал себе по его окончании перейти в Ф1, и каждый раз вынужден был остаться. Ему удалось восстановить отношения с BMW, выступая за их команду в японском «туринговом» чемпионате, завязать дружбу с боссами из Toyota, четыре года представляя их марку на трасах чемпионата спортивных автомобилей на островах.
Дружба с Toyota привела к тому, что ему предложили защищать цвета марки в ЛеМане. Поездки во Францию в 1992 и 1993 годах закончились соответственно 9-м и 5-м местами. Все окружающие были несказанно довольны, но Роланд хотел большего – он неумолимо продолжал думать о Ф1.
Еще в 1991 году у него был шанс сеть за руль болида Ф1. Эдди Джордан как раз организовывал свою команду, и поначалу не мог определиться с пилотским составом. Между делом одно из мест было предложено Ратценбергеру, но ирландец, не скрывая своего восхищения талантами Роланда, попросил у него 3 миллиона долларов. Гонщик вынужден был отказаться – у него их просто не было. Разозленный неудачей и корыстностью боссов команд он решил еще раз переехать через океан, что бы на этот раз попытать счастья в американской серии СART.
![]() |
Поездка была организованна компанией Lola, поставлявшей шасси в Америку. В руководстве компании посчитали, что ей нужен толковый тестер непосредственно в США. Уже на первых же тестах в Лагуна-Секе Роланд «перекрыл» время, показанное Марио Андретти, произведя на всех неизгладимое впечатление. Но дальше впечатления дело не пошло – два года он тестировал болиды на американских просторах, но ни одного сколько-нибудь серьезного приглашения так и не получил.
И вдруг, когда казалось, что он навсегда обречен остаться в Японии, в его квартире раздался банальный телефонный звонок, который самым коренным образом изменил жизнь Ратценбергера. Звонили не из офиса команды Stellar, за которую он тогда выступал, и не из соседнего бара, где он часто проводил свободное время, звонили из Монако. Его покой был потревожен Барбарой Белау – спортивным менеджером, звонившей узнать, не согласится ли Роланд занять место в новой команде Формулы-1! Еще бы, он выпалил свое согласие, собрал вещи и с завидной скоростью уволился отовсюду. Его ждала новая жизнь!
Команда Simtek, правда, оказалась не пределом мечтаний – Ник Вирт, считавшийся одно время гением Ф1, на этот раз не сподобился на удачное шасси, да и клиентский Ford оставлял желать лучшего – но это был болид Ф1. Роланд был счастлив как ребенок, получивший долгожданную игрушку. Его не пугали ни проблемы с машиной, ни сомнительные перспективы команды, ни даже то, что его контракт был подписан всего на пять гонок (деньги на остальные он намеревался заработать в процессе выступлений).
Первая гонка сезона 1994 года прошла без него, болид все-таки был еще слабоват, что бы на нем можно был пройти квалификацию на Интерлагосе. После событий в Имоле некоторое время было модно рассуждать, было ли это предупреждением судьбы или нет. Может, и в самом деле было. Но тогда, стоя на бразильской трассе, Роланд не думал ни о судьбе, ни о фатуме, он вообще не думал ни о чем, кроме гонок. Чрез две недели в японской Аиде, на трассе, которую он знал, как свои пять пальцев, и мог проехать с закрытыми глазами, Роланд закончил гонку 11-м. Казалось это триумф, дальше все пойдет как оп маслу. На третий этап сезона, проходивший в Имоле, Роланд оправлялся полный радужных надежд. Удача еще улыбалась ему, когда он пошел на свой квалификационный круг, он знал, что сумеет проехать по этой трассе быстро, очень быстро.
![]() |
Легкий шелест крыльев Удачи, покинувшей его, был заглушен треском ломающегося углепластика. Переднее антикрыло, призванное выдерживать сумасшедшие нагрузки сломалось в самый неподходящий момент - перед скоростным поворотом Villeneuve. Машину на огромной скорости ударило об стену и по инерции протащило еще несколько сот метров. Телекамеры, до этого равнодушно наблюдавшие за его квалификационным кругом, теперь уставились в него своими всевидящими глазами. Все ждали, но гонщик не шевелился, его голова безжизненно опустилась на грудь. Прибывшие спустя мгновения врачи, могли только констатировать мгновенную смерть от перелома шейных позвонков – такого удара не смог бы выдержать никто…
Так человек, живший мечтой, посвятивший всего себя без остатка ее достижению, и, наконец, получивший ее, в итоге, был своею же мечтой и убит – неумолимая логика слепого случая.
P.S. Спустя несколько лет Мика Сало назвал сына в честь своего друга – Макс Юки Роланд.
Журнал ProFormula